Громкость голоса, темп и интонация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Громкость голоса, темп и интонация



В голосе выступающего аудитория должна чувствовать энергию, напор, призыв следовать за его мыслью.

Громкость выступления зависит от размера помещения, в котором вы будете выступать. Слишком тихий голос — показатель неуверенности, слишком громкий — агрессивности. Говорить нужно чуть громче, чем хочется, т. е. громче обычного.

Интонация не должна быть монотонной, она притупляет внимание, усыпляет. Интонационный рисунок следует разнообразить на протяжении всего выступления.

Интонация должна быть естественной и соответствовать содержанию выступления, иначе она вызывает недоверие слушателей.

Избегайте длительных пауз. Перед важным местом или мыслью следует понизить голос. Небольшие паузы нужно делать до и после важных мыслей. Пауза «до» готовит слушателей к важному, пауза «после» позволяет обдумать важную мысль.

Следует использовать средний темп речи. Слишком быстрое изложение препятствует пониманию, а слишком медленное рассеивает внимание и раздражает аудиторию. Средний темп речи — 100 слов в минуту.

Проверьте темп своей речи. Прочитайте отрывок из книги Х. Леммермана «Учебник риторики. Тренировка
речи с упражнениями». Засеките время.

Канцелярский и юридический немецкий язык еще и сегодня вычурен и тяжеловесен. Людвик Райнерс в виде шутки знаменитое изречение Цезаря «пришел, увидел, победил» перевел на подлинный бюрократический немецкий язык: «После достижения здешней местности и ее осмотра мне представилась возможность добиться победы».
В оригинале мы находим: три глагола, никаких существительных — наглядно, точно, неотразимо. Напротив,
в канцелярском немецком стоят: один мертвый глагол, пять существительных — абстрактно, скрюченно, скучно.

Сегодня вряд ли еще говорят «доказать», но сплошь и рядом слышишь «привести доказательство». Нам лучше говорить «предложить» вместо «внести предложение». Почему нужно вновь и вновь произносить «правительство отдало распоряжение» вместо «правительство распорядилось»? Ведь это короче, яснее, понятнее.

Уложились ли Вы в одну минуту? Тренируйтесь.

Как работать с микрофоном?

Взяв микрофон, не выпускайте его из рук. Если кто-либо из администрации попытается взять микрофон, деликатно удерживайте его, пусть сначала вам изложат суть
дела, а потом вы решите, давать ему микрофон или нет.

Никогда не объявляйте ничего за администрацию или организаторов, даже если вас об этом попросят. В этом случае закончите свою мысль и передайте им микрофон.

Отрегулируйте высоту микрофона, с тем чтобы не наклоняться и не запрокидывать голову, стараясь говорить
в микрофон. Помните, что микрофон должен быть не напротив рта, а ниже или рядом.

Не держите микрофон слишком близко, не кричите
в микрофон.

Помните, что микрофон увеличивает все, в том числе
и недостатки вашего голоса, дикции, фальшь. Микрофон обладает сверхчувствительностью и реагирует на все: шумы, возникающие при его передаче, установлении на место, стук по нему и т. п.

Как реагировать
на помехи в ходе выступления?

Помехи сбивают с мысли, нарушают рабочий настрой
и могут сорвать выступление. Чтобы этого не случилось, необходимо научиться адекватно реагировать на неполадки и помехи. Рассмотрим типичные из них.

– Доносится шум из соседнего помещения или с улицы, слышны чужие разговоры. В этом случае по возможности игнорируйте помеху. Можно говорить громче, подойти ближе к слушателям. Если помеха продолжается и аудитория реагирует на нее, постарайтесь устранить помеху. Если помеха неустранима (например, ремонт соседнего помещения), обратитесь к организаторам.

– В дверь заглядывают посторонние. Попросить их не мешать, повесить табличку «Лекция». Если заглядывающие просят вызвать кого-либо или отпустить, лучше сделать паузу и сказать: «Пожалуйста, не мешайте нам, мы
работаем
».

– Слушатели опаздывают, в аудиторию все время входят новые слушатели. Одиночных опаздывающих лучше не замечать; если вошла группа, лучше переждать, пока люди сядут. Следует демонстрировать доброжелательность, однако можно допустить и ироническую шутку типа: «Вы нас извините, мы начали без вас».

– Если в помещении стало душно, следует проветрить помещение. Можно сделать перерыв, причем не менее
чем на 10 минут. Гигиена умственного труда предполагает 5–10-минутный перерыв через каждые 45 минут работы
и 10–15-минутный перерыв через каждые полтора часа.

– Слушатели переговариваются между собой. Лучше
не замечать помеху как можно дольше, разговоры стихнут. Если этого не происходит, можно подойти поближе к разговаривающим, посмотреть на них подольше, некоторое время говорить, обращаясь к ним, сделать неожиданную паузу, задать разговаривающим вопрос: «Вы согласны?
Вы не согласны?
»

– Если слушатель зевает вам в лицо, можно не замечать этого до тех пор, пока этого не заметили другие. Если слушатели активно начали реагировать, то в этом случае лучше сказать: «Да, здесь что-то стало душно, воздуха не хватает, некоторым трудно дышать. Давайте проветрим помещение и сделаем небольшой перерыв».

– Слушатели встают и уходят. Не следует показывать, что это вас задевает, так как совсем не обязательно, что это связано именно с вашим выступлением: у людей могут быть разные причины, чтобы уйти с мероприятия.

– Если с места раздаются реплики несогласия, необходимо оценить степень их важности.

Не следует обращать внимание на тривиальные реплики. При достаточной настойчивости слушателя можно вступить в дискуссию, но лишь формально, сказав, например: «Мне понятна ваша точка зрения, но я думаю по-другому и приведу дополнительные аргументы».

Если замечание сделано по существу, то лучше среагировать таким образом: «Я вернусь к этому моменту, но, если позволите, позже». Так вы сможете выиграть время, продумать аргументы, но следует сдержать обещание.

Если выкрики грубые и провокационные, по возможности не замечайте их, особенно если это одиночная и разовая реплика. Если этого сделать невозможно, не показывайте, что она вас задела, контролируйте ситуацию и демонстрируйте свое превосходство. Можно предложить несколько вариантов ответа: «Да! Но к этому нечего добавить, так что пойдем дальше»; «Да, я понимаю ваши проблемы,
но нам нужно идти дальше
».

Не следует ставить провокатора на место и ввязываться в перебранку, так как именно этого добивается ваш оппонент. Лучше всего вести себя подчеркнуто вежливо, корректно. Можно удачно обыграть ситуацию, используя шутку, анекдот, историю, поговорку. Специалисты советуют также использовать следующий прием. Можно сказать: «Вы знаете, эта реплика напомнила мне случай…» —
общий хохот посадит выскочку на место, даже если то,
что вы рассказали, имеет лишь косвенное отношение к его реплике.

Эффективным может быть и «отложенный ответ». Скажите: «Я понял вашу мысль, но если позволите, я отвечу на ваш вопрос в конце, иначе это уведет нас в сторону». А в конце, когда время вашего выступления иссякло, обратитесь к аудитории: «Вот тут был еще вопрос, надо на него отвечать?» Обязательно несколько человек крикнут: «Не надо, все ясно». Вам же останется ответить:
«Не надо, так не надо. Благодарю за внимание».

Можно попросить провокатора минуточку подождать: «Минуточку, я только закончу мысль…» Поговорив еще 2–3 минуты, не меньше, обратитесь к провокатору: «Так что вы хотели сказать? Ничего? Ну тогда продолжим».

Еще один вариант: если реплика очень груба, следует сказать: «Простите, я не понял, что вы сказали. Будьте добры, повторите еще раз, но только громче и медленнее». Обычно грубость в таких ситуациях не повторяют,
и вам не придется на нее отвечать.

Эффективное воздействие может оказать указательный жест в направлении тех, кто нарушает дисциплину. К ним можно и подойти.

Если вышел из строя микрофон, погас свет, необходимо вызвать ответственных за мероприятие и найти техника, прибегнув к помощи слушателей. Если помеху устранить не удалось, надо спуститься в зал к слушателям и закончить выступление.

Как устранять неполадки
в своей деятельности?

Если вы оговорились и заметили это, не теряйте присутствия духа. Не следует привлекать внимание слушателей к мелким и несущественным оговоркам, не исправляйте их: слушатели вас все равно поймут. Если оговорка может
исказить смысл, не преувеличивайте ущерб, который она может нанести. В этом случае следует сказать: «Простите, я оговорился. Конечно, здесь имеется в виду…» При этом не следует ссылаться на усталость и т. п. («Это у меня
третья лекция, что-то я уже заговариваюсь
»).

Если вы пропустили важный пункт выступления, закончите мысль или раздел, затем вернитесь к тому, о чем вы забыли сказать, если эта мысль важная и необходимая.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.021 с.)