Раздел I. Теоретико-методологические основы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I. Теоретико-методологические основы



Раздел I. Теоретико-методологические основы

Глава 1.1. Предмет, объект, структура и методы социальной психологии

В своей повседневной жизни мы сталкиваемся с такими разнородными и важными для нас явлениями, как общение; ролевые, межличностные и межгрупповые отношения; конфликты; слухи; мода; паника; конформизм. В основе перечисленных и подобных им явлений лежат, прежде всего, психическая деятельность и поведение людей, которые взаимодействуют друг с другом в качестве социальных субъектов. Иными словами, речь идет о явлениях, порождаемых взаимодействием как отдельных личностей, так и их объединений — социальных групп: это и семья, и производственная бригада, и компания друзей, и спортивная команда, и политическая партия, и целый народ, составляющий население той или иной страны.

Любой из упомянутых социальных субъектов — конкретная личность или конкретная социальная группа — взаимодействует с другим социальным субъектом (субъектами) в соответствии с определенными закономерностями, имеющими психологическую и одновременно социальную природу. Однако это психологическое настолько тесно переплетено с социальным, что попытка их разделить в конкретном взаимодействии людей заранее обречена на провал.

Например, на протекание конфликта между двумя студентами, безусловно, будут влиять особенности их характеров, темпераментов, мотивов, целей, эмоций, социальных статусов, ролей и установок. Но, тем не менее, определяющими окажутся здесь факторы совсем иного порядка, а именно: реальное поведение этих лиц, их взаимное восприятие, взаимоотношения, а также социальная ситуация, в которой все это происходит. Даже без глубокого анализа видно, что каждый из данных факторов представляет собой как бы сплав социальною и психологического. Поэтому обозначение «социально - психологические» наилучшим образом подходит к этим факторам и соответствующим им явлениям. В спою очередь наука, изучающая Подобные явления и их закономерности, с полным правом может называться социальной психологией.

Здесь сразу нужно отметить, что социальная психология изучает не только социально-психологические явления. В качестве прикладной науки она исследует социально-психологический аспект (или сторону) любых реальных явлений жизни и деятельности людей практически во всех сферах. В полной мерс ло относится к сферам экономики политики, права, религии, национальных отношений, образования, семьи и т. д.

Каждая из упомянутых сфер многоаспектна и изучается разными гуманитарными науками. Причем некоторые науки специфичны для какой-то конкретной сферы, как, например, педагогика или политология. Другие же науки имеют достаточно универсальный характер и соответственно свой четко выраженный аспект в большинстве сфер человеческой деятельности. Среди универсальных гуманитарных наук нужно и первую очередь назвать философию, социологию, этику, психологию и, конечно, социальную психологию.

Для того чтобы показать, как соотносится социально-психологический аспект с аспектами других наук и как соотносятся сами эти пауки в изучении конкретного явления, возьмем в качестве примера обычный экзамен. С точки зрения социологии — это вид взаимодействия представителей двух социальных групп (преподаватели—студенты), направленного на реализацию их общественных и личных интересов и целей. С точки зрения общей психологии экзамен — это эпизод психической деятельности и поведения некоего индивида (субъекта). При этом, если в качестве субъекта берется преподаватель, то студент здесь будет не более чем объект его деятельности. Если же позиция субъекта отводится студенту, то, соответственно, объектом его деятельности становится преподаватель. С позиции педагогики экзамен представляет собой одну из форм контроля усвоения знаний обучаемыми, а с позиции информатики — частный случай обмена информацией. И только с точки зрения социальной психологии экзамен рассматривается как специфическое общение личностей в рамках их определенных социальных ролей и межличностных отношений.

Иными словами, если экзамен интересует нас как своеобразное общение (конфликтное или контактное, ролевое или межличностное и т. п.), й ходе которого происходит воздействие его участников друг на друга, а также то или иное развитие их взаимных отношений, то мы должны обратиться именно к социальной психологии. В свою очередь это позволит использовать адекватные решаемой задаче теоретические знания, понятийный аппарат, оптимальные средства и методы исследования. В то же время для понимания всей сути происходящего в процессе конкретного экзамена помимо социальной психологии обязательно потребуются определенные знания в области социологии, обшей психологии, педагогики и, разумеется, в той учебной дисциплине, по которой сдается данный экзамен.

Итак, обобщая сказанное выше, можно определить в качестве предмета социальной психологии закономерности психической деятельности, поведения и взаимодействия людей как представителей социальных групп, психологические характеристики самих этих групп и психологические аспекты любых иных явлений социальной жизни. При этом в качестве объекта исследований в социальной психологии могут выступать личность, социальная группа (от диады, т. е. пары индивидов, до нации или массового общественного движения), их поведение и деятельность, процессы развития личности и конкретной группы, процессы межличностного и межгруппового взаимодействия и т. л.

Глава 1.2. История становления и развития социальной психологии

В историческом плане процесс развития любой научной дисциплины, и социальной психологии в том числе, приблизительно один и тот же — зарождение социально-психологических идей I! рамках философии и постепенное отпочкование их от системы философского знания. В нашем случае через первоначальное отпочкование двух других дисциплин — психологии и социологии, давших непосредственно жизнь социально психологии, превращение социальной психологии в самостоятельную дисциплину и возникновение и развит не экспериментальной социальной психологии.

Современная социальная психология возникла в начале XX в. как реакция на «асоциальную» природу общей психологии с целью социализации психологии и «персонализации» в изучении общества.

Раздел II ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 

Глава 2.1. Психология общения: основные понятия, исследовательские подходы, структура, функции

Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения». «Сквозной характер» проблемы общения сразу становится понятен, если дать одно из определений межличностного обшения: это специфическое межличностное взаимодействие людей как членов общества, представителей определенных социальных групп, направленное на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния на их состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности. Общение является важной составной частью социального бытия человека как общественного существа, человек не может существовать вне общения с другими людьми. Потребность в общении — одна из базовых потребностей общественного индивида. Объективная необходимость общения как условия существования человека объясняется тем, что он не может удовлетворять свои жизненно важные потребности, жить и развиваться независимо от других людей.

За последние 20—25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом и социальной психологии прежде всего. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия.

 

Литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000.

2. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология XX столетия. М., 2001.

3. Аргайл М. Психология счастья. М., 1990.

4. Балл Г. А. Бургин М. С. Анализ психологического воздействия и его педагогическое значение // Вопросы психологии. 1994. № 4. С. 56—66.

5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1996.

6. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.

7. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. Л.: ЛГУ, 1982.

8. Бодалев А. А. Психология общения. Воронеж, 1996.

9. Брушлинский А. В., Поликарпов В. А. Мышление и общение. Минск, 1990.

10. Вечер Л. С. Секреты делового общения. М., 1996.

11. Вилсон Г., Макклафлин К. Язык жестов. М., 1999.

12. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ, 1987.

13. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. М., 1980.

14. Дерябо С, Ясвин В. Гроссмейстер общения. М., 1996.

15. Джерелиевская М. А. Установки коммуникативного поведения. М., 2000.

16. Доценко Е. Л. Психология манипуляции. М., 2000.

17. Дубровский Д. И. Обман. Философско-психологический анализ. М., 1994.

18. Емельянов Ю. И. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.

19. Знаков В. В. Понимание в познании и общении. М., 1994.

20. Изард К. Психология эмоций. СПб., 1999.

Кабаченко Т. С. Методы психологического воздействия. М., 2000.

21. Кириченко А. В. Акмеологическое воздействие в профессиональ ной деятельности госслужащих (теория, методология, технология). М., 1999.

22. Ковалев Г. А. Теория социально-психологического воздействия // Основы социально-психологической теории. М., 1995. С. 352—374.

23. Кузин Ф. А. Культура делового общения. М., 1996.

24. Кукосян О. Г. Профессия и познание людей. Ростов-н/Д., 1981.

25. Куликов В. Н. Прикладное исследование социально-психологическо го воздействия // Прикладные проблемы социальной психологии. М., 1983. С. 158—172.

26. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличност ное общение: Учебник для вузов. СПб., 2001.

27. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-н/Д., 1999.

28. Лабунская В. А., Менджерицкая Ю. А., Бреус Е. Д. Психология затрудненного общения. М., 2001.

29. Лебон Г. Способы действия вожаков // Психология толп. М., 1998.

30. Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследова ния // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975.

31. Леонтьев А. А. Психология общения. Тарту, 1974.

32. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1985.

33. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психо логии. М.: Наука, 1999.

34. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.

35. Манеров В. X. Психодиагностика личности по голосу и речи. СПб., 1997.

36. Марасунов Г. И. Методы моделирования и анализа ситуаций в соци ально-психологическом тренинге. Киров, 1995.

37. Межличностное общение: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001.

38. Мицич П. Аргументация: цели, условия, приемы // Психология влияния. СПб., 2000. С. 367—396.

39. Мясищев В. Н. Психология отношений. Москва—Воронеж, 1995.

40. Ниренберг Д., Калеро Г. Читать человека — как книгу. М., 1990.

41. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. Л.: ЛГУ, 1979.

42. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: МГУ, 1987.

43. Основы социально-психологической теории. М., 1995.

44. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. М., 2000.

45. Соснин В. А., Лунев П. А. Как стать хозяином положения: анатомия эффективного общения. М.: Academ-A, 1996.

Основные понятия: виды малых групп и критерии их различения

Малую группу можно определить как совокупность двух или более людей, непосредственно взаимодействующих друг с другом и разделяющих общие цели и нормы, которые направляют их активность. Многие другие, слегка отличающиеся определения, встречающиеся в психологической литературе, весьма многочисленны, но большинство из них содержит ключевой элемент — социальное взаимодействие, т. е. непосредственное взаимное влияние членов группы друг на друга.

Малая группа выполняет функции связующего звена и системе отношений «личность — общество». Статус социальной психологии как науки и ее специфика во многом определяются тем, что малая группа и групповые явления принадлежат к числу основных признаков определения предмета этой дисциплины. Человек осознает принадлежность к обществу, свои общественные интересы через принадлежность к социальным группам и организациям, в которых он участвует в общественной жизни. Малые группы играют важную роль в становлении личности, ее социализации, являясь передаточным звеном идей, установок, ценностей и норм поведения, которые существуют в обществе как целостной культурно-исторической системе.

В связи с этим вопрос о количественных границах малой группы, позволяющих выделить ее в качестве специфической человеческой общности в отличие от больших групп, в которых прямое взаимодействие не возможно, является первостепенным. Исходя из этого, по определению, главными качественными критериями выделения малой группы являются контактность ее членом — их возможность общаться, воспринимать, оценивать и воздействовать друг на друга; и ее целостность — социально-психологическая и функциональная общность членов группы, позволяющая им осознавать и идентифицировать себя как единое целое. Критериями психологической общности группы являются общность ценностных ориентации, мотивов, социальных установок и целей ее членов. Одним из проявлений положительной групповой идентификации является внутригрупповая приверженность как тенденция к более позитивному эмоциональному отношению индивидов к своей группе и более позитивной оценке ее членов по сравнению с членами других групп. Психологическая общность группы проявляется также через такие социально-психологические характеристики группы, как совместимость, сработанность, сплоченность, социально-психологический климат и др. Обычно верхняя граница малой группы пролегает между количеством от 20 до 30 человек, а нижняя — от 2 до 3 человек. Многие специалисты считают, что диаду необходимо выделять в особый вид группы, поскольку в ней проявляется специфическое протекание социально-психологических явлений. В зависимости от характера групповой активности оптимальным размером малой группы принято считать 5—12 человек.

Группы большего размера обычно распадаются на более мелкие микрогруппы. В этой связи принято выделять первичные и вторичные группы. Первичная группа характеризуется малочисленностью состава, пространственной близостью ее членов, длительностью совместного существования, единством целей, добровольностью вхождения в группу и неформальным групповым контролем. Термин «первичная группа» был введен в научный обиход в начале XX в. (Кули. 1909) для определения таких групп, которые «характеризуются близким, лицом к лицу, сотрудничеством и контактом». Эти группы оказывают наибольшее влияние на формирование социальных идеалов личности и первичны в том смысле, что в них индивид получает первый опыт социального единства и социализации. Первичные группы в целом выполняют две функции: являются источником формирования моральных норм личности и средством поддержки и стабилизации жизни взрослого человека.

В отличие от первичной группы, во вторичной группе люди опосредованно связаны общей деятельностью по достижению общей цели. В социальных связях вторичного типа непосредственное взаимодействие возможно, но оно может полностью или частично отсутствовать. Например, рабочая бригада является первичной для ее членов, а коллектив предприятия в целом — вторичной группой, включающей в себя несколько первичных групп.

Большинству слушателей знакомы разные типы таких групп, например супружеская пара, семья, спортивные и школьные группы, множество групп, выполняющих производственные задачи, принимающих решения или разрешающих определенные проблемы. Грубые оценки свидетельствуют, что обычно человек в современном обществе в конкретный период времени принадлежит к пяти или шести первичным и вторичным группам, а более 90 % всех существующих групп в обществе имеют пять или шесть членов. Изучением малых групп наиболее интенсивно занимались исследователи той отрасли социальной психологии, которая условно называется «групповая динамика» или «исследования малых групп».

Малые группы в социальной психологии являются основным объектом лабораторных исследований. Поэтому группы, специально создаваемые для решения научных задач, называют искусственными (или лабораторными, экспериментальными), в отличие от естественных групп, существующих независимо от воли исследователя.

Среди естественных малых групп наиболее важным является их деление на формальные и неформальные, которое стало широко применяться в социальной психологии и социологии после Хоторнских экспериментов Э. Мэйо (20—30-е гг.). В этих экспериментах были выявлены психологические характеристики рабочей бригады как малой неформальной группы, спонтанно возникающей в формальной организации промышленного предприятия. Основная функция неформальной группы состояла в защите работниками своих экономических интересов (сохранение норм выработки, соответствующих неформальному групповому стандарту). В то же время была обнаружена сильная зависимость индивидуальной производительности труда от межличностных отношений в бригаде.

Итак, формальная группа — это вид малой группы, членство и положение, поведение и взаимоотношения отдельных членов которой регламентируются официальными правилами, предписаниями и договоренностями организации и социальных институтов. Отношения в формальных группах характеризуются разделением функций, безличностью и договорностью, строго определенной свыше целью сотрудничества и рационализацией как индивидуальных, так и групповых функций. Формальная группа — это элемент социальной структуры общества (например, семья) или элемент его структурных подсистем (бригада, научная кафедра, воинское подразделение и т. д.). Формальными малыми группами являются прежде всего первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов. Ведущей сферой активности и основным механизмом объединения людей в формальные группы является совместная деятельность. По отношению к индивидам, входящим в состав формальной группы, группа выступает внешним интеграционным фактором, не зависящим от их воли, желаний и эмоций и предписывающим им определенные роли, функции и формы их исполнения, а также предусматривает определенные нормы отношений и формы, критерии оценки деятельности, вознаграждения за труд и стимулирования его производительности. Межличностные отношения в формальной группе устанавливаются внутри известных официальных рамок.

Неформальная группа — это вид малой группы, возникающий в рамках формальной группы на основе межличностных отношений, общих интересов, потребностей в общении, понимании и взаимных симпатий. Организация отношений в неформальных группах характеризуется относительной независимостью от формальных структур, размытостью групповых целей и неформальным контролем, зависящим от степени осознанности группового членства. В группе самопроизвольно развивается система поведения, способствующая удовлетворению потребностей ее членов. Неформальные группы могут образовываться как в рамках формальных групп, так и вне их.

Еще одним видом групп, в том числе и малых, хотя это и не обязательно, является так называемая референтная группа. Референтной для индивида группа становится тогда, когда групповые ценности, нормы и оценки становятся для него личностно значимыми. Поэтому референтной группой является любая реальная или воображаемая социальная группа, система норм, ценностей и установок которой является для индивида эталоном, с которым он соотносит свое поведение.

Референтные группы могут быть реальными и воображаемыми. Реальная — это группа людей, выступающая для индивида эталоном социальных норм и ценностей; воображаемая — отраженные в сознании индивида его ценностные и нормативные ориентации, идеалы, выступающие в форме персонифицированных идеалов и эталонов. Это образы людей, представляющих «внутреннюю аудиторию», на которую индивид ориентируется в своих мыслях и действиях.

В системе отношений личность — общество референтные группы выполняют три функции — статусно-информативную (формирует у индивида представления о его месте в обществе, его социальном статусе и эталоне исполнения социальных ролей); регулятивно-нормативную, интерпретирующую для личности групповые социальные нормы и регулирующую его поведение, и ценностно-ориентационную, определяющую установки, ценности, идеалы и цели личности.

В отечественной социальной психологии накоплен положительный опыт использования концепции референтной группы в эмпирических исследованиях при изучении стратометрической концепции групповой активности и в разработке референтнометрической методики (Петровский и др.).

Лидерство в малых группах

Под лидерством понимается руководство, наблюдение, надзор и управление группой или организацией. Другими словами, лидерство в малой группе — это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов. Некоторые исследователи предлагают отличать феномен лидерства как явления, основанного на социально-психологических качествах личности лидера, от руководства, основанного на командно-административных методах воздействия (см. Парыгин, 1999). Однако такое разграничение не всегда оправдано. В этой связи часто делается разграничение между неформальным лидерством (лидер не обладает официальными командно-административными функциями) и формальным (лидер как официальный руководитель наделен этими функциями со стороны организации или социального института). Лидеры в жизни существуют везде. Они могут возникнуть спонтанно (неформальное признание), их выбирает группа или назначает организация, частью которой является группа. Хотя проблема лидерства находилась в центре внимания людей с зарождения человеческой цивилизации, ее научное исследование начинается только с начала XX в.

Неформальное лидерство. В рамках исследования проблемы основной темой являлись вопросы о том. как человек становится лидером, и в особенности, есть ли совокупность каких-либо определенных личностных качеств, которые позволяют индивиду стать лидером или быть эффективным в качестве лидера. Обычно неформальный лидер выявляется при помощи социометрических шкал, содержащих вопросы типа: «С чьим мнением в труппе вы считаетесь больше всего?», «Кого бы вам хотелось выбрать в качестве вашего лидера?».

Результаты многих исследований показали, что лидеры не слишком сильно отличаются по личностным качествам от своих последователей. Выявлено, что у дилеров выше показатели интеллекта, они в большей степени социально адаптированы, чем остальные члены группы. Их лидерский статус, скорее всего, основан на установлен на уверенности членов группы в способностях этих людей проявить необходимые навыки и умения, обеспечить экономические или политические ресурсы, чтобы помочь группе достичь свои цели, чем, собственно, на личностных особенностях потенциальных лидеров. Более того, почти каждый человек является лидером, по меньшей мере, тех или иных групп и последователем большего числа других групп. Следовательно, очень трудно определить, какая совокупность черт личности может идентифицировать лидера.

Эффективность лидерства. Оказалось, что многочисленные попытки выделить совокупность личностных черт, помогающих отличить эффективных лидеров от неэффективных, также имели весьма ограниченный успех. Интересно отметить, что между практиками и теоретиками существует сильное расхождение в трактовках личностных характеристик и атрибутов, присущих носителям лидерских ролей.

На практике наиболее часто используемыми индикаторами, «предсказателями» поведения и функционирования потенциального лидера (т. е. назначения индивида в качестве руководителя), являются интеллектуальные качества, профессиональная компетентность и опыт руководства. С другой стороны, современные теории лидерства практически игнорируют отмеченные когнитивные качества и знания (теория Х/У Д. Мак-Грегора, система 4 факторов Р. Ликерта, теория следования цели Р. Дж. Хьюза, вероятностная модель Ф. К. Фидлера, модель принятия нормативных решений В. X. Врума и П. В. Йетона и др.) (см.: М. К. Мексон и др., 1992). В этих теориях роль интеллектуальных качеств и опыта человека как важных элементов лидерства не обсуждается вообще или о них упоминается вскользь. Вместо этого внимание сосредоточено на таких социометрических переменных, как руководящие установки или взгляды лидера в отношении управления («профессиональное мировоззрение»), партиципативное управление и стиль лидерства.

Интерес к социоэмоциональному поведению был сформирован работами К. Левина, Р. Липпита и Р.К.Уайта. Они исследовали влияние разных типов лидеров (демократического, анархического и авторитарного) на групповой климат и вовлеченность членов группы в групповую деятельность. Были сформированы детские клубы под руководством лидеров, которым давалась инструкция вести себя в соответствии с выбранными типами лидерства. Результаты исследования интерпретировались как доказательства того, что демократический, партиципативный стиль руководства давал лучшие результаты, чем другие типы. Кроме того, эта работа продемонстрировала, что феномен лидерства можно было исследовать в лабораторных экспериментах. Поэтому она стала моделью эксперимента в подавляющем числе исследований лидерства в последующие два десятилетия. Работы К. Левина были частью гуманистического направления в управленческой мысли, ориентированной на рядовых членов группы. Главный акцент при этом делался на личностном росте, самоактуализации рядовых работников и партиципативной практике управления. Эти теории, предложенные такими ведущими учеными, как Д. Мак-Грегор, А. X. Маслоу и Э. Мэйо. оказали существенное воздействие на развитие управленческой философии. Однако ни их теории, ни тренинговые программы, основанные на этих теориях, не были согласованным образом подкреплены эмпирическими исследованиями.

Поведение лидера и его функции. Начиная с 1940-х гг. главной темой исследований было выделение и идентификация форм поведения, связанных с эффективным функционированием лидера. В исследованиях, проведенных группой психологов университета штата Огайо, были обнаружены два важных фактора: «уважение/предупредительность» (т. е. экспрессивное поведение, означающее проявление заботы и уважения к мнениям, чувствам и благополучию подчиненных) и «структурирование» (определение ролей и заданий членам группы, установление стандартов и критериев оценки функционирования). Эти поведенческие факторы играли главную роль в понимании роли лидера в оформлении группового взаимодействия.

Практически эти факторы не идентифицировали какие-либо значимые различия между эффективными и менее эффективными типами лидеров. Заботливые, внимательные лидеры были больше удовлетворены членами труппы. В ряде работ было обнаружено, что лидеры, которые проявляли в своем поведении оба фактора, были более эффективны is своей деятельности, чем лидеры, у которых отсутствовал один из них. В других исследованиях эти результаты не подтвердились.

В этой связи основными функциями лидера принято считать: организацию совместной жизнедеятельности группы в различных ее сферах, выработку и поддержание групповых норм, представительство группы во внешних структурах, принятие ответственности за результаты групповой деятельности, установление и поддержание нормальных социально-психологических отношений в группе. В соответствии с выделением двух основных сфер жизнедеятельности группы — деловой, связанной с осуществлением совместной деятельности, и эмоциональной, связанной с процессом общения и развития психологических отношений между членами группы, — выделяют два основных вида лидерства: лидерство в деловой сфере («инструментальное лидерство») и лидерство в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»). Одно лицо может совмещать эти виды лидерства, но часто они распределяются между разными членами группы. По степени направленности группы на ту или иную сферу жизнедеятельности можно выделять разные типы лидеров — ориентированных на решение групповых задач, на общение и взаимоотношения в группе и универсальных лидеров. Можно выделить и более частные роли лидеров организатор, мотиватор, генератор эмоционального настроя и т. д.

Основными факторами или переменными, определяющими феномен лидерства, являются:

• психологические качества личности самого лидера:

• социально-психологические характеристики членов группы (групповая композиция):

• специфика социальной ситуации, в которой функционирует группа;

• содержание решаемых задач.

В соответствии с исследовательскими предпочтениями к изучению тех или иных переменных в современной социальной психологии существует ряд теорий лидерства, в которых делается акцент на объяснительном потенциале влияния соответствующих переменных на специфику этою феномена.

Вероятностные подходы. Вероятностная модель эффективности лидерства привела к отбрасыванию положения о существовании только одного, лучшего стиля лидерства для достижения эффективного функционирования группы. Теория классифицирует лидеров как мотивированных, главным образом, потребностью выполнения предписанных заданий или развития близких, поддерживающих отношений в группе. Ситуации классифицируются по уровню власти, влияния и контроля (высокого, среднего или низкого) над активностью группы со стороны лидера. Ситуационный контроль означает, по существу, вероятную способность выполнить задание. Теория и соответствующие исследования показали, что лидеры, ориентированные на выполнение задания, лучше функционируют в ситуациях с высоким и низким уровнями контроля, в то время как лидеры, ориентированные на взаимоотношения, более эффективны в ситуациях с умеренным уровнем контроля.

Вероятностная модель лидерства вызвала много противоречий, но основательно была проверена и подтверждена ее валидность (Стуб и Гарсия, 1981). Теория устанавливает, что эффективность лидера может быть повышена посредством измерения либо личностных, либо ситуационных факторов и последние изменять легче. Поэтому была разработана программа тренинга, ориентированная на обучение лидеров, каким образом изменять важнейшие параметры ситуации управления (т. е. отношения лидер—подчиненный, структуру задания, властные позиции). Эффективность метода «приспособления лидера» была подтверждена во множестве контрольных исследований (Фолгер, Чаймерс и Махар, 1976; Фидлер и Махар, 1979).

Теория следования цели разработана Хьюзом и основывается на положении взаимодействия поведения и ситуации. Из этой теории следует, что лидер должен мотивировать подчиненных, делая акцент на взаимосвязи между собственными потребностями подчиненных и целями организации и способствуя выработке или пониманию способа, который позволит удовлетворить как собственные потребности работников, так и достигнуть организационных целей.

Теория предполагает, что структурирующее поведение (т. е. наставничество, ориентирование, конкретизация целей) будет иметь положительный эффект, когда работа не совсем ясна; уважительно-предупредительное поведение (поддержка, проявление теплоты и заботы) будет успешным, когда работа монотонна, скучна или вызывает отвращение. Исследования подтвердили гипотезы теории об удовлетворенности работников своей работой и мотивации подчиненных; гипотезы об эффективном выполнении групповых задач и целей не нашли достаточного подтверждения.

Нормативная модель принятия решений. Модель В. X. Врума и П. В. Йетона прописывает и предлагает условия, в которых лидером следует принимать решения независимо от подчиненных, консультируясь с членами группы, или при полном и равноправном участии членов группы в принятии решений.

Теория предполагает:

а) индивидуальные решения более эффективны с точки зрения временного параметра, чем групповые;

б) подчиненные более привержены выполнению решения, если они участвовали в его формулировке (выработке);

в) сложные или неопределенные задания требуют большего информирования и консультирования для достижения высокого качества решений. Модель предписывает способы или пути принятия решений в различных условиях. Во многом проверка этой теории была основана на ретроспективных сообщениях, и необходимы дополнительные исследования для оценки потенциала ее достоверности.

Транзактные подходы. Эти теории имеют дело со способами взаимодействия лидеров с подчиненными. Е. П. Холландер показал, например, что статус лидеров повышается пропорционально их вкладу в достижение групповой цели. Лидеры должны доказывать свою ценность, проявляя компетентность и приверженность групповым ценностям. Так они получают «внутренний кредит» от своих подчиненных. Этот «кредит» позволяет лидеру отходить от принятых групповых норм и стандартов, независимо изменять направление деятельности, ему не вменяются в вину мелкие нарушения групповых норм и правил.

Когнитивные подходы. Постепенно интерес исследователей проблемы лидерства сдвигался к изучению когнитивных процессов. При изучении суждений лидеров С. Дж. Грин и Т. Р. Митчел обнаружили, что те в большей степени были недовольны, когда повеление подчиненных имело неблагоприятные последствия, чем когда то же самое поведение не приводило к негативным последствиям. Во многих других подобных исследованиях было показано, почему лидеры одобряют одни формы поведения и наказывают другие.

В серии работ (Фидлер и др.) было показано, что руководители в военных структурах эффективно использовали свои интеллектуальные способности, но не свой профессиональный и жизненный опыт, когда у них были относительно спокойные отношения со своим вышестоящим начальником. Они эффективно опирались на свой профессиональный опыт, но не на спои интеллектуальные качества, когда уровень стресса во взаимоотношениях с руководством был высок. По результатам этих работ можно сулить о том, что интеллект, профессиональные знания и опыт теоретиками лидерства отброшены преждевременно. Характеристики задачи, а также формальные правила и традиции взаимодействия вместе с производственными технологиями могут направлять активность работника и, следовательно, в определенной мере заметать лидерство. В целом в современных исследованиях лидерства как сложного, многофакторного явления во все большей степени проявляется тенденция к изучению влияния параметров групповых задач, целей и когнитивных компонентов процесса лидерства.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение малой группы, назовите ее основные признаки, перечислите основные виды малых групп.

2. Назовите основные механизмы образования малых групп (формальных и неформальных).

3. Раскройте содержание подхода к исследованию малых групп с позиции теории открытых систем и свяжите его с системным подходом.

4. Охарактеризуйте метод социометрии в исследовании малых групп.

5. Что такое «властная структура» малой группы? Дайте психологическую характеристику понятия «власть».

6. Перечислите основные характеристики социометрической структуры малой группы.

7. Расскажите об основных типах коммуникативных структур малой группы.

8. Приведите примеры проявления феноменов группового давления и конформизма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.19.251 (0.059 с.)