Идентификация риска. Измерение риска. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идентификация риска. Измерение риска.



Идентификация рисков — процесс определения рисков, способных повлиять на проект, и документирование их характеристик. Идентификацию рисков выполняют члены команды проекта и эксперты по вопросам управления рисками, в ней могут принимать участие заказчики, участники проекта и эксперты в определенных областях. Это итеративный процесс, поскольку по мере развития проекта в рамках его жизненного цикла могут обнаруживаться новые риски. Частота итерации и состав участников выполнения каждого цикла в каждом случае могут быть разными. В процессе идентификации должны принимать участие члены команды проекта, чтобы у них вырабатывалось чувство «собственности» и ответственности за риски и за действия по реагированию на них.

Входной информацией для процесса идентификации рисков служат:

• факторы внешней среды предприятия — информация из открытых источников, в том числе коммерческие базы данных, научные работы, бенчмаркинг (метод использования чужого опыта, передовых достижений лучших компаний, подразделений собственной компании, отдельных специалистов для повышения эффективности работы, производства, совершенствования бизнес-процессов; основан на анализе конкретных результатов и их использовании в собственной деятельности) и другие исследовательские работы в области управления рисками;

• активы организационного процесса — информация о выполнении прежних проектов;

• описание содержания проекта. Допущения проекта приводятся в описании содержания проекта. Неопределенность в допущениях проекта следует рассматривать в качестве потенциального источника возникновения рисков проекта;

• план управления рисками. Входами для процесса идентификации рисков из плана управления рисками являются схема распределения ролей и ответственности, резерв на операции по управлению рисками в бюджете и в расписании, а также категории рисков;

• план управления проектом. Для идентификации рисков необходимо понимание планов управления расписанием, стоимостью и качеством, которые входят в план управления проектом, и анализ выходов этих процессов.

Методы и инструменты идентификации рисков

Анализ документации заключается в просмотре материалов проекта, разработанных до проведения данного анализа. Анализируется качество планов, согласованность планов, соответствие требованиям Заказчика, допущения проекта, базовые планы по содержанию, срокам, стоимости, — все, что может служить показателями возможности риска в проекте.

При анализе документации используются следующие методы сбора информации.

• Мозговой штурм. Целью мозгового штурма является создание подробного списка рисков проекта. Список рисков разрабатывается на собрании, в котором принимает участие 10—15 человек — члены команды проекта, часто совместно с участием экспертов из разных областей, не являющихся членами команды. Участники собрания называют риски, которые считают важными для проекта, при этом не допускается обсуждение выдвинутых рисков. Далее риски сортируют по категориям и уточняют.

• Метод Дельфи аналогичен методу мозгового штурма, но его участники не знают друг друга. Ведущий с помощью списка вопросов для получения идей, касающихся рисков проекта, собирает ответы экспертов. Далее ответы экспертов анализируются, распределяются по категориям и возвращаются экспертам для дальнейших комментариев. Консенсус и список рисков получается через несколько циклов этого процесса. В методе Дельфи исключается давление со стороны коллег и боязнь неловкого положения при высказывании идеи.

• Метод номинальных групп позволяет идентифицировать и расположить риски в порядке их важности. Данный метод предполагает формирование группы из 7—10 экспертов. Каждый участник индивидуально и без обсуждений перечисляет видимые им риски проекта. Далее происходит совместное обсуждение всех выделенных рисков и повторное индивидуальное составление списка рисков в порядке их важности.

• Карточки Кроуфорда. Обычно собирается группа из 7—10 экспертов. Ведущий сообщает, что задаст группе 10 вопросов, на каждый из которых участник письменно, на отдельном листе бумаги, должен дать ответы. Вопрос о том, какой из рисков является наиболее важным для проекта, ведущий задает несколько раз. Каждый участник вынужден обдумать десять различных рисков проекта.

• Опросы экспертов с большим опытом работы над проектами.

• Идентификация основной причины. Цель этого процесса: выявить наиболее существенные причины возникновения рисков проекта и сгруппировать риски по причинам, их вызывающим.

• Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (анализ SWOT). Цель проведения анализа — оценить потенциал и окружение проекта. Потенциал проекта, выраженный в виде его сильных и слабых сторон, позволяет оценить разрывы между содержанием проекта и возможностями его выполнения. Оценка окружения проекта показывает, какие благоприятные возможности предоставляет и какими опасностями угрожает внешняя среда.

• Анализ контрольных списков. Контрольные списки представляют собой перечни рисков, составленные на основе информации и знаний, которые были накоплены в ходе исполнения прежних аналогичных проектов.

• Метод аналогии. Для идентификации рисков этот метод использует накопленные знания и планы по управлению рисками других аналогичных проектов.

• Методы с использованием диаграмм. К методам отображения рисков в виде диаграмм относятся диаграммы причинно-следственных связей и блок-схемы процессов, которые позволяют проследить последовательность событий, происходящих в данном процессе.

Причины, вызывающие риски.

По характеру последствий риски подразделяют на чистые и спекулятивные.

Особенность чистых рисков (статистических или простых) заключается в том, что

они практически всегда несут в себе потери для предпринимательской деятельности.

Причины возникновения подобных рисков:

• стихийные бедствия;

• несчастные случаи;

• недееспособность руководящих сотрудников и т.п.

Спекулятивные риски (динамические или коммерческие) несут в себе либо потери, либо дополнительную прибыль для предпринимателя.

Причины возникновения спекулятивных рисков:

• изменение курсов валют;

• изменение конъюнктуры рынка;

• изменение условий инвестиций;

• изменение условий поставки и др.

По сфере возникновения (отрасли деятельности) различают следующие виды

рисков:

Производственный риск (риск невыполнения своих обязательств и нормативных

планов по производству товаров, работ, услуг в результате воздействия как внешней среды, так и внутренних факторов);

К основным причинам производственного риска относят:

• снижение намеченных объемов производства и реализации продукции вследствие

снижения производительности труда, простоя оборудования, потерь рабочего времени,

отсутствия необходимого количества исходных материалов, повышенного процента бра-

ка производимой продукции;

• снижение цен, по которым планировалось реализовать продукцию (услугу), в свя-

зи с ее недостаточным качеством, неблагоприятным изменением рыночной конъюнкту-

ры, падением спроса;

• увеличение расхода материальных затрат из-за перерасхода материалов, сырья,

топлива, энергии, а также за счет увеличения транспортных расходов, торговых издер-

жек, накладных и других дополнительных расходов;

• рост фонда оплаты труда за счет превышения намеченной численности либо выплат

более высокого, чем запланировано, уровня заработной платы отдельным сотрудникам;

• увеличение налоговых платежей и других отчислений предприятия;

• низкая дисциплина поставок, перебои с топливом и электроэнергией.

Коммерческий риск (риск потерь в процессе финансово-хозяйственной деятельности).

Причины возникновения коммерческого риска:

• снижение объемов реализации вследствие падения спроса (потребности) на товар,

реализуемый предпринимательской фирмой, вытеснение его конкурирующими товара-

ми, введение ограничений на продажу;

• повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предприниматель-

ского проекта;

• непредвиденное снижение объемов закупок в сравнении с намеченными, что

уменьшает масштаб всей операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуе-

мого товара (за счет условно постоянных расходов);

• потери товара;

• потери качества товара в процессе обращения (транспортировки, хранения), что

приводит к снижению его цены;

• повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выпла-

ты штрафов непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли

предпринимательской фирмы.

Финансовый риск (риск невыполнения фирмой своих финансовых обязательств).

Причины возникновения финансовых рисков:

• неосуществление платежей от дебиторов;

• инфляция и дефляция;

• изменение валютных курсов.

Риски усиления конкуренции. Причинами возникновения таких рисков являются:

• утечка конфиденциальной информации по вине сотрудников фирмы либо в ре-

зультате промышленного шпионажа, предпринятого конкурентами;

• несовершенство маркетинговой политики, т.е. неправильный выбор рынков сбыта

и неполная информация о конкурентов или наличие неверной информации о конку-

рентах;

• замедленное внедрение нововведений по сравнению с конкурентами из-за отсут-

ствия необходимых средств для проведения научно-исследовательских работ, внедрения

новых технологий;

• недобросовестность конкурентов;

• появление на рынке производителей из других отраслей, предлагающих товары-

субституты;

• появление местных новых фирм-конкурентов на локальном рынке;

• более высокая экономичность в силу уменьшения энергопотребления, увеличения

срока службы изделия, а также за счет расширения комплекса предоставляемых услуг.

 

33. Способы сокращения рисков. Способы управления рисками.

Методы управления рисками (их снижение).

1. принятие риска допуск. в случаях если уровень потерь min. Предприятие принимает на себя решение о покрытии возможных потерь собственными средствами.

2. избежать риск можно если проект в стадии разработки.

3. попытка снижения риска: страхование; самострахование (фонд риска); диверсификация; передача риска.

Страхование – это отношение по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий, защита осуществляется за счет фонда страхования.

Самострахование – создание фонда риска.

Диверсификация – это процесс распределения инвестиционных средств между различными объектами, вложения которых не связаны между собой.

Передача риска:

1) потери могут быть большим для стороны передающей риск, может быть незначительной для стороны принимающей риск на себя;

2) сторона, принимающая риск может знать лучшие способы для сокращения возможных потерь;

3) принимаемая сторона может находится в лучшем положении для сокращения потерь или контроля за рисками.

Передача рисков осуществляется путем заключения контрактов:

- строительные контракты;

- контракты на хранение и перевозку грузов;

- контракты продажи, обслуживания и снабжения;

- договора факторинга.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.146 (0.023 с.)