Вопрос: «понятие системы и её основные характеристики») 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос: «понятие системы и её основные характеристики»)



Вопрос: «понятие системы и её основные характеристики»)

Понятие “система” широко используется в науке, технике и повседневной жизни, когда говорят о некоторой упорядоченной совокупности любого содержания. Система является фундаментальным понятием, как системотехники, так и базовых теоретических дисциплин (теории систем, исследования операции, системного анализа и кибернетики). Система — это объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, сведений, а также знании о природе, обществе и т. п. Каждый объект, чтобы его можно было считать системой, должен обладать четырьмя основными свойствами или признаками (целостностью и делимостью, наличием устойчивых связей, организацией и эмерджентностью). Признаками системы являются множество составляющих ее элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связей между ними, целостность и единство элементов, наличие структуры и иерархичности, относительная самостоятельность и наличие управления этими элементами. Термин «организация» в одном из своих лексических значений означает также «систему», но не любую систему, а в определенной мере упорядоченную, организованную. Система может включать большой перечень элементов и ее целесообразно разделить на ряд подсистем. Подсистема – набор элементов, представляющих автономную внутри системы область (экономическая, организационная, техническая подсистемы). Большие системы (БС) – системы, представляемые совокупностью подсистем постоянно уменьшающегося уровня сложности вплоть до элементарных подсистем, выполняющих в рамках данной большой системы базовые элементарные функции. Система обладает рядом свойств. Свойства системы – это качества элементов, дающие возможность количественного описания системы, выражения ее в определенных величинах. Базовые свойства систем сводятся к следующему:

– система стремится сохранить свою структуру (это свойство основано на объективном законе организации – законе самосохранения);

– система имеет потребность в управлении (существует набор потребностей человека, животного, общества, стада животных и большого социума);

– в системе формируется сложная зависимость от свойств входящих в нее элементов и подсистем (система может обладать свойствами, не присущими ее элементам, и может не иметь свойств своих элементов). Например, при коллективной работе у людей может возникнуть идея, которая бы не пришла в голову при индивидуальной работе; коллектив, созданный педагогом Макаренко из беспризорных детей, не воспринял воровства, матерщины, беспорядка, свойственных почти всем его членам.

Помимо перечисленных свойств большие системы обладают свойствами эмерджентности, синергичности и мультипликативности. Свойство эмерджентности – это 1) одно из первично-фундаментальных свойств больших систем, означающее, что целевые функции отдельных подсистем, как правило, не совпадают с целевой функцией самой БС; 2) появление качественно новых свойств у организованной системы, отсутствующих у ее элементов и не характерных для них. Свойство синергичности – одно из первично-фундаментальных свойств больших систем, означающее однонаправленность действий в системе, которое приводит к усилению (умножению) конечного результата. Свойство мультипликативности – одно из первично-фундаментальных свойств больших систем, означающее, что эффекты, как положительные, так и отрицательные, в БС обладают свойством умножения.

 

 

 

Вопрос: «Понятие управления, управленческий цикл»)

Управление представляет собой такую организацию того или иного процесса, которая обеспечивает достижение определенных целей. Необходимость в управлении возникла с развитием специализации производства, увеличения его масштабов. Оно позволяет упорядочить и согласовать деятельность многих людей, занятых в производстве.Управление - это труд людей, направленный на организацию и координацию деятельности трудовых коллективов и отдельных работников в процессе производства продукции, оказания услуг. Оно связано прежде всего с организацией совместной деятельности людей, с налаживанием согласованных действий в рамках предприятия, с регулированием отношений между личностью и предприятием.Цель управления заключается в эффективном использовании рабочей силы и ограниченных ресурсов для достижения желаемого и возможного состояния производства. При управлении всегда возникают вопросы: что, кому, где, когда, сколько, из чего? Число таких вопросов все время растет. Растет и плата за ошибку.Управление предприятием призвано решать две основных задачи:

1. Поддерживать нормальный ход производства, обеспечивать его цикличность и стабильность;

2. Обеспечивать развитие производства, совершенствование продукции, введение технических и технологических новшеств.

 

Управление предполагает наличие знаний и данных о состоянии производства. Оно представляет собой совокупность информационных процессов и воздействий на поведение персонала предприятия, порядок выполнения которых регламентируется определенными правилами и инструкциями. На основе анализа информации вырабатываются управленческие решения о переводе производства в новое, заранее определенное состояние.Суть управления заключается в следующем:Сбор, хранение, обработка и передача информации.Разработка и принятие управленческих решений.Выработка управляющих воздействий и выдача их объекту управления.Контроль исполнения принятых решений.

 

Управленческий цикл -завершённая последовательность повторяющихся активных действий,направленных на достижение поставленной цели.

Управленческий цикл содержит в себе четыре функции: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Данные функции охватывают все виды управленческой деятельности по созданию материальных ценностей, финансированию, маркетингу и т. д.

 

Функция планирования представляет собой, по существу, процесс подготовки решений. Этапы планирования: а) постановка целей и задач; б) определение исходных предпосылок; в) выявление альтернатив; г) выбор наилучшей альтернативы; д) ввод и исполнение плана.

 

Функция организации нацелена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей. Прежде всего, это оценка менеджером своих возможностей, изучение подчиненных, определение потенциальных возможностей каждого работника, расстановка сил и т. д. Вся эта организаторская деятельность протекает на фоне проявления вполне конкретных структур предприятия.

 

Мотивация. После проведения подготовительных мероприятий менеджер должен обеспечить успешное выполнение работы. В этих целях используются:

а) стимулирование, то есть побуждение работников к активной деятельности с помощью внешних факторов (материальное и моральное стимулирование);

б) собственно мотивирование, то есть создание у работников внутренних (психологических) побуждений к труду. Главными здесь являются: заинтересованность в труде, потребность в трудовой активности, переживание чувства удовлетворения от трудовой деятельности. Менеджер, чтобы успешно осуществить эту функцию управления, должен быть компетентен в различных аспектах коммуникации, он обязан развивать у себя соответствующие умения и навыки.

 

Контроль — это процесс проверки и сопоставления фактических результатов с заданиями.

Вопрос

1. Основные понятия.

Социально-экономическая структура - это, прежде всего, совокупная рабочая сила общества, люди с их физическими и умственными способностями, уровнем образования и квалификации, их жизненным и производственным опытом. Важнейшей частью социально-экономической структуры являются отношения собственности на средства производства и потребления, социальная инфраструктура, хозяйственное законодательство, традиции и обычаи. Господствующий тип собственности определяет специфику экономической структуры. К социально-экономической структуре относятся также институты права, различное законодательство, определяющее правила экономической деятельности. Экономические системы различаются также в зависимости от типа социально-экономической структуры. Главная характеристика этой структуры в экономической системе – это господствующая форма собственности на средства производства. В зависимости от этого в истории выделяются такие экономические системы, как первобытный коммунизм, рабовладение, феодализм, капитализм, социализм. В этих экономических системах господствующей формой собственности является, соответственно, коллективная, частная рабовладельческая, частная феодальная, частная капиталистическая, общественная. Системой называется совокупность взаимозависимых элементов, образующих единое целое; целое выполняет некоторую функцию. Системы имеют разнообразные формы. Среди крупных систем выделяют следующие:

· биологические;

· технологические;

· социальные (в т. ч. социально-экономические).

1.4. Виды социально-экономических систем

К социально-экономическим системам относятся предприятия, отрасли, муниципальные образования, регионы и т.д. Система всегда реагирует на внешние возмущения и стремится вернуться в состояние равновесия. Однако если под воздействием внешних сил система далеко уходит от равновесного состояния, то она может стать неустойчивой и не вернуться в равновесное состояние. В определенной точке (точка бифуркации) поведение системы становится неопределенным. Иногда и незначительное воздействие на систему может привести к значительным последствиям, и тогда система переходит в новое качество. Причем этот переход осуществляется скачкообразно.

Принципы системности предполагают рассмотрение современной организации, в первую очередь, как социально-экономической системы, обладающей рядом специфических, присущих только ей особенностей:

· целостностью, когда все элементы и части системы служат достижению общих целей, стоящих перед организацией в целом. Это не исключает возможности возникновения неантагонистических противоречий между ее отдельными элементами (подразделениями);

· сложностью, которая проявляется в большом количестве обратных связей, в том числе и в процессе стратегического планирования и управления;

· большой инерционностью, что предопределяет возможность с высокой степенью достоверности предсказывать развитие организаций в будущем;

· высокой степенью надежности функционирования, которая предопределяется взаимозаменяемостью компонентов и способов жизнедеятельности организации, возможностью использования альтернативных технологий, энергоносителей, материалов, способов организации производства и управления;

· параллельным рассмотрением натуральных и стоимостных аспектов функционирования системы. Это позволяет постоянно соизмерять и оценивать эффективность деятельности организации, системы управления и реализации ее стратегии.

Среди множества факторов, влияющих на деятельность предприятия, можно выделить три группы факторов, её определяющих:

1. Факторы, характеризующие экономическую среду как рынок сбыта и поставки для предприятия.

2. Факторы, характеризующие рабочую силу, используемую предприятием.

3. Факторы, характеризующие состояние финансов предприятий и финансового рынка в целом.

Любая социальная система состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подсистем: управляемой и управляющей. К управляемой подсистеме относятся все элементы, обеспечивающие непосредственный процесс создания материальных и духовных благ или оказания услуг. К управляющей подсистеме относятся все элементы обеспечивающие процесс целенаправленного воздействия на коллективы людей и ресурсы управляемой подсистемы. Одним из важнейших элементов управляющей подсистемы является организационная структура управления.

Связь между управляющей и управляемой системами осуществляется с помощью информации, которая служит основой для выработки управленческих решений и воздействий исходящих из управляющей системы в управляемую для исполнения. Экономическая система представляет собой единство хозяйственных и финансовых процессов и связей. Социальная система - люди и их объединения, создаваемые для совместной жизнедеятельности (человек, семья, государство).

 

 

Вопрос.

В методологическом плане отдельного рассмотрения требует проблема соотношения понятий "управление" и "руководство". Управление выступает более широким понятием, что означает направленное воздействие на систему или отдельные процессы, происходящие в ней, с целью изменения Те состояния или придания ей новых свойств и качеств.

Понятие "управление" относится как к техническим, социотехнических, так и социальных систем. Руководство же есть частный случай управления. Его основные отличия в том, что руководство:

ограничивается воздействием на людей и их сообщества;

-Предполагает взаимодействие руководителя с подчиненными;

призвано вызвать чью-то деятельность в соответствии намерениям руководителя.

Так, руководство - это произвольный (целенаправленный) влияние на подчиненных людей и их сообщества, которое приводит к их осознанному и активному поведению и деятельности, согласно намерениям руководителя. Поэтому руководство можно назвать управлением, но далеко не всякое управ-ления является руководство.

Понятие "менеджмент", "администрирование", "руководство" относятся к классу социального управления и в этом смысле понятие менеджмента тождественно понятию социального управления.

Различают три основных вида менеджмента: социально-политический, социально-экономический и социально-культурный.

Понятие "администрирование" наиболее полно соответствует понятию власти, поскольку его основная функция заключается в определении политики той или иной социальной системы, а понятие "руко-водство" и "менеджмент" больше относятся к непосредственному управлению людьми, практической организации объекта социального управления.

Иными словами, понятие "менеджмент", "администрирование" и "руководство" могут рассматриваться как в широком, так и в узком смысле, а именно:

управления - в широком смысле, вся система классов, отношений и явлений управления в природе и в обществе, а в узком смысле - технологическая организация объекта управления;

менеджмент - в широком смысле, общий принцип социального управления; власть и искусство управления людьми, а в узком - управление производством, деятельность по организации достижения поставленных целей;

администрирования - в широком смысле, административно-государственное управление, социально-политический менеджмент, а в узком, разработка и постановка целей, определение политики организации.

В самом общем виде процесс социального управления можно разделить на две составляющие, взаимообусловлены и взаимосвязанные части:

административную, областью которой является разработка и определение политики (как системы целей, задач и путей их решения);собственно управленческую (оперативную, исполнительскую, направленную преимущественно на технологическую и техническую организацию объекта управления).

Связующее звено между частями единого процесса социального управления - непосредственное руководство людьми, что обеспечивает, с одной стороны, разработку и постановку задач, а с другой, их принятия и исполнения.

В таком понимании менеджмент выступает как объединяющее понятие всего социального управления, включая его составные части, уровни и звенья.

В соотношении понятий "власть" и "управление", второе занимает подчиненное положение, поскольку власть отождествляется прежде всего с администрированием, т.е. политической, руководящей функцией, а управление (в узком смысле) - с исполнительной, оперативной.

Таким образом, менеджмент является процессом планирования, организации мотивации и контроля, направленным на разработку и достижение целей социальной системы через других людей.

 

 

Вопрос 11. Понятие закона

Закон — это зависимость между какими-либо процессами, явлениями, обладающая следующими характеристиками:

- закреплена законодательно (в различных нормативно-правовых актах);

- является общепринятой нормой для большой группы людей и организаций (нормы Библии, Корана, Талмуда и т.д.);

- признается авторитетными учеными (синергия, пропорциональность и композиция и т.д.).

Любой закон (закономерность) имеет механизм действия и механизм использования.

Механизм действия — это формирование зависимости выходных параметров от входных, определение допустимой инерционности, запаздывания и порога реагирования. Механизм использования понимается как набор правил и норм для реализующего механизм действия работника с указанием перечня его прав и ответственности.

Применительно к социальным организациям под законом понимается устойчивая, объективная связь явлений или событий, присущая достаточно большому количеству организаций и обладающая неизбежной повторяемостью в сходных условиях. Социальные законы определяют отношения между людьми и группами и проявляются в процессе их деятельности. В соответствии с социальными законами складываются отношения между организациями и людьми, работающими в этих организациях.

Выделяют следующие виды законов:

- Законы строения организаций: целостности, пропорциональности и композиции, иерархичности.

- Законы функционирования и развития организаций: необходимого разнообразия, самоорганизации, самосохранения, синергии, информированности-упорядоченности, развития.

- Законы, регламентирующие функционирование социальных организаций: социальной гармонии, оптимальной загрузки, эффективного восприятия и осмысления, установки, устойчивости и доходчивости информации и др.

Законы организации по А.А. Беляеву и Э.М. Короткову:

1. Общие (основные) – действуют во всех материальных системах.

- Закон синергии.

- Закон самосохранения.

- Закон развития

- Закон информированности-упорядоченности.

- Закон единства анализа и синтеза.

- Закон пропорциональности-композиции

2. Частные – действуют в какой-либо организации.

- Закон непрерывности и ритмичности в движении производственных фондов.

- Закон соответствия разнообразия управляющей подсистемы разнообразию управляемой подсистемы – разнообразие поведения управляемого объекта может быть уменьшено за счёт соответствующего увеличения форм воздействия.

- Закон приоритета целого над частью – во взаимодействии системы и подсистемведущей стороной является целое, которое влияет на части, при этом целое и часть едины и не существуют друг без друга.

- Закон учёта потребностей (индивидуальных, групповых, организационных и общественных). - Закон состоятельности кадров управления – каждая социально-экономическая система должна иметь чёткий механизм оценки и отбора управленческих кадров в соответствии с их реальными способностями.

- Закон дифференциации и универсализации функций – в организациях действуют противоположные процессы: специализация функций и их универсализация.

3. Специфические – действуют в конкретных ситуациях.

- Закон своеобразия – для каждой организации существует наилучшая специфика и только ей присущая структура производства и управления.

- Закон эффективного восприятия и запоминания информации – эти процессы реализуются наиболее эффективно, если наиболее приближены к мышлению работника.

- Закон социальной гармонии – в каждой организации развитие социальной сферы увеличивает производительность труда за счёт повышения эмоционального уровня работников и активации их трудовой деятельности.

- Закон социальной нагрузки – для каждого работника существует объём оптимально загрузки работ, при котором в полной мере могут раскрыться его возможности и способности.

- Закон доходчивости информации – доходчивость сообщений для работника будет выше при одновременном использовании нескольких форм её подачи.

- Закон эффективного осмысления – это возможно при наличии у работника большого объёма знаний или информации по данной теме.

- Закон установки – любой работник наиболее полно воспринимает ту информацию, на которую он настроился и к которой приготовился.

- Закон устойчивости информации – первая информация, поступившая о событии работнику наиболее устойчива, чем повторная.

 

12.вопрос. Закон синергии

Синергия (сотрудничество, содействие) – означает совместное и однородное функционирование элементов системы.

В любой организации возможен как прирост энергии, так и снижение общего энергетического ресурса по сравнению с простой суммой энергетических возможностей входящих в неё элементов.

По закону синергии сумма свойств организованного целого должна быть больше, чем сумма свойств всех элементов в него входящих.

При этом под свойствами элементов и целого понимается изменение различных параметрических характеристик (например, для социально-экономических систем это производительность труда, объём производства, прибыль, рентабельность и др.), их взаимозависимость и изменение во времени.

Получаемый при этом организационный суммарный эффект носит название синергетического. Задача организатора заключается в том, чтобы найти такой набор элементов и так соединить их между собой, используя прогрессивные формы организации, при которой синергия обеспечивала бы качественное увеличение потенциала, как части системы, так и системы в целом.

Синергетический эффект будет иметь место, если все элементы и части предприятия ориентированы на достижение одной общей цели. Если же они будут стремиться к достижению частных целей, не связанных с общей целью фирмы, синергетического эффекта не произойдёт.

Закон синергии и в организациях и на предприятиях проявляется через сотрудничество. Вот почему бригадная форма организации труда эффективнее, чем индивидуальная.

Однако следует иметь в виду и другую трактовку закона синергии, а именно: для любой организации существует такой набор элементов (ресурсов), при котором её потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в неё элементов, либо существенно меньше.

Таким образом, закон синергии указывает на то, что в процессе формирования и развития структуры как объекта, так и субъекта организации необходимо оценивать две его составляющие: положительную – созидательную, организующую и отрицательную – разрушительную, дезорганизующую. Суммирование сил может и снизить потенциал – примером может быть вмешательство в деятельность спасательных служб некомпетентных руководителей. Другим примером может быть участие в решении одной проблемы представителей разных ведомств.

Отрицательная синергия получается в результате абсолютно непрофессионального или преступного подхода к порученной деятельности.

2. Реализация синергетического закона

Задача руководителя заключается в том, чтобы найти такой набор элементов и так соединить их между собой, используя прогрессивные формы организации, чтобы ресурсы оптимально взаимодействовали бы между собой, создавая эффект положительной синергии.

Синергетический эффект может быть получен за счёт:

ü Организующей роли менеджера (план-задание, режим работы, норма и нормативы, стимулы, контроль и т.п.);

ü Организации труда;

ü Организации производства;

ü Коллективного принятия решений;

ü Организация оперативного производственного планирования и управления и др.

Знание закона синергии может активизировать деятельность руководителя по поиску наилучшего набора ресурсов. Закон синергии действует независимо от воли и сознания руководителя, однако результаты действия закона зависят от состояния трёх сред: руководителя, подчинённых и внешней среды по отношению к закону синергии. Каждое состояние характеризуется двумя значениями: знает закон или не знает закон:

• Первый вариант. Руководитель и подчинённые не знают о законе синергии.

Характер стихийного действия закона. Персонал компании будет действовать на уровне здравого смысла, исходя из имеющихся средств. Руководители компании будут основное внимание обращать на личные и профессиональные качества вновь принимаемых специалистов, технические характеристики оборудования. Однако даже очень хороший профессионал и замечательный человек может не вписаться в микроклимат коллектива и его отдача будет меньше возможной; приобретённое первоклассное оборудование в ряду уже имеющегося морально устаревшего оборудования или при отсутствии требуемой подготовки персонала также не даст должной отдачи. Таким образом, потенциал многих приобретённых и имеющихся ресурсов может в сумме дать меньший, чем возможно результат.

• Второй вариант. Руководитель знает о законе, а его подчинённые нет.

Характер действия закона. Руководитель будет стараться достичь гармонии в использовании всех ресурсов компании, в том числе приобретать и правильно расставлять технологическое оборудование и персонал, вводить прогрессивную систему стимулирования и профессионального обучения. Подчинённые могут не понять стратегических и тактических замыслов руководителя и начнут явно или скрыто сопротивляться, что может принести вред компании.

• Третий вариант. Руководитель и подчинённые знают о законе синергии.

Характер действия закона. Руководитель в своих решениях может опираться на понимание со стороны подчинённых. Работники, знающие данный закон, с пониманием будут относиться к действиям руководителя по гармонизации деятельности и использования ресурсов. Кроме того, подчинённые будут сами проявлять инициативу в рамках порученных заданий и общей цели компании. Совместная позитивная работа руководителей и подчинённых всегда приводит к положительным результатам: благоприятный климат, творческий стиль работы, прибыль.

3. Признаки достижения синергии

Достаточно трудно заранее определить необходимые ресурсы и условия их использования для достижения синергии. Это можно делать либо приобретая собственный опыт в процессе перебора различных ресурсов в деятельности компании и дальнейшего отслеживания экономического или социального результата, либо используя опыт успешных компаний. Оценка синергетического эффекта может идти косвенно – как части (составляющей) экономической, социальной, организационной, технологической, правовой или идеологической эффективности. Прямые методы оценки синергетического эффекта находятся в стадии разработки.

Приведём набор типовых ситуаций, в какой-то мере характеризующих приближение деятельности компании к синергетическому эффекту:

– длительная и качественная работа оборудования без поломок;

– использование замороженных ресурсов, в том числе находящихся в личном пользовании;

– хорошее настроение в коллективе;

– снижение усталости работников;

– доверительные отношения между сотрудниками;

– поддержка коллективной, а не сдельной оплаты труда;

– сокращение технологического цикла;

– снижение сердечно-сосудистых, простудных и других заболеваний;

– частичный отказ от услуг сторонних организаций;

– благотворительная деятельность;

– постоянный спрос на продукцию;

– активное приобретение работниками акций своей компании;

– усиление лояльности к своей организации и непосредственному руководству;

– усиление интереса работников к повышению своей квалификации;

– выработка и поддержка традиций и ценностей организации;

– соотношение разработанных и принятых для внедрения рационализаторских предложений и изобретений;

– рост рационализаторских предложений по совершенствованию производства и управления в организации;

– сокращение количества оперативных совещаний и увеличение количества стратегических;

– устойчивость организации к небольшим возмущающим воздействиям;

Руководитель должен стремиться усиливать имеющиеся положительные ситуации и формировать недостающие.

 

 

Вопрос.Закон самосохранения

Закон самосохранения: деятельность организации всегда направлена на то, чтобы сохранить себя (выжить), используя для этого весь имеющийся у нее потенциал.

Свою деятельность в какой-либо области (финансах, маркетинге, политике, технологиях) организация осуществляет за счет собственного созидательного потенциала. Осуществляя деятельность, организация может испытывать различные воздействия, направленные на ее разрушение. Источники этих воздействий могут располагаться как вне организации, действуя на нее с энергией, так и внутри, действуя с энергией.

Примером внешних воздействий могут быть действия конкурентов, а внутренних – забастовка сотрудников или поломка оборудования.

Закон самосохранения может носить стихийный характер или использоваться целенаправленно. В первом случае закон практически не проявляет себя до тех пор, пока созидательный потенциал организации превосходит энергию разрушительных воздействий на 10–50%. Если энергия разрушения наращивается, то коллектив организации начинает стихийно сопротивляться ее развалу. Чаще всего это выражается в применении экстенсивных методов:

· увеличении продолжительности рабочего дня, что приводит к лишним затратам;

· поиску виновных внутри и вне организации, что приводит к росту конфликтов;

· быстром привлечении дополнительных ресурсов без обеспечения их эффективного использования.

В результате эти действия лишь увеличивают скорость развала организации.

При целенаправленном использовании рассматриваемого закона руководство организации стремится отслеживать соотношения энергий удержания и ликвидации, стараясь своевременно привлекать необходимые ресурсы, укрепляя связи с внешним окружением, развивая персонал и страхуя организацию.

 

 

ВопросЗАКОН РАЗВИТИЯ

Любая организация в процессе своего существования претерпевает определенные изменения, характеризующиеся изменением ее внутренних свойств и характеристик, совершенствованием функционирования, переходом от одного качественного состояния к другому.

Причинно-следственную связь между возможностью получения синергетического эффекта и временем функционирования организации выражает закон развития, или онтогенеза, организации.

Следует различать понятия «функционирование» и «развитие системы».

Самосохранение организации обеспечивает возможность ее функционирования и одновременно создает возможность для развития.

Под функционированием подразумевают процессы, которые происходят в системе стабильно и реализуют фиксированную цель. Развитием называют то, что происходит с системой при изменении или корректировке ее целей.

Характерной чертой развития является то, что существующая структура перестает соответствовать новой цели и для обеспечения новой функции приходится изменять структуру, а иногда и всю систему.

Законом онтогенеза направляется изменчивость структур в процессе развития систем: когда и какие элементы надо изъять из системы или дополнительно включить в нее.

Системный подход к организации позволяет органически соединить генетическое и прогностическое истолкование объектов и процессов.

Дело генетики в том, чтобы отыскать источники, предпосылки, основы возникновения объекта, проследить, какие этапы этот объект проходил в своем становлении, каким он был и каким стал.

Однако мало объяснить прошлое объекта, необходимо раскрыть, куда идет, в каком направлении движется данный объект, каковы перспективы его движения. То есть для системного подхода важны прогноз, предвидение.

В онтогенезе выделяются количественная (размеры, динамика, продолжительность жизни) и качественная (появление новых функций, структур) стороны.

Наиболее распространенной тенденцией организационных изменений является рост организации. Он может измеряться различными величинами:

– ростом доходов;

– ростом объемов выпускаемой продукции;

– увеличением единиц используемого оборудования;

– увеличением персонала и т. д.

Развитие организации представляет собой необратимое, направленное и закономерное изменение ее характеристик и параметров.

Только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития системы среди других изменений.

Обратимость изменений характеризует процессы функционирования и представляет собой циклическое воспроизведение постоянной системы функций.

Отсутствие закономерности характерно для случайных процессов катастрофического типа.

Поэтому изменения организации будут являться не проявлением внутренних тенденций развития, а возможностью приспособления, адаптации к изменившимся условиям.

При отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и поэтому процесс лишается характерной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры.

 

Ключевая идея теории

Нет правильных или неправильных моделей организации. Каждый управленец должен выбирать ту модель, которая является более эффективной.

В начале 1970-х гг. американский ученый И. Ансофф выдвинул ряд новых идей, касающихся подходов к пониманию и развитию организационных структур управления.

Он выделил два подхода к формированию организационных структур.

Первый из них – структурный подход. Основной упор в нем был сделан на внутреннее строение фирм, разделение функций и рационализацию управления. Второй – динамический подход. Основное внимание в нем сосредоточивается на анализе связей фирмы со средой, в которой она действует, и с источниками ресурсов.

При динамическом подходе анализ управленческих проблем осуществляется в два этапа. На первом фирма рассматривается в условиях стабильных внешних связей.

Организационные проблемы носят оперативный характер. На втором этапе изучается влияние на организацию изменений внешней среды. Организационные проблемы, возникающие в связи с этим, считаются стратегическими.

Ансофф считал, что основная задача высшего руководства современной фирмы – решение стратегических проблем в условиях изменяющейся внешней среды. Основной стратегией фирм в условиях постоянных внешних связей было снижение издержек производства и ценовая конкуренция. Результатом явилась ди-визиональная структура. Ансофф рассматривал этот вид организационной структуры как «функциональную структуру, повторенную несколько раз». Образование многонациональных компаний привело к необходимости приблизить службы маркетинга к национальным рынкам, на которых действует фирма.

Произошло ее разделение и образование филиалов в разных странах. Ансофф называл такую структуру многонациональной структурой, матрицей типа «отделение – страна».

Ансофф считал, что идея матрицы является одной из основных в современной науке о формировании организационных структур.

Поведение современных фирм можно структури-зовать по трем направлениям, т. е. выделить три основные стратегии: достижение экономичности использования ресурсов, обеспечение конкурентоспособности и активная политика в области нововведений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 609; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.123 с.)