Система помощи детям с нарушениями в развитии в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система помощи детям с нарушениями в развитии в России



Основные международные документы и отечественные законодательные акты, определяющие социальный статус детей и инвалидов. Основные права, юридическое обеспечение их соблюдения, организация помощи, образования, воспитания и трудоустройства инвалидов.

Система дифференцированного и интегрированного обучения. Система помощи детям с отклонениями в развитии в России: учреждения образования, здравоохранения и социальной защиты.

Правовые основы системы коррекционной поддержки и социальной защиты детей и подростков.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ»

2.2.1 Методические указания и рекомендации

к проведению семинаров по дисциплине «Основы специальной педагогики и психологии»

Семинар №1.

Объект, предмет, цели, задачи и основные категории специальной педагогики и психологии. Причины и виды нарушений. Классификация дефектов

В ходе семинара необходимо рассмотреть понятие объект, предмет, цели и задачи курса специальной педагогики и психологии, установить взаимосвязь специальной педагогики и специальной психологии, и данных наук с другими науками. Рассмотреть категориальный аппарат изучаемых наук.

В ходе семинара необходимо рассмотреть представления о биологических и культурных аспектах дефекта развития в концепции Л.С. Выготского. Первичный и вторичный дефект. Дать классификацию типов дизонтогенеза. Определить причины нарушений психического и физического развития

Семинар № 2.

Особенности психического развития и образования детей с глубоким нарушением интеллектуального развития

В ходе семинара необходимо рассмотреть психологические особенности детей с. Выявить причины возникновения олигофренией. Рассмотреть классификацию УО. Разграничить понятие УО и олигофрения. Раскрыть психологические особенности детей с олигофренией. Уяснить основные направления коррекционной работы социального педагога с детьми и подростками с УО.

Семинар № 3

Особенности психического развития и образования детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Показать психологические особенности детей с ЗПР. Выявить причины возникновения ЗПР. Рассмотреть классификацию ЗПР. Разграничить понятие ЗПР и умственная отсталость. Раскрыть психологические особенности детей с ЗПР. Уяснить основные направления коррекционной работы социального педагога с детьми и подростками с ЗПР.

Семинар № 4

Особенности психического развития и образования детей с глубокими нарушениями речи

Методические рекомендации: Рассмотреть психологические особенности детей с нарушением речи, выявить особенности овладения ими письмом и чтением.

Семинар № 5

Тема: Система помощи детям с нарушениями развития в России

Ознакомить студентов историей становления и современными тенденциями в области специального образования, с деятельностью ПМПК, порядком и формой предоставления характеристик педагогом в ПМПК.

 

2.2.2 Методические указания и рекомендации к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Основы специальной педагогики и психологии»


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ

К ПРОВЕДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ»

 

Тема Вопросы, выносимые на СРС Кол-во часов Задания для СРС Форма контроля Основная литература
  Объект, предмет, цели, задачи и основные категории специальной педагогики и психологии. Основные категории специальной психологии и специальной педагогики   1. Выписать термины в словари, составить таблицу (схему), в которой наглядно представлен категориальный аппарат специальной педагогики. 2. Место специальной педагогики и психологии в системе научных дисциплин. Связь дефектологии с медицинскими, психологическими, педагогическими науками, с лингвистикой, с общественными науками и правом.   Терминологический диктант     Сообщение 1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994. 2. Дефектология: Словарь – справочник / под ред. Пузанова Б.П. – М., 1996. 3. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб пособ. для студ. пед. институтов. – М., 1991, С. 19-35. 4. Специальная педагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. пед. завед. / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова, Под ред. Назаровой Н.М., М.,2000. 5.Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  Причины и виды нарушений развития. Классификация дефектов. Дизонтогенез   1. Выписать в словари основные понятия и термины, составить опорный план-схему по видам дизонтогенеза и его проявлениям. 2. Закономерности психического развития, общие для всех типов аномалий. Терминологический диктант   Сообщение 1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994. 2. Дефектология: Словарь – справочник / под ред. Пузанова Б.П. – М., 1996. 3. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб пособ. для студ. пед. институтов. – М., 1991, С. 19-35. 4. Специальная педагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. пед. завед. / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова, Под ред. Назаровой Н.М., М.,2000. 5. Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  Особенности психического развития и образования детей с глубоким нарушением интеллектуального развития. Олигофрено-психология, олигофренопедагогика   1.Заполнить таблицу по особенностям развития познавательной сферы у детей с олигофренией (внимание, память, мышление, речь, восприятие). 2. Система работы учреждений дошкольного и общего образования для умственно отсталых детей и подростков. Терминологический диктант     Сообщение 1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994. 2. Дефектология: Словарь – справочник / под ред. Пузанова Б.П. – М., 1996. 3. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб пособ. для студ. пед. институтов. – М., 1991, С. 19-35. 4. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. – М.,1995. 5. Психолого-медико-педагогическая консультация: Метод. реком.. / Пауч. ред. Л.И.Шипицина. – СПб., 1999. 6. Специальная педагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. пед. завед. / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова, Под ред. Назаровой Н.М., М.,2000. 7. Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.  
  Особенности психического развития и образования детей с задержкой психического развития (ЗПР). Олигофрено-психология, олигофренопедагогика   1.Заполнить таблицу по особенностям развития познавательной сферы у детей с ЗПР (внимание, память, мышление, речь, восприятие). 2. Деятельность диагностических классов, классов КРО и компенсирующего обучения. Терминологический диктант   Сообщение 1. Дефектология: Словарь – справочник / под ред. Пузанова Б.П. – М., 1996. 2. Интегрирующее обучение: проблемы и перспективы. – М.,СПб., 1996. 3. Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы. – М., 1995. 4. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб пособ. для студ. пед. институтов. – М., 1991, С. 19-35. 5. Психолого-медико-педагогическая консультация: Метод. реком.. / Пауч. ред. Л.И.Шипицина. – СПб., 1999. 6. Специальная педагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. пед. завед. / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова, Под ред. Назаровой Н.М., М.,2000. 7. Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.  
  Особенности психического развития и образования детей и подростков с нарушениями зрения. Тифлопсихология, тифлопедагогика   1. Заполнить таблицу по особенностям развития познавательной сферы у детей с нарушением зрения (внимание, память, мышление, речь, восприятие). 2. Особенности обучения, воспитания и коррекции слабовидящих детей в массовой школе и специальных общеобразовательных учреждениях, в коррекционных группах ДОУ. Терминологический диктант     Сообщение 1. Дефектология: Словарь – справочник / под ред. Пузанова Б.П. – М., 1996. 2. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб пособ. для студ. пед. институтов. – М., 1991, С. 19-35. 3. Психолого-медико-педагогическая консультация: Метод. реком.. / Пауч. ред. Л.И.Шипицина. – СПб., 1999. 4. Специальная педагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. пед. завед. / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова, Под ред. Назаровой Н.М., М.,2000. 5. Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.  
  Особенности психического развития и образования детей и подростков с нарушениями слуха. Сурдопсихология, сурдопедагогика   1. Заполнить таблицу по особенностям развития познавательной сферы у детей с нарушением слуха (внимание, память, мышление, речь, восприятие). 2.Особенности учебно-воспитательного процесса в специальных образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха, в коррекционных группах ДОУ. Терминологический диктант     Сообщение 1. Дефектология: Словарь – справочник / под ред. Пузанова Б.П. – М., 1996. 2. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб пособ. для студ. пед. институтов. – М., 1991, С. 19-35. 3. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. – М.,1995. 4. Психолого-медико-педагогическая консультация: Метод. реком.. / Пауч. ред. Л.И.Шипицина. – СПб., 1999. 5. Специальная педагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. пед. завед. / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова, Под ред. Назаровой Н.М., М.,2000. 6. Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.  
  Особенности психического развития и образования детей с глубокими нарушениями речи. Логопсихология, логопедия   1.Заполнить таблицу по особенностям развития познавательной сферы у детей с глубокими нарушениями речи (внимание, память, мышление, речь, восприятие). 2. Психосоциальное значение речевого общения в развитии ребенка. Терминологический диктант     Сообщение 1. Дефектология: Словарь – справочник / под ред. Пузанова Б.П. – М., 1996. 2. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб пособ. для студ. пед. институтов. – М., 1991, С. 19-35. 3. Психолого-медико-педагогическая консультация: Метод. реком.. / Пауч. ред. Л.И.Шипицина. – СПб., 1999. 4. Специальная педагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. пед. завед. / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова, Под ред. Назаровой Н.М., М.,2000. 5. Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.  
  Особенности психического развития и образования детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Развитие и образование детей с ДЦП   1. Составить таблицу по особенностям развития познавательной сферы у детей нарушением опорно-двигательного аппарата (внимание, память, мышление, речь, восприятие). 2. Нарушения осанки и другие виды нарушений опорно-двигательного аппарата у учащихся средней школы (сколиоз, кифоз и др.), психологические особенности таких учащихся. Профилактика и коррекция. Терминологический диктант     Сообщение 1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994. 2. Дефектология: Словарь – справочник / под ред. Пузанова Б.П. – М., 1996. 3. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом: Метод. реком. – М., СПб., 1998. 4. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. – М.,1995. 5. Психолого-медико-педагогическая консультация: Метод. реком.. / Пауч. ред. Л.И.Шипицина. – СПб., 1999. 6. Специальная педагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. пед. завед. / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова, Под ред. Назаровой Н.М., М.,2000. 7. Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.  
  Особенности психического развития и образования детей с ранним детским аутизмом, со сложными дефектами развития. Развитие и образование детей с РДА, со сложными дефектами   1. Заполнить таблицу по особенностям развития познавательной сферы у детей с РДА, со сложными дефектами (внимание, память, мышление, речь, восприятие). 2. Подготовить доклады на следующие темы: «Холдинг-терапия при работе с аутичными детьми», «Работа с родителями в системе коррекционно-воспитательной работы с аутичными детьми», «Особенности игровой деятельности детей с РДА», «Проблемы воспитания ребенка со сложными и множественными нарушениями в семье», «Психологическая диагностика и коррекция при сложных нарушениях развития». Терминологический диктант     Сообщение 1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994. 2. Дефектология: Словарь – справочник / под ред. Пузанова Б.П. – М., 1996. 3. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. – М.,1995. 4. Психолого-медико-педагогическая консультация: Метод. реком.. / Пауч. ред. Л.И.Шипицина. – СПб., 1999. 5. Специальная педагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. пед. завед. / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова, Под ред. Назаровой Н.М., М.,2000. 6. Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.  
  Система помощи детям с нарушениями развития в России. Интеграция Дифференциация Реабилитация   Подготовить доклады на следующие темы: «Перспективы развития специальной педагогики и специального образования», «Общее и специальное образование: интеграция и дифференциация», «Современная система специальных образовательных услуг», «Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования». Сообщение 1. Интегрирующее обучение: проблемы и перспективы. – М.,СПб., 1996. 2. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. – М.,1995. 3. Психолого-медико-педагогическая консультация: Метод. реком.. / Пауч. ред. Л.И.Шипицина. – СПб., 1999. 4. Специальная педагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. пед. завед. / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова, Под ред. Назаровой Н.М., М.,2000. 5. Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.  

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ

К ПРОВЕДЕНИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ»

Организационными формами НИРС по дисциплине «Основы специальной педагогики и психологии» могут являться:

- учебно-исследовательская работа в рамках выполнения учебных заданий по дисциплине;

- индивидуальные научно-исследовательские работы студентов по проблемам, изучаемым в рамках дисциплины; участие студентов в разработке определенной проблемы под руководством научного руководителя из числа профессорско-преподавательского состава, в том числе и в рамках курсовых и выпускных квалификационных работ;

- участие студентов в студенческих научных мероприятиях различного уровня (кафедральные, институтские, межвузовские, городские, региональные, всероссийские, международные), стимулирующих индивидуальное научное творчество студентов.

 

2.3. Календарно-тематическое планирование

ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ»

2.3.1. Календарно-тематическое планирование

ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ»

ДН (МР)

Направление – 540300 - филологическое образование

Курс 5 семестр 9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.02 с.)