Пренатальный период (от зачатия до рождения) – происходит формирование пола на генетическом, гонадном, морфологическом уровнях и структур мозга, ответственных за половое поведение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пренатальный период (от зачатия до рождения) – происходит формирование пола на генетическом, гонадном, морфологическом уровнях и структур мозга, ответственных за половое поведение.



2. Парапубертатный период (от рождения до шести лет) – формируется половое самосознание и стереотипы полоролевого поведения (первая полоролевая «примерка»). С 1,5 месяцев до 1 года -стадия младенчества, происходит адаптация на психоэмоциональном уровне. К двум годам ребенок знает свой пол, но еще не умеет объяснить, почему он так считает. С двух до трех лет – период становления личности и закладка характера. К трем годам дети часто спрашивают о различиях между полами, откуда берутся дети и т.д. Четвертый год - время осознания своих возможностей, осознание себя как индивидуальности, происходит дальнейшее развитие полового самосознания - ребенок различает людей по полу, но опирается при этом на внешние признаки (одежду, длину волос и пр.), не различая особенности поведения мужского и женского пола. К 5–6 годам ребенок твердо идентифицирует себя с тем или иным полом, осознает необратимость половой роли.

3. Препубертатный период (7–11 лет) – продолжается формирование стереотипа полоролевого поведения (вторая полоролевая «примерка»). Мальчики и девочки образуют гомогенные по полу группы, отношения между которыми описываются как половая сегрегация. Основой этих проявлений являются психологические закономерности психосексуальной дифференциации.

4. Пубертатный период (12–16 лет) – происходит половое созревание и формирование платонического, эротического и начальной фазы сексуального либидо. Сравнение своего тела с телом сверстников – обычное и закономерное явление. Переживание подростком своего «физического Я» и тревожно-противоречивое отношение в этом возрасте к телу содержит в себе сильный психозащитный, психопрофилактический элемент. Ценнейшее психологическое приобретение – открытие внутреннего мира. Обретая способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, подросток открывает мир новых чувств, красоту природы, ощущение собственного тела. Бессознательное желание избавиться от прежних детских идентификаций, активизирует его рефлексию, а также чувства своей особенности, непохожести на других. Юноши и девушки придают важное значение тому, насколько их тело и внешность, соответствует стереотипу, образцу «маскулинности» и «фемининности». Мощный выброс половых гормонов приводит к появлению периода подростково-юношеской гиперсек-

1 уальности. Сексуальная активность носит отчетливо экспериментальный характер, идет процесс постижения собственных телесных функций, проигрывание вариантов взаимодействия со сверстниками своего и противоположного пола.

Переходный период становления сексуальности (17–26 лет). Характеризуется проявлением потребности и способности к интимной психологической близости с другим человеком, включая сексуальную близость.

Период зрелой сексуальности (27-55 лет) – регулярная половая жизнь. Продуктивность выступает как забота старшего поколения о тех, кто придет к ним на смену.

Инволюционный период (55-70 лет и старше). Снижение половой активности, регресс либидо. Характеризуется появлением чувства удовлетворенности, полноты жизни, исполненного долга.

Таким образом, в детском - подростковом возрасте формируются половое самосознание, полоролевое поведение и психосексуальная ориентация.

Особенности психосексуального развития детей и подростков с умственной отсталостью

Отклонения психосексуального развития встречаются при различных нервно-психических расстройствах. С другой стороны, по мнению В. И. Гарбузова (1986), отклонения в формировании половой идентичности и освоении половых ролей могут нарушить социальную адаптацию. Поражения ЦНС создают препятствия для нормального психосексуального развития.

Изучение психосексуального развития умственно отсталых детей по данным осведомленности в вопросах пола проводилась Д. Н. Исаевым и В. С. Каганом (1980,1986). Было отмечено, что умственно отсталые дети заслуживают особенного внимания в связи с тем, что их половое развитие отличается от такового здоровых детей, как и формирование у них гюлоролевого поведения, сексуальной активности и ориентации, осведомленности в вопросах пола.

К общим клиническим признакам у детей с умственной отсталостью, имеющимся при любой ее форме и деформирующим систему отношений у таких детей со сверстниками и взрослыми, относится недоразвитие высших форм познавательной деятельности и личности ребенка в целом. Признаки недоразвития имеют глобальный характер, они касаются всех сторон психической деятельности: ощущений, восприятия, памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы, мышления, речи, моторики (Л. С. Выготский, 1996; Д-Н.Исаев, 1982, В.В.Ковалев, 1995 и др.)

В условиях нарушения психики усиливается роль влечений как недифференцированных и недостаточно осознаваемых потребностей при формировании поведения ребенка (Д. Н. Исаев, 1996) Влечения при этом могут быть не только усилены, но и извращены Усиление роли влечений в структуре поведения ребенка, не является редкостью. Г. К. Поппе (1986) изучал половые различия при умственной отсталости по данным поступления в психиатрическую больницу. Он отмечал, что сексуальные девиации чаще встречаются у девочек. Поведение, связанное с рано развившимся или извращенным сексуальным влечением наблюдалось у 40% обследованных. Почти все девочки с ранним пробуждением сексуальности были совращены старшими. Треть из них в 8–10 летнем возрасте были развращены старшими мальчиками в интернате. Другая треть детей в домашних условиях стала объектом инцестуозных отношений. Остальные начали половую жизнь после изнасилования в 11-13 лет еще до наступления месячных. Интеллектуальная недостаточность не позволяет адекватно оценить последствия нарушений поведения.

Изучение психосексуального развития умственно отсталых лиц в работах зарубежных исследователей указывает на то, что этот процесс в целом аналогичен таковому у психически здоровых субъектов, хотя и не совпадает с ними хронологически. Все способы выражения сексуальных чувств для умственно отсталых лиц характерны в той же степени, что и для здоровых. Было обнаружено, что у умственно отсталых задерживается не только физическое половое созревание, но и освоение соответствующей половой роли (Дейвид, Линднер, 1978).

У большинства умственно отсталых девочек появление вторичных половых признаков начинается не в 9-11 лет, а в 10-13 лет. Только у 35% из них менструальный цикл начался в 12-13 лет. У подростков с психическим недоразвитием значительно беднее знания о половых особенностях и отношениях между людьми, чем у здоровых детей 13–15 лет. У них также недостаточно развита половая идентификация (Поппе Г. К., 1986).

Многие исследователи обращают внимание на то, что умственно отсталые дети имеют намного меньше информации о фактах жизни, связанных с полом, их представления бедны и искажены, а родители и воспитатели считают их больше «пуританами», нежели они есть на самом деле (Дейвид, Линднер, 1978; Н. В.Александрова, 1986 и др.).

Хотя статистические данные свидетельствуют о том, что большинство пациентов с умственной отсталостью не проявляют интереса к противоположному полу (исследование, проведенное

щтате Нью-Йорк, показало, что только 4% таких лиц имели по-повое сношение), большая часть больных (85%) с легкой степенью умственной отсталости стремится вступить в брак, так же, как и здоровые лица (Дейвид, Линднер, 1978)

Многие авторы отмечают, что отставание, ускорение и асинхро-ния полового созревания создают внутрипсихические поля напряжения, усиливают пубертатные трудности, вызывают психосексуальные аномалии и мешают социальному приспособлению (К.С.Лебединская, 1968). Умственно отсталые подростки, достигающие половой зрелости, часто оказываясь в положении, характеризующемся необходимостью почти полностью подавлять половое влечение, становятся повышенно возбудимыми и не могущими найти выхода своим чувствам. Они стремятся к теплу и любви, и это стремление во многих случаях воплощается в форму сексуальных действий. Подобным образом, умственно отсталые подростки являются наиболее уязвимой частью молодежи в смысле эксплуатации секса и его патологии.

У умственно отсталых детей с психопатоподобными изменениями личности сексуальные проявления, как правило, элементарны, редко оформляются и наблюдаются в форме группового онанизма, гомосексуальных эпизодов, орально-генитальных контактов, сексуальных игр. Д.Н.Исаев (1986) подчеркивает значение особенностей полового созревания в развитии нервно-психических заболеваний. Обнаружена связь между психосексуальным развитием, возникновением психических расстройств с одной стороны и патологией полового созревания с другой.

Частота встречаемости форм психического недоразвития коррелирует с полом. Так, астеническая форма встречается чаще У девочек, чем у мальчиков. Стеническая форма встречается одинаково часто и у девочек, и у мальчиков. Атоническая – более чем в два раза чаще обнаруживается у мальчиков (Поппе Г. К., 1986). Нарушения поведения преобладают у умственно отсталых мальчиков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.143.31 (0.008 с.)