Технология организации и проведения дидактической игры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология организации и проведения дидактической игры



 

Дидактическая игра выступает важным педагогическим средством активизации процесса обучения в школе. Педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной деятельностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А. Шмакову):

•свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;

•творческий,очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

• эмоциональная приподнятостьдеятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. («эмоциональное напряжение»);

• наличиепрямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности входят целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов.

В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке, и придает игре познавательный характер, предъявляет к ее участникам определенные требования в отношении знаний.

Правилами определяется порядок действий и поведения учащихся в процессе игры, создается рабочая обстановка на уроке.

Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить знания и умения для достижения целей игры.

Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

Оборудование игры — это и наличие ТСО, и различные средства наглядности, и дидактические раздаточные материалы.

Дидактическая игра имеет определенный результат, который выступает, прежде всего, в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся.

Все структурные элементы взаимосвязаны, и при отсутствии основных из них она либо невозможна, либо теряет свою специфическую форму.

Чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. Поэтому различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.

Наиболее часто в практической деятельности используются деловые и ролевые игры.

Деловая игра -метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

В деловых играх наоснове игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике (производственные, проблемные, учебные, комплексные и т.д.).

Возможно использование деловой игры в учебном процессе. Например, исходя из современных рыночных условий жизни, на занятиях по основам экономических знаний можно провести деловую игру «Банк», в которой в процессе проигрывания ситуаций работы банка лучше понимается и осваивается сложная для заучивания терминология, что она обозначает, сам характер деятельности банка, его место и значение в рыночных отношениях. Такая игра может быть организована и на этапе первичного закрепления материала, и как обобщение, и как определенная форма контроля. В данном случае речь идет о самом стандартном варианте деловой тиры. Такие варианты, как организационно-деловые и организационно-мыслительные игры и аналогичные им, требуют очень серьезной специальной подготовки их организаторов.

Отличительные свойства учебной деловой игры:

- моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;

- поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;

- наличие конфликтных ситуаций;

- обязательная совместная деятельность участников игры;

- использование описания объекта игрового имитационного моделирования;

- контроль итогового времени;

- элементы состязательности;

- правила, системы оценок хода и результатов игры.

Возможный вариант структуры деловой игры на уроке может быть таким:

1. Знакомство с реальной ситуацией.

2. Построение имитационной модели.

3. Постановка главной задачи командам (бригадам, группам), уточнение их роли в игре.

4.Вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала.

5. Разрешение проблемы.

6. Обсуждение и проверка полученных результатов.

7. Коррекция.

8. Реализация принятого решения.

9. Анализ итогов работы.

10.Оценка результатов работы.

Правила деловой игры определяются выбранной деятельностью. Одним из ее вариантов являются ролевые игры. Когда дети играют в «дочки-матери», они точно имитируют все входящие в игру роли и не могут от них отступать: так папы не делают, детям так вести себя нельзя, мама должна... и т.д.

Специфика ролевой игры, в отличие от деловой, характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями.

Уроки - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на три группы:

1) имитационные, направленные на имитацию определенного профессионального действия;

2)ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы — игровой ситуации;

3)условные, посвященные разрешению, например, учебных или производственных конфликтов и т.д.

Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разными: воображаемые путешествия, дискуссии на основе распределения ролей, пресс-конференции, уроки-суды и т.д.

Этапы игры:

- подготовительный,

- игровой,

- заключительный,

- анализ результатов.

Подготовительный этап: распределение ролей, выбор жюри или экспертной группы, формирование игровых групп, ознакомление с обязанностями, знакомство с темой и проблемой, с заданиями, сбор материала, его анализ, подготовка сообщения, изготовление наглядных пособий, консультации.

Игровой этап: включение в проблему и осознание проблемной ситуации в группах и между группами. Внутригрупповой аспект: индивидуальное понимание проблемы; дискуссия в группе, выявление позиций; принятие решения; подготовка сообщения. Межгрупповой: заслушивание сообщений групп, оценка решения.

Заключительный этап: вырабатываются решения по проблеме, заслушивается сообщение экспертной группы, выбирается наиболее удачное решение.

При анализе результатов ролевой игры определяется степень активности участников, уровень знаний и умений, вырабатываются рекомендации по совершенствованию игры.

В процессе дидактической игры обучаемый должен выполнить действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в его профессиональной деятельности. В результате происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие.

В общем виде технологию дидактической игры можно свести к трем этапам (табл.).

Этапы дидактической игры

 

Этапы игры Формы работы Содержание игры
Подготовка Разработка игры Разработка сценария, плана дидактической игры; общее описание игры; содержание инструктажа; подготовка материального обеспечения
    Ввод в игру Постановка проблемы, целей; условия; инструктаж; регламент, правила; распределение ролей; формирование групп; консультация
Проведение Групповая работа Работа с источниками; тренинг; «мозговой штурм»
  Межгрупповая дискуссия Выступления групп; защита результатов; правила дискуссии; работа экспертов
Анализ и обобщение Групповая работа Выход из игры; анализ, рефлексия; оценка и самооценка работы; выводы и обобщения; рекомендации

 

Драматизация и театрализация стали одним из вариантов деловой игры и широко используются в технологии диалога культур.

Драматизация — инсценирование, разыгрывание по ролям содержания учебного материала на уроках. Ролями могут наделяться не только живые персонажи, но и любые неживые предметы и феномены из любой области знаний. Театрализация — театральные представления разных жанров по учебному материалу во внеучебное время с большим количеством участников, продолжителъные по времени, с декорациями и другими атрибутами.

В них вовлекаются все учащиеся класса или всех классов параллели, старшие школьники и ученики младшего возраста. Это могут быть постановки по программным литературным произведениям, историческим сюжетам и т.п.

Имитационный тренинг предполагает отработку определенных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами. Имитируется ситуация, обстановка профессиональной деятельности, а в качестве «модели» выступает само техническое средство (тренажеры, приборы и т. д.).

Игровое проектирование является практическим занятием, в ходе которого разрабатываются инженерные, конструкторские, технологические, социальные и другие виды проектов в игровых условиях, максимально воссоздающих реальность. Этот метод отличается высокой степенью сочетания индивидуальной и совместной работы обучаемых. Создание общего для группы проекта требует, с одной стороны, от каждого знания технологии процесса проектирования, а с другой — умения вступать в общение и поддерживать межличностные отношения с целью решения профессиональных вопросов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 3428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.54.63 (0.014 с.)