Ученический коллектив и его воздействие на личность учащегося 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ученический коллектив и его воздействие на личность учащегося



После революции перед советской образовательной системой встала задача воспитания нового человека. Для ее решения нужны были новые формы воспитания. Советская педагогика использовала марксистскую идею воспитания личности в коллективе.
Основываясь на марксистско-ленинском учении о коллективе, советская педагогика разработала пути организации коллектива, процесс его формирования, условия воздействия коллектива на личность и ряд других вопросов. Наиболее подробно и глубоко вопросы теории коллектива разработаны в трудах Н. К. Крупской, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко.
Н. К. Крупская дала педагогическое обоснование детского коллектива как могучего фактора коммунистического воспитания. Она призывала педагогов научить детей жить и работать в коллективе. В своих многочисленных выступлениях и статьях Крупская раскрыла основы и конкретные пути формирования детского коллектива.
Идеи, развитые Н. К. Крупской, были успешно реализованы в деятельности возникших в первые годы Советской власти школ-коммун и детских трудовых колоний.
Одна из первых школ-коммун (1919) входила в состав Первой опытной станции по народному образованию. С. Т. Шацкий потратил много сил и труда для организации детей руководимой им школы в дружный коллектив, призывал педагогов глубоко изучать длительно существующие детские коллективы, подчеркнул значение свободной активности детей для развития личности каждого ребенка. Опыт этих учреждений был широко использован не только в пашей стране, но и далеко за ее пределами.
В это же время вместе с другими педагогами значительный вклад в разработку теории коллектива внес А. С. Макаренко. Опыт учреждений, руководимых С. Т. Шацким, А. С. Макаренко и другими педагогами, рассматривается в современной педагогической литературе как эксперимент, намного опередивший в то время практику воспитания.
Исходя из учения классиков марксизма-ленинизма, А. С. Макаренко доказал, что «никакой метод не может быть выведен из представления о паре: учитель плюс ученик, а может быть выведен только из общего представления об организации школы и коллектива».
Коллектив — это группа людей (детей или взрослых), являющихся частью общества, объединенная общей целью совместной деятельности, подчиненной целям общества.
В социалистическом обществе коллектив выполняет по отношению к личности следующие функции: 1) включает ее в высокоэффективную общественно полезную деятельность; 2) вовлекает в общественно-политическую жизнь общества, привлекает к участию в управлении им; 3) осуществляет коммунистическое воспитание и (в отдельных случаях) перевоспитание личности.
Раскрывая воспитательную функцию коллектива, А. С. Макаренко неоднократно подчеркивал важность объединения коллектива детей в деятельности, полезной обществу.
Образно называя коллектив социальным организмом, А. С. Макаренко стремился подчеркнуть монолитность советских воспитательных коллективов, богатство и содержательность их жизни. Как и любом живом организм, коллектив, по мысли А. С. Макаренко, не может стоять на месте, он постоянно развивается и оказывает сильное влияние па формирование личности каждого члена коллектива.
Важным признаком коллектива А. С. Макаренко считал наличие полномочных органов. Они руководят коллективом, организуют его жизнь. Но и этого недостаточно. Коллектив будет непрочным, если в нем не установились отношения взаимозависимости и взаимной ответственности. Актив, обладая полномочиями, должен быть ответственным перед коллективом, а каждый член коллектива должен, в свою очередь, быть связан с коллективом в целом, отвечать перед ним и органами коллектива за свои действия и поступки.
Одним из признаков коллектива является, как считал А. С. Макаренко, правильная взаимосвязь и соотношение первичного и общешкольного коллектива. Первичными коллективами в учреждениях А. С. Макаренко были отряды. В них члены коллектива оказываются в постоянном, дружеском, бытовом и идеологическом объединении. Этот первичный коллектив должен быть тесно связан с жизнью всего коллектива школы. Его жизнь и работа должны быть наполнены общим глубоким содержанием, отражать главные направления деятельности всего коллектива.
Общешкольный коллектив выполняет важные функции. Через него, отмечал А. С. Макаренко, первичный коллектив, а значит, и каждый школьник будут связаны с обществом. Общий коллектив является важнейшим звеном вовлечения учащихся в общественно-политическую жизнь страны. Ослабление связей первичных коллективов с общими может привести к их замыканию и ослаблению влияния коллектива на личность.
Такой коллектив, по меткому замечанию А. С. Макаренко, может стать «замечательной творящей, строгой, точной и знающей силой». Создание такого коллектива — не мгновенный, а длительный процесс, «Но когда такой коллектив создан, — писал А. С. Макаренко,— тогда нужно его беречь, и тогда весь воспитательный процесс проходит очень легко».
Глубокая разработка марксистско-ленинской идеи воспитания личности в коллективе, ее реализация в практике воспитательной работы с детьми и молодежью позволили распространить ее на воспитание различных групп населения. Идея воспитания личности в коллективе получила теперь конституционное закрепление. В Конституции СССР подчеркивается, что трудовые коллективы способствуют укреплению трудовой дисциплины, воспитывают своих членов в духе коммунистической нравственности, заботятся о повышении их политической сознательности, культуры, профессиональной квалификации. Это обязывает школу и дальше совершенствовать воспитательную работу. Каждая школа, каждый класс должны обладать признаками высокоорганизованных коллективов. Учителя и воспитатели призваны направлять и совершенствовать деятельность коллективов, а важнейшей задачей теории воспитания является дальнейшая разработка условий формирования личности в коллективе.

МЕСТО НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УЧЕНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

В начальных классах учителя стремятся воспитать у детей умение жить в коллективе: приучают соблюдать порядок во время уроков, чтобы не мешать своим товарищам в работе, разъясняют, что хорошая учеба каждого ученика — дело чести всего класса. Уже в этих классах учителя дают детям временные и постоянные поручения.
Положение коллектива начальных классов зависит от того, входят ли они в состав восьмилетней, средней школы или являются самостоятельным коллективом.
Связь коллективов начальных классов с общешкольным коллективом осуществляется в процессе совместной деятельности, в общественно полезном труде, благодаря шефству пионеров и комсомольцев. Октябрят приглашают в качестве гостей на пионерские сборы в шефствующие пионерские отряды, а они, в свою очередь, готовят для этих сборов номера художественной самодеятельности, подарки.
Учащиеся III класса — пионеры. Их связь с общешкольным коллективом осуществляется через пионерскую дружину и тех учащихся, которые избираются в состав руководящих пионерских органов. Отряды третьеклассников являются активными участниками всех общедружинных мероприятий: сборов, линеек, трудовых дел, подготовки к праздникам.
По-иному складываются отношения между классами в малокомплектной школе. Наполняемость таких школ небольшая. Если в школе менее 20 учеников, то учитель ведет работу один со всеми классами.
Комплектование классов в малокомплектных школах строится по-разному в зависимости от контингента учащихся. Система одновременного обучения учащихся на уроках создает условия для развития самостоятельности и активности. Этому же способствует и повседневная связь между старшими и младшими школьниками. При такой организации труда ученики III класса легко и естественно осознают себя ответственными за своих младших товарищей. Учитель имеете с вожатым помогает организовать шефство старших над младшими, опирается на пионеров в работе по организации детского коллектива, приучает пионеров нести ответственность за деятельность октябрят, советуется с активом по всем наиболее важным вопросам жизни школы.
Устанавливается тесная связь между октябрятами и пионерами. Она проявляется во всем: старшие проверяют работу младших, в повседневном общении учат их лучше выполнять свои разнообразные обязанности, помогают дежурить по школе, следить за санитарным состоянием школы.

ПУТИ СПЛОЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА УЧАЩИХСЯ

Приступая к сплочению коллектива, учитель прежде всего должен знать, каким путем он может решить эту задачу. Этот вопрос был разработан А. С. Макаренко и проверен практикой работы многих школ.
Детский коллектив создастся в процессе общей деятельности, общего труда. Планируя работу коллектива, учителю приходится думать над тем, как увлечь общей деятельностью детей. А для этого очень важно учитывать их интересы. Деятельность увлекает школьников и сплачивает их, если учителю удалось вовлечь в нее всех школьников. Учебный труд как вид деятельности детей может оказать при правильной его организации благотворное влияние на сплочение коллектива. Но наряду с учебой необходимо вовлечь детей в другие виды деятельности и добиться прочных коллективных связей между учащимися.
Не менее важное значение имеет такая организация деятельности коллектива, при которой каждый ребенок становится ее активным участником. Участие каждого в общем деле усиливает принадлежность к коллективу и вызывает стремление активно действовать вместе с ним. Возникновение таких чувств — важнейшее условие формирования личности школьника.
Четко организованная, до деталей продуманная педагогом жизнь коллектива, его общая деятельность — это кузница характера нового человека, коллективиста, творца.
Важным путем сплочения коллектива является наличие у него общей цели. А. С. Макаренко подчеркивал, что если перед коллективом нет цели, то нельзя найти способ его организации. Постановка цели перед коллективом, организация завтрашней радости для детей не такое простое дело, как может показаться на первый взгляд.
Перспективы могут быть ближними, средними и дальними. Ближняя перспектива — завтрашняя радость. В работе со школьниками младших классов обычно широко используют ближние перспективы: увлекательную совместную прогулку, поход, коллективное посещение театра, сбор, вечер. Такие перспективы воспринимаются как интересные события почти всеми школьниками и вызывают у них радостные переживания.
Однако это не значит, что ближняя перспектива должна быть обязательно развлекательной. Для ее осуществления надо предусмотреть пусть небольшую, но совместную деятельность. По мере развития коллектива характер перспектив меняется, они становятся более отдаленными по времени и богатыми по содержанию.
При всех условиях необходимо воодушевить перспективой всех учащихся, заинтересовать их, добиться того, чтобы эта цель была обязательно достигнута. Только при этом условии работа по осуществлению перспектив приведет к росту коллектива и развитию личности. А перспективы могут быть осуществлены лишь в том случае, если воспитатели определят их с учетом зрелости коллектива.
Учителя одной школы, задавшись целью сплотить учащихся в дружный коллектив, выдвинули перед ним цель — украсить школу. Учащиеся с интересом занимались этой работой. Это была первая коллективная цель. Коллектив лишь зарождался. А после этого перед учащимися сразу была поставлена цель — добиться полной успеваемости.
Достижение этой цели для зарождавшегося коллектива было делом невозможным, непосильным, и он не смог ее осуществить, хотя успеваемость в школе значительно повысилась.
В данном случае можно было поставить перед коллективом ряд промежуточных, вполне осуществимых и вместе с тем очень важных для достижения высокой успеваемости целей: добиться от всех учащихся опрятного внешнего вида, гармонирующего с обстановкой школы, примерного поведения в общественных местах и на улице. Ставить перед коллективом недостижимые для него цели — значит подрывать у него веру в свои силы.
А. С. Макаренко сформулировал закон движения коллектива. Источником этого движения он считал завтрашнюю радость, к которой стремятся воспитанники. Он рекомендовал начинать с постановки интересных, привлекательных для детей перспектив.
Коллектив сплачивается при наличии хорошо организованного и подготовленного актива. Актив — ядро коллектива, верная опора педагога в руководстве коллективом. А. С. Макаренко стремился всемерно развивать самостоятельность актива, считался с ним в своей работе, добивался того, чтобы актив был облечен большими полномочиями в сочетании с высокой ответственностью перед коллективом.
Важным путем сплочения коллектива является накопление положительных традиций. Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция, утверждал А. С. Макаренко. В руководимых им воспитательных учреждениях культивировались и бережно сохранялись яркие, красочные традиции, которые объединяли коллектив коммунаров. Интересные традиции сложились во многих школах: последний звонок, праздничные дни рождения школы, спортивные праздники.
Коллектив находится в постоянном движении, изменении, развитии. А. С. Макаренко считал движение формой жизни коллектива, источником влияния коллектива на личность.
Формирование коллектива — это сложный и довольно длительный процесс. Условно его можно подразделить на три стадии. В основу деления процесса развития коллектива по стадиям берется отношение воспитанников к педагогическим требованиям.
На первой стадии педагог имеет дело с классом, который пока не может быть назван коллективом. Ростки коллективизма могут сложиться лишь в результате большой, напряженной работы воспитателя. На этой стадии дисциплина и порядок в классе или школе соблюдаются на основе требований воспитателей.
Вторая стадия начинается тогда, когда созданы органы коллектива и они включаются в работу, активно поддерживая требования педагога.
На третьей стадии требования к личности предъявляет весь коллектив. Высшим этапом А. С. Макаренко считал умение каждого воспитанника предъявлять требования к себе.
Такое деление процесса формирования коллектива на отдельные стадии является условным, но оно помогает любому воспитателю с определенной меркой подойти к уровню развития коллектива и наметить правильную методику работы с ним в зависимости от стадии развития коллектива.
А. С. Макаренко, выступая перед учителями, отмечал, что если бы ему дали школу, то он без долгих рассуждений сказал бы учащимся на общем собрании, чего он хочет, чего требует и что будет с коллективом через несколько лет.
На этой стадии характер требований педагога должен быть самым категорическим. Не следует заискивать перед детьми. Однако это не значит, что на первой стадии учитель только требует. Он использует все средства влияния на детей. Большое значение в начале работы с коллективом имеет общая для всех интересная деятельность, она может захватить детей, вызвать у них первые коллективные переживания. Можно использовать также интерес учащихся к личности педагога, к его работе. Интересно рассказал материал на уроке, сообщил какие-то детали при изучении нового материала, предложил организовать захватывающие всех детей дела во внеучебное время — все это привлечет детей к учителю.
В первые дни работы с классом учитель не может опереться ни на общественное мнение, ни на общественный долг детей. Каждый ученик стремится показать себя. Это стремление используется педагогом на первой стадии развития коллектива, для того чтобы быстрее найти себе помощников.
Форма просьбы («Миша, ты поможешь мне следить за порядком в классе?») наиболее подходит для выявления актива класса и его организации. На этой же стадии наряду с требованием с большим эффектом может быть использовано и соревнование. Оно также пока что будет опираться на стремление детей показать воспитателю, на что они способны. Важно постепенно на этой основе формировать у детей чувство чести коллектива, чувство ответственности перед коллективом и его органами.
Если педагогическое требование довольно ярко выступает на первой стадии формирования коллектива, то не менее важным является также педагогический контроль. Предъявил определенные требования — проверь, как они выполняются учащимися, доведи до их сведения свои решения по результатам проверки — таково общее правило в работе воспитателя с коллективом на первой стадии его развития.
Но уже на первом этапе жизни коллектива важно сочетать педагогический контроль с общественным контролем, т. е. поручать проверку выполнения отдельных требований активистам. От общественного контроля можно постепенно идти к взаимоконтролю. Такова общая линия развития системы контроля в работе с коллективом.
Надо, чтобы уже на первой стадии формирования коллектива педагогические требования не оставались чисто внешними, а постепенно превращались во внутреннюю потребность ученика, в требования к самому себе, к собственному поведению.
На второй стадии у воспитателя появляются помощники, единомышленники, формируется ядро коллектива, его актив. Огромное значение приобретает организация общей деятельности коллектива. В процессе разнообразных дел к активистам начинают присоединяться другие дети. Их увлекают общие интересные дела. Если педагог не находит учащимся дела по душе, они сами ищут его.
Процесс превращения ученика в активиста идет постепенно. Сначала учитель вовлекает его в различные формы контроля за трудом и поведением других. Известно, что дети любят быть контролерами, но даже это привлекательное для учащихся поручение выполняется ими не всегда регулярно и аккуратно, потому что для ученика-активиста его новое положение связано с ростом сознания.
Чтобы оценить поведение товарища, ученик должен проделать большую работу над собой. А для этого необходимы определенные условия и время. Поэтому, если ученик не сразу справляется со всеми функциями, учитель, имея в виду отмеченную нами особенность, не отступает от своего решения, а помогает ученику справиться с поручением.
В общей деятельности возникает новая система отношений между учениками. Если раньше все они отвечали только перед учителем, то теперь появляются такие признаки коллектива, как взаимная ответственность, формируются и новые качества, которые становятся руководящим началом в поведении детей: общественное мнение, общественный долг, честь коллектива. Идет развитие мотивов поведения от интереса, который был основным стимулом на первой стадии, к общественному долгу и чести коллектива. В связи с ростом и развитием коллектива меняется и позиция воспитателя. Его требования чаще высказываются в форме совета, просьбы, рекомендации. Возрастает значение общественного контроля.
На этой стадии большое значение приобретает принцип параллельного действия, обоснованный А. С. Макаренко. Суть его состоит в том, что педагог воздействует на отдельных учащихся через коллектив и его органы. Сам А. С. Макаренко приводил такой пример конкретного применения этого принципа. Петренко опоздал на завод. Его можно вызвать и отчитать. Это будет прямым воздействием на него. Чтобы подключить коллектив к воздействию на воспитанника, он вызывает не Петренко, а командира его отряда и делает ему замечание, что в его отряде есть опоздания. Эта мера оказывается недостаточной. Тогда собирается весь отряд и высказывается замечание: ваш отряд опаздывает на завод. В данном случае воспитатель воздействует на воспитанника через актив и коллектив в целом.
В школе этот принцип может быть также широко использован. Заметив неряшливость в поведении учеников, беспорядок в классе, учитель предлагает привести класс в рабочее состояние. Наиболее сознательная и активная часть класса призывает провинившихся навести порядок в классе.
Большое значение имеет также смена функций контроля и подчинения между членами коллектива. Она достигается при помощи периодической смены поручений, чтобы один ученик выступал то в роли контролера, то в роли организатора и исполнителя поручений.
На третьей стадии развития коллектива позиция воспитателя претерпевает дальнейшие изменения. Она становится очень подвижной. Учитель меньше контролирует и чаще направляет деятельность коллектива. На этой стадии открываются большие возможности для нравственного просвещения учащихся.
Коллектив вырос, он стремится к дальнейшему совершенствованию. Почва для бесед, лекции, диспутов подготовлена, их учащиеся примут с энтузиазмом, сила воздействия этих методов возрастает. На третьей стадии особенно большое значение приобретает налаживание дружеских отношений между воспитанниками. Во многом характер этих отношений зависит от отношения педагога к детям. Когда коллектив достигает высокого уровня развития, важно, чтобы отношение педагога к детям больше, чем ранее, было дружеским, сердечным. Тогда учитель будет знать, чем живут воспитанники, каково их душевное состояние. Вот он замечает, что один из его воспитанников стал очень обидчивым. Оказалось, что у него дома неблагополучно. Как быть? Только ли предъявить требование или проявить по отношению к нему определенную заботу, внимание, чуткость? Видимо, в данном случае и коллектив должен позаботиться о своем товарище.

СВЯЗИ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВАХ УЧАЩИХСЯ

Сплочение коллектива происходит только в процессе общения детей между собой, и только в общении возникают, укрепляются и совершенствуются коллективные связи.
«Мы можем собрать детей в стенах одного учреждения, можем поставить перед ними увлекательную цель, можем включить их в общую деятельность, сделать свидетелями ярких, впечатляющих событий. Но до тех пор пока между ними не устанавливаются связи, обусловливающие их совместное функционирование, мы не будем иметь коллектива».
В последние годы психология и педагогика уделяют большое внимание изучению системы взаимоотношений в ученических коллективах и выделили три типа таких отношений: личные, деловые и гуманистические.
Личные отношения, как показывают исследования, наблюдаются уже в коллективах младших классов. В зависимости от характера личных отношений дети могут занимать различное место в коллективах, а от этого во многом зависит формирование личности школьника. На основе личного общения в коллективах возникают малые группы. Они могут быть неустойчивыми или, наоборот, очень прочными, устойчивыми и в зависимости от этого по-разному влиять на микроклимат коллектива.
Важное значение в коллективе имеют деловые взаимоотношения, или, как их называл А. С. Макаренко, отношения ответственной зависимости. Они возникают в процессе осуществления общих целей коллектива. Деловые отношения по-разному влияют на формирование коллектива и личности. Если отношения в малых группах основаны на взаимной симпатии и поэтому эмоционально привлекательны для детей, то деловое общение становится эмоционально привлекательным, если в коллективе обеспечивается активная творческая позиция каждому ученику и достигается равноправное положение всех учащихся в коллективе.
Для более высоких стадий развития коллектива характерны гуманистические отношения. Их характеризуют такие признаки, как дружелюбный тон, внимание друг к другу, появление интереса к жизни других коллективов.
В установлении связей нельзя положиться на детскую общительность и пустить их формирование на самотек. Коллективные связи возникают в ходе совместной деятельности при следующих условиях:
когда дети вместе переживают какое-то событие, а не просто являются свидетелями его;
когда они вместе действуют во имя желаемой для них цели;
когда обсуждают волнующие всех вопросы и с полным сознанием ответственности принимают решение.
Следует помнить известное высказывание К. Маркса о зависимости богатства личности от богатства ее отношений. Связи и отношения создают атмосферу жизни коллектива. Она будет благоприятной, если:
все члены коллектива заинтересованы в решении общих задач;
в коллективе господствуют отношения доброжелательности;
складывается заинтересованность коллектива судьбой каждого его члена.
При соблюдении этих условий коллектив будет оказывать сильное влияние на личность, так как она будет дорожить им, его отношением к ней, оценками со стороны коллектива ее поведения.
В формировании коллективных связей большое значение имеют чувства учащихся. Если коллективные связи базируются на чувствах взаимной симпатии, взаимной заинтересованности членов коллектива друг в друге, они ведут к расцвету личности. Наоборот, если в основе коллективных связей лежит чувство страха, круговой поруки, они приводят к подавлению личности.
Влияние коллектива на личность зависит также и от положения ученика в коллективе. Он по-разному вписывается в коллектив в зависимости от уровня знаний, умственного развития, характера, состояния здоровья и многих других причин. Одни дети без труда входят в жизнь, коллектива, другие долго не находят себе соответствующего места и глубоко переживают это. Воспитатель не может в данном случае занимать позицию стороннего наблюдателя. В зависимости от характера отношений ученика с коллективом он действует по-разному. Иногда бывает достаточно внести незначительный корректив в жизнь коллектива, и положение ученика нормализуется. В других случаях приходится проводить работу и с коллективом, и с учеником. Работая с коллективом, воспитатель не может забывать и упускать из виду каждого отдельного воспитанника.
Итак, развитие коллектива — это процесс организации коллективной деятельности, процесс формирования изменения отношений, это процесс развития мотивов поведения.

УЧИТЕЛЬ И ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

Коллектив может стать важным инструментом формирования личности при условии разумного управления им со стороны воспитателя. Эффективное управление коллективом возможно при условии глубокой теоретической вооруженности воспитателей в вопросах коллектива, особенно таких, как опора на самоуправление, организация деятельности и отношений, развитие коллектива и личности. Важное значение в управлении имеет также объединение усилий взрослых в руководстве детскими коллективами.
Учитель при всех обстоятельствах выступает в качестве организатора детского коллектива. Эта его функция особенно ярко проявляется в работе с младшими школьниками. Связи и отношения, возникающие в коллективах начальных классов, являются непрочными, младшие школьники имеют незначительный опыт коллективной жизни, у них слабо развиты организаторские умения. В то же время именно в начальных классах у детей наиболее интенсивно формируются отношения к людям, к коллективу. Этим объясняется особое значение учителя начальных классов как организатора коллектива детей.
Но учитель начальных классов играет особую роль и в формировании взаимоотношений между учащимися в коллективе. Его отношение к детям, к их родителям, к своим коллегам в значительной степени определяет характер отношений детей друг к другу.
Влияние на взаимоотношения детей в коллективе немыслимо без глубокого и постоянного изучения характера отношений, их динамики. Эта сторона деятельности учителей незаметна. Ей не уделяют должного внимания и сами учителя, и руководители школ при анализе их работы.
Не менее важным условием такого влияния следует считать искренность в отношениях с детьми, заинтересованность в их судьбах, стремление помочь им стать лучше.
Успех учителей в руководстве школьными коллективами во многом зависит и от овладения учителями конкретными приемами руководства коллективами, постоянное их совершенствование.

Вопросы и задания

1. Познакомьтесь с классом и попытайтесь определить, какими признаками он обладает как коллектив. Какие признаки в коллективе развиты слабее?
2. Определите место класса в коллективе школы.
3. Проведите беседы с учителем, какие пути он использовал в сплочении коллектива?
4. Как формулировал А. С. Макаренко закон движения коллектива?
5. Какие этапы можно наметить в развитии коллектива?
6. Как меняется позиция педагога на первом, втором и третьем этапах развития коллектива?
7. Как идет развитие требования и контроля на различных этапах развития коллектива?
8. Как строит учитель работу с активом на разных этапах развития коллектива?
9. Какими путями можно изучать и совершенствовать коллективные связи воспитанников?
10. Как идет формирование личности в процессе развития коллектива?
11. В чем заключается единство воспитания в коллективе и индивидуального подхода к воспитаннику?
12. При каких условиях учитель сможет успешно управлять процессом формирования коллектива?

Методы воспитания

Советское общество строится на основе новых, более совершенных отношений между людьми. Подрастающие поколения приобщаются к этим отношениям в ходе организации их жизни.
Методы воспитания - это способы воздействия воспитателей на учащихся, пути педагогически целесообразной организации их жизни с целью привития качеств нового человека, строителя коммунистического общества.
Методы зависят от цели и содержания воспитания, они направлены на формирование и совершенствование личности, поэтому учет уровня развития воспитанников и зрелости коллектива — важные условия эффективного использования методов воспитания, зависящих также от уровня зрелости коллектива. Так, А. С. Макаренко настойчиво советовал использовать нравственное просвещение после того, как коллектив достигнет достаточно высокого уровня развития и у него возникает потребность в изучении вопросов нравственности.
Использование того или иного метода воспитания зависит и от конкретной педагогической ситуации. Интересные мысли о методике предъявления требований высказаны А. С. Макаренко: он не рекомендовал предъявлять требования в том случае, если воспитатель не уверен, что они будут выполнены воспитанниками.
Воспитание характеризуется разносторонностью содержания и разнообразием методов. По-разному строится, например, физическое и эстетическое воспитание учащихся. Однако среди всего разнообразия методов есть и такие, которые имеют значение для всего процесса воспитания.
Методика воспитания, по меткому замечанию А. С. Макаренко, не допускает стереотипных решений и даже хорошего шаблона. Творческий подход к использованию методов — обязательное условие успеха воспитания. Возможность такого подхода во многом зависит от решения теоретических вопросов, в частности классификации методов воспитания.
Классификация методов воспитания важна в том отношении, что позволяет ярче подчеркнуть специфичность того или иного метода, точнее определить его назначение в воспитательном процессе.
До последнего времени методы воспитания подразделялись на две основные группы:
методы формирования общественного поведения и организации деятельности школьников — приучение и упражнения, пример, игра,соревнование;
методы формирования сознания — беседы, диспуты, лекции, обсуждения материалов прессы, литературных произведений, кинофильмов.
Взгляды и убеждения формируются не только с помощью слова воспитателя, но и в процессе разнообразной деятельности. Поэтому в воспитательном процессе методы формирования сознания и организации деятельности выступают в единстве. Подразделение их на две группы не отделяет методы друг от друга, а позволяет лишь подчеркнуть большую направленность одной группы методов на ocoзнание своего поведения, другой — на формирование его привычных форм.
В практике воспитания можно встретить различные комбинации этих методов в воспитательном процессе. Сочетание разнообразных методов является одним из важных условий воздействия воспитания на различные стороны личности ребенка.
Некоторые из перечисленных методов могут выступать в процессе воспитания то в качестве метода, то в качестве средства воспитания. Это относится прежде всего к игре, трудовой деятельности, работе с книгой, газетой. Динамичность, подвижность понятий объясняется сложностью самого процесса воспитания.
А. С. Макаренко предупреждал учителей от трех типов ошибок в использовании методов воспитания, он не советовал использовать методы без проверки их на практике, предостерегал от фетишизации отдельных методов, т. е. предпочтения одного метода всем другим, использования одного метода в отрыве от других. «Никакое средство педагогическое, даже общепринятое, каким обычно у нас считается и внушение, и объяснение, и беседа, и общественное воздействие, не может быть признано всегда абсолютно полезным».
А. С. Макаренко рекомендовал творчески применять разнообразные методы воспитания с учетом зрелости коллектива, индивидуальных особенностей отдельных воспитанников и конкретной педагогической ситуации.

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 642; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.157 (0.014 с.)