Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспитание и возрастные особенности детей
Понятие о возрастных особенностях. Педагогика сравнительно давно указывала на необходимость учета возрастных особенностей детей в воспитании. Педагоги прошлого (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо и др.) призывали учитывать в воспитании природу ребенка, особенности его восприятия, мышления. Современная буржуазная педагогика и психология преувеличивают значение биологического фактора в развитии детей и подростков. Советская психология и педагогика подходит к определению возрастных особенностей с позиций марксистско-ленинского учения о развитии. Рассматривая развитие ребенка как процесс постоянного движения, педагогика выделяет в нем периоды количественных накоплений и заметных качественных перестроек. Такой подход позволяет наметить ряд этапов в физическом и психическом развитии детей. В последние годы проведена большая работа по изучению особенностей развития организма человека в различные возрастные периоды. На основе этого принята следующая периодизация развития детей и юношества: Педагогика и психология подчеркивают подвижность, изменчивость возрастных особенностей детей, их зависимость от системы деятельности и взаимоотношений воспитанника с окружающими людьми. Долгое время психология и педагогика считали важнейшим показателем готовности ребенка к школьному обучению запас его представлений. Однако дальнейшие исследования показали, что быть готовым к школьному обучению — значит уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное, уметь рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. Если ребенок не способен следить за рассуждением учителя и приходить к простейшим выводам, его нельзя считать готовым к обучению. Не менее важным показателем готовности к обучению является наличие у детей определенного уровня развития познавательных интересов.
Развитие познавательных интересов протекает у детей неодинаково. У одних интерес имеет теоретическое направление (учиться, чтобы много знать), у других он связан с практической активностью. Это различие обусловлено воспитанием. Исследованиями также установлено, что интеллектуальная и личностная готовность далеко не всегда совпадают. Изучение отношения старших дошкольников к школьному обучению показало, что большинство детей привлекает учение как серьезная, содержательная деятельность, но отдельных из них привлекают чисто внешние атрибуты: хождение в школу, ранцы, учебники, новая форма и др. Таких детей нельзя считать в полной мере подготовленными к школьному обучению. Программа воспитательной работы дошкольных учреждений построена так, чтобы в течение всего периода пребывания детей в дошкольном учреждении осуществлялась их подготовка к школьному обучению. Но особенно интенсивно она проводится в последний год пребывания детей в детском саду и связана непосредственно с некоторыми сторонами их будущей учебной деятельности. Поэтому элементы учебного труда в этот год включаются в содержание жизни дошкольников. Есть много свидетельств тому, что дети, пришедшие из детских садов, лучше подготовлены к школьному обучению. Но и они не все развиты в одинаковой мере. Поэтому учителю важно знать, как в условиях школьного обучения с учетом особенностей ребенка преодолеть неравномерность развития детей. Одним детям в начале обучения он дает дополнительные задания, другим, наоборот, облегченные, третьим советует немного отдохнуть после выполнения задания. Младшие школьники испытывают огромную потребность в общении со взрослыми (учителями, родителями), своими товарищами-одноклассниками. Наиболее авторитетной фигурой для них становится учитель. Это открывает почти безграничные возможности для влияния на детей и в то же время налагает на учителя огромную ответственность. Он должен продумывать каждый свой шаг, взвешивать каждое слово, глубоко осознавать и правильно строить свои взаимоотношения с детьми и таким путем добиваться правильного их воспитания. Младшие школьники испытывают большую потребность в совместной деятельности: играх, трудовых занятиях, коллективном проведении досуга. Все это создает благоприятные возможности для формирования коллектива, создания системы коллективных взаимоотношений и формирования лучших нравственных качеств: дружбы, взаимопомощи в совместных делах. Дети этого возраста отличаются легкой внушаемостью, они быстрее идут навстречу воспитательному влиянию взрослых, в особенности учителя. Разработка учителем системы разнообразного влияния на учащихся и последовательное осуществление этой системы приводят к положительным изменениям в формировании их личности.
Младшие школьники, как правило, добросовестно выполняют различные поручения, проявляют большую настойчивость в делах. Эту особенность важно постоянно развивать путем разработки системы поручений, контроля за качеством их выполнения, поощрения детей за достигнутые успехи. При этом важно иметь в виду, что младшие школьники становятся чувствительными к одобрению не только учителей, но и своих сверстников. Особенно эффективны различные формы одобрения, принятые в пионерской организации, в октябрятских группах. Особенности развития и воспитания подростка. Подростковый возраст охватывает период развития детей от 11 до 14—15 лет и примерно совпадает с их обучением в V — VIII классах. В этот период происходят быстрые количественные изменения и качественные перестройки в развитии организма подростка и в его личности. Подросток буквально на глазах вырастает на 5—6 см, а иногда даже до 10 см в год. Почти также быстро идет и повзросление подростка, его умственное и нравственное созревание. Быстрый физический и нравственный рост приводит к постоянным перестройкам отношений подростка к окружающим: младшим, сверстникам и особенно к старшим, в том числе к родителям и учителям. Не потому ли взрослые обозначают этот возраст различными эпитетами: «переходный», «трудный» и даже «критический».
Вопросы и задания 1. Раскройте понятие личность и охарактеризуйте факторы ее развития. 3. Каково основное отличие подхода советской и буржуазной педагогики в оценке роли наследственности и среды в развитии личности?
Содержание образования в советской школе Исторически сложилось так, что наряду с термином педагогика долгое время в том же значении использовался и термин дидактика (didaktikos — поучающий). В первых трудах по дидактике рассматривались все вопросы образования и воспитания человека. «Великая дидактика» Яна Амоса Коменского также включала и вопросы воспитания. По мере развития педагогики дидактика начинает концентрировать свое внимание на вопросах образования и обучения. Значительный вклад в развитие дидактики за рубежом вслед за Коменским внес великий швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827), посвятивший всю свою жизнь воспитанию детей из народа и разработке дидактики и методики начального образования. Песталоцци первым пытался соединить обучение в начальной школе с трудом и дать научное обоснование путей такого обучения. Выдающийся немецкий педагог-демократ Адольф Дистервег (1790—1866) создал дидактику развивающего обучения, разработал и претворил в жизнь систему подготовки учителя, способного к творческой деятельности. С первых лет организации советской школы начинает складываться новая, советская дидактика. Она была призвана определить содержание образования, его методы и организацию с учетом целей коммунистического воспитания. Эту работу возглавила Н. К. Крупская. Ею разработаны вопросы построения школьных программ и рекомендации о направлении преподавания всех без исключения учебных предметов. Особенно глубоко и основательно Н. К. Крупская изучала вопросы политехнического обучения и связи обучения с трудом в советской школе. Она много сделала для того, чтобы советская школа стала трудовой и политехнической. Под непосредственным руководством Н. К. Крупской проводили научно-экспериментальную работу по созданию новой системы обучения С. Т. Шацкий, M. M. Пистрак и другие педагоги. содержания образования; методов и организационных форм обучения; деятельности учителя, или преподавания; деятельности учащихся, или учения; материальных средств обучения (учебники, учебные пособия, технические приспособления и др.). Своей главной задачей дидактика считает вскрытие общих закономерностей процесса обучения и их проявления, а также нахождение общих и частных путей сознательного управления учебным процессом. Современная советская дидактика развивается интенсивно, ведутся широкие дидактические эксперименты, всемерно поощряется творчество учителей и педагогических коллективов. Единство научного поиска и массового творчества учителей — залог успешного развития дидактики, решения задач, выдвигаемых жизнью. ПОНЯТИЕ О СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ «Век живи — век учись» — гласит народная пословица. Она зовет человека к постоянному совершенствованию своих знаний, своего образования. Образованный человек всегда вызывает восхищение окружающих. А. В. Луначарский сравнивал образованного человека с хорошим знатоком музыки. Такой человек, говорил он, слышит весь концерт, который играют вокруг него, все звуки для него доступны, все они сливаются в одну общую гармонию, которую мы называем человеческой культурой. И в то же время сам он играет на определенном инструменте, играет хорошо и делает свой ценный вклад в общее богатство. Луначарский настойчиво подчеркивал, что подлинное образование возможно лишь тогда, когда человек многое знает в общем, суммарно, но имеет свою специальность, в которой бы он углубленно работал, с творческим напряжением индивидуальных сил и кровью своего сердца, соком своего мозга создавал действительно важные приобретения для человечества. Но такое образование — дело всей жизни человека. Школа дает ключи к этому образованию. Что же принято понимать под содержанием образования в советской школе? Умения — способность человека выполнять какие-либо действия (деятельность) на основе ранее полученного опыта. Умения тесно связаны с навыками. Навыки — это упрочившиеся способы выполнения действий. Человек, овладевший тем или иным навыком, работает как бы автоматически и контроль сознания в ходе выполнения им действия очень трудно заметить. Знания, умения и навыки составляют опыт личности и своеобразно в нем сочетаются. Большинство умений включает в себя знания, формируется на их основе, обогащается и за счет использования разнообразных навыков. Поэтому всякое противопоставление важнейших компонентов опыта, преувеличение или преуменьшение значения отдельных из них наносит ущерб нормальному разиитию личности. Различают общие и профессиональные знания, умения и навыки. Первые составляют общую культуру человека, вторые — его профессиональную готовность. Человек приобретает знания, умения и навыки в процессе образования. Важнейшей составной частью образования является общее образование. Оно обеспечивает учащимся знания основ наук о природе, обществе и человеческом мышлении. Неизмеримо возрастает роль глубоких знаний в период строительства коммунизма. На базе этих знаний осуществляется формирование диалектико-материалистического мировоззрения, а также развитие познавательных сил учащихся. «Безграмотный человек стоит вне политики»,— писал В. И. Ленин. Он говорил о постоянном повышении уровня общего образования как об основе всестороннего развития человека. Линия повышения уровня общего образования является ведущей на всех этапах развития советской образовательной системы. В условиях научно-технической революции меняется значение науки для развития промышленности. Уровень и глубина научных знаний — важнейшее условие активного участия молодежи в жизни и труде нашего общества. Обладая широкой общеобразовательной и политехнической подготовкой, молодой человек получает возможность лучше определить свое место в жизни, выбрать профессию, полнее и глубже овладеть ею. В условиях научно-технической революции общее образование приобретает все большее значение для успешного овладения профессией. Последние исследования показывают, что если в начале XX столетия для успешного освоения специальности станочника было достаточно элементарной грамотности (II—IV класса), а в 20-х гг. уровня IV—VI классов, то сегодня необходимо образование в объеме VIII—X классов. Это показывает, что в наши дни всеобщее среднее образование является необходимым условием успешного выполнения молодым человеком его социальных функций. Но профессиональное образование не только основывается на базе общего и политехнического, оно, в свою очередь, обогащает их. Элементы профессиональной подготовки входят в политехническое образование, они обеспечивают жизненность политехнических знаний, связь политехнического образования с производительным трудом. Его качественное своеобразие состоит в том, что оно является: УЧЕБНЫЙ ПЛАН, УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ, УЧЕБНИКИ Содержание школьного образования находит свое выражение в учебных планах, учебных программах и учебниках. В разных странах сложились различные принципы построения учебных планов. Советская школа и школы социалистических стран работают по предметному учебному плану, в ряда других стран, например в США, наряду с предметными используются комплексные планы. Учебный план и программа советской школы разрабатываются и утверждаются Министерством просвещения СССР и союзных республик и являются обязательными для школы. Они не могут быть изменены ни учителем, ни руководителями школы или местными органами народного образования. Известны дна способа построения программы: концентрический и линейный. При концентрическом построении учебного предмета материал, подлежащий усвоению, повторяется на более высоком теоретическом уровне. Такое расположение учебного материала противопоставляется линейному (радиальному), при котором каждый раздел учебного курса излагается с той степенью подробности и глубины, которая диктуется задачами преподавания без возвращения к нему на следующих этапах обучения. КРИТЕРИИ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.119.241 (0.031 с.) |