Оценка контрольных диктантов 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка контрольных диктантов



С помощью контрольных диктантов проверяются, навыки пра­вописания, поэтому диктант оценивается одной оценкой.

В контрольной работе, включающей диктант и дополнительное задание (фонетический, грамматический и прочие разборы), ста­вятся две отметки (отдельно за каждый вид работы).

В подготовительном и I классах на проверочную работу отво­дится не более 20 минут, во II и III классах — не более 35 минут, в IV и V классах — до 40 минут.

В подготовительном классе диктант следует практиковать лишь со второго полугодия. Даются слоги, слова и короткие предложе­ния, неоднократно проанализированные на уроках грамоты и произношения.

В I классе текст диктанта должен состоять из слов и предложе­ний, неоднократно проанализированных на уроках грамоты и про­изношения, а на уроках развития речи должна быть подготовлена лексико-грамматическая сторона материала.

В текущем контрольном диктанте основную часть могут со­ставлять слова на только что изученные правила, а в итоговом | контрольном диктанте — и слова на.правила, отработанные ранее. | Объем слов диктанта увеличивается постепенно, в каждой чет­верти на 4—6 слов, за год — на 12—15 слов.

Объем материала для диктанта по классам (рекомендации на конец года)

:

Класс   Количество слов  
Подготовительный   15 — 20 слов или слогов  
I   20—30  
II   35—40  
III   45—55 "  
IV   60—70  
V   70—80  

 

Примечание. Если диктант сопровождается грамматичес­ким заданием, объем его может быть сокращен на 10—12 слов. Диктант оценивается так:

Отметка «5» ставится, если нет орфографических ошибок. Допустимо одно исправление и 1—2 дисграфические ошибки, связанные с выраженным дефектом речи ребенка.

Отметка «4» ставится, если допущены 1—3 орфографические ошибки и не более 2—3 дисграфических ошибок.

Отметка «3» ставится, если допущено» 5—6 орфографических, ошибок и не более 4—5 специфических ошибок.

Отметка «2» ставится, если допущено 8—9 орфографических и более 4 дисграфических ошибок.

У вновь поступивших учащихся проверка знаний и умений осу­ществляется лишь на материале, который уже проработан с учащимися в специальной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. При наличии в классе значительного количества детей с нару­шениями общей моторики и мелких мышечных движений кисти рук и пальцев объем материала для диктанта может быт уменьшен.

Учащимся, имеющим нарушения моторики, не следует снижать! оценку за почерк.

Детям, страдающим сенсорной алалией или афазией, вместо слухового диктанта предлагается списывание текста с пропущен­ными орфограммами на правила, предусмотренные программными требованиями.

Специфические ошибки следует рассматривать в индивидуальном плане для каждого ученика.

К числу специфических ошибок (дисграфических) относятся:

а) смешения и замены букв, звуки которых сходны по акустическому признаку, по способу и месту образования (например звонкие и глухие, твердые и мягкие, шипящие и свистящие, соноры и др.: «папуск» вместо бабушка, «тверь» вместо дверь, «Лупа» вместо Люба, «салас» вместо шалаш, «топол» вместо топор);

б) нарушения структуры слова (пропуски, добавления или перестановки отдельных слогов или частей слова, раздельное написание частей слова: «двевь» — дверь, «граниф» — графин, «увйдела» — увидела).

Оценка грамматических заданий

При оценке выполнения дополнительного задания к диктанту следует руководствоваться следующими положениями:

Отметка «5» ставится, если правильно выполнены все задания.

Отметка «4» ставится, если правильно выполнено не менее 3/4 задания.

Отметка «3» ставится, если выполнено не менее половины за­дания.

Отметка «2» ставится, если выполнено менее половины задания.

Отметка «1» ставится, если ученик выполнил неправильно все задание или не выполнил его совсем.

Оценка изложений и сочинений

С помощью изложений и сочинений проверяется умение пра­вильно излагать содержание текста, правильно строить предложе­ние и ставить соответствующие знаки препинания. В изложениях и сочинениях оцениваются содержание, стиль, грамотность.

Изложения вводятся с III класса, сочинения со второго полу­годия III класса.

В III классе предлагаются тексты повествовательного характе­ра, легко делимые на части, с небольшим количеством незнакомых слов. План изложения составляется под руководством учителя. В III классе в течение года должно быть написано не менее ТО из­ложений и сочинений.

В IV классе тексты повествовательного характера усложняются по содержанию и построению» вводятся элементы описания. План изложения составляется коллективно под руководством учителя. В течение учебного года должно быть написано от 10 до 15 изло­жений и сочинений.

В V классе в тексты вводятся элементы рассуждения.

Примерный объем текстов для изложений и сочинений:

III класс — 30—40 слов.

IV класс — 50—60 слов.

V класс—70—90 слов.

Отметка «5» ставится, если изложение или сочинение полностью, соответствует теме (тексту); вместе с тем может быть допущено не более 1 ошибки по содержанию, 1 стилистической, 1 орфогра­фической, 1— 2 специфических (лексико-грамматических) ошибок.

Отметка «4» ставится, если изложение или сочинение в основ­ном соответствует теме (тексту); может быть допущено не более 2 ошибок по содержанию, 2 стилистических, 2—3 орфографических, 2—3 специфических ошибок.

Отметка «3» ставится, если изложение или сочинение недоста­точно полно и точно отражает тему; может быть допущено не бо­лее 3—4 ошибок по содержанию, 3—4 стилистических, 4—6 орфо­графических, 3—4 специфических ошибок.

Отметка «2» ставится, если изложение или сочинение не соот­ветствует теме (пропущены или искажены важные события, глав­ные части); допущено более 4 ошибок по содержанию, 7—9 орфо­графических, 5—7 специфических ошибок.

К числу специфических ошибок, помимо выше указанных, мож­но отнести замены слов:

ситуационные замены: «цветы» вместо клумбы, «вода» вместо фонтан, «лед» вместо каток; замены названия части предмета или его деталей названием целого: «платье» вместо воротник, «маши­на» вместо кузов; замены слов, обозначающих общие понятия, ча­стным понятием и наоборот: «ботинки» вместо обувь, «тарелка» вместо посуда; взаимозамены предмета и действия, предмета и ка­чества: «топор» вместо рубить, «краски» вместо рисовать, «крыш­ка» вместо железная и др.;

по морфологическому составу, например ошибки в глагольных приставках: «наливает» вместо поливает, «убирает» вместо соби­рает; смешения видов глаголов: «ел» вместо съел;

по звуковому сходству.

К числу грамматических ошибок относятся:

ошибки в употреблении предлогов, смешении предлогов, про­пуски, добавления предлогов, слитное написание предлогов («За угла выехала машина», «Полчаса пойдем гулять», «науглу» и др.);

ошибки в управлении («красить кисть», «рисует мел»);

слитное написание ряда слов в.предложении («гудубок» вместо гудит гудок).

Оценка устных ответов по грамматике и правописанию

ёОтметка «5» ставится ученику, если он дает правильные и пол­ные ответы на все поставленные вопросы (могут быть допущены 1—2 ошибки в речи), обязательно подтверждает ответ примерами, распознает в предложенном тексте изученные грамматические яв­ления, умеет объяснить написание слов и употребление знаков пре­пинания.

Отметка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соот­ветствует требованиям, установленным для отметки «5», но допус­кает отдельные неточности в формулировке правил, легко исправ­ляет их или, верно формулируя правила, допускает отдельные не­точности в подтверждении их примерами, при разборе делает еди­ничные негрубые ошибки, допускает свободное изложение правила, но без искажения его содержания.

Отметка «3» ставится ученику, если он формулирует правило по наводящим вопросам учителя или допускает ошибки, которые исправляет с помощью учителя, затрудняется самостоятельно под­твердить ответ примерами и делает это с помощью учителя, отве­дает недостаточно последовательно.

Отметка «2» ставится ученику, если он не усвоил наиболее суще­ственные части изученного материала, при ответе допускает гру­бые ошибки, не может исправить их даже с помощью учителя.

Отметка «1» ставится ученику, если он обнаруживает полное не­знание программного материала.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.143 (0.005 с.)