Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оценка полноты полоролевого поведения проводилась между четырьмя представленными в выборке группами. Сравнивая подростков разного пола и уровня интеллекта, выявлен ряд специфических особенностей.
Девочки первой и второй групп в играх выбирают свойственные полу роли: в 80% и 90%, соответственно. Роли, свойственные мужскому полу в 20% в первой группе и нейтральные роли в 10% во второй группе. Интерес к противоположному полу выражается в совместных прогулках, общении на дискотеке: в первой группе – у 60%, во второй – у 20%. Один из этих случаев связан с желанием девочки быть мальчиком. Интерес отсутствует в первой группе у 20%, во второй – у 70%. Нейтральный, эпизодический интерес – в первой группе у 20%, во второй группе не отмечался ни у одной из обследованных. Оценивалась неудовлетворенность своей половой ролью, что выражалось в упорном ношении мужской одежды, манерах и т.д. В первой группе 90% девочек удовлетворены своим полом, во второй – 80%, что свидетельствует об удовлетворенности своей половой ролью, независимо от уровня развития интеллекта. Стесняются телесной женственности: в первой группе – 40%, во второй - 20%, не стесняются, соответственно, 60% и 80%. Вероятно, что уровень развития интеллекта в некоторой степени коррелирует с чувством стеснительности, осознанием телесной женственности. Стиль поведения выбирается в соотвествии с полом в первой группе у 70%; во второй - у 60%; мужской тип поведения в первой группе не выбирается, во второй – у 10%. Анализ стиля поведещ, позволяет высказать предположение, что в целом он не зависит 0 развития интеллекта и соответствует полу, но у трети девочек стил поведения не выражен, что может быть связано с трудностями полоролевой дифференциации и отсутствием семейного воспи. тания. Интерес к обнаженному телу в первой группе проявился лищь в одном случае, причем в этом случае девочка, единственная в этой группе, занимается мастурбацией, ее рисунки правильно отражают особенности мужского и женского типа человека, включая первичные половые признаки. Во второй группе интерес к обнаженному телу выявлен у 60%, случаи мастурбации отмечаются у двух девочек, причем у обеих есть интерес к обнаженному телу. Отдельно исследовали информацию о характере общения со взрослыми: девочки стремятся к вниманию со стороны взрослых, ищут их нежности: в первой группе в 80% случаев, во второй -в 60%. К сожалению, закрытый детский дом, условия изоляции, преобладание воспитателей-женщин, сиротство создают условия для деформации половой социализации, дополнительно искажается процесс формирования мужской и женской половой роли.
Психологическое исследование полоролевого поведения мальчиков показало, что ролевые предпочтения в играх, свойственные своему полу выбирают в 90% подростки с легкой степенью и в 50% – с умеренной степенью нарушения интеллекта, не свойственные полу – в 10% и 20%, соответственно. При выборе игр и занятий мальчики третьей группы (легкая умственная отсталость) делали выбор в соответствии с полом в 80% случаев, в четвертой группе (умеренная умственная отсталость) в 80%; свойственные противоположному полу: – в третьей группе в 20%, в четвертой – в 10%. Интерес к противоположному полу проявлялся: в третьей группе в 90%, в четвертой - в 70%; отсутствие интереса - в 10% и 30%, соответственно, причем в двух случаях в этой группе присутствует интерес, желание ласк, нежности у представителей своего мужского пола. Стойкое стремление к изменению внешности, феминность поведения, ношение женской одежды, украшений и т.п. отмечалось в третьей группе у 10%, в четвертой группе у 20% мальчиков. Удовлетворенность своим полом: в третьей группе у 90%, в четвертой группе у 80%. Стеснялись телесной мужественности 30% мальчиков третьей группы и 20% – четвертой. Выбор стиля поведения в соответствии с мужским в третьей группе был характерен у 70%, в четвертой – у 20%. Женский стиль поведения отмечался в третьей группе у 30%, в четвертой – у' Следовательно, мальчики с легкой умственной отсталостью бирают мужской стиль поведения, хотя проживают в закрытом вь е>кдении и воспитываются, в основном, женщинами. У Интерес к обнаженному телу проявляется у мальчиков в третьей vnne в 70%, в четвертой группе в 50%, нет интереса в третьей руппе у 30%, в четвертой группе у 50%. 80% мальчиков в обеих группах стремятся к общению со взрослыми, ищут их ласки, поощрения, похвалы и т.д. Мастурбация в третьей группе наблюдалась у 50%, что приближается к нижним границам у подростков с нормальным интеллектом (по Кинзи 70-90% мальчиков-подростков мастурбируют). Таким образом, все изложенное позволяет сделать выводы:
– Девочки с умственной отсталостью пубертатного возраста выбирают игры, занятия, стиль поведения, свойственные женскому полу, независимо от уровня интеллектуального развития. Уровень интеллекта коррелирует у умственно отсталых с чувством стеснительности, восприятием своей телесной женственности: чем он выше, тем более развиты эти чувства. – Полоролевое поведение девочек не зависит от уровня интеллектуального развития. Примерно в 2/3 случаев оно является феминным, в 1/3 – с признаками маскулинного поведения, небольшой процент (60–7%) девочек не имеет выраженного полоро-левого поведения (рис. 24). – Полоролевое поведение мальчиков в большинстве случаев является маскулинным, но у мальчиков с более низким интеллектом высокий процент (42%) феминного поведения и в 8% оно является невыраженным (рис. 25). Это подтверждает представление о том, что полоролевое поведение формируется под влиянием реакций взрослых. 70% -, 60% 60% 60% - • поведение в соответствии с полом Пповедение не соответствующее полу П половое поведение не выражено
Умеренная умственная отсталость Полоролевое поведение девочек с умственной отсталостью
• поведение в соответств П поведение не соответствующее полу П половое поведение не выражено
Умеренная умственная отсталость Рис. 25. Полоролевое поведение мальчиков с умственной отсталостью Поскольку наиболее существенные нарушения половой идентификации и поведения отмечались в группе девочек 14–16 лет с умеренной умственной отсталостью, то представляло интерес изучить особенности их сексуального поведения в более старшем возрасте в 17-26 лет, т.е. не только в пубертатном, но и постпубер-татном периоде полового созревания. Исследование сексуального поведения девочек с умеренной умственной отсталостью Было обследовано 2 группы девушек (40 человек) с умеренной умственной отсталостью (IQ 50–35) в возрасте 12-16 лет (I группа) и 17–26 лет (II группа) на базе Детского дома–интерната № 1 (Пет-родворец). Учитывая наибольшую уязвимость для сексуальных нарушений поведения девочек материнского влияния, был проведен детальный анализ анамнестических данных и медицинских документов исследованного контингента детей. Этот анализ показал, что случаи патологии родов у матери отмечаются у 35% девочек первой и у 30% девочек второй группы; родились недоношенными (масса тела менее 2,5 кг) 70% в первой и 55% девушек во второй группе; девочек, от которых отказались родители в роддоме оказалось 75% в первой и 85% во второй группе; девочек, родившихся в асоциальных семьях было 60% в первой и 60% во второй группе. В качестве основного метода исследования был выбран метод социально-педагогического наблюдения. Метод социально-педагогического наблюдения за сексуаль- Поведением девочек-подростков с умеренной умственной от- НЬ лостью ориентирован не на разовые одномоментные срезы, вы- с%як>шие сиюминутные личностные проявления и состояния. явна длительное лонгитюдное изучение. 3 Сексуальное поведение детей и подростков можно установить
«шь по совокупности многих его признаков в результате длитель- лоро наблюдения. Такое наблюдение способно дать более полное Объективное представление о сексуальном поведении девочек- Дростков и выявить наметившиеся тенденции его развития. Для этого специально ведется карта наблюдения. Карта заполняется в процессе учебной, общественной, трудовой деятельности; в межличностных отношениях со сверстниками, взрослыми, знакомыми и незнакомыми людьми; в результате бесед с девочками, персоналом детского дома, сбора независимых характеристик. Во время наблюдения обращается внимание на проявления ранней сексуальной инициации, на чрезмерную заинтересованность сексом, на легкость обсуждения сексуальных вопросов и установления вербальных контактов на эту тему. Учитываются такие поведенческие аспекты, как флирт, кокетство, провоцирующее поведение, наличие девиантных тенденций (эксгибиционизм). Выясняются позиции девочек-подростков по отношению к своему облику, сексуальному предназначению тела; информация о сексуальной отзывчивости, о возможных сексуальных проблемах, например, в области половой идентичности или нарушения полового предпочтения. Для изучения осведомленности девочек-подростков с умеренной умственной отсталостью в вопросах пола использовали модифицированный детский опросник Александровой Н. В. (1986). Опросник включает 6 вопросов:
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.009 с.) |