Валютный контроль за экспортно-импортными операциями организаций (предприятий) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Валютный контроль за экспортно-импортными операциями организаций (предприятий)



В целях обеспечения устойчивого равновесия на валютном рынке и связанных с ним (кредитном, фондовом) рынках в Республике Беларусь осуществляется государственное регули­рование валютных отношений, составными элементами кото­рого являются валютное регулирование и валютный контроль.

Валютное регулирование — деятельность государственных органов по установлению порядка обращения валютных цен­ностей на территории страны, включая правила владения, пользования и распоряжения ими.

Валютный контроль — совокупность мероприятий, прово­димых в рамках законодательно определенной компетенции органами и агентами валютного контроля, направленная на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами требо­ваний валютного законодательства Республики Беларусь.

Основными базисными принципами организации валютно­го регулирования и валютного контроля являются:

• приоритетность экономических мер в реализации госу­дарственной валютной политики;

• системность мероприятий в рамках валютного регулиро­вания и контроля;

• исключение необоснованного вмешательства государ­ственных органов в валютные операции резидентов и нерези­дентов;

• обеспечение государством защиты экономических инте­ресов резидентов и нерезидентов при осуществлении валют­ных операций.

Органами валютного контроля в Республике Беларусь являются:

• Совет Министров - определяет компетенцию агентов валютного контроля;

• Национальный банк — осуществляет валютный контроль за совершением валютных операций банками и небанковски­ми кредитно-финансовыми организациями;

• Государственный таможенный комитет - осуществляет организацию валютного контроля за перемещением резиден­тами и нерезидентами валютных ценностей через таможенную границу страны;

• Комитет государственного контроля — формирует базу данных по вопросам валютного контроля, а также осуществля­ет контроль выполнения органами и агентами валютного кон­троля своих функций, координирует их деятельность.

В рамках своей компетенции органы валютного контроля могут проводить проверки соблюдения резидентами и нерези­дентами валютного законодательства при осуществлении ими валютных операций, полноты и достоверности учета, своевре­менности представления отчетности по валютным операциям, а также в случае наличия оснований - законности происхожде­ния валютных ценностей. Они также вправе запрашивать и получать документы и информацию по валютным операциям, приостанавливать в определенных законодательством случаях операции по счетам резидентов и нерезидентов в банках Рес­публики Беларусь.

I 2а*

Агентами валютного контроля, подотчетными соответству­ющим органам валютного контроля, являются республикан­ские органы государственного управления, иные государствен­ные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные и Минский городской исполнительные комитеты, таможни и банки.

Республиканские органы государственного управления, исполнительные комитеты осуществляют контроль возврата в Республику Беларусь и использования выручки от экспорта подведомственными организациями, представляют в установ­ленном порядке информацию об их внешнеэкономической деятельности, принимают меры по устранению данными орга­низациями выявленных нарушений валютного законода­тельства.

Таможни как агенты валютного контроля производят та­моженное оформление экспортируемых (импортируемых) товаров, контролируют правильность оформления документов при экспорте (импорте), осуществляют контроль соблюдения законодательства, регламентирующего порядок ввоза и вывоза валютных ценностей.

Банки осуществляют контроль соответствия проводимых клиентами валютных операций требованиям законодатель­ства, своевременность представления отчетности по валют­ным операциям, ее соответствие установленным требованиям.

Обязанности банка по контролю внешнеторговых опера­ций включают регистрацию сделок, осуществление в рамках расчетного и кассового обслуживания организаций контроля законности и правильности проведения платежей по импорту, а также контроля за представлением информации о поступле­нии денежных средств от экспорта товаров (работ, услуг).

Банк не вправе выполнять распоряжение клиента о перечи­слении с его счета денежных средств в следующих случаях:

- если такое перечисление не соответствует режиму функ­ционирования счета клиента;

- проведение валютной операции допускается при наличии разрешения Национального банка, но такое разрешение не представлено;

- клиентом не представлены документы, предусмотренные законодательством, или представленные документы не соот­ветствуют установленным требованиям.

При поступлении клиенту денежных средств по валютной операции, проводимой с нарушением законодательства, банки

обязаны зачислять данные денежные средства на счет с уведом­лением в установленном порядке и в сроки соответствующих органов валютного контроля.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь, порядком определения даты завершения внешнеторговой операции при экспорте и импорте организации-резиденты обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции в полном объеме:

• при экспорте - в срок не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг;

• при импорте — в срок не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа.

По отдельным видам внешнеторговых договоров Нацио­нальный банк вправе определить иные сроки прекращения обязательств. Иные сроки прекращения обязательств по внеш­неторговым операциям также применяются, если они опреде­лены международными договорами Республики Беларусь.

Сроки завершения внешнеторговых операций могут быть продлены Национальным банком (главными управлениями Национального банка) при наличии у организации объектив­ных документально подтвержденных причин, на основании ее заявления.

Основными информационными формами при осуществле­нии валютного контроля внешнеторговых операций банками и таможенными органами являются документ, посредством которого оформлено заключение внешнеторгового договора (или отдельно подписанные приложения к внешнеторговому договору), а также статистическая декларация (периодическая статистическая декларация).

По каждому внешнеторговому договору (каждому отдель­но подписанному приложению к внешнеторговому договору), стоимость товаров (работ, услуг) по которому составляет 3000 евро в эквиваленте и более, экспортер (импортер) обязан до отгрузки товаров либо проведения платежей зарегистриро­вать сделку в обслуживающем его счет банке. Исключение состав-ляют внешнеторговые договоры, предусматривающие предварительное исполнение обязательств нерезидентом в полном объеме.

Регистрация сделки осуществляется работником банка по шивительному принципу в день представления экспортером

(импортером) документа (документов), посредством которого оформлено заключение внешнеторгового договора (отдельно подписанного приложения к внешнеторговому договору) путем проставления на нем оттиска штампа банка с указанием регистрационного номера сделки и заверением его подписью.

Таможенное оформление товаров по внешнеторговым договорам в предусмотренных законодательством случаях про­изводится только при наличии регистрационного номера сделки.

Статистическая декларация установленной формы оформ­ляется экспортером (импортером) и регистрируется должност­ными лицами таможенных органов для целей статистического учета экспорта (импорта) товаров, таможенное оформление которых в соответствии с законодательством не производится. Декларация оформляется по каждому факту проводимой по одной товарно-транспортной накладной в рамках одного вне­шнеторгового договора отгрузки (поставки) товаров, общая стоимость которых составляет сумму, эквивалентную 1000 евро и более.

В случае двух и более отгрузок (поставок) товаров за отчет­ный месяц в рамках одного внешнеторгового договора для регистрации таможенными органами представляется периоди­ческая статистическая декларация.

Статистическая декларация представляется в центр стати­стического декларирования (пункт таможенного оформления) не позднее 7 рабочих дней с даты отгрузки товаров или их поступления, а периодическая статистическая декларация -не позднее 7-го числа месяца, следующего за отчетным. Декла­рации подлежат регистрации должностными лицами таможен­ных органов в день их предъявления с выдачей свидетельства о регистрации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.007 с.)