Роль самовоспитания и перевоспитания в воспитательном процессе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль самовоспитания и перевоспитания в воспитательном процессе



Процесс воспитания тесно связан с самовоспитанием. Самовоспитание сопутствует правильному воспитанию и в то же время является его результатом.
Для успеха самовоспитания важно, чтобы ученик научился правильно оценивать себя, мог заметить положительные качества и недостатки в своей личности, силой воли преодолевать недостатки, ясно понимая идеал, к которому он должен стремиться в жизни. Все это складывается в процессе целенаправленного и организованного воспитания. Воспитание будет более успешным, если оно получит поддержку в сознательных усилиях личности к своему совершенствованию.
Воспитание и самовоспитание направлены не только на развитие личности, но и на ее исправление. В таком случае мы имеем дело с перевоспитанием человека. В одних случаях приходится исправлять лишь отдельные качества, привычки, наклонности, в других — личность в целом. Успех перевоспитания зависит, с одной стороны, от его силы и организации, с другой — от самой личности перевоспитуемого. Одни люди быстро избавляются от недостатков в своем поведении, другие медленнее, третьи противоборствуют исправлению отрицательных качеств, сами способствуют их дальнейшему закреплению.
Учителю начальной школы приходится иметь дело с исправлением отдельных недостатков в поведении учащихся, которые сформировались в ходе предшествующего воспитания. На устранение этих недостатков учитель направляет свои усилия и усилия родителей. Как правило, для этого требуется изменение условий жизни детей в семье, ликвидация причин, порождающих плохое поведение воспитанников.
Младший школьник не обладает устойчивыми, сформировавшимися взглядами. Поэтому отрицательные качества не имеют, как правило, основы в его взглядах и убеждениях. Он подчас прямо сознается, что не знает сам, почему так себя ведет. Неустойчивость взглядов и убеждений, а иногда и почти полное их отсутствие ослабляют возможности самовоспитания. Это обстоятельство следует иметь в виду учителю начальной школы и направлять свои усилия на то, чтобы вызывать у детей стремление стать лучше, преодолевать недостатки в своем поведении.
Таким образом, воспитание, самовоспитание и перевоспитание очень тесно связаны между собой и постоянно взаимодействуют в целостном процессе формирования личности человека.
Советская педагогика исходит из того, что, чем шире и богаче общение человека с коллективом, тем полнее и разностороннее его знания, умения, навыки и привычки, которые он усваивает в процессе коллективной деятельности. Воспитательная работа в соответствии с этим принципом должна быть направлена на организацию совместной деятельности детей для достижения общественно значимых целей, а также на формирование общественного мнения коллектива школьников и использование его в воспитательных целях.
Принцип воспитания в коллективе и через коллектив утверждает новый подход к пониманию сущности и организации воспитания. В буржуазной педагогике продолжает бытовать представление о воспитаннике как о замкнутой в себе единице, и воспитательный процесс представляется в этом случае только как процесс тренировки.
Работая с коллективом, учитель получает возможность ярче, рельефнее увидеть каждого ученика в его деятельности, в отношениях к товарищам и организовать воспитание всех учащихся, а также уделить достаточное внимание каждому отдельному ученику.
Единство требований и уважение к личности воспитанника. Подводя итоги своей воспитательной работы, А. С. Макаренко отмечал: «Если бы кто-нибудь спросил, как бы я мог в краткой формуле определить сущность моего педагогического опыта, я бы ответил, что как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему».
Уважать воспитанника и предъявлять требования к нему — это значит внимательно относиться к ребенку, знать его сильные и слабые стороны и создавать необходимые условия для его роста и совершенствования.
Дети всегда испытывают потребность в оценке своей деятельности, в проверке правильности и общественной значимости своего поведения. Положительная оценка деятельности и поведения вызывает у детей чувство удовлетворения и стремление к дальнейшему совершенствованию. Отрицательная оценка вызывает, как правило, чувство неудовлетворения и потребность в исправлении поведения.
Такие следствия возникают в том случае, если воспитатель объективен в своих суждениях о поступках детей. Такое отношение воспитателя мобилизует силы и стремления учащихся к самосовершенствованию.
В основе всей воспитательной работы, отношения учителей к учащимся, стиля и тона жизни воспитательного учреждения должны быть разумная строгость без придирчивости, доброжелательность без слепого любования воспитанником, доверие кучащимся в сочетании с разумным контролем за их поведением.
Выдвигая этот принцип, А. С. Макаренко советовал подходить к воспитаннику с оптимистической гипотезой, верить в его здоровые силы, опираться на них, стремиться развивать их, преодолевая отрицательные черты и свойства в характере и поведении.
В каждой школе можно встретить запущенных в воспитательном отношении учеников. Настоящие воспитатели проектируют и в этих детях хорошие качества, стремятся организовать их на хорошие дела и поступки, чтобы заставить их поверить в свои силы. Высокая требовательность не противоречит доверию. В требовательности проявляется уважение к ученику, вера в его силы и способности. Эта требовательность ничего общего не имеет с придирчивостью, назойливостью и крикливостью — она предполагает строгий контроль со стороны воспитателей и родителей за выполнением детьми их требований.
Последовательность, систематичность и единство воспитательных воздействий. Длительная воспитательная практика неопровержимо доказала необходимость единства требований к детям и единства педагогических воздействий на них. К. Д. Ушинскяй отмечал, что многочисленные воспитательные влияния на детей, не связанные общим воспитательным направлением, не достигают своей цели. А. С. Макаренко видел успех воспитания в единой, целенаправленной деятельности всех организаций и лиц. Отсутствие этого единства разрушает воспитательную работу отдельных лиц и организаций, приучает детей рассматривать нормы и правила поведения как нечто необязательное, устанавливаемое каждым человеком по своему разумению. Разнобой в требованиях приводит к раздвоению личности, порождает ряд отрицательных черт в характере и моральном облике воспитанников. Единство требований и воздействий на детей необходимо в рамках учительского коллектива, в работе школы и семьи.
Школа должна убедить родителей в необходимости единого подхода к детям со стороны всех взрослых членов семьи. При соблюдении этого важного принципа можно успешно решить многие задачи воспитания, искоренить недостатки в поведении детей.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Успех воспитания в значительной степени зависит от учета возрастных особенностей детей. Реализация этого принципа в воспитании предполагает прежде всего отбор содержания деятельности в соответствии с возрастом, силами и возможностями учащихся. Если классные руководители старших классов доверяют проведение политинформации самим учащимся, то учитель начальных классов проводит эту работу в основном сам, привлекая учащихся лишь для чтения и пересказа отдельных наиболее доступных и понятных им статей.
С учетом возрастных особенностей детей учитель отбирает методы воспитания. Известно, например, что лекция, используемая в воспитании старшеклассников, не может быть применена в работе с учащимися младших классов. Однако это требование касается не только отбора методов, но и их конкретного применения. В отличие от лекции беседа широко используется в воспитании детей всех возрастов. Однако беседа в начальных классах отличается большей эмоциональностью, конкретностью, образностью. Она бывает, как правило, непродолжительной по времени, начинается с восприятия конкретных фактов и т. д. Возрастные особенности детей необходимо также учитывать при предъявлении требований к ним.
Не менее важную роль играет в воспитании учет индивидуальных особенностей. Каждому ребенку, подростку и юноше присущи неповторимые черты и качества, сложившиеся в ходе его индивидуального развития. Поэтому учителю необходимо знать особенности типа нервной деятельности, умственных способностей, интересов, увлечений, мотивов тех или иных поступков. Важно знать сильные и слабые стороны личности ученика, чтобы разобраться в причинах, порождающих те или иные отклонения в характере и поведении. Только такое знание своих воспитанников поможет учителю преодолеть стихийность и самотек в воспитании, сделать его действительно целеустремленным, организованным, управляемым процессом.

Вопросы и задания

1. Какие вопросы изучает советская теория воспитания?
2. Какие задачи призвана решать советская теория воспитания? 3. Что значит осуществлять комплексный подход в воспитании подрастающих поколений? Обсудите на занятии параграф «Комплексный подход к воспитанию и пути его осуществления в деятельности классного руководителя» из книги Н. И. Болдырева «Классный руководитель» (Изд. 2-е, М., «Просвещение», 1978).
4. Раскройте сущность процесса воспитания и его особенности в сравнении с процессом обучения.
5. Какие закономерности процесса воспитания выявлены советской педагогикой? Какое значение имеет учет этих закономерностей в организации процесса воспитания?
6. Почему неверным является утверждение, что воспитательный процесс может протекать бесконфликтно?
7. Какую роль в процессе воспитания играют самовоспитание и перевоспитание?
8. Как формулируются закономерности воспитания? Какое значение имеет их учет в управлении процессом воспитания?
9. Покажите значение принципов воспитания.
10. К каким последствиям в воспитании приводит нарушение принципа связи воспитания с жизнью.
11. В чем состоит сущность таких принципов, как воспитание в коллективе, сочетание требовательности к воспитаннику с уважением к нему?
12. В чем состоит сущность принципов единства педагогического воздействия и учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в воспитании?
13. Покажите взаимодействие принципов в учебно-воспитательной работе школы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1008; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.12 (0.005 с.)