Публицистика”, “журналистика” - возникновение понятий, эволюция содержания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Публицистика”, “журналистика” - возникновение понятий, эволюция содержания.



Публицистика”, “журналистика” - возникновение понятий, эволюция содержания.

Прообразом публицистики и журналистики являются, бесспорно, ораторские выступления древних греков и римлян. Один исследователь заметил, что древние греки занимались риторикой, ораторским искусством “до излишества”. И на то были свои причины. Во-первых, в отсутствие иных средств коммуникации изустное слово оратора было едва ли не единственным средством социального воздействия. Вообще, вся культура Греции и Рима до конца античности была культурой устного, а не письменного слова. Во-вторых, увлечение ораторским искусством в какой-то мере объяснялось горячим темпераментом древних греков, агонистичностью, постоянным стремлением к соревнованиям не только в спортивных играх, но и в иных сферах социального бытия, в том числе и в искусстве красноречия.

Вот почему важнейшим качеством античной риторики с самого начала была публицистичность, в наиболее общем современном её понимании, т.е. публицистики как сферы общественной деятельности, цель которой злободневным, политически заостренным словом оказать актуальное воздействие на общественное мнение, сознание и поведение масс.

Элементы публицистики можно обнаружить уже в речах героев “ Илиады ” и “ Одиссеи ” Гомера, создание которых относят к IX - VIII вв. д.н.э. Однако, “золотой век” греческого красноречия наступил во второй половине V в. д.н.э. после окончания греко-персидских войн, когда ораторское искусство превращается в существенный фактор общественной и политической жизни Афин и в орудие политической борьбы, когда в нем отчетливо проявляется публицистическая сущность. От тех, кто желал влиять на ход государственных дел, требовалось умение публично провозгласить и отстоять свою точку зрения, повести за собой народ. Можно даже утверждать, что с тех пор все великие политики и народные трибуны неизменно были и великими публицистами в своих речах, обращенных к гражданам Афин.

С древних времён и до наших дней устные выступления ораторов являлись и остаются важнейшей формой массово-информационной деятельности.

Известно, что в Древнем Египте при дворе фараонов “выходила”, в виде папирусных свитков, “газета”; в противовес ей существовало и оппозиционное “издание”. Но более устойчивым оказалось другое пражурналистское предприятие: в римском государстве по указанию Юлия Цезаря стали “выходить” и удержались в течение столетий (I в. до н.э. - IV в н.э.) сводки различных известий - “Acta Senatus” и “Acta diurna populi Romani”. Вот

С развитием пражурналистской деятельности возникает нужда в специалистах “информационной службы”. В средневековой Европе были созданы даже своеобразные бюро по сбору и распространению письменной информации - цехи писателей новостей (Noellanti в Риме, Scittori d’avisso в Венеции). Тогда же возникло слово “газета” - от названия монеты “gazetta”; за такую монету в Венеции можно было получить сводку новостей.

Собственно журналистика - печатные периодические издания - могла возникнуть только после изобретения книгопечатания. В Европе технические предпосылки книгоиздания начали складываться с 30-40-х годов XV века (изобретение И. Гуттенбергом книгопечатания).

Решающим фактором возникновения журналистики оказались социально-экономические причины. Рубеж XVI-XVII веков - время активного складывания рыночных отношений, роста межд. Торговли. В это же время возникают крупные централизованные абсолютистские государства (Франция, затем Россия), развиваются наука и культура, распространяется грамотность, растёт прослойка образованных людей, расширяется читательская аудитория.

Все эти соц, полит, культур, эконом факторы послужили толчком для более широкого и регулярного распространения торговой, коммерч, научной, культ информации, а также политической - о внутреннем и международном положении дел.

Первые газеты, рассчитанные прежде всего на купцов и горожан, содержали сведения о торговых путях, ценах, ходе торговли, движении товаров, внутренней жизни стран, межгосударственных отношениях и другую инф, важную для деловых людей того времени. Но уже “La gasette” Теофраста Ренодо, созданная при участии кардинала Ришелье, стала публиковать и политические новости с ориентацией на государственные интересы Франции.

Во второй половине XVII века появились журналы, стали возникать ежедневные газеты. Впрочем, вначале главным оружием политической борьбы были издания брошюрного типа - памфлеты. Именно памфлеты стали главным оружием во время Английской буржуазной революции. А накануне Великой Французской революции возникла буржуазно-демократическая пресса газетного типа. Во время революции выходили знаменитые газеты: “Друг народа” Марата, “Папаша Дюшен” Эбера, “Защитник конституции” Робеспьера.

Роль журналистики будет увеличиваться по мере продвижения человечества к возникающему информационному обществу, где решающим фактором развития станут “информационные технологии”. Владение информацией и умение работать с ней приобретают решающее значение.

 

 

2. “Информация”, “коммуникация”. Функция управления в содержании этих понятий.

 

3. Не надо.

 

Панегирик” Исократа как прообраз публицистики.

Исократ (436 - 338 гг. до н.э.) был одним из защитником “полисного стиля”, эллинской демократии, над которой после Пелопоннесской войны нависла реальная опасность; достижения Исократа в области политики и риторики открыли эпоху эллинизма.

“Нет у меня ни достаточно сильного голоса, ни смелости, чтобы обращаться к толпе, подвергаться оскорблениям и браниться с стоящими на трибуне…” - говорил он о себе. Действительно, он был не “действующим” оратором, а, скорее, моралистом, наставником, аналитиком, журналистом и, наконец, публицистом. Исократ первым осознал, что для успеха необходимо, чтобы слушатель был увлечен речью оратора, который должен для этого говорить понятным слушателю языком, ориентироваться на психологию и мировоззрение слушателя.

Все эти принципы нашли свое отражение в речи Исократа под названием “Панегирик” (“речь на всеэллинском собрании”) - прославление Афин, опубликованной непосредственно перед заключением 2-го Афинского морского союза.

“Панегирик”. Вступление (эффекты!): разговор об актуальности и мастерстве оратора - эффект значимого, давно назревшего вопроса: “Если предыдущая речь не возымела нужного воздействия, то нужно потрудиться над ней снова, дабы избежать войн, междоусобиц и прочих разногласий… Только тогда должен молчать оратор, когда дело уже сделано.”

“Панегирик” основная часть (эффекты!): чтобы убедить (Афины со Спартой против персов - экспансия на восток - империалистические идеи Исократа), повлиять на “мнение большинства” - обращение к славному прошлому Афин, к великим предкам: “Там возникли законы, там решают дело судом…”; “они не междоусобствовали, а сражались с общим врагом”. “Я обращаюсь к знатокам” - тоже ход.

Доказательство-заключение:

1) Исократ ставит в “П.” вопрос политический, значит здесь можно говорить о речи, как о средстве воздействия (в д. случае - политического и социального) на сознание аудитории, а это свойственно, в основном, публицистике.

2) Недаром же “Панегирик” стал образцом многих политических речей и был особенно актуален в авторитарных контекстах действительности - тоже свойство его эффективности как свойства воздействия на м. сознание.

 

Джон Лильберн (1615-1656)

Левеллер (“уравнители” - интересы мелкой буржуазии, за широкое избирательное право, отмену монополий, свободу печати, торговли и произнесения проповедей; в 1647 году левеллеры стали самостоятельными от индепендентов (интересы торгово-промышленной буржуазии; со временем стали консервативны)), оппозиция власти, пропагандист демократизации.

1637 - первый арест за контрабанду запрещенного произведения.

(Вообще, многие памфлеты писал в тюрьме, по-моему, даже газету издавал в заключении, но это непроверенная информация)

1640 - Долгий парламент освобождает Лильберна.

1645 - Памфлет, критикующий новую власть (= “новую тиранию”). В этом

памфлете - требовал ежегодного выбора парламента и отмены системы

обложения.

- “Защита прирожденного права Англии” - против цензуры и монополии

государства на печать, произнесение проповедей и любое другое

массовое воздействие на неокрепшую психику англичан.

Несколько раз его сажают и освобождают.

1646 - Посадили за два памфлета (“Защита свободы свободного человека” и

“Неоправданная поспешная клевета”), в которых как всегда критика, призывы к народу, к армии. Через какое-то время выпустили.

1649 - “Новые цепи Англии” (посадили)

- “Защита законных основных прав английского народа”. На этот раз его

принудили уехать в Голландию, где он оказался обречен на нищенское

существование, затем ослеп (в юности много писал и читал в темноте),

умер в Англии.

 

Джерольд Уинстенли.

Идеолог диггеров (“копатели” - наиболее радикальные - выступали за отмену частной собственности (уравнительный коммунизм)). Особо интересовался вопросом королевской власти: считал ее незаконной, о чем говорил в памфлетах. В своих произведениях выступал от лица народа, считал, что землей надо распоряжаться свободно - был категорически против частной собственности на землю.

В 1649 году сформировал движение и осуществил первый захват земель.

По Уинстенли, истинная свобода - в свободном пользовании землей.

“Закон свободы” - социальная утопия, вершина соц. Мысли 17 века.

1. Рисует идеальное общество не в виде несбыточной мечты, а в виде общественного строя, который может быть немедленно учрежден в современной автору Англии.

2. Система Уинстенли - единственная из утопий 16 - 18 вв., в которой этот строй предстает как вывод из анализа современных автору экономических и социальных процессов, как конечная цель того общественного переворота, который произошел в Англии 40-х годов 17 века.

3. Социально-политическая актуальность, историческая конкретность в изображении идеального строя - республика “общего блага”.

“З.С.” - принципиально новая страница в истории утопического социализма по сравнению с утопией Мора.

 

 

Памфлеты Мильтона

Английская буржуазная революция 17 века, результатом которой было установление в Соединенном королевстве парламентского правления, фактически привела к тому, что существовавшая до того времени цензура, если не была отменена то, во всяком случае, потеряла свое значение: книги печатались совершенно свободно, без каких - либо цензурных стеснений. Книги печатались свободно, без всяких ограничений. Однако 14 июня 1643 года парламентом был издан закон, согласно которому вновь устанавливалась строгая цензура: “...ни одна книга, памфлет или газета отныне не могут быть напечатаны иначе, как после предварительного просмотра и одобрения лиц или, по крайней мере, одного из лиц для того назначенных”.

Этот закон схватил за живое Джона Мильтона. Он за год написал памфлет (речь перед парламентом) “Ареопагитику”, в которой высказывал свое мнение о цензуре и цензорах. Ну дальше начинаешь пороть чепуху о примерах приведенных на уроке. (Умный человек, пытавшийся поймать ворон, закрыв ворота своего сада. Человек рожден свободным, Бог не считает нужным держать его в постоянном детстве. Бог дал человеку право на выбор пищи для желудка и для души. Никто не имеет право отнимать его у нас, т.к. оно даровано свыше. Для глупца нет различия между хорошей книгой и дурной).

В 1644 году он написал памфлет “Ареопагитика”, чтобы выступить перед парламентом для отмены цензуры. Это его основная работа за всю жизнь. Также Мильтон написал “Иконоборец” (1649), “Защита английского народа” (1650-54). Знамениты и его поэмы “Потерянный рай”, “Возвращенный рай”, “История Британии”, а также, трагедия “Самсон-борец”.

“Ареопагитика” Мильтона доказывает бесполезность цензуры. “Цензура бесполезна, цензура вредна, цензура унижает человеческое достоинство”. Вот основная мысль “Ареопагитики”. Мильтон приводит массу толкований по этому поводу. Если цензура и будет действовать против “соблазнительных революционных и клеветнических книг”, т.е. ставит своей целью улучшение нравов, “то должны поступать так же и со всеми увеселениями и забавами, - со всем, что доставляет человеку наслаждение”. Принести пользу могут только “...не принудительные законы добродетельного воспитания, религиозной или гражданской культуры...”. Цензорами должны быть люди выше среднего уровня. Где отыскать людей, которые будут тратить своё время на подобные занятия? Никто, кроме расточителей своего времени. А если это так, то легко представить себе этих людей: “то будут люди невежественные, властные и нерадивые”. Цензоры будут выедать из книг все то, что не соответствует их невежественному пониманию, или даже подвергать книги уничтожению. Здесь Мильтон опирается на то, что образованный человек, умный, с высокими идеалами не будет тратить своё драгоценное время на то, чтобы убирать из книг какие-либо мысли. Еще один важный момент в “Ареопагитике” - неизбежность столкновения цензуры с культурой. Цензура непременно встает на пути самой истины, замедляя и затрудняя доступ этого самого драгоценного товара. “Цензура приносит вред даже тем, что запрещает вредные книги”. Мильтон хочет сказать, что человек должен быть сам для себя цензором, уметь отличать хорошее от плохого. Как уже говорилось, цензоры должны быть непогрешимыми, чтобы исполнять своё прямое назначение, однако по каким параметрам государство выбирает цензоров не очень ясно. “Государство может управлять мной, но не критиковать меня; оно так же легко может ошибаться в цензоре, как цензор в авторе”. Дионисий: “Читай всякие книги, которые попадут в твои руки, ибо ты можешь сам все правильно обсудить и исследовать”

 

30. Особенности развития английской журналистики в 18 веке.

 

31. Печать и власть в Англии в 18 веке.

 

Д. Дефо - публицист

Даниэль Дефо (1660 или 61-1731) изв. Анг. писатель. Родился в семье лонд-го купца. За свою жизнь перепробовал массу профессий: торговец, журн-ст, полит. деятель, но основное занятие в жизни журна-ка. Был тайным агентом, то у стоявших в власти вигов, то у сменивших их тори. Был необычайно плодовит. (оставил св. 200 сочинений по вопросам текучий политики, экономики, морали, религии, истории). Но все же был одним из зачинателей англ. жур. Автором множества известнейших и популярнейших памфлетов. Из его творений наиболее известные -

'' Достоверная история жизни Петра Алексеевича царя Московии '' 1701. Его едкий памфлет в стихах '' Чистокровный англичанин '' 1701 имел общественный резонанс (был направлен против аристократии в защиту короля Вильгельма). За издание брошюры '' Кратчайший способ расправиться с сектантами '' 1702 разоблачающей фанатизм, упрямство, несправедливость церкви был посажен в тюрьму. (а также трижды высечен у позорного столба. В это время он написал '' Гимн позорному столбу'' 1703. При освобождении народ встречал его пивом, легкими закусками и громким пением '' Гимна…''.

1704 - 1713 он издавал популярную газету '' Ревю '' (еженедельное обозрение). В отличие от защитника интересов народа Swiftа Дефо в своих сочинениях выступал как апологет буржуазного развития и торговой экспансии. Также был крупным писателем главное свое произведение '' Робинзон Крузо '' 1719 также Молль Фленднрс 1722 (история женщины, которую нищета толкает на проституцию. Действие этого произведения охватывает англ. жизнь и действительность того времени во всех её проявлениях. Дефо - величайший жур-ст, один из родоначальников англ. бурж-но - реалистического романа. Он внес огромный вклад в развитие мировой прессы.

 

Дж. Свифт - памфлетист

Свифт - англ. пис. и публиц-т. происходил из бедной семьи. Учился в Дублинском Унв-те. Был секретарём Уильяма Темпла 1689-1699 в эти годы создал первые произведения. (Битва Книг 1694 издана 1704)-тема '' Спор древних и нынешних авторов'' он осмеял ложную ученость и педантизм. 1704 ''Сказка о бочке '' - имела широкий общественный резонанс. В ней Свифт пародируя евангельские причи и рассказывает о трех братьях (Петр - католицизм, Мартин - Лютеранство, Джек - кальвенизм) В '' Сказке… '' он осуждает религиозную нетерпимость и нелепость церковных обрядов. В серии пародийных предсказаний Иосифа Бикерстафа (1708) - осмеял астрологию Писал также поэмы послания мадригалы. 1701-09 примыкал к вигам 1710-14 к тори. Но проникся враждой к '' компромиссу '' между аристократией и буржуазией. Сотрудничал с газетой '' The Examiner '' в своих памфлетах потребовал прекращение войны за '' Испанское наследство '' боролся против колонизаторской политики Англии, против политики в отношении Ирландии ('' Письма суконщика '' и '' Краткий обзор положения дел в Ирландии '' 1727) Свифт также отстаивал права народа, справедливость, боролся с церковной властью, мракобесием, убийственной для простого народа политикой правительства, другими слова Свифт отстаивал основные права и свободы человека. 1726 написал гл. произведение в жизни '' Путешествие Гулливера '', используя жанр путешествий, он создал сатиру на Англию, её жизнь и все общественно-полит-е проблемы того времени. С 1714 Свифт- декан собора СВ. Патрика в Дублине. Свифт был истинным журналистом и борцом за права народа.

 

Джефферсон - публицист.

Томас Джефферсон (1743 - 1826), автор Декларации независимости и третий президент США, заслужил почетный титул “отца-основателя” своей державы наряду с Вашингтоном, Адамсом, Гамильтоном, Мэдисоном и Франклином. Т.Д., считающийся родоначальником “американизма”, как идеологической системы, стал олицетворением американского идеализма. Взгляды Т.Д. отражают всю сложность американского сознания, формировавшегося под влиянием европейской культуры и колониального опыта. “Основные положения политико-философской концепции Т.Д. представляют собой сочетание английского и французского либерализма, дополненное влиянием идей американской “границы”” + сказалась его принадлежность к Югу с его патриархальным укладом.

Т.Д. в предреволюционные годы избирается в законодательное собрание родной Виргилии и становится лидеров его революционного крыла. В 1774 г. написал памфлет “Общий обзор прав Британской Америки”, где утверждалось право эмигрантов, осваивавших Новый Свет, на создание самостоятельных законов. Этот памфлет, поддерживающий идею ограничения власти метрополии и призывающий к сплочению колоний против британской короны, вызвал гнев Георга III. На Континентальном конгрессе, собравшемся в разгар Войны за независимость в Филадельфии Т.Д. вместе с Адамсом, Франклином и др. вошел в состав Комитета по составлению Декларации независимости. Именно ему было поручено сочинение текста, принятого после обсуждения и внесения поправок 4-го июля 1776 года.

Т.Д. активно участвовал в пересмотре законодательства Виргилии. Его проекты носили демократический, прогрессивный характер. Он требовал разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, равноправия женщин, свободы прессы и вероисповедания, отделения церкви от государства и бесплатного начального образования, отмены пыток и смертной казни, а также наказаний за преступления против религии.

В 1779-1781 годах Т.Д. был губернатором Виргилии. После отставки продолжил работу в Конгрессе, принимал участие в ратификации мирного договора с Англией и установлении государственной денежной единицы. С 1785 по 1789 он, сменив Франклина, занимал должность посланника США во Франции, где стал свидетелем Великой фр. революции.

Пребывание Т.Д. с 1796 года на посту вице-президента, а с 1801 по 1809 гг. - президента США ознаменовалось рядом реформ в области структуры государственного аппарата, внешней торговли, армии и флота. В 1803 году он расширил границы США, купив у Франции Луизиану. После президентства завершил политическую карьеру и поселился тихо в своей усадьбе. На своей могиле написал: “Здесь похоронен Т.Д., автор Декларации американской независимости, виргинского статуса о религиозной свободе и основатель Виргинского университета”.

 

51. Б. Франклина.

 

52. Пейн - публицист.

 

53. Зарождение немецкой печати и цензура в Германии. (см част. 16)

 

Публицистика”, “журналистика” - возникновение понятий, эволюция содержания.

Прообразом публицистики и журналистики являются, бесспорно, ораторские выступления древних греков и римлян. Один исследователь заметил, что древние греки занимались риторикой, ораторским искусством “до излишества”. И на то были свои причины. Во-первых, в отсутствие иных средств коммуникации изустное слово оратора было едва ли не единственным средством социального воздействия. Вообще, вся культура Греции и Рима до конца античности была культурой устного, а не письменного слова. Во-вторых, увлечение ораторским искусством в какой-то мере объяснялось горячим темпераментом древних греков, агонистичностью, постоянным стремлением к соревнованиям не только в спортивных играх, но и в иных сферах социального бытия, в том числе и в искусстве красноречия.

Вот почему важнейшим качеством античной риторики с самого начала была публицистичность, в наиболее общем современном её понимании, т.е. публицистики как сферы общественной деятельности, цель которой злободневным, политически заостренным словом оказать актуальное воздействие на общественное мнение, сознание и поведение масс.

Элементы публицистики можно обнаружить уже в речах героев “ Илиады ” и “ Одиссеи ” Гомера, создание которых относят к IX - VIII вв. д.н.э. Однако, “золотой век” греческого красноречия наступил во второй половине V в. д.н.э. после окончания греко-персидских войн, когда ораторское искусство превращается в существенный фактор общественной и политической жизни Афин и в орудие политической борьбы, когда в нем отчетливо проявляется публицистическая сущность. От тех, кто желал влиять на ход государственных дел, требовалось умение публично провозгласить и отстоять свою точку зрения, повести за собой народ. Можно даже утверждать, что с тех пор все великие политики и народные трибуны неизменно были и великими публицистами в своих речах, обращенных к гражданам Афин.

С древних времён и до наших дней устные выступления ораторов являлись и остаются важнейшей формой массово-информационной деятельности.

Известно, что в Древнем Египте при дворе фараонов “выходила”, в виде папирусных свитков, “газета”; в противовес ей существовало и оппозиционное “издание”. Но более устойчивым оказалось другое пражурналистское предприятие: в римском государстве по указанию Юлия Цезаря стали “выходить” и удержались в течение столетий (I в. до н.э. - IV в н.э.) сводки различных известий - “Acta Senatus” и “Acta diurna populi Romani”. Вот

С развитием пражурналистской деятельности возникает нужда в специалистах “информационной службы”. В средневековой Европе были созданы даже своеобразные бюро по сбору и распространению письменной информации - цехи писателей новостей (Noellanti в Риме, Scittori d’avisso в Венеции). Тогда же возникло слово “газета” - от названия монеты “gazetta”; за такую монету в Венеции можно было получить сводку новостей.

Собственно журналистика - печатные периодические издания - могла возникнуть только после изобретения книгопечатания. В Европе технические предпосылки книгоиздания начали складываться с 30-40-х годов XV века (изобретение И. Гуттенбергом книгопечатания).

Решающим фактором возникновения журналистики оказались социально-экономические причины. Рубеж XVI-XVII веков - время активного складывания рыночных отношений, роста межд. Торговли. В это же время возникают крупные централизованные абсолютистские государства (Франция, затем Россия), развиваются наука и культура, распространяется грамотность, растёт прослойка образованных людей, расширяется читательская аудитория.

Все эти соц, полит, культур, эконом факторы послужили толчком для более широкого и регулярного распространения торговой, коммерч, научной, культ информации, а также политической - о внутреннем и международном положении дел.

Первые газеты, рассчитанные прежде всего на купцов и горожан, содержали сведения о торговых путях, ценах, ходе торговли, движении товаров, внутренней жизни стран, межгосударственных отношениях и другую инф, важную для деловых людей того времени. Но уже “La gasette” Теофраста Ренодо, созданная при участии кардинала Ришелье, стала публиковать и политические новости с ориентацией на государственные интересы Франции.

Во второй половине XVII века появились журналы, стали возникать ежедневные газеты. Впрочем, вначале главным оружием политической борьбы были издания брошюрного типа - памфлеты. Именно памфлеты стали главным оружием во время Английской буржуазной революции. А накануне Великой Французской революции возникла буржуазно-демократическая пресса газетного типа. Во время революции выходили знаменитые газеты: “Друг народа” Марата, “Папаша Дюшен” Эбера, “Защитник конституции” Робеспьера.

Роль журналистики будет увеличиваться по мере продвижения человечества к возникающему информационному обществу, где решающим фактором развития станут “информационные технологии”. Владение информацией и умение работать с ней приобретают решающее значение.

 

 

2. “Информация”, “коммуникация”. Функция управления в содержании этих понятий.

 

3. Не надо.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.047 с.)