Методы педагогического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы педагогического исследования



Наука не может развиваться без постоянного исследования своего предмета. Великим открытием была, например, классно-урочная система Я. А. Коменского, которую он блестяще описал в ряде своих произведений. Не менее важные изобретения делались по отдельным частным вопросам обучения и воспитания нашими русскими педагогами и методистами (методы первоначального обучения математике, родному языку, иностранным языкам и др.).
История советской школы богата многими выдающимися изобретениями, например созданием новых типов учебных заведений: школ-коммун, рабфаков и др., опыт работы которых описан в «Педагогической поэме» А. С. Макаренко, в повести «Республика Шкид» Г. Г. Белых и А. Н. Пантелеева и других интересных книгах. Он ярко отражен в педагогических статьях и лекциях С. Т. Шацкого, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, написанных с большой страстью и любовью к школе и воспитанникам.
В настоящее время к строительству советской школы привлечены широкие массы советского учительства. Многие учителя участвуют в разработке новых путей обучения и коммунистического воспитания учащихся и выступают с описанием своего опыта. Широкой известностью в нашей стране и за рубежом пользуется опыт работы школ г. Ростова-на-Дону по преодолению второгодничества или опыт воспитания детей на примере жизни и деятельности В. И. Ленина, накопленный учителями Ульяновской области.
Замечательным достижением последних лет являются ученические производственные бригады, впервые созданные в школах Ставропольского края. В настоящее время ученические производственные бригады имеются в каждом районе нашей страны. Через эту форму осуществляется приобщение молодежи к труду в сельском хозяйстве и решаются многие задачи трудового воспитания. Описания и изобретения часто содержат в себе элементы исследования, но не являются исследованием в полном смысле этого слова. Педагогическое исследование — это сознательный, целеустремленный поиск путей совершенствования педагогического процесса с использованием определенного научного аппарата, научных методов.
Методы исследования — это способы, при помощи которых изучаются различные стороны воспитания, образования и обучения. Методы считают душой всякого научного исследования. А его компасом справедливо считается научная методология, т. е. подход к исследованию, общий метод познания и преобразования мира. Научная методология определяет выбор методов, их сочетание, конструирование каждого метода, она определяет интерпретацию и оценку результатов исследования. Иными словами, научная методология пронизывает собой все исследование.
Советская педагогика считает своей методологической основой марксистско-ленинскую философию, ее общим методом является метод диалектического материализма.
Строить педагогическое исследование, руководствуясь методом диалектического материализма,— это значит прежде всего четко определить суть изучаемого явления и его многообразные проявления, выяснить, в каких отношениях изучаемое явление находится с другими, установить связи и отношения между этими явлениями. Каждое явление имеет свое прошлое, настоящее и будущее, оно живет, развивается, поэтому исследователь должен проследить ход его развития. Двигателем исследования является общественная практика, она ставит перед наукой все новые и новые задачи, стимулирует научный поиск, является вместе с тем пробным камнем каждого научного поиска. Истинность, достоверность всякого исследования проверяется практикой.
Блестящим примером научного диалектического подхода к исследованию воспитания является педагогическая деятельность А. С. Макаренко.
Взяв в качестве отправной марксистско-ленинскую идею воспитания личности в коллективе и через коллектив, А. С. Макаренко проверил разнообразные пути организации и сплочения коллектива, изучил связи и отношения в коллективе, развитие коллектива, изменение и развитие личности, сформулировал законы жизни коллектива и условия его влияния на личность. Эти выводы А. С. Макаренко проверял и корректировал на практике. Именно поэтому его выводы оказались жизненными и широко используются в практике воспитания не только в нашей стране, но и в социалистических странах. Опыт и теория А. С. Макаренко широко используются и в практике воспитания взрослых.
Советская педагогика постоянно совершенствует и методику исследования.
Современное педагогическое исследование отличает: а) точное измерение различных сторон педагогического процесса; б) проверка полученных результатов при помощи точных показателей; в) широкое использование разнообразных методов исследования.

В исследованиях используются следующие методы.

Педагогическое наблюдение.

Наблюдение — это целеустремленное, систематическое восприятие исследователем опыта учебно-воспитательной работы в естественных условиях.

Задачей наблюдения является накопление фактов и их научно-педагогический анализ. Исследователь наблюдает за проведением урока, за общим распорядком работы школы, воспитательной работой учителей, работой пионерских и комсомольских организаций. Наблюдения могут быть выборочными и сплошными. При выборочных наблюдениях исследователь фиксирует только те факты, которые имеют отношение к изучаемому вопросу, при сплошных наблюдениях дается полная и точная запись всего педагогического процесса.
Различают также прямое и косвенное наблюдение. Прямое наблюдение осуществляется самим исследователем по ходу воспитательного процесса. Косвенное наблюдение проводится при помощи других лиц. От них исследователь получает данные о результатах наблюдений.
Научное наблюдение должно отвечать следующим требованиям: а) иметь четкую целевую установку; б) проводиться систематически, по определенному плану; в) точно и объективно фиксировать наблюдаемые факты.
Необходимо иметь в виду, что при наблюдении педагогических явлений каждый человек воспринимает их по-своему, является не простым регистратором фактов, а пропускает их через призму своих взглядов. Для научного анализа важно иметь достоверные факты. Поэтому в настоящее время широко используются различные вспомогательные средства: стенографирование, магнитофонная запись на пленку, фотографирование, использование кинокамеры, наблюдение учебно-воспитательного процесса с помощью телевидения. Эти средства помогают исследователю получить наиболее объективные данные о воспитательном процессе. Для проведения таких наблюдений оборудуются специальные классы.
Педагогический эксперимент.
Педагогический эксперимент занимает все более важное место в педагогических исследованиях. Эксперимент — это научно поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы, изучение исследуемого педагогического явления в специально созданных и контролируемых условиях.
Понять сущность педагогического эксперимента помогут следующие примеры. Из практики учебной работы известны два способа сочетания слова учителя и наглядного материала в процессе обучения. Первый состоит в том, что учитель демонстрирует предмет или вещество, а учащиеся под его руководством делают выводы о его свойствах. В другом случае учитель сам характеризует свойства предмета или вещества, подтверждая свои слова демонстрацией.
Проверить эффективность способов сочетания слова и наглядности, определить условия их использования удалось при помощи эксперимента. В данном случае задача была ограниченной.
Могут проводиться эксперименты, охватывающие широкую область педагогической деятельности. В результате эксперимента возникла новая система начального образования. Этот эксперимент проводился постепенно, в несколько этапов. Первоначально новая система вводилась в одном, затем в нескольких классах. Данные эксперимента тщательно проверялись, вносились поправки. Затем эта система вводилась в масштабе школы, ряда школ, нескольких районов и областей и только потом была применена повсеместно.
Основное назначение эксперимента — проверка научных предположений и такое изучение разнообразных сторон обучения и носпитания, которое невозможно провести другими методами.
Постановка эксперимента требует от его организаторов точного знания и учета условий его проведения, точной и объективной фиксации хода и результатов эксперимента, контроля над условиями проведения эксперимента и устранения всех незапланированных влияний.
Различают естественный и лабораторный эксперименты. Естественный проводится в обычных условиях жизни и воспитания школьников. В этом случае экспериментатор вносит лишь некоторые необходимые условия в игру, учебу, организацию жизни. Цель этих условий состоит в выяснении влияния вводимых изменений на испытуемых. Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях. Он позволяет точно регистрировать (при помощи приборов) характер воздействий на испытуемых и их ответные реакции. Естественный и лабораторный эксперименты, как правило, используются во взаимосвязи.
Метод эксперимента требует большой предварительной подготовки исследователя. Необходимо проводить такие эксперименты, которые не нанесут ущерба обучению и воспитанию учащихся.
С целью подтверждения полученных в результате эксперимента данных они проверяются несколько раз в обычных условиях. Только после тщательной проверки и всесторонней оценки новые приемы или формы обучения и воспитания могут быть рекомендованы для внедрения в практику.
В настоящее время в нашей стране проводятся широкие экспериментальные исследования, которые будут иметь большое значение для успешной реализации задач, поставленных перед школой.

Методы опроса

За последние годы широкое распространение в педагогических исследованиях получили методы опроса. К ним относятся анкеты (форма письменного опроса) и интервью (форма устного опроса). В практике педагогических исследований интервью предшествует анкетному опросу.
При проведении опросов большое значение имеет формулировка вопросов. Общим требованием к построению анкет и интервью является соответствие их задаче исследования. Вопросы в анкетах и интервью бывают трех типов:
открытые, когда характер ответов, их форма, вид заранее не предусмотрены;
закрытые, когда опрашиваемый выбирает один или несколько ответов из ряда предложенных; полузакрытые, когда опрашиваемый может выбрать один или несколько ответов и ему предоставляется возможность дать свободный ответ на поставленный вопрос.

Методы опроса позволяют исследователю глубже проникнуть в суть изучаемых явлений, проследить изменения во взглядах, интересах, склонностях и вкусах респондентов (так называют опрашиваемых при помощи анкет или интервью).

Изучение детских работ и документации учебно-воспитательных учреждений.

Важное значение имеет изучение детских работ и разнообразной документации учебно-воспитательных учреждений. Интересные данные можно получить в процессе изучения тетрадей, читательских дневников, формуляров и т. д. Так, при изучении ученических тетрадей может быть получен разносторонний материал о системе работы учителя, о соотношении классной и домашней работы и др. Кроме изучения работ учащихся, проводимых учителем по своей программе, исследователи могут организовать специальные письменные работы: сочинения, контрольные работы, работы с целью изучения читательских интересов, стремлений.
Большой и разносторонний материал может быть получен исследователем путем изучения документации учебно-воспитательных учреждений: планов работы учителей, воспитателей, руководителей школы, отчетов органов народного образования, классных журналов и других материалов. Данные, полученные в ходе изучения документов, могут послужить в качестве исходного материала для определенных научных выводов и обобщений. В некоторых случаях эти данные служат источником для постановки научной проблемы и проведения ее исследования.
Так, при анализе неуспеваемости в школах нельзя не заметить, что наибольшее число неуспевающих составляют ученики V—VII классов. Большинство неуспевающих учеников — мальчики-подростки. Эти данные заставляют исследователей сконцентрировать свои усилия на изучении причин неуспеваемости среди них. Такая постановка вопроса позволяет изучить его с большей глубиной, вскрыть причины неуспеваемости и дать необходимые научные рекомендации по организации учебного процесса с этой категорией школьников.
Метод сравнительного анализа воспитания в различных странах мира Сравнительный анализ воспитания в различных странах мира давно использовался в качестве метода исследования. Сформировалась целая отрасль педагогики — сравнительная педагогика.
Жизнь, общественная практика ставят перед педагогикой все новые задачи и требуют их решения.

Педагогика не всегда была в состоянии ответить на них. На этом основании сложилось и продолжает бытовать представление о педагогике только как об эмпирической (т. е. опытной) науке, о чисто прикладном характере ее выводов. На основе такой оценки характера педагогики предпринимались попытки перейти в педагогике от эмпирического этапа к теоретическому. Предлагалось, например, отвлекаясь от реального опыта, построить педагогику на базе той или иной философской системы или положить в основу развития педагогики один из методов исследования: эксперимент, сравнительный анализ воспитания и т. д.

Такие попытки оказались безуспешными, так как неверной была оценка характера науки и исходные позиции авторов этих проектов.
Попытки сделать педагогику сугубо теоретической наукой предпринимаются и в наши дни. Сторонники такого подхода считают, что педагогика может стать сугубо строгой теорией за счет использования методов математики и кибернетики (науки об управлении). Сторонникам такого подхода необходимо прежде всего иметь в виду, что педагогика возникла и продолжает развиваться не только как прикладная, но и как теоретическая наука. Все значительные педагогические системы строились на основе сочетания опытного и теоретического пути, на основе исследования. И именно поэтому они выдержали испытание временем.

Многие теоретические выводы, содержащиеся в этих системах, сохраняют свое значение и теперь, независимо от того, в какую эпоху они создавались.
Н. К. Крупская называла педагогику наукой общественной. Сила педагогики состоит прежде всего в упрочении ее связи с марксистско-ленинской идеологией, а пробным камнем ее выводов является практика миллионов советских людей, осуществляющих в нашей стране воспитание человека.

 

Вопросы и задания.

1. Расскажите о возникновении и основных этапах развития воспитания, школы, педагогики.
2. Назовите выдающихся педагогов прошлого. Подготовьте сообщение об их вкладе в развитие педагогики и в усовершенствование практики воспитания.
3. Познакомьтесь по хрестоматии с отрывками из произведений выдающихся педагогов о значении педагогики в деятельности учителя (по указанию преподавателя). Дайте оценку отдельным высказываниям.
4. Как проходил процесс становления советской педагогики? Расскажите о роли В. И. Ленина и его учения в становлении и развитии советской педагогики.
5. Расскажите о вкладе Н. К. Крупской и А. В. Луначарского в развитие советской школы и педагогики.
6. Какую роль сыграл А. С. Макаренко в развитии советской педагогики?
7. Докажите, что советская педагогика является новым этапом развития педагогики.
8. Дайте определение предмета педагогики и основных педагогических понятий.
9. Зачем учителю необходимо знать методы педагогических исследований? Как он может их использовать в своей педагогической деятельности?
10. Какими методами может воспользоваться учитель для изучения вопроса об отношении учащихся к учению? Оцените возможности каждого из предлагаемых методов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 594; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.012 с.)