Тема: Система помощи детям с нарушениями развития в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Система помощи детям с нарушениями развития в России



Основные понятия: ПМПК, специальное образование, специальное (коррекционное) образовательное учреждение, виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений, социальная реабилитация, абилитация, адаптация, интеграция.

 

Вопросы для обсуждения

1. История становления специального образования.

2. Правовые основы специального образования.

3. Социально-психологическая служба в ОУ.

4. ПМПК: функции, структура, система работы.

5. Система социальной защиты детей с проблемами жизнедеятельности.

Основная литература

1. Специальная педагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. пед. завед. / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова, Под ред. Назаровой Н.М., М., 2000.

2. Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

 

Дополнительная литература

1. Агавелян Р.О. Социально-перцептивные особенности личности педагога специальной школы в профессиональной деятельности. – Новосибирск, 1999.

2. Гилевич И.М., Тигролова Л.И. К проблеме интеграции (программа подго­товки учителей массовых школ к работе с детьми с нарушениями слуха) // Дефек­тология - 1996. - № 6.

3. Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

4. Информационный бюллетень по реализации Федеральной целевой про­граммы «Дети России», подпрограммы «Дети-инвалиды». - М., 1995.

5. Компенсирующее обучение в России // Действующие нормативные докумен­ты и учебно-методические материалы. - М., 1997.

6. Назарова Н.М. Развитие теории и практики дефектологического образования. Сурдопедагог: история, современные проблемы, перспективы профессиональной подготовки. – М., 1992.

7. Назарова Н.М. Закономерности развития интеграции как социального и пе­дагогического феномена // Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспек­тивы.-М., 1996.-Ч. 1.

8. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации № 245 от 25 марта 1993 г. «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности».

9. Постановление Министерства труда и занятости населения РФ № 21 от 11 июня 1992 г. «Об утверждении Временного положения о порядке квотирования рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, нуждаю­щихся в социальной защите».

10. Психолого-медико-педагогическая консультация: Методические рекоменда­ции / Науч. ред. Л.М.Шипицина. - СПб., 1999.

11. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестома­тия / Сост. Л.М.Шипицина. - СПб., 1997.

12. Реабилитационные службы помощи детям. - СПб., 1993

13. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г.

14. Степашов Н.С. Состояния социально-групповых затруднений жизнедея­тельности человека. - Курск, 1996.

15. Указ Президента Российской Федерации № 802 от 27 июля 1992 г. «О науч­ном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов».

16. Шевченко С.Г. Вариативные формы образования детей с трудностями в обучении в массовых школах // Дефектология. - 1996. - № 1.

17. Шипицина Л.М. Старое и новое: социальная защита в России. - СПб., 1997.

18. Ямбург Е.А. Школа для всех. Адаптивная модель (теоретические основы и практическая реализация). - М., 1997.

4.4. Лабораторный практикум по дисциплине «Основы специальной педагогики и психологии»

Лабораторная работа № 1

Тема: Особенности психического развития и образования детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Цель: овладеть навыками выявления детей с задержкой психического развития, определить методы диагностики, психокоррекции и профилактики вторичных отклонений.

Задания

1. Диагностика познавательной сферы у детей с ЗПР.

2. Диагностика эмоционально-волевой сферы и развития личности детей с ЗПР.

3. Определить особенности воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии.

4. Определить методы коррекционной и профилактической работы с детьми, имеющими задержку психического развития.

 

Основная литература

3. Специальная педагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. пед. завед. / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова, Под ред. Назаровой Н.М., М., 2000.

4. Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Дополнительная литература

1. Актуальные проблемы диагностики ЗПР детей. / Под ред. К.С.Лебединской. – М., 1982.

2. Антипина А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими ЗПР. // Начальная школа. – 1993.- №2. – С.60-64.

3. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с ЗПР. – М., 1999.

4. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. – М.,2000.

5. Смелик В.А. Особенности обучения детей с ЗПР. // Начальная школа. – 1994.- № 4. С. 10-11.

6. Соловьева В.С. Интегрированный курс обучения детей с ЗПР.// Начальная школа. – 1993. - №2.- С. 64-67.

7. Шурдукалов В.Н. Организация обучения детей с ЗПР: Из опыта // Начальная школа. – 1993- № 2 – С.58-60.

Лабораторная работа № 2

Тема: Особенности психического развития и образования детей и подростков с нарушениями зрения

Цель: овладеть навыками выявления детей с нарушением зрения, овладеть методом диагностики остроты зрения, ознакомиться с глазными заболеваниями, сопутствующими снижению остроты зрения, определить методы коррекции и профилактики вторичных отклонений детей, особенности работы с родителями.

 

Задания

1. Методы диагностики остроты зрения.

2. Диагностика познавательной сферы у детей с нарушением зрения.

3. Диагностика эмоционально-волевой сферы и развития личности слепых и слабовидящих детей.

4. Определить особенности образования детей с нарушением зрения.

5. Особенности работы с родителями детей, имеющими нарушения зрения.

 

Основная литература

1. Специальная педагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. пед. завед. / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова, Под ред. Назаровой Н.М., М., 2000.

2. Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

3. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя –дефектолога /Под ред. Л.М. Шипициной. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 528 с.

 

Дополнительная литература

1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей.-М., 1964.

2. Аномалии развития и коррекционно-воспитательная работа при глубоком нарушении зрения у детей: Сб. науч.трудов. — М., 1980.

3. Демирполглян Г.Г. Как сохранить и изучить зрение. — М., 1995.

4. Денискина В.З. Совершенствование навыков ориентировки в про­странстве учащихся школ для слепых и слабовидящих детей: Методи­ческие рекомендации. — Уфа, 1996.

5. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. — М., 1990.

6. Кондратов А.М. Если ребенок не видит. - М., 1991.

7. Коррекционная работа с учащимися начальных классов школ для слепых детей /Под ред. Л.И. Солнцевой. - М., 1990.

8. Кручинин В.А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения в процессе школьного обучения. - СПб., 1991.

9. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. - СПб., 1998.

10. Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы кор­рекции / Под ред Л.И. Солнцевой. - М., 1990.

11. Феоктистова В.А. Организация коррекционной работы в млад­ших классах для слепых и слабовидящих. - Киев, 1977.

12. Хювяринен Л. Зрение у детей: нормальное и с нарушениями. - СПб., 1996.

Лабораторная работа № 3

Тема: Особенности психического развития и образования детей и подростков с нарушениями слуха

Цель: овладеть навыками выявления детей с нарушением слуха, овладеть методом аудиометрии, определить методы коррекции и профилактики вторичных отклонений детей, особенности работы с родителями.

 

Задания

1. Методы диагностики сохранности слуха.

Диагностика познавательной сферы у детей с нарушением слуха.

2. Диагностика эмоционально-волевой сферы и развития личности глухих и тугоухих детей.

3. Определить особенности образования детей с нарушением слуха.

4. Особенности работы с родителями детей, имеющими нарушения слуха.

Основная литература

5. Специальная педагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. пед. завед. / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова, Под ред. Назаровой Н.М., М., 2000.

6. Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

7. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя –дефектолога /Под ред. Л.М. Шипициной. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 528 с.

 

Дополнительная литература

1. Алова М.И., Алов В,В. Малыш не слышит. - СПб., 1992.

2. Боскис P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха. - М», 1975.

3. Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология: учеб. Для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 192 с.

4. Зыков С.Л. Методика обучения неслышащих детей языку. - М., 1977.

5. Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушением слуха / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной и И.А. Михаленковой. - СПб., 1999.

6. Крайнин В.А, Крайнина З.М. Человек не слышит. — М., 1987.

7. Марциновская Е.М. Основы предметно-практического обучения глухих школьников. - М., 1985.

8. Розенблюм А.С., Цирульников Е.М. Новые методы диагностики нарушений слуха. - СПб., 1993.

9. Тарасов Д.И., НасединАН., Лебедев В.П., Токарев О.П. Тугоухость у детей. -М., 1984.

10. Тигранова Л.И. Умственное развитие слабослышащих детей. — М., 1978.

11. Тигранова Л.И. Развитие логического мышления детей с наруше­нием слуха. - М., 1991.

12. Шипицына Л.М., Назарова Л.П. Интегрированное обучение де­тей с нарушением слуха. - СПб., 1999..

13. Яшкова Н.В. Наглядное мышление глухих детей. - М., 1988.

 

Лабораторная работа № 4

Тема: Особенности психического развития и образования детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Цель: овладеть навыками выявления детей с патологией опорно-двигательной системы, определить методы диагностики, коррекции и профилактики вторичных отклонений, особенности организации образовательного процесса для детей с ДЦП.

Задания

1. Основные принципы диагностики психического состояния при ДЦП.

2. Психолого-педагогическая коррекция вторичных отклонений при ДЦП.

3. Особенности обучения и воспитания детей в школах-интернатах VI вида.

4. Профориентация, профессиональное образование и трудовая деятельность людей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

 

Основная литература

1. Специальная педагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. пед. завед. / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова, Под ред. Назаровой Н.М., М.,2000.

2. Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

 

Дополнительная литература

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.

2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1993.

3. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральными параличами в семье. – М., 1993.

4. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб. пособ. для студ. пед. институтов. – М., 1991, С. 19-35.

5. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2001.

6. Мамайчук В.В. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. – СПб, 2000.

7. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / под ред. Т.А. Власовой. – М., 1985.

 

Лабораторная работа № 5

Тема: Особенности психического развития и образования детей с ранним детским аутизмом, со сложными дефектами развития.

Цель: овладеть навыками выявления детей с РДА, овладеть методами диагностики, коррекции и профилактики отклонений, особенности организации образовательного процесса для детей с РДА.

Задания

1. Классификация состояний РДА по степени тяжести.

2. Своеобразие развития познавательной и эмоционально-волевой сферы личности детей с РДА.

3. Проблемы воспитания ребенка с РДА в семье и образовательном учреждении.

4. Психологическая диагностика и коррекция при раннем детском аутизме.

 

Основная литература

1. Специальная педагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. пед. завед. / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова, Под ред. Назаровой Н.М., М.,2000.

2. Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

 

Дополнительная литература

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.

2. Дефектология: Словарь – справочник / под ред. Пузанова Б.П. – М., 1996.

3. Детский аутизм: Хрестоматия /Сост. Л.М. Шипицына. – СПб., 2001.

4. Лебединская К.С., Никольская О.Н. Диагностика раннего детского аутизма. – М., 1991.

5. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. – М., 1985.

6. Либлинг М.М. Подготовка к обучению детей с ранним детским аутизмом // Дефектология. – 1997. - № 4.

7. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети: Развитие психики в процессе формирования поведения. – М., 1974.

8. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. – М., 1997.

5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины «Основы специальной педагогики и психологии»

5.1. Рекомендуемая литература

5.1.1. Основная литература:

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.

2. Дефектология: Словарь – справочник / под ред. Пузанова Б.П. – М., 1996.

3. Интегрирующее обучение: проблемы и перспективы. – М.,СПб., 1996.

4. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом: Метод. реком. – М., СПб., 1998.

5. Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы. – М., 1995.

6. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб пособ. для студ. пед. институтов. – М., 1991, С. 19-35.

7. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. – М.,1995.

8. Психолого-медико-педагогическая консультация: Метод. реком.. / Пауч. ред. Л.И.Шипицина. – СПб., 1999.

9. Специальная педагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. пед. завед. / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова, Под ред. Назаровой Н.М., М.,2000.

10. Основы специальной психологии: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

 

5.1.2. Дополнительная литература:

1. Актуальные проблемы диагностики ЗПР детей/Под ред. К.С.Лебединской. – М., 1982.

2. Антипина А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими ЗПР. // Начальная школа. – 1993.- №2. – С.60-64.

3. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с ЗПР. – М., 1999.

4. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1993.

5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. – Т.4,5 – М.,1984.

6. Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм / Под ред. К.С. Лебединской, О.С. Никольской и др. – М.,1981.

7. Грузинова Г. Дети с ограниченными возможностями: мифы, реальность, пути интеграции. // Директор школы. – 1999 - № 4. – С. 59.

8. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М., 1992.

9. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной речи учащихся начальных классов. – М.,1991.

10. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1985.

11. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральными параличами в семье. – М., 1993.

12. Кондрашенко В.Г. Девиантное поведение: социально-психологический и педагогический аспект. – Минск,1998.

13. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1995.

14. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития. // Дефектология. – 1994. - №

15. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2001.

16. Малофеев Н.Н Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития. // Дефектология. – 1997. - № 4.

17. Мамайчук В.В. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. – СПб, 2000.

18. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. – М.,2000.

19. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети: Развитие психики в процессе формирования поведения. – М., 1974.

20. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.,1997.

21. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. / Под ред. Т.А. Власовой. – М., 1985.

22. Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития / Под ред. Л.И. Романовой, Н.А. Цыпиной. – М.,1993.

23. Розанова Т.В. Методы психолого-педагогического изучения глухих детей со сложным дефектом // Дефектология. – 1992. – № 2-3.

24. Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. – М., 1990.

25. Смелик В.А. Особенности обучения детей с ЗПР. // Начальная школа. – 1994.- № 4. С. 10-11.

26. Соловьева В.С. Интегрированный курс обучения детей с ЗПР.// Начальная школа. – 1993. - №2.- С. 64-67.

27. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. – М.,1994.

28. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. – М.,1999.

29. Шурдукалов В.Н. Организация обучения детей с ЗПР: Из опыта // Начальная школа. – 1993- № 2 – С.58-60.

30. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с нарушениями речи. – М.,1996.

 

5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины «Основы специальной педагогики и психологии»

Для обеспечения данной дисциплины необходимы учебные и методические пособия: учебники, учебно-методические пособия, пособия для самостоятельной работы, примеры характеристик детей с различными видами нарушений развития, видеосюжеты, фрагменты художественных фильмов, демонстрирующих особенности психического развития и поведения людей с особыми проблемами в жизнедеятельности.

 

6. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Основы специальной педагогики и психологии»

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

6.1. Оборудование аудитории:

оборудованный видеозал;

учебно-наглядные пособия по системе Л. Брайля, по дактилологии и жестовой речи;

приборы для письма по Л.Брайлю, грифели, лупы;

примеры учебников и учебно-дидактических материалов, используемых при обучении детей с особыми образовательными потребностями в специальных (коррекционных) школах.

 

6.2. Технические средства обучения:

Полиэкранная система отображения

- Мультимедиа проектор

- Экран моторизированный

- Интерактивная доска с программным обеспечением

- Устройство воспроизведения DVD

- Маркерная доска с комплектом расходных материалов

- Приспособление для размещения и развешивания плакатов

 

Аудио, видеоаппаратура

- Усилитель мощности

- Акустическая система

- Кассетная дека

- Комплект кабельного оборудования

- Видеомагнитофон

- Мультимедиа проектор

 

7. Содержание итогового и промежуточного контроля по дисциплине «Основы специальной педагогики и психологии»

7.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы по дисциплине «Основы специальной педагогики и психологии»

Примерный перечень вопросов к экзамену

1. Специальная психология как наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей.

2. Специальная педагогика как наука о закономерностях воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями

3. Основные понятия и проблемы специальной психологии и специальной педагогики.

4. Норма и отклонения в развитии человека.

5. Предметные области современной специальной педагогики, ее связь с другими науками.

6. Факторы психического развития человека. Классификация патогенных факторов развития.

7. Понятия «первичный дефект» и «вторичные нарушения», «простой» и «сложный» дефекты, «врожденный» и «приобретенный» дефекты.

8. Единство закономерностей нормального и аномального развития. Общие закономерности отклоняющегося развития.

9. Л.С. Выготский о дефекте и компенсации.

10. Понятие «коррекция дефекта».

11. Дизонтогенез, его параметры.

12. Классификация видов дизонтогенеза.

13. Социокультурные основы специального образования.

14. Правовые основы специального образования.

15. Принципы специального образования.

16. История становления и развития национальных систем специального образования.

17. Школьная система специального образования.

18. Формы организации специального обучения. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования.

19. Социально-психологическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

20. Цели и организация работы психолого-медико-педагогической консультации.

21. Дифференциация и интеграция в современном образовании.

22. Социальная реабилитация и адаптация лиц с нарушениями развития.

23. Дети с недостатком интеллекта. Формы умственной отсталости.

24. Особенности развития детей с умственной отсталостью.

25. Специальное образование умственно отсталых детей.

26. Понятие «задержка психического развития». Причины ЗПР. Классификации ЗПР.

27. Характерные особенности детей с ЗПР.

28. Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР.

29. Нарушения слуха. Причины нарушений слуха, методы диагностики нарушений. Педагогическая классификация лиц с недостатками слуха.

30. Психофизические особенности детей и подростков с нарушениями слуха.

31. Образование детей и подростков с нарушениями слуха в специальных и массовых общеобразовательных учреждениях.

32. Дети с нарушениями зрения, классификация нарушений зрительных функций, методы диагностики нарушений.

33. Особенности психического развития детей с нарушениями зрения.

34. Специальное образование лиц с нарушениями зрения.

35. Виды нарушений опорно-двигательного аппарата. Структура двигательного дефекта при ДЦП. Формы ДЦП.

36. Особенности психофизиологического развития детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

37. Система специализированной помощи детям, страдающим церебральным параличом.

38. Нарушения речи: причины и классификация.

39. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями.

40. Система учреждений для детей с нарушениями речи. Коррекционная помощь детям с нарушениями речи в общеобразовательных учреждениях. Психокоррекция и психологическая поддержка.

41. Синдром раннего детского аутизма и аутистические черты личности: причины и механизмы возникновения, классификация состояний по степени тяжести.

42. Клинико-психологическая характеристика аутистических расстройств личности.

43. Коррекционная психолого-педагогическая помощь при раннем детском аутизме.

44. Сложные дефекты, их причины и виды. Основные группы детей со сложными дефектами. Развитие и образование детей со сложными дефектами.

Примерная тематика рефератов

1. История развития дефектологии.

2. Вклад Выготского Л.С. в развитие дефектологии.

3. Проблемы отражения детей с особыми проблемами в жизнедеятельности в художественной литературе.

4. Современные тенденции в оценивании учебных достижений детей с особыми образовательными потребностями.

5. ПМПК: характеристика деятельности.

6. Вклад людей с особыми проблемами в жизнедеятельности в развитие науки, техники, искусства.

7. Развитие речи детей с особыми образовательными потребностями на уроках русского языка и литературы.

8. Правовые основы специального образования.

9. Система специального образования в РБ.

10. Система коррекционной помощи детям с нарушенным развитием.

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «Основы специальной педагогики и психологии»

В соответствии с задачами подготовки студентов педагогических вузов в программе по курсу «Основы специальной педагогики и психологии»раскрываются содержание и методы и формы обучения воспитания, специфику организации коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Программа курса «Основы специальной педагогики и психологии» реализуется в процессе чтения лекций, проведения семинарских занятий, организации самостоятельной работы студентов, групповых, индивидуальных консультаций, собеседований в связи с подготовкой к экзамену, написание рефератов, докладов и выступлений на научно-методических студенческих конференциях.

В программе отражены современные научные исследования по данной проблеме. Рассмотрение программного материала предваряется определением его основной направленности, значения и актуальности.

В программе раскрывается исторический аспект развития исследуемой науки, фиксируется внимание на новейших достижениях и перспективах развития различных диагностических и коррекционных методик, методик специального обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

9. Учебная практика по дисциплине «Основы специальной педагогики и психологии» не предусмотрена.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 540300 - филологическое образование, специальности 032900 Русский язык и литература; 033000.00 Родной язык и литература с дополнительной специальностью Русский язык и литература;033000.00 Родной язык и литература; 032700 юриспруденция.

 

 

Программу составила: Бахтиярова В.Ф., к.п.н., доцент кафедры педагогики БГПУ им. М.Акмуллы

 

Программа одобрена на заседании кафедры педагогики ___ сентября 2009 г., протокол № 1.

 


МОДУЛЬ II

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПРЕПОДАВАНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ»


СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ II

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПРЕПОДАВАНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ»

2.1. Конспекты лекций  
2.2. Методические указания и рекомендации  
2.2.1. Методические указания и рекомендации к проведению семинарских занятий,  
2.2.2. Методические указания и рекомендации к выполнению лабораторных и практических работ,  
2.2.3. Методические указания и рекомендации к организации самостоятельной работы студентов по дисциплине  
2.2.4. Методические указания и рекомендации к организации научно-исследовательской работы студентов по дисциплине  
2.3. Календарно-тематическое планирование  
2.3.1. Календарно-тематическое планирование лекций  
2.3.2. Календарно-тематическое планирование семинарских и лабораторно-практических занятий  
2.3.3. План-график выполнения СРС  

2.1. Конспекты лекций по дисциплине

«ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ»

Лекция 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.124 (0.196 с.)