Оценка экономической эффективности управленческих решений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка экономической эффективности управленческих решений



 

Как уже было сказано ранее, важнейшей составляющей каждой выпускной квалификационной работы является оценка эффективности предлагаемых мероприятий, проектных решений. В связи с этим необходимо определить все виды и характер достигаемых результатов (в том числе неэкономических) и сопоставить их с затратами или ресурсами, необходимыми для их получения, сделать соответствующие выводы.

Алгоритм оценки экономической эффективности инвестиций следующий.

1. Оценка величины инвестиций.

Необходимо доказать соответствие целевого назначения и величины инвестиций содержанию управленческого решения.

2. Оценка финансовых результатов инвестиций.

Необходимо доказать причинно-следственную связь между целевым назначением и величиной инвестиций и финансовыми последствиями данных инвестиций.

При этом следует различать две управленческие ситуации, когда достоверная стоимостная оценка результата инвестиций:

- возможна;

- невозможна (или нецелесообразна).

В первом случае финансовый результат инвестиций определяется как разница между стоимостным результатом (чаще всего это выручка) и текущими издержками.

Во втором случае сравниваемые альтернативы должны быть сопоставимы по конечному (не стоимостному) результату инвестиций. Финансовый результат будет определяться как разница текущих издержек по вариантам.

Если тема дипломной работы связана с внедрением автоматизированных информационных систем в деятельность предприятия (ERP, CRM, EDMS и т. п.), то можно использовать следующие методики оценки эффективности: Total Cost of Ownership, Balanced Scorecard, «Модель лучшей практики».

Total Cost of Ownership (TCO, совокупная стоимость владения). Согласно этой концепции, при оценке затрат на разработку и внедрение системы необходимо учитывать полный (совокупный) набор затрат, куда помимо прямых затрат на покупку всех технических средств, разработку и внедрение программного обеспечения включаются также косвенные затраты на последующее обучение персонала, обслуживание и т. д.

При выборе новой информационной системы между альтернативными существующему решению вариантами необходимо оценить совокупную стоимость владения для каждого предлагаемого варианта. При этом жизненный цикл, за время которого оцениваются прямые и косвенные затраты, должен включать в себя сроки:

- жизни существующей на предприятии системы;

- проектирования новой системы;

- закупки и внедрения элементов новой системы;

- эксплуатации новой системы (этот срок необходимо ограничить периодом возврата 90% вложенных инвестиций за счет прибыли от эксплуатации данной системы).

Вариант информационной системы с более коротким жизненным циклом предпочтителен для дальнейшего использования.

Balanced Scorecard (система сбалансированных показателей эффективности). Результаты деятельности компании должны оцениваться по многомерному набору ключевых индикаторов, по крайней мере в следующих четырех взаимосвязанных направлениях. Это показатели:

- финансовые;

- удовлетворения потребительских запросов;

- внутренней операционной эффективности;

- уровня инноваций и обучения.

Применительно к оценке эффективности инвестиций в информационные системы предлагается оценивать эффекты от внедрения по принятому в конкретной компании набору соответствующих показателей.

Модель лучшей практики. Данный подход предполагает проведение сравнительного анализа бизнес-процессов использования информационной системы с «передовыми» компаниями.

Для этого необходимо:

- пользоваться рекомендациями отечественных и зарубежных стандартов;

- знакомиться с опытом организаций – признанных лидеров в данной отрасли;

- изучать и анализировать решения организаций конкурентов.

Метод может оказать существенную помощь при решении следующих задач:

- критической оценке существующей системы процессов организации;

- поиске альтернативных решений для улучшения производственных и управленческих процессов;

- определении базовых или эталонных моделей процессов для сравнения их показателей эффективности с внедряемыми в организации решениями;

- определении общих тенденций развития той или иной отрасли.

Кроме того, метод лучших практик поможет дополнительно снизить степень производственных и финансовых рисков.

Данная модель может быть также применена и в случае, если тема дипломной работы связана с реинженерингом бизнес-процессов предприятия.

Зачастую внедрять ту или иную систему приходится под давлением конкурентов, которые уже успешно используют аналогичную систему и получают большие конкурентные преимущества. В таких случаях можно рекомендовать учитывать устраняемые внедрением «издержки невнедрения» (возможные потери при отсутствии решения о внедрении) в качестве одного из позитивных эффектов.

3. Сопоставление финансовых результатов инвестиций.

На данном этапе непосредственно проводится оценка экономической эффективности инвестиций.

Для оценки эффективности коммерческих проектов в сфере электронного бизнеса можно использовать методики инвестиционного анализа, основанные на расчете следующих ключевых показателей:

а) чистая текущая стоимость (Net Present Value – NPV)

где d – ставка дисконтирования (норма дисконта);

t – номер периода;

T – горизонт планирования;

Rt – чистая прибыль в период t;

It – объем инвестиций в период t.

Для признания проекта эффективным с точки зрения инвестора необходимо, чтобы NPV проекта была положительной к моменту Т; при сравнении альтернативных проектов предпочтение должно отдаваться проекту с большим значением NPV (при выполнении условия его положительности);

б) рентабельность инвестиций (Return of Investment – RoI).

Рентабельность инвестиций характеризует экономическую эффективность инвестиций, вложенных в проект, и определяется как экономический эффект, получаемый предприятием в результате реализации инвестиционного проекта.

Рентабельность инвестиций в t -м интервале планирования рассчитывается по формуле

 

где – чистая прибыль, получаемая предприятием в t -м периоде, в пересчете на годовую;

– суммарные инвестиции, вложенные в проект к t -му периоду;

в) внутренний коэффициент экономической эффективности (Internal Rate of Return – IRR).

Вычисляется как годовой процент, при котором дисконтированная на его основе чистая текущая стоимость обращается в ноль, т. е. соблюдается равенство

где IRR T – внутренняя норма доходности;

Rt – чистая прибыль t -го периода;

It – инвестиции t -го периода.

При оценке эффективности отдельного варианта инвестиций вариант является эффективным, если IRR этого варианта не меньше норматива эффективности инвестиций;

г) срок окупаемости (PBP).

Сроком окупаемости называется отрезок времени от начального момента до момента окупаемости. Моментом окупаемости называется тот момент времени в расчетном интервале планирования, в который значение NPV = 0.

Коэффициент финансового возврата (КФВ j) определяется в процентах по формуле

,

где – суммарная (накопленным итогом) чистая прибыль, полученная предприятием к t- му периоду;

– суммарная начисленная к t -му периоду амортизация;

– суммарные инвестиции, вложенные в проект к t -му периоду.

При достижении показателем 100% происходит простая (т. е. без учета дисконтирования) окупаемость инвестиций, сделанных в проект к t -му периоду.

При оценке эффективности операционной (текущей) деятельности предприятия обычно рассчитывают:

а) рентабельность продаж

где Bt – выручка (не включая НДС) в t -м периоде;

б) рентабельность издержек

где Зt – издержки (не включая НДС) в t -м периоде.

В случае если тема дипломной работы связана с модернизацией web-представительства компании или проведением маркетинговых мероприятий, то можно рекомендовать расчет следующих показателей:

- количество посещений;

- время пребывания на сайте;

- глубина просмотра;

- коэффициент конверсии;

- количество заказов;

- доля лояльных (повторных) клиентов;

- производительность работы персонала и др.

Экономическую эффективность в этом случае можно определить как отношение совокупных затрат на проведение мероприятий к соответствующему показателю. Например, отношение затрат на интернет-рекламу к количеству привлеченных посетителей сайта.

Также при оценке эффективности рекомендуется провести сравнительный анализ двух сценариев развития предприятия: до и после проведения соответствующих мероприятий.

Если тематика дипломной работы охватывает разработку или совершенствование методики анализа, то требуется провести апробацию данной методики на примере конкретного проекта, обосновав ее эффективность по сравнению либо с другими методиками, либо с вариантом ее отсутствия.

При анализе эффективности различных инструментов на электронных финансовых рынках рекомендуется проводить сравнение эффективности этих инструментов или их сочетания. Необходимым является и наличие соответствующих выводов о возможностях применения полученных результатов и расчет их надежности методами математической статистики.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

Дипломная работа считается выполненной, если она содержит все структурные элементы, включает разработку всех разделов основной части и оформлена в соответствии с требованиями стандартов.

Излагать материал в дипломной работе следует четко, ясно, применяя принятую научную терминологию, избегая повторений и общеизвестных положений, имеющихся в учебниках и учебных пособиях. Пояснять надо только малоизвестные или разноречивые понятия, делая ссылку на авторов, высказывающих разные мнения по одному и тому же вопросу.

1. Текст должен быть напечатан или написан от руки на одной стороне листа бумаги формата А4. Допускается представлять таблицы и иллюстрации на листах бумаги формата не более А3.

Способ выполнения текста (рукописный или машинописный) должен быть единым для всей дипломной работы. Шрифт – кегль 14, межстрочный интервал – 1,5, размеры полей: левое – 30 мм; правое – 20 мм, верхнее – 20 мм; нижнее – 20 мм. Сокращения слов в тексте допускаются только общепринятые.

Абзацный отступ (1,25) должен быть одинаковым во всей работе. Нумерация страниц основного текста и приложений должна быть сквозной. Номер страницы на титульном листе не указывается, задание на дипломное проектирование является второй страницей, но номер страницы не указывается. Сам номер располагается внизу по центру страницы.

2. Каждая глава дипломной работы должна начинаться с новой страницы. Заголовки глав и параграфов должны четко и кратко отражать их содержание. Заголовки следует печатать с прописной буквы без точки в конце заголовка, не подчеркивая. Все главы, параграфы, пункты, подпункты нумеруются арабскими цифрами, например: 1.1, 1.2, 1.1.1.3 и т. д.

Заголовки «Введение» и «Заключение» не имеют нумерации.

Если внутри параграфа имеется только один пункт или подпункт, то нумеровать его не следует.

3. Данные статистических наблюдений и их обработка, исходная информация для анализа, как правило, приводятся в таблицах. Нумерация таблиц должна быть сквозной на протяжении всей дипломной работы. Слово «Таблица» и ее порядковый номер (без знака №) пишутся над самой таблицей в отдельной строке справа, в строке ниже по центру приводится название таблицы и единица измерения (если она общая для всех граф и строк таблицы).

При ссылке на таблицу следует указать ее номер и страницу, на которой она расположена (например: табл. 1, с. 11). Разрывать таблицу и переносить часть ее на другую страницу можно только в том случае, если она целиком не умещается на одной странице. При этом на другую страницу переносится и головка таблицы (верхняя строка таблицы с заголовками столбцов), а над таблицей в отдельной строке справа помещают заголовок «Окончание табл. 1» или «Продолжение табл. 1», если таблица на этой странице не заканчивается. Если таблица заимствована или рассчитана по данным экономической периодики или другого литературного источника, делается обязательная ссылка на первоисточник (по правилам цитирования).

4. При выполнении дипломной работы студент разрабатывает необходимый иллюстративный материал: диаграммы, графики, схемы и представляет их на рисунках с соответствующими подрисуночными надписями.

Рисунки должны иметь свою сквозную нумерацию. Название располагается под рисунком. По центру пишется слово «Рис.» и порядковый номер рисунка без знака «№», затем указывается название рисунка. При ссылке на рисунок следует указать номер рисунка.

5. Формулы расчетов в тексте надо выделять, записывая их в отдельной строке, давая подробное пояснение каждому символу (когда он встречается впервые). Для формул рекомендуется сквозная единая нумерация арабскими цифрами. Номер формулы следует заключить в скобки и разместить справа от формулы на уровне ее нижней строки.

6. Таблицы и рисунки размещают в зависимости от их размера:

- под текстом, в котором впервые дана ссылка;

- в тексте на следующей странице после первого упоминания;

- в приложении к дипломной работе.

На все таблицы, рисунки, формулы и приложения в тексте работы должны быть приведены ссылки. Например, «… на рис. 8», «… по формуле (3)», «… в прил. 2».

7. Перечисления (списки) при необходимости могут быть приведены внутри пунктов или подпунктов. Перечисления следует нумеровать по порядку арабскими цифрами со скобкой, например: 1), 2), 3) и т. д. Внутри перечислений можно использовать маркированные списки.

8. Материал, дополняющий дипломную работу, допускается помещать в приложения.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы, вверху которой по центру пишут слово «Приложение» и его обозначение, если приложение не одно (приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита). В следующей строке, также по центру помещают заголовок приложения с прописной буквы. Далее после пробела, равного одной строке, располагают текст приложения.

9. В случае необходимости можно излагать чужие мысли своими словами, но и в этом варианте надо делать ссылки на первоисточник. Ссылку можно делать подробную или краткую. Подробная ссылка на первоисточник делается под чертой внизу той страницы, где заканчивается цитата или изложение чужой мысли. При подробной ссылке указываются: фамилия, инициалы автора, название работы, место издания, издательство, год издания, страница. Краткая ссылка дается в тексте, сразу после окончания цитаты или изложения чужой мысли: в квадратных скобках указывают номер источника из списка литературы и номер страницы (например: [1, с. 5]), при этом подробное описание выходных данных источника должно быть приведено в списке литературы в конце дипломной работы.

10. После заключения, начиная с новой страницы, необходимо поместить список использованной литературы и ресурсов сети Интернет.

Список литературы включает в себя нормативно-правовые акты, специальную научную и учебную литературу, другие использованные материалы и должен быть организован в соответствии с едиными требованиями библиографического описания произведений печати. Система расположения нормативно-правовых актов федерального значения в списке должна соответствовать их системе расположения в Собрании законодательства Российской Федерации. Прочие нормативно-правовые акты располагаются в соответствии с их иерархической принадлежностью.

Специальная научная и учебная литература оформляется в алфавитном порядке. В описании статей обязательно указываются названия журнала или Собрания законодательства, где они опубликованы, год, номер и страница. Список литературы и ресурсов сети Интернет, как правило, включает в себя не менее 15–20 источников.

При указании интернет-источников следует приводить полное название ресурса и его web-адрес.

Примеры библиографического списка

1. Гражданский кодекс Российской Федерации: ч. I и II. – М.: Юридическая литература, 1996.

2. Царев, В.В. Электронная коммерция / В.В. Царев, А.А. Кантарович. – СПб.: Питер, 2002. – 320 с.

3. Kalakota, R. Frontiers of electronic commerce / R. Kalakota, A. Whinston. – Addison-Wesley, 1996. – 487 p.

4. Козье, Д. Электронная коммерция: пер. с англ. – М.: Изд.-торг. дом «Русская редакция», 1999. – 288 с.

5. Бурдинский, А. Перспективы развития российского рынка финансовых интернет-услуг // Мир электронной коммерции. – 2000. – № 3. – С. 16–23.

6. Бочаров, В.В. Инвестиции: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 288 с.

7. Интеллектуальные сети: учебно-методические работы [Электронный ресурс] // Официальный сайт С. В. Кунегина: Информационные технологии. – http://kunegin.narod.ru/index.html

8. Концепция формирования информационного общества в России. 28.05.1999 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Института развития информационного общества. – http://www.iis.ru/library/riss/riss.ru.html

9. Официальный сайт ЗАО «Нева Лайн» [Электронный ресурс]. – http://www.nl.ru

 

11. Полностью законченная и оформленная выпускная квалификационная работа переплетается. Переплет должен быть твердым. Целесообразно использовать для этого специально предусмотренные папки. Не допускается использование скоросшивателей и подобных видов офисной канцелярской продукции.

Конверт с дискетой (диском), содержащим электронную версию, крепится в конце дипломной работы – к внутренней поверхности обложки.

12. В качестве иллюстративного материала дипломник может представить плакаты или раздаточный материал.

Раздаточный материал предоставляется каждому из членов ГАК в брошюрованном виде на 4–7 страницах формата А4. На титульном листе раздаточного материала указываются сведения об авторе, руководителе и теме дипломной работы. Раздаточный материал должен содержать таблицы, графики, схемы и рисунки, на которые ссылается докладчик. Раздаточный материал должен иметь сквозную нумерацию. Каждый лист должен иметь название. В случае если на одном листе представлено несколько рисунков или таблиц, то каждый объект также должен иметь свое название.

Плакаты выполняются на листах формата A1 в количестве 4-5 штук.


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Примерна тематика дипломного проектирования



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.81.206 (0.041 с.)