Управление на основе договора о франчайзинге 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление на основе договора о франчайзинге



В течение первых пяти лет предпринимательство заканчивается неудачей у каждых двух из трех начинающих. Чаще всего это связано с отсутствием надежной системы предпринимательского контроля и недостатком профессиональной подготовки руководства. Один из путей снижения рисков – заключение франчайзингового договора.

Закрытие франчайзных предприятий по данным Министерства торговли США в первые пять лет работы составляет лишь 4%.

Франчайзинг - это форма предприниматель­ской деятельности, при которой одна компания передает другой компании или частному лицу права на использование своей тор­говой марки, производственных/маркетинговых знаний и раз­личных ноу-хау.

Франчайзер - компания, владелец торговой марки, которая передает за определенную плату другой стороне производственные/маркетинговые знания и права на использо­вания торговой марки.

Франчайзи - компания или частное лицо, кото­рому передают за определенную плату (роялти) производствен­ные/маркетинговые знания и права на использование торговой марки.

Франшиза - это право использования производс­твенных/маркетинговых знаний и торговой марки франчайзера

 

Стоимость франшизы, как правило, состоит из:

1. Вступительный членский взнос, или фиксированная сумма при ее приобретении франшизы (составляет от 5000 $ до 40 000 $, в среднем 21000 $).

2. Процента от оборота (обычная сетка от 1,5 до 5%).

3. Комиссионных за каждое бронирование номера через центральную систему бронирования сети (от 30 до 300$ за номер в год. Платежи зависят от числа комнат, от объема операций).

4. Плата за рекламу (обычно 1-5% валового дохода). Для ресторанного бизнеса обычная величина расходов - 750 тыс.$ - 1,5 млн.$ в год. Для гостиничного она гораздо больше.

 

В 1960-х франчайзинг стал ос­новной стратегией роста и развития Hilton и Sheraton. В 1970-е и 1980-е годы эта тенденция сохранилась. Однако при всех своих выгодах франчайзинг чреват для франчайзера двумя проблемами: необходимостью поддерживать стандарты качества и дополнительными сложно­стями, так как необходимо не допускать финансовой неудачи из-за неправиль­ных действий франчайзи.

Ситуация для франчайзера осложняется тем, что изложить в контракте с франчайзи все нюансы, которые могли бы гарантировать стандарты качества, всегда очень трудно. Только в последнее время франчайзинговые контракты ста­ли более точно формулировать требования к внешнему виду помещений и уров­ню обслуживания гостей. Плата за лицензию может быть разной и устанавлива­ется на основании договора между франчайзером и франчайзи, но в среднем в гостиничном бизнесе она составляет 3—4% дохода с каждого сдаваемого номера.

Крупнейшие гостиничные сети франшизного типа представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 - Крупнейшие гостиничные сети франшизного типа [3]

 

Компания Общее число гостиниц Число гостиниц франшизного типа
Cedant    
Choice Hotels International    
Six Continents Hotels    
Hilton Hotels Corp.    
Marriott International    
Carlson Hospitality Wordwide    
Ассог    

 

Как для франчайзера, так и для франчайзи система франшизы предоставляет выгоды и имеет недостатки.

Так, франчайзи получает следующие выгоды:

1. Выгоду от присо­единения к известной интернациональной марке

2. Пакет планов и спецификаций, при помощи которых можно быстро начать дело (комплект проектных документов, полный набор инструкций по управлению предприятием).

3. Рекламу в пределах всей страны.

4. Централизованную систему резервирования.

5. Возможность пользоваться ценовыми скидками при приобретении мебели, аксессуаров и оборудования.

6. Упоминание в справочнике компании.

7. Предоставление низких тарифов компаниями, выпускающими кредитные карточки.

8. Повышение квалификации высшего и среднего руководящего звена, обучение обслуживающего персонала до открытия предприятия, периодическую их подготовку в течение всего времени действия договора

 

Однако при такой системе франчайзи сталкивается и с трудностями:

1. Большие платежи франчайзеру (и вступительные, и текущие).

2. Централизованная система резервирования обеспечивает лишь 17—26% от всех резервируемых номеров.

3. Необходимость строгого соблюдения условий договора.

4. Необходимость полного соблюдения стандартов, установленных франчай­зером.

 

Компании-франчайзеру франшизная система дает следующие выгоды:

1. Увеличение доли рынка и соответствующий рост престижа;

2. Дополнительный доход за предоставление права использовать свою лицензию.

3. Гораздо интенсивнее продвигаться по всему миру, имея более ши­рокую возможность для расширения

Однако при этом компания идет на известный риск, так как:

1. Можно совершить ошибку, продав право пользоваться своей лицензией не­надежной структуре;

2. Трудно поддерживать стандарты качества на надлежащем уровне.

 

В любом договоре франчайзинга обязательно будет содержаться условие о про­ведении инспекции, т.е. внутреннего аудита. Для этого несколько представите­лей франчайзера иногда инкогнито живут в отеле, создают ситуа­ции для проявлении сервиса и умения общаться с гос­тем и затем составляют отчет для собственника, где указывают, что, на их взгляд, необходимо изменить.

В целях получения больших платежей франчайзер проводит периодические проверки предприятий, осмотр производства и выдачу рекомендаций о путях повышения производительности; может порекомендовать новые продукты или виды обслуживания, новое оборудование или изменение во внешнем оформлении предприятия для создания необходимого имиджа.

В США насчитывается гораздо больше франшизных, чем полноправных корпоративных членов. МакДоналдс, Бургер Кинз, Холидей Иннз. Эти цепи на 98% состоят из франшизных предприятий, принадлежащих самым различным компаниям. Наиболее известны франчайзинговые сети Choice Hotels, Days Inns, Holiday Inns, гостиницы Sheraton, Hilton, в ресторанном бизнесе – McDonald’s, Burger King, Kentucky Fried Chicken, Pizza Hut, T.G.I.Friday’s.

Случаи приобретения международных франшиз отечественными отеля­ми пока еще единичны. Чаще всего между­народная гостиничная сеть попросту нё желает продавать франшизу на незнакомом рынке из-за достаточно обоснованных опасений, что дру­гая сторона не сможет гарантировать стандарты качества обслуживания, подготовить персонал на должном уровне. Кроме того, нет гарантии, что все помещения гостиницы будут переосна­щены в соответствии с требованиями франчайзе­ра.

Российские сотрудники в отличие от иностранцев смотрят на процесс работы с другой точки зрения. Например, меньшее значение придают именно соблюдению стандартов. Имен­но очень спокойное, по мнению иностранцев, отношение славян к деталям и необходимости четкого выполнения регламентов останавливает большинство зарубежных компаний от продажи франшизы на рынке СНГ.

К недостаткам франшизы отечественный бизнес в свою очередь, может относить достаточно высокие расходы на ее покупку и доведение объек­та до необходимого качественного уровня, обуче­ние персонала, необходимость определенного фи­нансового мониторинга деятельности со стороны франчайзера. Собственно говоря, все сказанное выше относится у нас в большей степени к теории, чем к реальной практике - конкретные случаи ус­пеха или неудачи международных франчайзинговых проектов можно будет анализировать лишь при их реальном наличии.

Контракты на управление

В 70-х годах в гостиничной индустрии США стали популярными контракты на управление внутри страны так и за ее пределами. Этот контракт позволял внедряться на новые рынки при небольшом инвестиционном капитале и более низком уровне риска.

Контракт на управление (КУ) - заключается между владельцем предприятия и компанией (оператором), главным направлением деятельности которой является профессиональное управление предприятиями в определенном сегменте рынка. По контракту компания обычно имеет ограниченную финансовую ответственность.

Существует два типа управляющих компаний (УК). Большинство из них - это гостиничные цепи, осуществляющие контрактное управление своими франшизными членами (Хилтон, Шератон, ХИ). Имеются также независимые УК. Американские компании, вышедшие на международный уровень, в отношении своих иностранных предприятий используют КУ уже со средины 50-х гг., в то время, как в самих США, он нашел свое широкое распространение лишь двадцать лет спустя. Здесь первым был Хайятт.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.006 с.)