Системный подход к определению проектного менеджмента. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системный подход к определению проектного менеджмента.



Системный подход к определению проектного менеджмента.

Четыре характеристики отличают проекты от других видов деятельности:

· они направлены на достижение конкретных целей;

· они включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

· они имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;

· все они в определенной степени неповторимы и уникальны.

Направленность на достижение целей.

Проекты нацелены на получение определенных результатов - иными словами, они направлены на достижение целей. Именно эти цели являются движущей силой проекта, и все усилия по его планированию и реализации предпринимаются для того, чтобы эти цели были достигнуты. Проект обычно предполагает целый комплекс взаимосвязанных целей. Например, основной целью проекта, связанного с компьютерным программным обеспечением, может быть разработка информационной системы управления предприятием. Промежуточными целями (подцелями) могут быть разработка базы данных, разработка математического и программного обеспечения, тестирование системы. Важной чертой управления проектами является точное определение и формулирование целей, начиная с высшего уровня, а затем постепенно опускаясь до наиболее детализированных целей и задач. Кроме того, отсюда следует, что проект можно рассматривать как преследование тщательно выбранных целей, и что продвижение проекта вперед связано с достижением целей все более высокого уровня, пока наконец не достигнута конечная цель.

Координированное выполнение взаимосвязанных действий.

Проекты сложны уже по самой своей сути. Они включают в себя выполнение многочисленных взаимосвязанных действий. В отдельных случаях эти взаимосвязи достаточно очевидны (например, технологические зависимости), в других случаях они имеют более тонкую природу. Некоторые промежуточные задания не могут быть реализованы, пока не завершены другие задания; некоторые задания могут осуществляться только параллельно, и так далее. Если нарушается синхронизация выполнения разных заданий, весь проект может быть поставлен под угрозу. Если немного задуматься над этой характеристикой проекта, становится очевидно что проект - это система, то есть целое, складывающееся из взаимосвязанных частей, причем система динамическая, и, следовательно, требующая особых подходов к управлению.

Ограниченная протяженность во времени.

Проекты выполняются в течение конечного периода времени. Они временны. У них есть более или менее четко выраженные начало и конец. Проект заканчивается, когда достигнуты его основные цели. Значительная часть усилий при работе с проектом направлена именно на обеспечение того, чтобы проект был завершен в намеченное время. Для этого готовятся графики, показывающие время начала и окончания заданий, входящих в проект. Отличие проекта от производственной системы заключается в том, что проект является однократной, не циклической деятельностью. Серийный же выпуск продукции не имеет заранее определенного конца во времени и зависит лишь от наличия и величины спроса. Когда исчезает спрос, производственный цикл кончается. Проект как система деятельности существует ровно столько времени, сколько его требуется для получения конечного результата. Концепция проекта, однако, не противоречит концепции фирмы или предприятия и вполне совместима с ней. Напротив, проект часто становится основной формой деятельности фирмы.

Уникальность.

Проекты - мероприятия в известной степени неповторимые и однократные. Вместе с тем, степень уникальности может сильно отличаться от одного проекта к другому. Если вы занимаетесь строительством коттеджей и возводите двадцатый по счету однотипный коттедж, степень уникальности вашего проекта достаточно невелика. Базовые элементы этого дома идентичны элементам предыдущих девятнадцати, которые вы уже построили. Основные же источники уникальности, однако, могут быть заложены в специфике конкретной производственной ситуации - в расположении дома и окружающего ландшафта, в особенностях поставок материалов и комплектующих, в новых субподрядчиках. С другой стороны, если вы разрабатываете уникальный прибор или технологию, вы, безусловно, имеете дело с задачей весьма уникальной. Вы делаете то, что никогда раньше не делалось. И поскольку прошлый опыт может в данном случае лишь ограниченно подсказывать вам, чего можно ожидать при выполнении проекта, он полон риска и неопределенности.

Категории проектного менеджмента.

Основная задача менеджера по управлению проектами состоит в проведении работ по техническому заданию за фиксированную стоимость в ограниченные сроки. Таким образом, основные категории проектного менеджмента – это время, ресурсы, качество.

Для их успешного и эффективного управления были разработаны специальные методики. Для того, что бы выполнить условия ограничения по времени, строятся календарные графики выполнения работ. Для управления денежными потоками используются финансовые планы, для управления человеческими ресурсами – используются матрицы ответственности и другие специальные методы. Для того, что бы выполнить ограничения по качеству используются методы по его управлению.

Осознание цели проекта и потребностей потребления.

Цель управления проектом и успешность проекта

Успешность проекта различным образом оценивается в разных методиках. Успешность может разным образом оцениваться различными участниками проекта.

1. Традиционная методология: Проект успешен, если выполнен полностью и в срок с требуемым качеством. Т.е. проект успешен если закрыт договор между Заказчиком и Исполнителем (вне зависимости являлся ли он юридическим документом для внешних проектов или определялся иначе для внутренних проектов). Оценка успешности единая как для заказчика так и для исполнителя.

2. Гибкие методологии, применяются процессно-ориентированные методики: Проект успешен, если заказчик удовлетворен. Здесь делается акцент на продолжение сотрудничества исполнителя с заказчиком в рамках последующих проектов и иного взаимодействия, либо проект можно рассматривать как программу из нескольких небольших проектов. Оценка успешности рассматривается в основном с точки зрения заказчика.

3. PRINCE 2: Проект успешен при сбалансированности по крайней мере по трем категориям — бизнеса, ориентации на пользователя и технологической зрелости. Здесь делается акцент на финансовую успешность проекта, удовлетворенность пользователей и развитие (косвенная польза для самого исполнителя). Оценка успешности может различаться с точки зрения бизнеса, пользователя и исполнителя.

В целом можно определить цель управления проектами следующим образом:

"Целью управления проектом(-ами) является достижение заранее определенных целей при заранее известных ограничениях и целесообразном использовании возможностей, реагировании на риски."

Даже при достижении поставленных целей и целесообразности изменений, проект может не соответствовать ожиданиям заинтересованных сторон. В проектах с высоким уровнем изменений требуется управление ожиданиями.

Классификация участников проектирования услуг шоу-бизнеса. Лекция

Участники проекта (прямые):

1. Инициатор (выстраивает цепочку целей для которой создается проект и преследуется при реализации проекта; определяет источник финансирования; определяет, в чем заключается интерес инвестора в проекте).

2. Инвестор;

3. Руководитель проекта;

4. Команда проекта (коллектив специалистов, которые работают для достижения общей цели, как единое целое).

5. Заказчик проекта лицо (организация, 1 человек и т.д.), которое будет потреблять результаты данного проекта.

Косвенные участники проекта:

1. Государство, органы власти.

2. Социум.

Мотивация персонала.

Основной особенностью управления персоналом при переходе к рынку является возрастающая роль личности работника.

Необходимо разработать новый подход к управлению персоналом. Этот подход заключается в следующем:

1) создание философии управления персоналом.

2) создание совершенных служб управления персоналом.

3) применение новых технологий в управлении персоналом.

4) создание и выработка совместных ценностей, социальных норм, установки поведения, которая регламентирует поведение отдельной личности.

В управлении персоналом мотивация рассматривается как процесс активизации мотивов работников (внутренняя мотивация) и создания стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду. В этой связи как синонимичные термину мотивация используются также термины стимулирование и мотивирование4. Целью мотивации является формирование комплекса условий, побуждающих человека к осуществлению действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом.

В зависимости от ориентации на воздействие на те или иные потребности методы управления делятся на:

· Экономические методы управления, обусловленные экономическими стимулами. Они предполагают материальную мотивацию, то есть ориентацию на выполнение определенных показателей или заданий, и осуществление после их выполнения экономического вознаграждения за результаты работы.

· Организационно-административные методы, основанные на директивных указаниях. Эти методы базируются на властной мотивации, основанной на подчинении закону, правопорядку, старшему по должности и т.п., и опирающейся на возможность принуждения. Они охватывают организационное планирование, организационное нормирование, инструктаж, распорядительство, контроль

· Социально-психологические методы, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников. С помощью этих методов воздействуют преимущественно на сознание работников, на социальные, эстетические, религиозные и другие интересы людей и осуществляют социальное стимулирование трудовой деятельности. К числу этих методов относятся анкетирование, тестирование, опрос, интервью и т.п.

Для эффективного управления мотивацией необходимо использовать в управлении предприятием все три группы методов.

В современном менеджменте применяются и иные группировки методов стимулирования. Укрупненно все методы стимулирования можно так же сгруппировать в следующие четыре вида:

1. Экономические стимулы всех типов (зарплата во всех ее разновидностях, включая контрактную, премии, льготы, страховки, беспроцентные кредиты и т.п.).

Успешность их воздействия определяется тем, насколько коллектив понимает принципы системы, признает их справедливыми, в какой мере соблюдается неотвратимость поощрения (наказания) и результатов работы, их тесная связь во времени.

2. Управление по целям. Эта система широко используется в США и предусматривает установление для личности или группы цепи целей, способствующих решению главной задачи организации (достижение определенных количественных или качественных уровней, повышение квалификации персонала и т.п.). Достижение каждой цели автоматически означает повышение уровня зарплаты или другую форму поощрения.

3. Обогащение труда - эта система в большей степени относится к неэкономическим методам и означает предоставление людям более содержательной, перспективной работы, значительной самостоятельности в определении режима труда, использовании ресурсов. Во многих случаях к этому добавляется и рост оплаты труда, не говоря уже о социальном статусе.

4. Система участия в настоящее время существует в многообразных формах: от широкого привлечения коллектива к принятию решений по важнейшим проблемам производства и управления (Япония) до соучастия в собственности путем приобретения акций собственного предприятия на льготных условиях (США, Англия).

 

Определение понятия «риск».

Риск – конкретное явление или совокупность явлений, имеющие потенциальную возможность причинения ущерба конкретному объекту.

Риски бывают:

· Объективные

· Субъективные

· Универсальные

· Индивидуальные

· Катастрофические

· Транспортные

· Политические

Управление рисками – это целенаправленное действие по оценке риска и уменьшения их воздействия и последствий на систему производственно-хозяйственных отношений.

Идентификация риска.

Факторы риска

1. факторы первого порядка – причины, вызывающие риск как таковой (аварии, бедствия, катастрофы)

2. факторы второго порядка – вероятность наступления рискованного события и величина ущерба от неё.

 

Причины, вызывающие риски.

По характеру последствий риски подразделяют на чистые и спекулятивные.

Особенность чистых рисков (статистических или простых) заключается в том, что

они практически всегда несут в себе потери для предпринимательской деятельности.

Причины возникновения подобных рисков:

• стихийные бедствия;

• несчастные случаи;

• недееспособность руководящих сотрудников и т.п.

Спекулятивные риски (динамические или коммерческие) несут в себе либо потери, либо дополнительную прибыль для предпринимателя.

Причины возникновения спекулятивных рисков:

• изменение курсов валют;

• изменение конъюнктуры рынка;

• изменение условий инвестиций;

• изменение условий поставки и др.

По сфере возникновения (отрасли деятельности) различают следующие виды

рисков:

Производственный риск (риск невыполнения своих обязательств и нормативных

планов по производству товаров, работ, услуг в результате воздействия как внешней среды, так и внутренних факторов);

К основным причинам производственного риска относят:

• снижение намеченных объемов производства и реализации продукции вследствие

снижения производительности труда, простоя оборудования, потерь рабочего времени,

отсутствия необходимого количества исходных материалов, повышенного процента бра-

ка производимой продукции;

• снижение цен, по которым планировалось реализовать продукцию (услугу), в свя-

зи с ее недостаточным качеством, неблагоприятным изменением рыночной конъюнкту-

ры, падением спроса;

• увеличение расхода материальных затрат из-за перерасхода материалов, сырья,

топлива, энергии, а также за счет увеличения транспортных расходов, торговых издер-

жек, накладных и других дополнительных расходов;

• рост фонда оплаты труда за счет превышения намеченной численности либо выплат

более высокого, чем запланировано, уровня заработной платы отдельным сотрудникам;

• увеличение налоговых платежей и других отчислений предприятия;

• низкая дисциплина поставок, перебои с топливом и электроэнергией.

Коммерческий риск (риск потерь в процессе финансово-хозяйственной деятельности).

Причины возникновения коммерческого риска:

• снижение объемов реализации вследствие падения спроса (потребности) на товар,

реализуемый предпринимательской фирмой, вытеснение его конкурирующими товара-

ми, введение ограничений на продажу;

• повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предприниматель-

ского проекта;

• непредвиденное снижение объемов закупок в сравнении с намеченными, что

уменьшает масштаб всей операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуе-

мого товара (за счет условно постоянных расходов);

• потери товара;

• потери качества товара в процессе обращения (транспортировки, хранения), что

приводит к снижению его цены;

• повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выпла-

ты штрафов непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли

предпринимательской фирмы.

Финансовый риск (риск невыполнения фирмой своих финансовых обязательств).

Причины возникновения финансовых рисков:

• неосуществление платежей от дебиторов;

• инфляция и дефляция;

• изменение валютных курсов.

Риски усиления конкуренции. Причинами возникновения таких рисков являются:

• утечка конфиденциальной информации по вине сотрудников фирмы либо в ре-

зультате промышленного шпионажа, предпринятого конкурентами;

• несовершенство маркетинговой политики, т.е. неправильный выбор рынков сбыта

и неполная информация о конкурентов или наличие неверной информации о конку-

рентах;

• замедленное внедрение нововведений по сравнению с конкурентами из-за отсут-

ствия необходимых средств для проведения научно-исследовательских работ, внедрения

новых технологий;

• недобросовестность конкурентов;

• появление на рынке производителей из других отраслей, предлагающих товары-

субституты;

• появление местных новых фирм-конкурентов на локальном рынке;

• более высокая экономичность в силу уменьшения энергопотребления, увеличения

срока службы изделия, а также за счет расширения комплекса предоставляемых услуг.

 

33. Способы сокращения рисков. Способы управления рисками.

Методы управления рисками (их снижение).

1. принятие риска допуск. в случаях если уровень потерь min. Предприятие принимает на себя решение о покрытии возможных потерь собственными средствами.

2. избежать риск можно если проект в стадии разработки.

3. попытка снижения риска: страхование; самострахование (фонд риска); диверсификация; передача риска.

Страхование – это отношение по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий, защита осуществляется за счет фонда страхования.

Самострахование – создание фонда риска.

Диверсификация – это процесс распределения инвестиционных средств между различными объектами, вложения которых не связаны между собой.

Передача риска:

1) потери могут быть большим для стороны передающей риск, может быть незначительной для стороны принимающей риск на себя;

2) сторона, принимающая риск может знать лучшие способы для сокращения возможных потерь;

3) принимаемая сторона может находится в лучшем положении для сокращения потерь или контроля за рисками.

Передача рисков осуществляется путем заключения контрактов:

- строительные контракты;

- контракты на хранение и перевозку грузов;

- контракты продажи, обслуживания и снабжения;

- договора факторинга.

Системный подход к определению проектного менеджмента.

Четыре характеристики отличают проекты от других видов деятельности:

· они направлены на достижение конкретных целей;

· они включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

· они имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;

· все они в определенной степени неповторимы и уникальны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.240.142 (0.061 с.)