I. Школа научного менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Школа научного менеджмента



ü Акцент на управление производством (работа, а не человек)

ü Авторы – по образованию инженеры-механики

ü Метод: наблюдения, замеры, анализ с целью усовершенствования операций ручного труда, их более эффективного выполнения

ü Россия 20-х гг.: движение НОТ

Фредерик У. Тейлор (1856-1915):

«Принципы научного менеджмента» (1911)

ü Научный подход к выполнению каждого элемента работы

ü Основное предположение: любые действия людей, даже самых усердных в работе, могут быть улучшены посредством тщательного анализа.

ü Цель: постоянный поиск наиболее эффективного способа выполнения любой конкретной работы

ü Абсолютное следование разработанным стандартам (ориентир – «первоклассные работы»)

ü «Первоклассный рабочий» - для каждого вида работы; наиболее подходящие способности

ü Научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего

ü Кооперация с рабочими

ü Разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими

ü Оплата по результатам труда на основе стандартов à автоматическое решение проблемы отлынивания (работа с «прохладцей»)

Фрэнк (1868-1924) и Лилиан (1878-1972) Гилберты

ü Классификация систем управления:

· традиционный

· переходный

· научный менеджмент

ü Детальное изучение рабочих операций:

· 17 основных движений руки (терблиги): поиск, отбор, захват, удержание …;

ü Изучение движений рабочих при кладке кирпичей:

· Сокращение числа движений (с 18 до 4,5 или 2)

· Рост производительности труда (175 кирпичей в час à 300 кирпичей в час)

· Меньшая усталость рабочих

 

Генри Гантт (1861-1919)

ü Система стимулирования:

· Премии (бонусы) рабочим

· Премии (бонусы) мастерам

· Вознаграждение за рационализаторские предложения, ведущие к росту производительности труда

ü График Гантта («Essential element in any performance is time, not quantity» - Гантт)

 

ПОЗИТИВНЫЕ СТОРОНЫ НАУЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА:

· Рост производительности труда

· Снижение издержек

· Встроенная «безразличная справедливость»

· Большая безопасность рабочего места

ПРОТИВОРЕЧИЯ СИСТЕМЫ НАУЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА:

· Главное – количественные показатели à равнодушное отношение к работе и ее качеству

· Работники – «часть машины» (инициатива не требуется)

· Конфликты из-за подрыва традиционной системы социальных отношений на производстве

 

II. Административная (классическая) школа (1920-е – 1950-е)

Основные характеристики

ü Акцент на управление организацией в целом

ü Основные авторы – профессиональные управляющие

ü Цель – разработка универсальных принципов управления

Анри Файоль (1841 – 1925):

«Общее и промышленное управление» (1916)

§ Административная функция (помимо технических, коммерческих, финансовых, страховых и учетных операций):

v Предвидение

v Организация (как процесс)

v Распорядительство (мотивация)

v Координирование

v Контроль

§ 14 принципов управления

§ Профессиональное «административное образование» на основе «совокупности испытанных и проверенных общественным опытом принципов, правил, методов и приемов».

 

Макс Вебер (1864 – 1920):

§ Теория идеальной бюрократической организации

§ Рационализация:

v Отчетность

v Эффективность (способов достижения цели)

v Предсказуемость

v Замена людей технологиями

v «Иррациональность рациональности» (правила – средство достижения цели, т.е. следование правилам и становится целью)

Характеристики идеальной бюрократии:

§ Разделение труда

§ Иерархия офисов

§ Формальный отбор

§ Формальные правила и процедуры

§ Ориентация на карьерный рост

§ Обезличенность

Такая система должна обеспечить:

§ Скорость

§ Точность

§ Порядок

§ Определенность (отсутствие всякой двусмысленности)

§ Непрерывность

§ Предсказуемость

Модель идеальной бюрократии – инструмент консалтинга?

Честер И. Бернард (1886-1961): «Функции управляющего», 1938

Ø Организация как система сознательно координируемой деятельности двух или более лиц

Ø Проблема равновесия между вкладом и удовлетворением члена организации

Ø Стимулы к работе в организации:

· Материальные

· Личные нематериальные возможности для отличия, престижа и личной власти

· Желаемые физические условия работы

· Духовные побуждения (гордость мастера своего дела и т.д.)

Ø Эффективность – способность организации предоставлять эффективные стимулы в объеме, достаточном для поддержания равновесия организации

Ø Формальная и неформальная организации, тесно связанные между собой

Ø Функции неформальной организации:

· Распространение мнений и суждений

· Поддержание устойчивости формальной организации

· Сохранение личности индивида вопреки воздействию формальной организации

Ø Согласительная концепция власти:

· Руководители наделяются властью людьми, которые хотят, чтобы ими управляли

· Окончательная оценка авторитета – принятие или неприятие сотрудниками приказов

· Требования к приказам (они должны быть понятными; должны соответствовать целям организации; должны быть в целом сопоставимы с личными интересами исполнителей; должны быть осуществимы)

Ø «Зона безразличия»

Ø Три функции управляющего:

· Создание и поддержание системы внутрифирменных коммуникаций

· Стимулирование активности работников

· Формулирование цели и задач организации

 

ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ШКОЛЫ:

Универсализм

Сотрудники рассматриваются скорее как инструмент (Барнард?)

III. Школа человеческих отношений. 1930-е – наше время (?)

Общая характеристика

§ Психологические и социологические аспекты труда, удовлетворенность трудом

§ Несколько этапов развития:

ü 1930-е: эксперименты в Хоторне

ü 1940-1950-е: групповая динамика индустриальной демократии

ü 1960-1970-е: организационный гуманизм

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.12 (0.013 с.)