Основные подходы и концепции современного менеджмента. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные подходы и концепции современного менеджмента.



Функция мотивации: сущность и современные теории мотивации.

Мотивация — это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации. Основные задачи мотивации: формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда; обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутрифирменного общения; формирование у каждого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации. Выделяют следующие формы мотивации: внутреннюю мотивацию; внешнюю мотивацию. Мотивирование человека из вне есть прямое воздействие на человека с помощью каких-либо методов (сил), которые заставляют его совершать определенные действия. Мотивирование изнутри можно определить как косвенное воздействие на человека с целью формирования заданной мотивационной структуры. Суть мотивационного процесса состоит в реализации следующих этапов: определение потребностей (физиологических, психологических, социальных), поиск путей устранения потребностей, мотивирование, поведение, получение результата, сравнение с ожиданиями (полное удовлетворение потребностей, частичное, неудовлетворение). В теоретической литературе выделяют два подхода к мотивации: содержательный и процессуальный. Содержательные теории базируются на изучении потребностей человека, которые и являются основным мотивом их поведения, а следовательно, и деятельности. К сторонникам такого подхода можно отнести американских психологов Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак Клелланда. Теория мотивации по А. Маслоу.Первая из рассматриваемых теорий называется иерархией потребностей Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Ее сторонники, в том числе и Абрахам Маслоу, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потребности человека, которые можно разделить на пять групп: физиологические потребности, необходимые для выживания человека: в еде, в воде, в отдыхе и т.д.; потребности в безопасности и уверенности в будущем — защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем; социальные потребности — необходимость в социальном окружении, в общении с людьми, чувство «локтя» и поддержка; потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям; потребность самовыражения, т. е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей. Теория мотивации Дэвида Мак Клелланда. Согласно его утверждению структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам: стремлению к успеху, стремлению к власти, к признанию. Согласно теории Мак Клелланда люди, стремящиеся к власти, должны удовлетворить эту свою потребность и могут это сделать при занятии определенных должностей в организации. Управлять такими потребностями можно, подготавливая работников к переходу по иерархии на новые должности с помощью их аттестации, направления на курсы повышения квалификации и т.д. Теория мотивации Фредерика Герцберга. Эта теория появилась в связи с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека. Фредерик Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает факторы, вызывающие удовлетворенность работой: еория мотивации Л. Портера — Э. Лоулера. Эта теория построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости. Суть ее в том, что введены соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами. Л. Портер и Э. Лоулер ввели три переменные, которые влияют на размер вознаграждения: затраченные усилия, личностные качества человека и его способности и осознание своей роли в процессе труда.

 

Организационные структуры. Классификация и характеристика основных видов организационных структур.

Структура управления – логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. Основные факторы, определяющие вид оргструктуры: масштаб производства, объем продаж, номенклатура продукции, уровень специализации, концентрации, степень развития инфраструктуры и др. Виды: выделяют линейную, функциональную, линейно-функциональную, матричную и матрично-штабную, проблемно-целевую структуры аппарата управления. Линейная структура. При линейной структуре управления руководители подразделений низших ступеней непосредственно подчиняются одному руководителю более высокого уровня управления и связаны с вышестоящей системой только через него. Плюсы: руководитель несет полную ответственность за результаты деятельности подчиненных ему подразделений, простота и четкость подчинения. Минусы: каждый руководитель при линейной структуре обязан быть высококвалифицированным специалистом, обладающим разносторонними знаниями, необходимыми для выполнения комплекса работ по управлению производством. Функциональная структура. В основе формирования функциональной структуры управления лежит принцип полноправного распорядительства: каждый руководитель имеет право давать указания по вопросам, входящим в его компетенцию. Линейно-функциональная структура. Структура управления линейно-функционального типа сохраняет принцип единоначалия. Деятельность функциональных руководителей при этом сводится к поискам рациональных вариантов решения задач, к умелому доведению своих рекомендаций до линейного руководителя, который на этой основе сможет обеспечить эффективное управление. Таким образом, появляется возможность привлечения к управлению производством высококвалифицированных специалистов и обеспечения наилучших условий руководителям для решения более важных, глобальных проблем. Все это позволило аппарату управления линейно-функционального типа оставаться до настоящего времени основной организационной формой управления. Проблемно-целевые структуры. Сущность проблемно-целевых структур заключается в том, что они базируются на комплексном управлении всей производственной системой в целом как единым объектом, ориентированным на отдельную цель. При этом выделяются коллективы работников, каждый из которых занимается решением определенного вида проблем (проектов), возникающих перед предприятием и имеющих различную целевую направленность. Матричная структура. Главным принципом организации матричной структуры является широкая сеть горизонтальных связей, многочисленные пересечения которых с вертикалью образуются в результате взаимодействия руководителей проектов с руководителями функциональных подразделений. Преимущество матричной формы организации управления состоит в том, что она позволяет преодолеть внутриорганизационные барьеры. Матрично-штабная структура. При всей компетенции органов линейного руководства и руководителей проектов в матричной структуре необходимо все же их непосредственное сотрудничество с целью разработки требований к результатам выполнения программ, анализа альтернатив управленческих решений на основе высокой профессиональной ориентации и т.д. Это обстоятельство становится все более очевидным в условиях управления многофункциональными программами, требующего увеличения числа тематических и линейных руководителей.

 

Содержание управления производственной деятельностью предприятия.

Сущность управления производственной деятельностью предприятия составляет определение и разрешение проблем обеспечения результативности и эффективности этой деятельности в длительном периоде. В том числе: определение потребности и платежеспособного спроса в конкретных товарах и услугах, на удовлетворение которого может быть ориентировано производство; создание и/или адаптация производственной системы для удовлетворения этого спроса и эффективное управление производственной системой для достижения желаемого (планируемого) результата. Содержание управления производственной деятельностью предприятия включает три блока работ:

1. Разработку и реализацию общей стратегии и направлений производственной деятельности предприятия.

2. Разработку и внедрение производственной системы, включая проектирование изделий и производственных процессов, подготовку и принятие решения о производственных мощностях и их размещении (местоположении), проектирование производства (предприятия), организацию работ и нормирование труда.

3. Планирование и контроль функционирования производственной системы.

Общей, интегральной характеристикой любого производства является его эффективность. В качестве показателя относительной эффективности деятельности предприятия в менеджменте используется понятие производительности. Ранее мы определили производительность (гл. 5) как количество выпущенной системой продукции (услуг), отнесенное к количеству потребленных на входе системы ресурсов.

Эффективность производства при таком подходе определяется как результаты производственной деятельности (оцениваемые рыночной стоимостью произведенных выходов), отнесенные к общей величине затрат предприятия для достижения этих результатов на его соизмеримых входах, выраженные в экономических категориях. Рыночная стоимость выходов определяется как количеством единиц произведенных товаров (услуг), так и другими факторами (пользующийся спросом ассортимент, удовлетворяющее покупателя качество, своевременность выпуска конкретной продукции и т.д.). Затраты по приобретаемым материалам и сырью, по оплате труда, по другим расходам, связанным с производством и продажей товаров и услуг, определяются по фактическим расходам на проданную продукцию в соответствии с калькуляцией ее себестоимости с учетом общих расходов предприятия на производственно-сбытовую деятельность и ее обеспечение. Производственные системы имеют большое разнообразие применительно к конкретным условиям рынка и производимым товарам (услугам), к конкретным предприятиям и регионам, а также с учетом возможных технологий и организации производства. Применительно к собственным особенностям производства (то есть к организации системы, непосредственно перерабатывающей поступающие на ее вход ресурсы в процессе производственной деятельности) это разнообразие определяется:

- видом технологии переработки, в том числе единичное и мелкосерийное производство, серийное и массовое производство, непрерывное производство;

- спецификой конкретной технологии переработки потребляемых ресурсов, определяемой видом продукции и ее характеристиками (телевизионное производство, автомобилестроение, производство продуктов питания и т.д.);

- масштабами продаж и соответственно – объемом производства;

- уровнем кооперации и соответствием его бизнеса собственной производственной деятельности предприятия.

Производственная деятельность предприятия требует большого комплекса обеспечивающих работ. Поэтому функции непосредственного управления производственной деятельностью, то есть процессом переработки сырья в продукцию и услуги, тесно увязаны с другими видами управленческой работы на предприятии. Между функциональными подразделениями и отделениями промышленного предприятия (корпорации) существуют весьма сложные и взаимоувязанные отношения.

 

Основные подходы и концепции современного менеджмента.

Процессный подход отражает представление управления организацией как единого процесса, включающего непрерывную последовательность взаимосвязанных управленческих функций. Системный подход в менеджменте исходит из того, что предприятие (организация) представляет открытую систему, действующую во взаимодействии с внешней средой. Системный подход ориентирует руководителей на рассмотрение организации в процессе управления как совокупности ее взаимосвязанных элементов (внутренних переменных), таких как люди, структура, задачи и технология, управленческие воздействия на которые определяется необходимостью достижения целей организации в условиях изменения факторов внешней среды. Системный подход в менеджменте позволяет увидеть предприятие в единстве составляющих его частей, которые неразрывно связаны с внешней средой. При этом необходимо иметь в виду, что системный подход следует рассматривать как способ мышления по отношению к предприятию и управлению, помогающий руководителю лучше понять деятельность предприятия и более эффективно достичь его целей. В основе системного подхода лежит идея декомпозиции и интеграции системы (в качестве которой рассматривается предприятие), ее подсистем и элементов при анализе их взаимосвязей с внешней средой и принятии управленческих решений, обеспечивающих получение желаемого результата с учетом совокупного воздействия внешних и внутренних факторов. Ситуационный подход концентрирует внимание на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Сам процесс управления необходимо рассматривать как систему взаимосвязанных внутренних переменных организации, факторов внешней среды и конкретных методов управления. Так как существует множество факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, то не существует единого «лучшего» способа управления предприятием. Самым эффективным в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации. Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Центральным моментом в нем является ситуация, включающая конкретный набор внутренних и внешних по отношению к предприятию ситуационных факторов, которые существенно влияют на результативность его деятельности в рассматриваемый момент времени. Ситуационный подход не содержит предписываемых руководств для эффективного управления организацией. Это способ мышления о проблемах предприятия и их решениях. Суть ситуационного подхода заключается в том, что в каждом случае принятия решения управление должно концентрироваться на ситуационных различиях между предприятием и внутри его, определяя и выделяя значимые для данной ситуации конкретные ситуационные факторы (внутренние и внешние), определяющие эффективность деятельности предприятия. Современные концепции менеджмента. Развитие современного менеджмента принято подразделять на два этапа: менеджмент 1960-1980 гг. и менеджмент с 1980-х гг. по настоящее время. Для первого периода (1960-1980 гг.) было характерно дальнейшее одновременное развитие различных подходов к управлению: процессный подход, системный и ситуационный подходы, а также использование количественных методов в управлении (количественный подход). Менеджмент 1980-1990-х гг. и начала 21-го в. характеризуется развитием различных концепций, направленных на решение проблем адаптации и повышения эффективности управления предприятием в высоко динамичных условиях развития современного общества, в том числе стратегический и маркетинговый подходы. Важнейшее значение в обеспечении эффективного управления предприятием приобретают проблемы его взаимодействия с внешней средой, учета изменений внешней среды и деятельности отдельных компаний, ориентации конкретного предприятия в сложившихся условиях на максимальное использование возможностей внешней среды и самого предприятия. Поиск решения указанных проблем привел к формированию ряда современных концепций менеджмента, направленных на обеспечение эффективной деятельности организаций в сложившихся условиях развития общественного производства и мирового рынка. В качестве примера современных концепций менеджмента рассматриваются: концепция адаптации, концепция глобальной стратегии и концепция целевой ориентации, как наиболее известные и признанные в практике. Далее произошло развитие в современном менеджменте новых подходов и концепций управления, объединенных общим понятием маркетингового подхода. Реализация маркетингового подхода ориентированна на развитие и использование маркетинга в системе управления для решения проблем развития крупных промышленных организаций, в том числе транснациональных корпораций, на основе наиболее полного удовлетворения общественных потребностей и платежеспособного спроса. Реализация маркетингового подхода в практической деятельности организаций выступает как система управления, являющаяся ключевой составляющей современного менеджмента.

 

2. Планирование как функция управления. Цели, задачи и содержание функции. Основные этапы и модель процесса планирования.

Планирование персонала (эквиваленты, встречающиеся в литературе - кадровое планирование, планирование рабочего состава предприятия) определяется как "процесс обеспечение организации необходимым количеством квалифицированного персонала, принятым на правильные должности в правильное время"1. По другому определению, планирование персонала - это "система подбора квалифицированных кадров, при использовании двух видов источников - внутренних (имеющиеся в организации служащие) и внешних (найденные или привлеченные из внешней среды), имеющего своей целью обеспечить потребности организации в необходимом количестве специалистов в конкретные временные рамки"2. Эти определения взяты из американских источников. А вот следующее – результат разработки наших, отечественных специалистов. “Кадровое планирование - это направленная деятельность организации по подготовке кадров, обеспечению пропорционального и динамичного развития персонала, расчету его профессионально - квалификационной структуры, определению общей и дополнительной потребности, контролю за его использованием”3. Как видно, зарубежные источники концентрируют внимание главным образом на планировании потребности организации в кадрах, тогда как отечественные принимают это лишь в качестве одного из видов кадрового планирования, выделяя кроме того еще ряд понятий (планирование использования персонала, планирование его обучения и так далее). Наипервейшая задача планирование персонала - это "перевести" имеющиеся цели и планы организации в конкретные потребности в квалифицированных служащих, т.е. вывести неизвестную величину необходимых работников из наличного уравнения планов организации; и определить время, в которое они будут затребованы. И как только эти неизвестные величины будут найдены, в рамках кадрового планирования необходимо вывести, составить планы достижения выполнения этих потребностей. По-существу, каждая организация использует кадровое планирование, явно или неявно. Некоторые организации проделывают в этом плане серьезные исследования, другие ограничиваются поверхностным вниманием в отношении планирования персонала. Как бы там нибыло, но долговременный успех любой организации несомненно зависит от наличия необходимых служащих в необходимое время на правильно выбранных должностях. Организационные цели и стратегии достижения этих целей имеют значение лишь тогда, когда люди, обладающие требуемыми талантами и умением, занимаются достижением этих целей. Недобросовесно выполненное, и тем более – вовсе проигнорированое, кадровое планирование способно спровоцировать серьезные проблемы уже в самое короткое время. Основные задачи кадрового планирования разработка процедуры кадрового планирования, согласованной с другими его видами, увязка кадрового планирования с планированием организации вцелом, организация эффективного взаимодействия между плановой группой кадровой службы и плановым отделом организации, проведение в жизнь решений, способствующих успешному осуществлению стратегии организации, содействие организации в выявлении главных кадровых проблем и потребностей при стратегическом планировании, улучшение обмена информацией по персоналу между всеми подразделениями организации. Кадровое планирование включает в себя: прогнозирование перспективных потребностей организации в персонале (по отдельным его категориям) изучение рынка труда (рынка квалифицированной рабочей силы) и программы мероприятий по его «освоению» анализ системы рабочих мест организации разработка программ и мероприятий по развитию персонала.

 

3 Функция организации: определение и содержание функции. Принципы департаментации и делегирования полномочий.

В современном менеджменте можно выделить два подхода к классификации функций управления.

Первый подход предусматривает выделение общих, универ­сальных функций управления. Он отражает содержание процесса Управления в любой организации и не зависит от специфики объекта управления. Функции могут быть классифицированы следующим образом: планирование, организация, мотивация, контроль.

Отдельные авторы дополнительно выделяют как самостоятель­нее универсальные функции управления координацию и регулирование.

Функция организациипредставляет вид управленческой деятельности, направленной на обеспечение нормального функционирования организации в соответствии с определенным планом достижения желаемого результата. Она обеспечивает координа­цию деятельности всех подразделений и сотрудников организа­ции для достижения поставленных целей.

функции управления находятся в тесной взаи­мосвязи: функция планирования взаимодействует с функциями организации и контроля, функция организации, в свою очередь, тесно связана с функциями планирования и контроля, а последняя (то есть функция контроля) взаимосвязана с функцией организа­ции и функцией планирования. Функции планирования, органи­зации и контроля тесно взаимосвязаны с функцией мотивации.

Второй подход базируется на первенстве критериев, определяющих особенности объекта управления. В рамках этого подхода выделяется система частных функций управления конкретным объектом (производство, наука, другие специфические объекты управления), реализующих приведенные выше универсальные функции управления (в полном объеме или частично) с учетом специфики рассматриваемого объекта и содержания процесса управления им. Осуществляют такие функции соответствующие специализированные подразделения организации (предприятия).

 

4 Функция контроля: содержание и основные задачи контроля, этапы и модель процесса контроля.

Контроль как функция менеджмента представляет собой вид управленческой деятельности, обеспечивающий возможность удержания организации на выбранном (запланированном) пути достижения целей путем периодической оценки, сопоставления текущих результатов деятельности организации с установленными планами (стандартами) и принятия необходимых корректирующих действий. Для обеспечения этой функции на всех предприятиях создаются соответствующие системы контроля с целью организации оперативной обратной связи между реальными показателями деятельности предприятия и его планами. Чем точнее и оперативнее такие системы, тем большая вероятность достижения желаемого результата за счет своевременной корректировки как предпринимаемых усилий для достижения целей, так и самих целей с учетом изменения реальной ситуации во внешней и внутренней среде организации. Критерием эффективности любой системы контроля служит ее способность обеспечивать возможность (организационные и информационные условия) для принятия своевременных управленческих воздействий по достижению целей организации. Все системы контроля, несмотря на их огромное разнообразие, базируются на единой идее обратной связи и на единых элементах функции контроля. К основным элементам функции контроля обычно относят этапы процесса контроля. Необходимыми элементами организации контроля также являются типовые технологии реализации функции контроля и основные задачи, решаемые контролем для достижения целей организации. Этапы процесса контроля (как основные элементы контроля) включают: Установление показателей деятельности предприятия, которые должны оцениваться в процессе контроля. Измерение фактически достигнутых результатов и определение отклонений от установленных величин (стандартов). Проведение корректировок в случае, когда достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов. Значение контроля проявляется в том, что контроль является неотъемлемым элементом эффективной деятельности организации. Необходимость функции контроля вытекает из самой сути деятельности организации, так как планы и обеспечивающие их структуры всегда содержат неполноту и неопределенность представления руководством организации ее деятельности- в будущем. Множество разнообразных факторов внешней среды и обстоятельств внутри самой организации также могут помешать в достижении желаемого результата. Кроме того, изменения внешней среды и самой организации, также могут создать новые возможности для достижения ею более весомого результата (дополнительной экономической или социальной выгоды). Эти и другие проблемы должны быть учтены при организации системы контроля на конкретном предприятии. С учетом этого основные задачи реализации функции контроля должны включать: обнаружение и устранение неопределенности; предупреждение возникновения кризисных ситуаций; поддержание успеха и широту контроля. Выделяют различные виды контроля деятельности организации для достижения ее целей: предварительный, текущий и заключительный.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 943; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.028 с.)