Основные стратегии (подходы) осмысления проблемы человека в философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные стратегии (подходы) осмысления проблемы человека в философии



Основные стратегии (подходы) осмысления проблемы человека в философии

Соответственно акцентам на природно-телесных, индивидуально-психологических или социокультурных аспектах понимания человека можно говорить о выделении следующих основных стратегий его интерпретации в философии:

 

Натурализаторской.

Экзистенциально-персоналистской

Социологизаторской.

 

Необходимо отметить, что данные стратегии в философии существуют лишь как тенденции, в то время как в творчестве отдельных мыслителей могут быть переплетены элементы различных подходов к данной проблеме.

 

1. Натурализаторская концепция.

Согласно натурализаторской концепции человек понимается как элемент природы, подчиненный ее законам и не имеющий в своих характеристиках ничего сверх того, что было бы невозможно в других природных образованиях.

2. Экзистенциально-персоналистская концепция.

Экзистенциально-персоналистическая концепция анализа человека (Бердяев, Бубер, Сартр, Камю и другие) понимает его как особое начало в мире, не сводимое к каким-либо внешним законам (природным либо социальным), но объяснимое лишь исходя из его индивидуального опыта и судьбы.

Протестуя против возможности навязывания человеку общих стандартов и ценностей, вне зависимости от их природного или социального характера, Сартр писал, что у человека нет «сущности». Его существование в мире – это всегда уникальный опыт свободы, посредством которой человек творит как мир внешний, так и самого себя.

 

3. Социологизаторская модель.

Если экзистенциализм акцентирует человека в уникальности его личностного опыта, то социологизаторская модель предпринимают попытку определить сущность человека через выделение в нем фундаментальных, типологических общих черт.

Основной принцип социологизаторской модели наиболее емко выразил К. Маркс, сказав, что «сущность человека есть совокупность (ансамбль) всех общественных отношений». Человеческая природа формируется обществом и меняется вместе с изменением исторической ситуации.

 

Вывод: Каждый из рассмотренных подходов акцентирует внимание лишь на одном из возможных срезов человеческого бытия. Реальная истина о человеке, судя по всему, должна реконструироваться, исходя из дополнительности этих подходов, так как человек – это одновременно природное, социальное, и индивидуально-творческое начало.

 

№25.Проблема сознания и основные традиции ее философского анализа.

Сознание – высшая форма отражения действительности; свойственная только людям как социальным существам, и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности в ходе практической деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в регулировании и самоконтроле поведения человека.

Сознание – это способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать действительность в системе идеальных образов (чувственных или логических).

Наиболее распространенными концепциями сознания являются:

Структура сознания

Сознание - это системное явление. Оно представляет собой сложное сочетание знаний, целей, мотивов, ценностей, убеждений, эмоций и чувств человека.

В структуре сознания выделяется две области: область бессознательного и область собственно сознания.

Бессознательное - самая большая по объему часть психики человека, включающая неосознаваемые без применения специальных методов мотивы, механизмы и программы деятельности и поведения человека. Бессознательное стало предметом исследования представителей психоанализа - 3. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма. Эта область отвечает за условные и безусловные рефлек­сы, характер, чувства, темперамент индивида. В ней содержатся основания интуиции, которая в полном объеме реализуется уже на уровне рационального мышления, свойственного личности. С этим сектором сознания тесно связано и развитие устойчивых социальных реакций - архетипов и менталитета. Иногда эту область или какую-то часть ее называют подсознанием.

Собственно сознание - это область, которая отвечает за мышление человека, его интеллект и память. Собственно сознание благодаря рационально-логической основе выступает в роли регулятора бессознательной области.

В зависимости от носителя сознания различают индивидуальное и общественное сознание. Формами общественного сознания являются мифология, религия, искусство, наука, мораль, право. Они складываются исторически и по содержанию отражают специфические особенности конкретной социальной системы.

 

Социальная структура общества. Современные концепции социальной стратификации.

Целостная совокупность устойчивых, функционирующих в социуме общностей и взаимосвязей между ними составляет социальную структуру общества. В литературе выделяются различные типы социальных структур: классовая, этническая, демографическая, профессионально-образовательная и др. Каждая из них – это совокупность социальных групп, объединенных исторически сложившимися, устойчивыми социальными отношениями и обладающих рядом признаков.

Важнейший тип социальной структуры – социально-классовая структура общества как совокупность классов, слоев, групп, различающихся своими социально-экономическими характеристиками. Существует множество концепций, объясняющих механизмы возникновения классового неравенства, но наиболее представительными и показательными являются марксистская теория классов и современная стратификационная теория (М. Вебер, П. Сорокин, Э. Гидденс и др.)

 

Государство как важнейший элемент политической организации общества. Государство и гражданское общество.

Государство — центральный институт политической организации общества, обладающий верховной властью на определенной территории, имеющий исключительное право издавать общеобязательные законы и использовать в необходимых случаях насилие. Это институт, отличающийся от гражданского общества, имеет, наделенный властными полномочиями аппарат управления с особым слоем государственных служащих.

Основными признаками государства являются:

территория,

население,

власть,

суверенитет,

монопольное право на применение принуждения, насилия,

монопольные права на издание законов, взимание налогов и сборов.

 

Основные стратегии (подходы) осмысления проблемы человека в философии

Соответственно акцентам на природно-телесных, индивидуально-психологических или социокультурных аспектах понимания человека можно говорить о выделении следующих основных стратегий его интерпретации в философии:

 

Натурализаторской.

Экзистенциально-персоналистской

Социологизаторской.

 

Необходимо отметить, что данные стратегии в философии существуют лишь как тенденции, в то время как в творчестве отдельных мыслителей могут быть переплетены элементы различных подходов к данной проблеме.

 

1. Натурализаторская концепция.

Согласно натурализаторской концепции человек понимается как элемент природы, подчиненный ее законам и не имеющий в своих характеристиках ничего сверх того, что было бы невозможно в других природных образованиях.

2. Экзистенциально-персоналистская концепция.

Экзистенциально-персоналистическая концепция анализа человека (Бердяев, Бубер, Сартр, Камю и другие) понимает его как особое начало в мире, не сводимое к каким-либо внешним законам (природным либо социальным), но объяснимое лишь исходя из его индивидуального опыта и судьбы.

Протестуя против возможности навязывания человеку общих стандартов и ценностей, вне зависимости от их природного или социального характера, Сартр писал, что у человека нет «сущности». Его существование в мире – это всегда уникальный опыт свободы, посредством которой человек творит как мир внешний, так и самого себя.

 

3. Социологизаторская модель.

Если экзистенциализм акцентирует человека в уникальности его личностного опыта, то социологизаторская модель предпринимают попытку определить сущность человека через выделение в нем фундаментальных, типологических общих черт.

Основной принцип социологизаторской модели наиболее емко выразил К. Маркс, сказав, что «сущность человека есть совокупность (ансамбль) всех общественных отношений». Человеческая природа формируется обществом и меняется вместе с изменением исторической ситуации.

 

Вывод: Каждый из рассмотренных подходов акцентирует внимание лишь на одном из возможных срезов человеческого бытия. Реальная истина о человеке, судя по всему, должна реконструироваться, исходя из дополнительности этих подходов, так как человек – это одновременно природное, социальное, и индивидуально-творческое начало.

 

№25.Проблема сознания и основные традиции ее философского анализа.

Сознание – высшая форма отражения действительности; свойственная только людям как социальным существам, и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности в ходе практической деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в регулировании и самоконтроле поведения человека.

Сознание – это способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать действительность в системе идеальных образов (чувственных или логических).

Наиболее распространенными концепциями сознания являются:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 901; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.35.81 (0.014 с.)