Чтение и Развитие речи (136 ч) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чтение и Развитие речи (136 ч)



Тематика чтения

Славься, Отечество наше свободное... (6 ч). Гимн Союза Совет­ских Социалистических Республик. Рассказы и стихотворения о величии нашей Родины, символах ее государственности — Гербе и Флаге СССР, о Российской Федерации и союзных республиках, о созидательном труде и дружбе советских людей, Основном Зако­не— Конституции СССР, по которому они живут.

Картины родной природы (лето, осень) (6 ч). Художественные картины летней и осенней природы, отражение в них любви писа­телей к русской природе, к Родине.

Из прошлого нашей Родины (12 ч). Рассказы, стихотворения и статьи о верных сынах и защитниках нашей Родины в прошлом, о жизни трудового народа до революции и его борьбе против угне­тателей.

Рассказы о В. И. Ленине и его соратниках.

Великая Октябрьская социалистическая революция. Граждан­ская война (12 ч). Рассказы и стихотворения о победе рабочих и крестьян под руководством партии большевиков во главе с В. И. Лениным в Великой Октябрьской социалистической револю­ции, о защите ее завоеваний в годы гражданской войны.

Республика наша строится (7ч). Произведения о начале со­циалистического строительства в нашей стране после революции, о новой жизни городов и сел молодой Советской республики, строи­тельстве заводов, электростанций, об отношении советских людей к труду. В. И. Ленин и его соратники в первые годы Советской власти.

Устное народное творчество (9 ч). Произведения устного народ­ного творчества: сказки, песни, пословицы, поговорки, былины. Отражение в них лучших человеческих качеств: любви к матери и родной земле, доброты, честности, мудрости, трудолюбия, мастер­ства, готовности постоять за правое дело.

Классики русской и советской литературы (8 ч). Знакомство с произведениями А. Пушкина, И. Крылова, А, Кольцова, С. Есе­нина, В. Маяковского.

Картины родной природы (зима, весна) (11 ч). Художественные картины зимней и весенней природы. Отражение в них любви пи­сателей к русской природе и родной земле. •

В час великих испытаний (17 ч). Рассказы и стихотворения о Великой Отечественной войне, о героической борьбе и подвиге со­ветских людей в годы войны, об их самоотверженности и сплочен­ности, благодарной памяти нашего народа, о героических защит­никах нашей Родины.

Работай, учись и живи для народа, Советской страны пионер! (20 ч). Произведения о жизни и делах советских школьников, об их отношении к труду, о дружбе и товариществе, о гордом званиипионера Советского Союза, о высоком моральном облике совет­ского человека.

Ленин и теперь живее всех живых... (10 ч). Рассказы и стихот­ворения о жизни и деятельности В. И. Ленина. Произведения о его необыкновенном трудолюбии, простоте и человечности в отношении с простыми людьми, глубокой вере В. И. Ленина в прекрасное бу­дущее Советской страны. Выполнение советскими людьми заветов В. И. Ленина.

Классики зарубежной литературы (18 ч). Знакомство с произведениями Г.Х. Андерсена, Д. Дефо, Р. Киплинга, М. Твена, В. Гюго.

Произведения для заучивания наизусть

Гимн Союза Советских Социалистических Республик. Н. Тихонов. Советский флаг.

И. Бунин. Листопад.

А. Пушкин. Осень (отрывок).

Л.Толстой. Какая бывает роса на траве (отрывок).

А.Твардовский. На подвиг века.

Народные песни (по выбору).

А. Пушки н. Зимняя дорога.

И, Крылов. Басня (по выбору).

Н. Некрасов. Крестьянские дети (отрывок).

Ф. Тютчев. Весенняя гроза.

С. Есенин. Поет зима — аукает...

С. Щипачев. Пионерский галстук.

О. Высотская. В Горках.

С. Васильев. С именем Ленина (отрывок).

С. Михалков. День Родины.

Навыки чтения

I. полугодие. Сознательное, правильное, выразительное чте­ние целыми словами с использованием основных средств вырази­тельности (пауз, логических ударений, тона и темпа чтения), с по­мощью которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста и свое отношение к его содержанию. Темп чтения незнако­мого текста— 65—75 слов в минуту.

II полугодие. Осознанное чтение про себя разных по жан­ру текстов. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Темп чтения незнакомого текста — 75—85 слов в минуту.

Работа с текстом

Связная устная речь. Самостоятельное выявление основ­ного смысла прочитанного (формулирование главной мысли свои­ми словами), установление смысловых связей частей текста, со­ставление плана рассказа или статьи.

Подробный, выборочный и сжатый пересказ текста с опорой на самостоятельно составленный план или словесные иллюстрации; нахождение в тексте материала для составления рассказа на определенную тему. Соблюдение при пересказе логической после­довательности и точности изложения. Самостоятельное нахождение в тексте слов и выражений, которые использует автор для изобра­жения действующих лиц, природы и описания событий.

Наблюдения за особенностью речи действующих лиц рассказа, сопоставление их поступков и отношения к окружающему (по одному или ряду произведений), выявление мотивов поведения ге­роев, определение своего и авторского отношения к событиям и персонажам.Практическое знакомство с некоторыми, особенностями жанров художественных произведений: сказка (элемент чудесного, фанта­стического), басня (действующие лица басни, подразумеваемый смысл — аллегория, нравоучение — мораль), стихотворение (созву­чие окончаний строк — рифма, чередование ударных и безударных слогов — ритм)1.

Систематическое обогащение и активизация словаря учащихся. Дальнейшее развитие устной речи, ее содержательности, последо­вательности, точности, ясности и выразительности. Использование в устной речи и при чтении интонации (темпа, тембра, пауз, логи­ческих ударений, мелодики речи), соответствующей выражаемым мыслям и чувствам.

Ориентировка в учебной книге по оглавлению, самостоятельное пользование вопросами и заданиями к тексту, обращение к снос­кам, знание абзацев, подзаголовков и др.

Внеклассное чтение 2

1 С ритмом и рифмой дети знакомятся практическим путем без называния терминов.

2 В V классе урок внеклассного чтения проводится один раз в 2 недели.

 

Круг чтения, или учебный материал: русская, со­ветская и зарубежная детская книга (художественная, научно-по­знавательная, справочная) для младшего (и выборочно для среднего) школьного возраста. Детская периодическая печать.

Тематика чтения. Выделение в качестве самостоятельных |тем художественных и справочных детских книг о героях Великой Октябрьской социалистической революции, В. И. Ленине, револю­ционном подполье, гражданской войне и борьбе за власть Советов, о ребятах-сверстниках, участниках революции, документальных и художественных произведений о пионерах СССР и их зарубежных друзьях, Н. К. Крупской,

книг А. Гайдара и о А. Гайдаре (авто­биография, собственные сочинения для детей). Сказки народов СССР. Книги из истории нашей Родины: о тяжелой жизни трудо­вого народа произведения писателей-классиков; книги о далеких времени событиях или людях, оставшихся в памяти народа навека (С. Разин, Петр I, А. Суворов и др.), книги о науке и технике, о машинах и вещах, об их творцах — ученых, изобретателях, народных умельцах; книги о родном городе, его прошлом, и настоя­щем. Книги о ратных подвигах народа — от былинных богатырей до героев наших дней. Стихи поэтов-классиков XIX — начала XX в, для детей.

Книги-справочники для детей, книги о книгах.

Работа с детской книгой (знания, умения и навыки). Знание приемов выбора нужной книги для чтения на определенную тему (использование книжной выставки, рекомендательного указа­теля или открытого, доступа к книжным полкам в детской библио­теке).

Умение самостоятельно выбрать и прочитать детскую книгу (художественную и научно-познавательную), привлекая книги-справочники, периодическую печать или другие источники для под­готовки по теме урока, внеклассного чтения. Отработка умения кратко передать содержание прочитанного (в целом или отдельных эпизодов), а также составить рассказ о герое, пользуясь пла­ном, предложенным учителем. Знание 3—5 книг (произведений по каждой из основных тем детского чтения, серий книг, предназна­ченных для младшего школьного возраста; важнейших отличитель­ных признаков справочной литературы). Умение пользоваться до­ступными справочниками.

Формирование умения целенаправленно читать детскую периодику (газету «Пионерская правда», журнал «Костер») и система­тически использовать ее на уроках по всем предметам и во вне­урочное время.

Отработка навыка самостоятельного определения содержания незнакомой книги по ее элементам (титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, иллюстрации) и умение правильно запи­сать в карточку нужную книгу, статью из газеты, журнала.

Умение пользоваться игровой детской книгой для самостоятельной организации занимательного досуга.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

активизировать синонимический словарь, включающий слова с конкретным и переносным значением;

правильно употреблять в речи отработанную лексику;

практически пользоваться изучаемыми грамматическими фор­мами слов и конструкциями предложений;

Четко, слитно, с правильным ударением и правильным произно­шением звуков произносить слова различного звуко-слогового со­става, соблюдать правила орфоэпии;

безошибочно, каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (70—80 слов), включающий изученные орфо­граммы и знаки препинания в конце предложения;

проводить:

а) разбор звукового состава слов, определять гласные и со­гласные, глухие и звонкие, твердые и мягкие, определять и соот­носить количество звуков и, букв в словах;

б)разбор по составу слова (находить в словах приставку, ко­рень, суффикс, окончание);

в) разбор по частям речи (у имен существительных определять род, склонение, число, падеж; у имен прилагательных — род, число, падеж у глаголов — время, число, спряжение, род);

г) синтаксический разбор (определять вид предложения по ин­тонации, устанавливать связь слов в предложениях, выделять под­лежащее, сказуемое, второстепенные члены (без деления на виды), устанавливать связь между ними по вопросам);

читать сознательно, правильно и выразительно незнакомый текст целыми словами вслух (80—100 слов в минуту), выражая от­ношение к прочитанному с помощью интонации, и про себя (100— 120 слов в минуту), определять свое отношение к событиям, по­ступкам героев, фактам с помощью интонации, применять эти; уме­ния при чтении художественной, научно-познавательной и детской справочной литературы периодически по заданию учителя и по личной инициативе;

пересказывать прочитанное — подробно, кратко, выборочно;

составлять устные высказывания с элементами описания и рас­суждения по изучаемым темам;.,

писать изложение текста (70—90 слов);

составлять и записывать рассказ о случаях из своей жизни, по картине;

в соответствии с правилами культуры общения выражать прось­бу, ^благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.

Учащиеся должны знать:

- словарь по изучаемым темам;

- алфавит;

- изученные части речи (существительное, прилагательное, гла­гол, местоимение, предлог) и их признаки-названия главных членов предложения (подлежащее, сказуе­мое) и второстепенных (без деления на виды); однородные члены предложения; названия частей слова: корень, окончание, пристав­ка, суффикс;

- наизусть 25—30 стихотворений.

Рекомендации к оценке знаний и умений учащихся

Каждый ответ ученика (устный или письменный) должен оце­ниваться дифференцированно с учетом как уровня его речевого развития и общей динамики продвижения в овладении устной и письменной речью, так и тех фактических знаний, навыков, умений, которые он приобретает по тем или иным разделам программы русского языка за определенный промежуток обучения.

Исключение составляют дети с особо тяжелыми формами рече­вой патологии: анартрия различной этиологии, сенсорная алалия и афазия, которые нуждаются в индивидуальных формах и сроках обучения. Аттестация этих учащихся проводится решением педагогического совета с учетом сложности структуры речевого дефекта.

Развитие речи

При проверке знаний, умений, навыков по разделу русского языка «Развитие речи» учитываются:

1. Знание учащимися изученной лексики.

2. Практическое владение изученными грамматическими фор­мами слов и конструкциями предложений.

3. Развитие связной речи, логичность построения и ее речевое оформление..

Отметка «5» ставится ученику, если он:

правильно употребляет в речи лексику по изучаемой тематике. В III—V классах допускаются 1—2 ошибки на смысловую замену слов с обобщенным, переносным значением;

правильно образовывает и изменяет слова, а также строит сло­восочетания и предложения в соответствии с требованиями грамма­тики. Допустимы 1—2 ошибки при построении распространенного предложения (с 6—7 и более членами предложения) или сложного предложения;

умеет поставить вопрос, дать краткие и распространенные от­веты, самостоятельно развернуть беседу о событиях школьной жизни и на изучаемую тему (III—V кл.), активно высказываться в процессе беседы;

умеет строить относительно развернутые высказывания при со­ставлении рассказов по картинам или серии картин, по диафиль­мам, по наблюдениям на экскурсии, описанию отдельных предме­тов, явлений природы с опорой на вопросы, план, ключевые слова или самостоятельно излагать материал логично и последовательно. Может быть, допущено не более 1 ошибки по содержанию и 1— 2 лексико-грамматических или фонетических ошибок.

Отметка «4» ставится, если- ответ в основном соответствует требованиям, установленным для отметки «5», но при этом ученик:

новый словарь по теме использует не всегда точно и правильно, может допустить 2—3 ошибки на смысловую замену слов;

при употреблении сложных предложений нуждается в помощи учителя, может допустить 2—3 ошибки на изменение формы или связи слов в предложении;

строит недостаточно развернутые высказывания (II— V кл.), до­пускает 2—3 ошибки по содержанию и 3—4 лексико-грамматические ошибки.

Отметка «3» ставится ученику, если он:

допускает 4—5 ошибок на смысловую замену слов;

употребляет предложения более простой грамматической струк­туры, чем предусмотрено программными требованиями, допускает 4—5 грамматических ошибок при построении предложений;

недостаточно инициативен в беседе, ответах на вопросы, поль­зуется в основном краткими ответами, не умеет самостоятельно развернуть беседу на заданную тему, нуждается в систематической помощи учителя; допускает 4—5 ошибок по содержанию, 4—5 лексико-грамматических ошибок.

Отметка «2» в подготовительном и I классах не ставится, во всех остальных классах ставится, если ученик:

недостаточно усвоил новый словарь по теме, неверно употреб­ляет слова, допуская более 5 ошибок на смысловые замены слов, использует простые нераспространенные предложения, допуская более 5 грамматических ошибок;

не умеет последовательно и связно строить высказывания, вы­делять существенные свойства- описываемого явления, предмета, отбирать факты, необходимые для раскрытия содержания выска­зывания, допускает более 5 ошибок по содержанию при использо­вании помощи учителя и 5—7 и более лексико-грамматических ошибок.

Произношение

Оценивая успехи в формировании у детей с общим недоразви­тием речи фонетически правильной, внятной и выразительной устной речи, необходимо учитывать следующее:

1) умение пра­вильно и четко произносить отработанные звуки в словах опреде­ленной слоговой сложности, предусмотренных программными тре­бованиями;

2) сформированное слухового восприятия, умение узнавать, различать и выделять усвоенные звуки из слова и отли­чать их от других звуков речи;

3) умение правильно и четко про­износить слова той или иной слоговой сложности в объеме про­граммы;

4) внятность и выразительность речи.

Надо исходить не только из программных требований, но так­же и из индивидуальных возможностей каждого ребенка. Напри­мер, у детей с нарушением строения и функции артикуляционного аппарата в подготовительном — I классах достаточно добиться приближенного произношения звуков речи, но обязательно сфор­мировать у них умение отличать каждый отрабатываемый звук от всех других звуков речи, акустически и артикуляционно близких.

Оценка выставляется за работу ученика на уроках по форми­рованию произношения.

Отметка «5» ставится, если ученик успешно овладевает пра­вильным произношением запланированных звуков речи; усвоенные звуки правильно произносит в словах определенной слоговой слож­ности, в объеме программы; дифференцирует изучаемые звуки от звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам; внятно и правильно произносит слова различной слоговой сложно­сти в связной речи, соблюдая необходимое ударение и интонацию. Может быть допущено не более 1—2 ошибок.

Отметка «4» ставится, если ученик обнаруживает установлен­ные для отметки «5» умения, но, умея правильно произносить звуки изолированно, он произносит его в слогах недостаточно четко; до- ^ пускает искажения, замену или смешение звуков; не всегда может выделить звук из состава слова; допускает отдельные ошибкипри произношении слов той или иной слоговой структуры, предусмотренных программой; ошибается в постановке ударения, в соблюдении интонации.,

Отметка «3» ставится, если ученик ниже своих возможностей; овладевает правильным произношением звуков речи и звуко-слоговой структурой отдельных слов, плохо дифференцирует изучаемые звуки, смешивая их с другими акустически близкими звуками; до­пускает много ошибок в постановке ударения в словах и в недо­статочной мере принимает помощь учителя.

Отметка «2» в подготовительном классе и в I не ставится. Во II классе выставляется, если ученик не овладевает запланиро­ванным речевым материалом: неправильно произносит изученные ранее звуки, допускает частые ошибки при произнесении слов той или иной слоговой структуры, в постановке ударения. Исключение составляют учащиеся, зачисленные во II класс из общеобразова­тельных школ.

Грамматика и правописание

Оценка знаний осуществляется по результатам повседневных письменных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.

Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого программного материала. Их содержание и частота определяется учителем с учетом специфики изучаемой темы, сте­пенью ее сложности, а также особенностями речевого развитии учащихся каждого класса.

Итоговые контрольные работы проводятся после изучения- на­иболее значимых тем программы в каждой учебной четверти, полугодии.

В подготовительном или I классе (если дети не обучались в подготовительном классе) итоговые контрольные работы проводят­ся лишь в конце первого полугодия.

Время проведения итоговых контрольных работ определяется общешкольным графиком, составленным руководителем школы по согласованию с учителем-

В один учебный день в классе следует давать только одну письменную итоговую контрольную работу, в течение недели — не более двух.

Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, в первый день после праздника, в понедельник.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.232 (0.061 с.)