Что вызывает скованность оратора? 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что вызывает скованность оратора?



1. Чрезмерное погружение в собственные переживания. Чтобы нейтрализовать эту помеху, необходимо сосредоточиться на выступлении и внушить себе мысль о том, что ваше выступление и позиция важнее вашей персоны. Чтобы хорошо выступить, надо чуть-чуть волноваться: небольшое волнение вызовет прилив адреналина, поможет вам обрести готовность и воодушевление перед выступлением.

2. Недооценка собственных возможностей. Следует заставить себя поверить, что вы достаточно хорошо подготовились к выступлению, собранный материал интересен
и информативен, а значит, произведет нужное впечатление на слушателей.

3. Недостаток опыта. Это устраняется только путем накопления опыта. Необходимо использовать любую возможность для публичного выступления, участвовать в спорах
и дискуссиях, особенно в кругу друзей.

4. Ошибочная оценка слушателей. Некоторые молодые ораторы склонны усматривать в любом негативном поведении аудитории предвзятое отношение к выступающему. В большинстве случаев аудитория настроена доброжелательно или нейтрально, так что необходимо видеть в слушателях
не злонамеренных цензоров, а понимающих партнеров.

Каким оратором не следует быть?

Разговорный стиль, задушевность, непосредственность
и доверительность разговора — вот новые краски, продиктованные временем, в отличие от «высокого ораторского стиля» древних. Р. Вердербер (американский специалист) считает, что существует три элемента разговорной манеры: вдохновение, визуальный контакт со слушателями и непосредственность общения. Это перекликается со взглядами другого американского специалиста А. Монро. Он выделяет следующие типы ораторов, чья речевая манера далека от совершенства: 1) актерствующий краснобай; 2) прорицатель (оракул), демонстрирующий, что знает все, и также больше заботящийся об аплодисментах, чем о понимании; 3) отшельник, игнорирующий аудиторию; 4) виноватый оратор, стыдящийся того, что он говорит; 5) болтун,
подавляющий аудиторию словесным потоком.

Как отвечать на вопросы?

Типы вопросов:

· нейтральные, обычно требующие информации или пояснения;

· дружеские, изменяющие отношение к сказанному («Я согласен с тем, что вы сказали, но что мы можем сделать…»);

· антагонистические (враждебные). Обычно являются прологом к спору или несогласию с тем, что вы сказали («Вы имеете в виду, что…», «Не хотите ли вы сказать, что…» и т. п.);

Отвечать следует на все вопросы, причем одинаково уважительно.

– Внимательно выслушайте вопрос.

– Повторите или перефразируйте вопрос, чтобы убедиться в том, что вы его поняли, и чтобы каждый его
услышал.

– Не делайте высокомерного вида. Отвечайте на вопросы спокойно и точно. Если вы отнесетесь к спрашивающему надменно, можете настроить против себя всю аудиторию.

– Отвечайте на дружеские и нейтральный вопросы, просто давая информацию.

– Покажите задающим враждебные вопросы, что понимаете, почему они так ко всему относятся, дайте им понять, что не имеете ничего против них лично и хотели бы найти с ними общий язык (Я знаю (понимаю), что с этими фактами трудно смириться, но есть доказательства. Могу я повторить их для вас?).

– Если нужно, разделите вопрос на несколько частей
и отвечайте на каждую по отдельности.

– Отвечайте кратко и по существу. Старайтесь говорить правду.

– Если спрашивающий перебивает, сделайте паузу и дайте ему закончить. Затем продолжайте свой ответ, но
не позволяйте ему отвлечь вас от сути.

– Если человек продолжает перебивать, не завязывайте спор, но постарайтесь закончить ответ. Слушатели заметят грубость оппонента и встанут на вашу сторону.

– Если вы ответили на вопрос, а его задают снова, спросите слушателей, ответили ли вы достаточно полно.

– Если ответ будет удовлетворительным, то переходите к следующему вопросу.

– Если спрашивающий задает несколько вопросов в одном, то спросите, какой является главным, и отвечайте
на него. Наиболее полно отвечайте на вопрос, в котором чувствуете себя увереннее всего.

– Если вопрос содержит ложную информацию, то исправьте этот факт, а затем отвечайте.

– Связывайте ответ со своей речью («Как я уже сказал»).

– Если вопрос спорный, отвечайте на него прямо, отстаивая свою точку зрения.

– Не позволяйте задающему вопрос произносить речь, остановите его и спросите, в чем заключается вопрос.

– Если кому-то трудно сформулировать вопрос, помогите ему.

– Избегайте жаргона, специфических слов и сокращений.

– Не позволяйте другим вставлять в вашу речь слова или пытаться прочитать ваши мысли (типа «Значит, вы полагаете…»). Сформулируйте то, что вы сказали, еще раз более понятно.

– Не давайте поспешных обещаний.

– Не позволяйте одному или двум слушателям монополизировать время, отведенное для вопросов.

При критических вопросах, прерывающих вашу речь:

· сделайте паузу, не пытайтесь перекричать того,
кто вас перебивает;

· признайте факты, о которых вам говорят, если для этого есть основания;

· предложите перебивающим поговорить с ними отдельно, позже;

· позвольте слушателям взять на себя обязанность
успокоить того, кто мешает говорить;

· не ввязывайтесь в полемику, оставайтесь спокойным и объективным;

· будьте готовы получить раны и не показать виду, что они были нанесены;

· никогда не выпрашивайте вопросы. Если они иссякли, повторите свое заключение. Если это не было сделано, ваши слушатели уйдут, помня последние слова, которые услышали, — ответ на последний вопрос.

Если вопросы были заданы в письменном виде и вы
не успели на них ответить, то в этом случае лучше сказать: «Товарищи, задавшие письменные вопросы, будьте добры, подойдите ко мне после того, как я закончу, я отвечу
на ваши вопросы
».

Если не знаете, как ответить на вопрос, не создавайте видимости ответа. Это воспринимается слушателями как попытка обмана или как недооценка их интеллектуальных способностей. Поблагодарите за вопрос, отметьте, что он интересный, но вы еще не думали над этим вопросом.

Как следует репетировать?

Требуется более трех недель, чтобы подготовить хорошую короткую речь экспромтом.

Марк Твен

 

Если текст написали не вы, ознакомьтесь с ним до
выступления.

Репетируйте вслух, произнесите те факты и пункты,
которые вам запомнились.

В ходе репетиций читайте так, как говорите, а не говорите так, как читаете.

Успех выступления «по написанному» зависит от вашего умения запоминать и читать, но не пытайтесь заучивать. Репетируйте, чтобы запомнить идеи, а не слова.

Прочитайте текст про себя. Это поможет вам выделить главное, когда будете читать речь, чтобы у слушателей осталось то же впечатление, что и у вас после прочтения
про себя.

Взгляните на страницу, молча прочитайте группу слов. Поднимите глаза и произнесите слова, глядя на аудиторию. Вкладывайте в слова точный смысл.

Если есть возможность, репетируйте со слушателями. Особенно полезно репетировать с человеком, который сможет стать вашим критиком и редактором.

Отрабатывайте визуальный контакт с аудиторией, жесты и паузы в наиболее ответственные моменты выступления. Вы должны научиться читать не хуже диктора.

Во время выступления нужно держать голову поднятой. Если вам это непросто, смотрите на слушателей в начале предложения и (что более важно) в конце. Не позволяйте голове и голосу падать в конце фразы. Это перечеркивает все, что вы сделали.

Тренировки позволят с каждым разом читать и произносить все бо´льшие куски текста. Со временем вы сможете заставить слова «плавно подниматься со страниц и оживать».

Репетируя, читайте текст с энтузиазмом и выражением. Во время репетиций не бойтесь преувеличивать. Во время реального выступления все будет выглядеть нормально.

Запишите все на кассету и прослушайте ее — все должно быть как при реальном выступлении. Проверьте, насколько живо звучит текст. Создается ли впечатление, что вы говорите, а не читаете?

Читая текст, пользуйтесь пальцем как указкой. Если потеряли место, где читали, когда поднимали и опускали взгляд, не показывайте вида и не впадайте в панику. Найдите место, на котором остановились, даже если придется повторить фразу. Сделайте на ней ударение. Пусть всем покажется, что так и было задумано.

К концу текста замедлите темп. Читайте, глядя прямо на слушателей. Ваш голос должен звучать сильно и напряженно. Таким образом вы даете слушателям понять, что представляете заключительную мысль.

Засекайте время, затраченное на репетицию. Оставайтесь в рамках отведенного времени. Не ускоряйте выступление, лучше говорите медленнее, чем делаете это обычно. Уберите лишний материал и сократите время выступления.

Запишите одну-две репетиции на видеокамеру. Посмотрите на себя объективно.

Хотя бы одну репетицию проведите в той одежде, в которой будете выступать, чтобы во время выступления
чувствовать себя комфортно и уверенно.

По поводу того, следует ли репетировать перед зеркалом, существуют диаметрально противоположные точки зрения. Противники этого метода утверждают, что зеркало отвлекает и его не будет во время выступления.


Приложения

Приложение 1

Вопросы, на которые следует ответить
при анализе публичного выступления

– Был ли создан хороший визуальный контакт (постоянный, охватил ли выступающий всех слушателей)?

– Был ли эмоциональный контакт с аудиторией?

– Звучал ли голос живо и заинтересованно?

– Был ли выступающий естественным и серьезным?

– Можно ли было выделить вступление, основную часть, заключение?

– Выражались ли мысли естественно и логично? Если были отступления, мотивированы ли они?

– Были ли жесты свободными и уместными?

– Не передались ли слушателям нервозность и волнение (через манеры, жесты, голос)?

– Не употреблялись ли в выступлении лишние слова, которые ослабляли значение доводов («значит», «так сказать», «может быть», «как бы», «в общем», «ну» и т. л.)?

– Не говорилась ли речь в излишне быстром темпе, который заставил слушателей напрягаться, чтобы успевать
за ним? Не была ли речь слишком монотонной?

– Использовался ли более медленный темп речи, чем обычно, для выражения наиболее важных мыслей или
усиления значимости идей?

– Была ли речь доступной и понятной для слушателей?

– Оправдано ли использование наглядных пособий,
если таковые имелись?

– Проявляется ли в выступлении соответствующий имидж? Соответствовала ли одежда выбранному имиджу?

– Была ли достигнута цель речи?

Помните: критика должна быть конструктивной. Значит, ответьте и на следующий вопрос: Какие советы и рекомендации вы дадите выступающему, чтобы его следующая публичная речь была более успешной?

Приложение 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.004 с.)