Учебная дискуссия. «Современные технологии обучения». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебная дискуссия. «Современные технологии обучения».



Группа делится на микрогруппы по 4-5 человек. Каждая микрогруппа выбирает конкретную технологию обучения. Заранее готовится выступление. В выступлении необходимо подчеркнуть достоинства выбранной технологии. В то же время каждая микрогруппа готовит вопросы для остальных микрогрупп по технологиям, доставшимся им. Вопросы должны быть составлены таким образом, чтобы подчеркнуть, наоборот, недостатки этих технологий. Таким образом, готовясь к дискуссии, вы должны «проштудировать» весь материал, вынесенный на семинарское занятие. Для подготовки ответа каждой команде дается 1-2 минуты для обсуждения. Учитывается полнота представления технологии обучения, умение отпарировать вопросы команд-оппонентов, активность участников команд в обсуждении ответов, оцениваются вопросы для команд-соперников, умение кратко, ясно и четко изложить ответ на поставленный вопрос.

 

Тема «Технологии воспитания»

 

1. Раскройте принципы осуществления воспитательной технологии:

а) принцип воспитанности - это не либеральное отношение к воспитаннику, а знание его _____________________________________________________________________________________________________________ на данный момент его жизни.

б) принцип компенсаторности – означает возможность_________________________________________________________на данный момент его жизни.

в) принцип оригинальности и новизны воздействия - _________________________________________________________________________________________.

г) принцип профессиональных аналогий и заимствований - ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

2. Решите задачу:

К вам обращается молодой начинающий педагог: «Я тут выписала все советы (услышанные и прочитанные) о том, как выбирать формы воспитательной работы. Но они такие разные, что я теперь и не знаю, на чем остановиться. Помогите мне, пожалуйста, выбрать верные».

 

Вот эти советы. О каждом из них выскажите одно из трех суждений: а)верно, б) отчасти верно, в) неверно.

 

1. Не занимайтесь «формотворчеством». Используйте в воспитательной работе хорошо разработанные и положительно зарекомендовавшие себя формы.

2. Любая форма годиться лишь бы всех задействовать.

3. Форма вообще не имеет никакого значения, главное- содержание.

4. Вся работа должна проводиться через коллективные творческие дела. Это самые эффективные формы.

5. Воспитательная работа должна знакомить детей с формами общественной жизни, поэтому формы работы нужно черпать из нее.

6. Нужно использовать только те формы, которые нравятся детям: дискотеки, КВНы, походы и т.п.

7. Даже самая оригинальная форма не может быть эффективной, если она не связана с решением конкретных педагогических задач.

8. Чем больше новых, оригинальных форм, тем успешнее работа с коллективом.

9. Никогда не повторяйте полностью одну и ту же форму (даже с разными участниками). Обязательно вносите что-то новое.

10.Начинающему педагогу нужно запастись как можно большим количеством сценариев мероприятий, чтобы хватило хотя бы на первое время.

11.Использование в воспитательной работе готовых сценариев- показатель низкого профессионального уровня, дурной тон.

12.Хорошему воспитателю не нужны никакие формы работы, он воспитывает своей личностью.

3. Технологическая цепочка любого воспитательного дела включает:

1) завершение;

2) психологический настрой;

3) содержательная деятельность;

4) проекция на будущее;

5) подготовительный этап.

 

4. Составить план воспитательной работы на определенный период (по выбору) для определенного (по выбору) класса, выбрав любую форму воспитательного плана:

 

Цель: овладеть умениями прогнозирования, проектирования и конструирования воспитательной работы.

Подготовка и ход работы

1. Проанализировать различные подходы к планированию воспитательной работы.

2. Определить общие положения-рекомендации по планированию воспитательной работы в классе.

3. Создать микрогруппы студентов и провести работу по анализу планов воспитательной работы классных руководителей.

4. В микрогруппах составить план воспитательной работы.

5. Провести анализ работы в микрогруппах и оценку деятельности.

Самостоятельная работа: составить план воспитательной работы в классе.

Рекомендуемая литература

1. Гребенкина Л.К., Анциферова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. – М., 2000.

2. Данилов С.В., Казакова Е.И. Концепция эффективного воспитания //Классный руководитель. – 1998. - № 2.

3. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989.

4. Караковский В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. – М., 1992.

5. Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. – М., 1988.

6. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. – М., 1999.

7. Спутник классного руководителя. – М., 2001.

8. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. – М., 1997.

9. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. – М., 1986.

10. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. – М., 2000.

 

Формы плана:

а)

Основные направления и задачи Содержание работы (по разделам) Формы и методы Сроки проведения Исполнители Отметка о выполнении
           
           

б)

Виды деятель- ности/Недели Обществен- ная Познава тельная Трудо- вая Худо- жественная Спор- тивная Ценностно ориенти рованная Комму- никатив- ная
               
               

 

5. Технология организации воспитательного дела основывается на следующих положениях (допишите сами):

 

Технология 1. _________________________________

организации ВД 2. _________________________________

3. _________________________________

4. _________________________________

5. _________________________________

6. _________________________________

 

Решите ситуации, выбрав правильный ответ. Обоснуйте свой выбор.

 

Ситуация 1. Вы - классный руководитель. На календаре - ноябрь. К этому времени вы уже познакомились с классом. Вы хотите организовать свое первое коллективное творческое дело. От того, как вы поставите задачи перед учащимися, зависит успех всего дела. Свою работу вы начнете с того, что…

 

1. Попрошу написать свои предложения по организации коллективного дела.

2. Организую устное обсуждение.

3. Придумаю и разработаю дело сам, а ребятам раздам поручения.

4. Воспользуюсь распоряжением директора и старыми разработками.

 

Ситуация 2. Представьте, что вы хотите провести коллективное дело, но вас поддержало только 3-4 человека. Как вы поступите?

 

1. Добьюсь убеждением или приказом, что все меня поддержат.

2. Откажусь от проведения мероприятия.

3. Буду проводить с теми, кто захочет.

 

Ситуация 3. Представьте, что вы предложили провести какое- либо дело и вас поддержал весь класс. Что вы будете делать?

Оцените каждое из предложенных решений

1 2 3 4 5

1. Раздам поручения сам

2. Предложу выбрать наиболее

ответственных и заинтересованных

3. Выберу инициативную группу сам

и поручу им всю организацию дела

4. Поручу организацию дела классу и не

буду вмешиваться.

 

7. Разработайте и проведите воспитательное дело по любому направлению воспитательной работы. Конспект мероприятия оформите по предложенной схеме:

Форма-

 

Название – «

 

Цель:

 

Задачи: 1.

2.

3.

 

Оборудование, оформление:

 

Подготовительный этап:

 

Ход воспитательного дела

 

 

Использованная литература:

 

 

Тема «Технология диагностики»

Диагностирование обученности – это

 

1) контроль, проверка и оценка знаний и умений обучаемых;

2) контроль, проверка, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, прогнозирование результатов;

3) правильное (по установленным критериям) оценивание знаний, умений;

4) установление личного рейтинга каждого обучаемого.

 

Какими критериями вы пользуетесь, когда даете человеку характеристику? Что, на Ваш взгляд, позволяет Вас лично характеризовать как достойного человека?

1) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Перечислите этапы диагностической деятельности:

 

1. ____________________________ 2. _______________________________

 

3. ____________________________ 4. _______________________________

 

5. ____________________________ 6. _______________________________

 

Защита проектов

Данное задание является итоговым после изучения курсов «Теория обучения», «Теория воспитания», «Педагогические технологии».

Группа делится на микрогруппы по 4-5 человек. Каждой микрогруппе предлагается разработать проект школы. В качестве названия проектов могут быть предложены «Школа будущего», «Школа здоровья», «Русская школа», «Экологическая школа», «Школа диалога культур» и др. Какой школы – это ваш выбор. Но каждый проект должен включать в себя следующие разделы:

1. Актуальность проекта.

2. Цели проекта.

3. Задачи проекта.

4. Материально-техническое обеспечение.

5. Принципы реализации проекта.

6. Образовательные технологии в реализации проекта.

7. Ожидаемые результаты.

8. Модель школы.

9. Выводы.

Оцениваются научность, оригинальность, реальность проекта, полнота его разработки, использование реквизита.

 

 

ТЕЗАУРУС

Авторитарный – основанный на беспрекословном подчинении власти, диктаторский.

Адаптивный – приспособленный к изменившимся условиям основной деятельности.

Активность – способность человека производить общественно значимые преобразования, проявляющаяся в творчестве, волевом поведении, общении, работе и учебе.

Активные методы обучения – 1) методы обучения, при которых деятельность ученика носит продуктивный, творческий, поисковый характер; 2) методы, стимулирующие познавательную деятельность ученика и строящиеся на диалогах, предполагающих свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.

Алгоритм – последовательность действий при выполнении какой-либо задачи.

Альтернативное обучение – применение новых технологий обучения, способствующих интенсификации образовательного процесса, мобилизации потенциальных ресурсов личности, усиливающих дидактическую значимость тех способов и средств обучения, которые имеют исторически устойчивые традиции и возможности.

Вариативный – допускающий варианты, видоизменения частей чего-либо при сохранении основы.

Воспитательные дела – общая работа, важные события, осуществляемые т организуемые членами группы, класса на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

Воспитательные технологии — это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между воспитателем и воспитанниками, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель — приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

Деловая игра -метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

Деловая игра -метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

Деятельностный подход – признание единства психики и деятельности, единства строения внутренней и внешней деятельности.

Диагностика – процесс и способы определения степени развития личностных качеств, затруднений в развитии, общении, а также эффективности функционирования и развития систем, технологий, методик, педагогических проектов.

Дискуссия — организация совместной коллективной деятелъности, в ходе которой осуществляется интенсивное и продуктивное решение групповой задачи путем обмена мнениями, в котором участники отстаивают личные субъективные точки зрения по изучаемому вопросу и происходит взаимовоздействие логическими доводами на мнения, позиции и установки друг друга.

Дискуссия (от лат. discussio — исследование, рассмотрение) — это всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре. Другими словами, дискуссия заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений.

Дифференциация обучения – организация учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы и проявившиеся способности.

Драматизация — инсценирование, разыгрывание по ролям содержания учебного материала на уроках.

Инновация педагогическая – нововведение, целенаправленное изменение, вносящее новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Инструментарий – совокупность применяемых инструментов или методов, способов деятельности.

Интегрированный урок - любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.

Интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности.

Информационная технология – процесс сбора, передачи, хранения и обработки информации во всех ее возможных формах: текстовой, графической, визуальной и речевой.

Компьютерные технологии обучения — это процессы сбора, переработки, хранения и передачи информации обучаемому посредством компьютера.

Концепция – система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов, фактов, руководящая идея для их трактовки и освещения; ведущий замысел деятельности.

Модульная программа – это дидактическая парадигма, состоящая из модулей, каждый из которых имеет определенные деятельностные дидактические цели. Достижение целей обеспечивается конкретной дозой содержания учебного материала, усвоение материала диагностируется конкретными заданиями.

Модульное обучение — это вид обучения, основанный на деятельностном подходе и принципе сознательности (осознаются программа обучения и собственная траектория учения), характеризующийся замкнутым типом управления благодаря модульной программе и модулям.

Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) — широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем.

Нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру.

Педагогическая диагностика — это теоретико-прикладная отрасль педагогики, изучающая закономерности вынесения диагностических суждений о разнообразных элементах и параметрах педагогических систем и отношений, правила проведения диагностических процедур; принципы, методы и формы диагностики в педагогической сфере.

Педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.

Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.

Развивающее обучение - новый, активно-деятельностный способ обучения. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума. Способ организации, содержание, методы и формы развивающего обучения ориентированы на всестороннее развитие ребенка.

Результативность – достижение высоких показателей в какой-либо деятельности.

Сотрудничество – совместная деятельность, направленная на достижение единых целей, успех которой обеспечивается равенством совместных усилий, готовностью оказать помощь другому.

Технологии интерактивного обучения - способы усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений и взаимодействий педагога и обучаемого как субъектов учебной деятельности.

Технология активного обучения - такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый ученик либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи.

Технология активного обучения (инновационная технология) - такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый ученик либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи.

Технология обучения – направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов.

Учебный модуль – организационно-методическая структура учебной дисциплины, которая включает в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала, методическое руководство и систему контроля.

Форма — это внешнее выражение какого-либо содержания. Это структура, система организации чего-либо. Форма есть совокупность приемов и средств.

«Я»-концепция личности – устойчивая, осознаваемая и переживаемая система представлений о самом себе, на основе которой человек строит свое поведение.

 

Литература

 

1. Атутов П.Р. Технология и современное образование //Педагогика. 1996. №2.

2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М, 1995.

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

4. Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: Вопросы терминологии //Педагогика. 1993. №5.

5. Булгаков В.И. Проблемное обучение - понятие и содержание //Воспитание школьников. 1985. №8.

6. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения //Директор школы. – 1995. - № 6. – С. 40-42.

7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

8. Еремкина О.В. Воспитательные технологии //Классный руководитель. 1998. №4.

9. Загвязинский В.И.Теория обучения. – М., 2001. – С. 95-96.

10.Занько С.Ф. и др. Игра и ученье. - М., 1992.

11.Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности //Педагогика. 1992. №11-12.

12.Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.

13.Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М., 1985.

14.Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991.

15.Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М, 1989.

16.Коложвари И., Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок? //Народное образование. 1996. №1. С. 78.

17. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М., 2000.

18.Лебедева В.П. и др. Психодидактические аспекты развивающего образования //Педагогика. 1996. №6.

19.Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций //Педагогика. 1996. №2.

20.Лошнова О.Б. Уровневая дифференциация обучения. - М, 1994.

21.Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? //Педагогика. 1997. №3.

22.Никандров Н.Д. Проблемное обучение //Воспитание школьников. 1983. №12.

23.Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1996.

24.Педагогические технологии /Сост. Т.П.Сальникова. – М., 2005.

25.Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М., 1996.

26.Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. – М., 1997.

27.Питюков В.Ю. Что такое педагогическая технология //Воспитание школьников. 1995. №1.

28.Подласый И.П. Педагогика. М., 1996.

29.Принципы модульного обучения //Вестник высшей школы. 1987. №8.

30.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.

31.Сериков В.В. Личностно ориентированное образование //Педагогика. 1994. №5.

32.Сериков В.В. Личностный подход: от концепции до технологии. Волгоград, 1994.

33.Сибирская М.П. Педагогические технологии и повышение квалификации инженерно-педагогических работников. – СПб., 1997. – С. 34-35.

34.Сластенин В.А. и др. Педагогика. М., 1998.

35.Титова Е.В. Если знать как действовать. М., 1993.

36.Фридман Л.М. Опыт оценки воспитанности учащихся //Педагогика. 1997. №4.

37.Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. - М., 1996.

38.Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. М., 1990.

39.Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. М., 1986.

40.Щуркова Н.Е. Нравственное воспитание //Воспитание школьников. 1990. №1-3.

41.Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения. - Каунас, 1989.

42.Якиманская И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения //Вопросы психологии. 1995. №2.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение _____________________________________________________3

Глава 1. Сущность педагогической технологии ___________________4

§1. История возникновения и развития педагогической технологии__4

§2. Понятие педагогической технологии________________________ 5

§3. Признаки педагогической технологии_______________________6

§4. Функции, принципы и структурные компоненты педагогических технологий____________________________________________________7

§ 5. Структура реализации технологии__________________________9

§6. Классификация педагогических технологий___________________9

§7. Технология и мастерство__________________________________11

§8. Технология и методика____________________________________11

Глава 2. Технология обучения __________________________________13

§ 1. Технология организации и проведения учебной дискуссии____ 13

§ 2. Технология организации и проведения «мозгового штурма»___ 18

§ 3. Технология анализа конкретных ситуаций___________________21

§ 4. Технология организации и проведения дидактической игры____22

§ 5. Технология проблемного обучения_________________________ 26

§ 6. Технология проектной деятельности_______________________ 27

§7. Технология организации и проведения нестандартного урока___ 32

§ 8. Технология разноуровневого обучения_____________________ 38

§ 9. Технология модульного обучения__________________________ 39

§ 10. Технология сотрудничества______________________________43

§ 11. Технология развивающего обучения________________________45

§ 12. Выбор технологии обучения_____________________________ 48

Глава 3. Технология воспитания. Технология конструирования воспитательного процесса _____________________________________ 52

§1. Сущность технологии воспитания, структурные компоненты воспитательной технологии______________________________________54

§2. Принципы осуществления воспитательной технологии_________ 55

§3. Сущность конструирования воспитательного процесса________ 56

§4. Технология постановки педагогических задач________________57

§5. Выбор форм воспитательной работы________________________58

§ 6. Организация деятельности в коллективе______________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.098 с.)