Роль финансов в международном интеграционном процессе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль финансов в международном интеграционном процессе



Характерными чертами современного этапа развития миро­вой экономики как системы являются дальнейшее расшире­ние и углубление мирохозяйственных связей, процессов инте­грации, интернационализации и глобализации. В связи с этим существенно меняются финансовые отношения, опосредую­щие как внутригосударственные денежные потоки, так и межгосударственные экономические связи.

Глобализация представляет собой процесс, в рамках кото­рого международное разделение труда переходит на новую ста­дию, когда создание национального богатства каждой страны все более зависит от активного взаимодействия национальных экономических субъектов с субъектами других стран.

Роль финансов в развитии международных связей проявля­ется по трем направлениям:

1) изыскание источников и мобилизация необходимых финансовых ресурсов для финансирования различных направ­лений международного сотрудничества;

2) регулирование международных интеграционных про­цессов;

3) стимулирование развития каждого вида международных отношений и непосредственных участников этих отношений.

Финансовые отношения влияют на интеграционные про­цессы следующим образом:

• регулируют международные интеграционные процессы;

• приводят к возникновению новых форм финансов (например, бюджетов интеграционных объединений);

• формируется общий налоговый механизм интегриру­ющихся государств;

• активизируют сдою деятельность международные финан­совые и валютно-кредитные организации;

• создаются совместные региональные финансовые фонды развития.

Основными формами международных экономических отношений, которые обусловливают финансовые отношения, являются: международная торговля; миграция капитала; меж­дународная миграция трудовых ресурсов; научно-техническое и производственное сотрудничество; международные интегра­ционные процессы; создание сетей транснациональных корпо­раций и финансово-кредитных институтов.

Субъектами международных экономических отношений являются: государства, международные корпорации (товаро­производители и посредники), международные организации и объединения, инфраструктура, обеспечивающая функциони­рование мирового рынка.

Международные финансовые отношения — экономические отношения международного характера, возникающие между субъектами национальных экономик в процессе взаимодей­ствия между ними при международном движении стоимости.

Субъектами инфраструктуры мирового валютно-финансо-вого рынка являются: низконалоговые центры (офшоры) — территории и государства, привлекающие иностранный капи­тал путем предоставления специальных налоговых и других льгот, уменьшая или полностью исключая налогообложение доходов иностранных компаний, зарегистрированных в стране расположения центра; международные банковские зоны — часть территории или территории и государства, привлека­ющие банковские капиталы путем предоставления налоговых и других специальных льгот, а равно льготного режима реги­страции и ведения деятельности кредитных учреждений, реги­стрирующихся в зоне; специальные экономические зоны (СЭЗ); свободные таможенные зоны и т.п.

Основные источники мировых финансовых потоков:

• валютно-кредитное и расчетное обслуживание купли-про­дажи товаров (работ, услуг);

• зарубежные инвестиции в основной и оборотный ка­питал;

• операции с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами;

• валюто-обменные операции;

• переспределение части национального дохода через бюджет в форме взносов государств в международные органи­зации.

Международные финансовые рынки являются основным механизмом реализации международных финансовых отно­шений. Международные финансовые потоки становятся мощ­ным фактором, определяющим создание, регулирование и либерализацию финансовых рынков, хотя до настоящего вре­мени потоки международного капитала концентрируются в десятке с небольшим развивающихся стран.

Глобализация финансовых рынков влияет на экономиче­ское развитие, поскольку финансы играют важную роль в устойчивом экономическом росте. Воздействие финансовой глобализации на экономический рост происходит двумя спосо­бами: за счет повышения глобального предложения капитала и за счет стимулирования развития национальной финансовой системы. Во втором случае возрастает эффективность распре­деления денежных ресурсов, появляются новые финансовые инструменты, улучшается качество услуг банков и других кре­дитных институтов.

За последние два десятилетия финансовые рынки ведущих промышленно развитых стран объединились в глобальную финансовую систему, что позволяет направлять все более крупные суммы капитала помимо собственных экономик в экономики других стран (развивающихся и находящихся на переходном этапе). С конца XX в. суммы прямых инвестиций возросли более чем в 12 раз.

Как развивающиеся, так и промышленно развитые страны все больше капиталов получают с международных рынков цен­ных бумаг. Транснациональные корпорации регистрируют свои акции на фондовых биржах более чем одной страны и привлекают средства финансовых рынков разных стран.

Активизация международных операций с капиталом в этот период наряду с существенным расширением торговли товара-

ми и услугами привела к увеличению оборота валютных бирж в 8 раз. Финансовые инструменты со схожей степенью риска приносят одинаковую прибыль независимо от места их выпу­ска, что служит еще одним доказательством роста интеграции национальных рынков капитала. Еще 10—20 лет назад при­быльность таких инструментов существенно различалась в раз­ных странах.

Необходимость регулирования денежно-кредитной и валютной политики обусловлена тем, что глобальная финансо­вая интеграция выявила не только преимущества мобильности мирового капитала, но и существенные риски в связи с перио­дически возникающими в денежно-кредитной сфере финансо­выми кризисами. К оценке факторов риска, связанных с отто­ком и притоком международного капитала, в системе денежно-кредитного и валютного регулирования применяются различ­ные подходы. Основное различие связано с методами либера­лизации применительно к внутренним финансовым учрежде­ниям и (или) счетам движения капитала. Хотя оба вида либера­лизации требуют разных инструментов политики и сопряжены с различными факторами риска, при неточном управлении и те и другие могут привести к финансовой нестабильности. Стабильность банковской системы особенно важна для стран с переходной экономикой, например, стран — членов Содруже­ства Независимых Государств (СНГ) и развивающихся стран, где доля финансовых посреднических операций в банковском секторе выше, чем у промышленно развитых стран.

Ключевым элементом подхода к регулированию денежно-кредитной и валютной политики является контроль над спро­сом на краткосрочные займы. Иностранный капитал этого вида в первую очередь покидает страну, дестабилизируя эконо­мику и банковскую систему. Помимо воздействия на кратко­срочное иностранное заимствование важен выбор политики валютного режима страны в отношении инвалютных депози­тов в своей финансовой системе.

Международные учреждения и организации участвуют в оказании помощи развивающимся странам и странам с пере­ходной экономикой в обеспечении финансовой стабильности и привлечении инвестиций.

Глобализация международных экономических отношений обусловила появление международных организаций, регули­рующих эти отношения. Главную роль в решении международ­ных проблем выполняют учреждения системы Организации

Объединенных Наций (ООН), образованной в 1945 г. (в част­ности, Конференция по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), Программа развития ООН (ПРООН) и др.). Действиям ООН в финансовых интеграционных процессах отводится следующая роль: содействие формированию условий для интенсивного и прогрессивного взаимного сотрудничества всех стран и наро­дов; разработка перспективной экономической и социальной политики в мире; участие в исследовании проблем, связанных с влиянием глобализации экономики на регулирование миро­вых финансовых отношений; содействие стабилизации финан­сового развития экономик различных стран, установлению рациональных и прогрессивных внешнеэкономических отно­шений, совершенствованию структуры мировой экономики; разработка положений и процедур международных соглаше­ний по предоставлению финансово-экономических преферен­ций развивающимся странам и др.

Функциональные аспекты работы ПРООН как важнейше­го финансирующего органа ООН включают: финансирова­ние приоритетных направлений экономического развития (в настоящее время ПРООН осуществляет финансирование стратегий развития более чем 30 стран мира, нацеленных на повышение жизненного уровня населения); привлечение финансовых средств и их мобилизация из различных источ­ников для формирования специальных фондов развития стран.

ЮНКТАД является постоянным межправительственным и координационным центром Генеральной Ассамблеи ООН в области торговли, финансов, технологий, инвестиций и разви­тия. Цель ее деятельности — содействие развивающимся стра­нам в решении задач, связанных с глобализацией международ­ных экономических отношений и интеграцией в мировую эко­номику на справедливой основе.

ЮНИДО содействует промышленному развитию и сотруд­ничеству на глобальном, региональном и национальном уров­нях, а также в разрезе секторов промышленности. Фонд про­мышленного развития, формируемый ЮНИДО за счет добро­вольных взносов и финансовых поступлений, используется для финансирования технической помощи отдельным странам в целях промышленного развития.

В структуре ООН создан ряд региональных экономических комиссий, призванных решать специфические проблемы, воз-

никающие в отдельных регионах мира, например, Европей­ская экономическая комиссия (ЕЭК). Перед ЕЭК стоят сле­дующие задачи: содействие экономическому, научно-техниче­скому и социальному развитию стран на основе интеграции регионального и межрегионального сотрудничества; обеспече­ние проведения совместных научных исследований и разрабо­ток в системе экономического анализа и оценки приоритет­ных программ и проектов, связанных с экономической и социальной сферами стран; подготовка конвенции, проведе­ние согласования с целью адаптации норм и стандартов во всех областях экономики; помощь в развитии стран, ставших на путь рыночных и экономических преобразований, и интегра­ции их в европейскую и мировую экономику; координирова­ние деятельности центральных органов ООН, специализиро­ванных учреждений, европейских, правительственных и меж­правительственных организаций.

Ведущей международной организацией, регулирующей мировую торговлю является Всемирная торговая организация (ВТО), устанавливающая принципы, правовые нормы, а также правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц.

Основной целью ВТО является либерализация внешней торговли, позволяющая путем повсеместного снижения та­моженных тарифов существенно увеличить объемы мировой торговли и, соответственно, повысить темпы развития миро­вой экономики. Базовыми принципами деятельности ВТО явля­ются:

• обеспечение режима наибольшего благоприятствования внешнеторговым операциям посредством установления соот­ветствующих таможенных пошлин и сборов, а также уравнива­ние прав продавцов импортных и местных товаров внутри страны за счет налогов и правил торговли;

• предоставление участникам соглашения всех прав, пре­имуществ и льгот по ввозу и вывозу товаров, таможенным пошлинам и другим аспектам;

• использование преимущественно тарифных средств защиты национальных рынков, отказ от импортных квот и иных подобных ограничений;

• снижение таможенных тарифов на основе регулярного проведения многосторонних переговоров;

• предоставление преференций в торговле с развивающи­мися странами;

Зак. 935

• разрешение торговых споров посредством переговоров, взаимность в предоставлении торгово-политических уступок.

Процессы глобализации меняют характер международных финансовых отношений, усиливают мобильность и интерна­ционализируют финансовые потоки, объединяют мировые финансовые рынки, вызывают к жизни новые наднациональ­ные институты управления мировыми хозяйственными про­цессами, создают предпосылки глобальной финансовой инте­грации.

В результате поиска эффективных мер для разрешения гло­бальных проблем и стабилизации мировой финансовой систе­мы был создан ряд международных финансово-кредитных институтов и учреждений.

Основными целями деятельности международных финан­сово-кредитных институтов являются:

• исследование и выработка практических решений в обла­сти регулирования международных финансовых потоков и развития мировой экономики;

• межгосударственное финансовое и валютно-кредитное регулирование;

• разработка согласованной международной финансовой политики, координация стратегии и тактики функционирова­ния международных финансовых рынков;

• создание механизмов бесперебойного функционирования финансово-валютных отношений, обеспечение стабилизации валют, предотвращение финансовых кризисов и разработка мер по ликвидации их последствий;

• содействие экономическому и социальному развитию, структурной перестройке экономики стран, вставших на путь рыночных преобразований, научно-техническому прогрессу.

К наиболее крупным финансово-кредитным учреждениям, оказывающим активное воздействие на мировые финансовые отношения, относятся: Всемирный банк (МБРР) и Междуна­родный валютный фонд (МВФ), являющиеся специализиро­ванными подразделениями ООН; Банк международных расче­тов (БМР). Кроме того, действует ряд региональных финансо­во-кредитных организаций (например, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)).

Финансовые отношения в рамках интеграционных объеди­нений также претерпевают изменения по мере развития эконо­мической интеграции. Так, две первые формы межгосудар­ственных объединений (зоны свободной торговли и таможен-

ного союза) ограничиваются требованием унификации та­моженных пошлин и единства подходов к взиманию косвен­ных налогов (например, налога на добавленную стоимость). Дальнейшие этапы развития экономической интеграции, веду­щие к созданию единого экономического пространства и интег­рированного финансового рынка (например, Европейский союз), характеризуются разработкой новых финансовых инструментов (общего бюджета, централизованных фондов, налоговой системы сообщества и т.д.) для проведения единой экономической и финансовой политики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.20 (0.016 с.)