Факторы перерастания конкуренции в монополию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы перерастания конкуренции в монополию



До сих пор мы рассматривали конкуренцию и монополию в качестве абстрактных рыночных моделей, раскрывающих, так сказать, арифметику поведения субъектов рынка, выбор ими оптимальных решений относительно объема продаж в условиях, отвлеченных от множества реальных общественных отношений.

Конкуренция в самом общем значении этого слова есть соперничество, борьба за получение конкурирующими субъектами для себя наибольших выгод. Следовательно, в неявной форме конкуренция означает борьбу за получение соперниками наименьших выгод. Монополия по своей сути означает преимущество, преобладание и в этом смысле выступает как противоположность конкуренции, поскольку конкуренция предполагает относительное равенство соперников, а монополия – неравенство, преобладание возможностей, позволяющее с наибольшим успехом получать выгоды для себя за счет других.

В обыденном рыночном сознании конкуренция ассоциируется с равенством и, по мнению сторонников рыночной идеологии, символизирует справедливость. Поэтому каждый истый рыночник ратует за честную конкуренцию, но сам втайне мечтает быть монополистом и принимает все доступные меры к тому, чтобы стать таковым в действительности. Как отмечал еще Адам Смит, когда представители одной и той же отрасли встречаются друг с другом, "беседа между ними завершается сговором против публики или каким-то маневром с целью повысить цены".

Монополия как общественное экономическое отношение имеет длительную историю. Цеховой строй феодальной эпохи представлял, в сущности, монополистическую систему хозяйства. Для занятия тем или иным промыслом необходимо было вступить в члены цеха, доступ же туда был чрезвычайно затруднен, число членов ограничено. Различные регламенты предписывали многие детали самого процесса производства: качество обрабатываемого материала, величину и вес изготовляемых продуктов, употребление определенных инструментов и т.д. Вплоть до конца XVIII в. в Европе существовала система исключительных монополий, выдаваемых отдельным лицам или компаниям скупщиков на производство того или иного промысла в определенном районе или даже по всей стране. Промышленники обладали исключительными привилегиями учреждения определенного рода предприятий по производству и сбыту товаров.

В Англии исключительные привилегии отдельных лиц или ассоциаций промышленников были ликвидированы значительно раньше, чем в остальной Европе. Но намного дольше сохранялись привилегии, принадлежавшие различным корпорациям и цехам.

Известно, например, что во время пребывания Адама Смита в Глазго там работал над своей моделью паровой машины Джеймс Уатт. Узнав о его деятельности, корпорация механиков, к составу которой он не принадлежал, запретила ему продолжать работу. Только в качестве университетского механика, в пределах университета, на который не распространялся надзор корпораций, Уатт мог работать дальше, чтобы довести до практического результата свое изобретение.

Промышленный капитал в конце концов разбил феодальные оковы в виде средневековых ограничений и привилегий, но тут же стал себе ковать новые. Эпоха свободной капиталистической конкуренции не просуществовала и ста лет. Если в конце XVIII в. еще сохранялись остатки цеховой монополии, то уже в середине XIX в. на новой, не существовавшей прежде, крупной промышленной основе начала складываться монополия капиталистическая.

Как любому другому общественному отношению, капиталистической монополии предшествовали качественные изменения в уровне развития производительных сил. Они заключались в промышленной революции, выразившейся в появлении машин и возникновении на их основе новой формы промышленности – фабрики. Быстрое развитие машинной техники, увеличение размеров машин, переход от применения отдельных машин к кооперации и системе машин дало толчок укрупнению фабрик и невиданному прежде росту производительности труда.

Машина сначала технически опрокидывает старую форму разделения труда, на месте которой создаются новые формы кооперации и разделения труда, новые формы организации и управления производством. Применение машин и укрупнение фабрик обусловливают рост концентрации и централизации капитала. Создается, таким образом, новый способ производства, а именно крупный машинный способ производства. Его специфическими чертами являются высокий и непрерывно растущий уровень разделения, специализации и кооперации труда в общественном масштабе, концентрация производства и капитала, централизация капитала.

Концентрацией производства называется процесс сосредоточения средств производства и рабочей силы на крупных предприятиях, обусловленного экономическими преимуществами крупного производства. Происходящее в связи с этим увеличение размеров капитала посредством капитализации части прибавочной стоимости называется концентрацией капитала.

Централизацией капитала принято называть увеличение размера капитала посредством поглощения одним капиталом другого или посредством добровольного объединения нескольких самостоятельных капиталов в форме акционерных обществ. Однако такое определение неточно отражает сущность явления, которая состоит в централизации управления капиталом во все возрастающем масштабе. Управление объединенным капиталом фирм, до того действующих обособленно, подчиняясь стихии рынка, и потому недостаточно эффективно, является самостоятельным мощным фактором повышения эффективности производства. Поэтому более правильно данное явление называть не централизацией капитала, а централизацией управления капиталом.

Концентрация капитала и централизация управления им представляют собой два способа укрупнения капитала, тесно связанных между собой и опосредуемых друг другом. Быстрый рост капитала вызывается экономическими преимуществами, свойственными крупному капиталу, которые в конечном счете выражаются в удешевлении продукции и повышении ее качества. Такими преимуществами в сфере производственной деятельности являются: использование крупной высокопроизводительной техники, уменьшение доли постоянных расходов на единицу продукции, возможности специализации рабочих мест, комбинирования производственных процессов, стандартизации и унификации продукции. В сфере торговой деятельности к этим преимуществам добавляется возможность монополизации рынка, а значит и получения монопольной сверхприбыли, оправдывающей материальные затраты и объясняющие нравственные проступки или даже преступления, которые приходится совершать ради завоевания рынка.

Таким образом, процесс монополизации рынка определяется двумя причинами. Во-первых, общественной выгодой, которую концентрация производства и централизация управления им приносит так или иначе каждому члену общества. Во-вторых, частной выгодой, которую получает монополист в виде сверхприбыли, благодаря своему господству на рынке. Эта особенность составляет их внутреннее противоречие. Несомненная общественная польза монополий и столь же несомненный их вред от господства частных интересов над общественными являются двумя противоположностями монополий, находящимися в диалектическом единстве и служащими внутренней основой их развития. Одна сторона противоречия обусловливает общественную поддержку развитию монополий, вторая – общественное сопротивление им и необходимость установления над ними общественного контроля.

15.2. Исторические формы образования монополий

Методы образования монополий: сговор и договор

Прежде чем конкуренция превращается в монополию, она проходит олигополистическую стадию развития.Именно на этой стадии завязываются ожесточенные бои за господство на рынке.

На олигополистическом рынке прибыльность предприятия зависит не только от соотношения спроса и издержек, но и от действий конкурирующих фирм.Результатом воздействия этого фактора на поведение фирм являются так называемые "ценовые войны", сущность которых заключается в значительном снижении цены предприятием с целью не допустить на рынок потенциальных конкурентов и вытеснить с рынка наиболее слабых из действующих конкурентов. Таким образом, как отмечают источники, при олигополии цены и количество продукции могут изменяться не только в результате объективного изменения соотношения спроса и предложения, но и под воздействием чисто субъективных свойств человеческого характера, таких, как упрямство, лояльность, терпение и агрессивность.

Всякая война вынуждает ее участников вступать в разнообразные более или менее длительные и прочные союзы. Поэтому поведение олигополии всегда определяется двумя силами, действующими в противоположном направлении. Первая – это заинтересованность каждого продавца в максимизации собственных прибылей. Вторая – поиск союзников для достижения своей главной цели. Поскольку такие союзы часто создаются втайне от конкурентов и покупателей, этот процесс называется сговором. Сговор – это явное или молчаливое соглашение между предприятиями отрасли с целью установления фиксированных цен и объемов выпуска или в целях ограничения иным способом соперничества между ними.

Сговаривающиеся олигополисты могут вести себя подобно монополисту, устанавливая монопольную цену. Но прочности сговора мешает опасение каждого участника, что другие участники могут нарушить соглашение и обманом значительно увеличить свои прибыли, немного снижая свою цену и отбирая тем самым часть объема продаж у своих партнеров. Поэтому возможность для каждого продавца увеличить свою долю в отраслевой прибыли посредством самостоятельной политики, основанной на недоверии к соперникам, может привести некоторые предприятия к отказу от сговора или вынудить их разорвать договорные соглашения. Но если все предприятия станут вести себя независимо и, соперничая друг с другом, будут снижать цены, то рыночная цена упадет и всем продавцам будет хуже, чем было при сговоре. Это заставляет их вновь и вновь возвращаться к сговору.

С точки зрения управления рынком целесообразно знать, в каких ситуациях сговор является более или менее вероятным. Некоторые из них формулируются следующим образом.

1. Вероятность сговора тем выше, чем в большей степени правовая система благоприятствует явным соглашениям с целью повышения цены и ограничения объема производства.

2. Вероятность сговора тем выше, чем меньшее число фирм к нему причастно. Когда в дело вовлечено множество лиц, договориться труднее и труднее выявить случаи нарушения соглашения.

3. Вероятность сговора выше между партнерами, близкими по своим экономическим характеристикам. Например, различия в издержках затрудняют соглашения по наиболее выгодной цене, так как предприятия с высокими издержками хотят установления более высоких рыночных цен, чем предприятия с низкими издержками.

4. Вероятность сговора тем выше, чем легче выявляются нарушения достигнутого соглашения.

Сговор обусловливает повышение цен и прибылей и тем самым привлекает новые предприятия. Чтобы сговор был прибыльным в долгосрочной перспективе, предприятиям приходится принимать согласованные меры по предотвращению проникновения на рынок новых продавцов.

Сговор не обязательно может иметь форму официального соглашения. Если явные соглашения о ценах между частными корпорациями законом запрещены, олигополисты часто ищут пути к тайному сотрудничеству. В арсенале современных олигополистов есть достаточно средств, чтобы принимать согласованные решения в неявном виде.

Чаще всего молчаливый сговор происходит в форме равнения на олигополистического лидера в области ценообразования. Такой лидер устанавливается с молчаливого согласия остальных предприятий отрасли, которые сохраняют свои цены неизменными до тех пор, пока лидер не объявит об изменении своих цен, и, как правило, они следуют за ним, объявляя о таких же изменениях.

Ценовой лидер самостоятельно решает, когда необходимо изменить цену. Если его расчет верен, то другие предприятия следуют за ним, и в результате лидер изменяет отраслевую цену, не прибегая к явному сговору с другими фирмами. Если другие фирмы не поддерживают его политику, то лидер отказывается от увеличения цены.

Обычно лидером является самое крупное предприятие в отрасли, но если на его заявления другие предприятия систематически не отзываются молчаливым согласием, то может появиться другой лидер.

Предприятия терпят большие убытки, если кто-то из конкурентов тайно понижает цены на свои товары, переманивая покупателей у других продавцов и увеличивая, таким образом, объем своих продаж. Поэтому иногда олигополисты подписывают долгосрочные контракты со своими постоянными покупателями, обязуясь возместить любую более низкую цену, предложенную другим продавцом, или установить для всех своих клиентов такую же цену. Эти практические меры противодействуют подрыву сговора посредством тайных скидок с цены.

Сговор олигополистов не всегда может защитить их рынок от проникновения новых предприятий. Сверхприбыли привлекают новые фирмы в отрасль, и увеличение общего объема продаж за счет новых производств приводит к понижению цены до конкурентного уровня. При отсутствии ограничений входа на рынок сговор не может обеспечить рост прибылей в долгосрочной перспективе.

Чтобы сдержать проникновение новых предприятий, находящиеся в сговоре продавцы могут установить объем выпуска выше монопольного уровня и таким образом понизить цены и уменьшить привлекательность рынка для новичков. Практика назначения самой низкой цены, которая препятствует входу на рынок, называется политикой сдерживания цен.

Другим методом вытеснения конкурентов из отрасли является политика хищнического ценообразования, суть которой заключается в том, что предприятия, занимающие прочное положение, поддерживают избыточные мощности с тем, чтобы резко нарастить выпуск продукции в том случае, если проникновение новичков на рынок все-таки происходит.

Как правило, "хищник" снижает цену очень резко до того уровня, при котором он теряет деньги, но, как он надеется, конкуренты теряют еще больше и не могут долго продержаться в отрасли. Участники сговора идут на убытки в краткосрочном периоде с тем, чтобы оттеснить новичков и в результате получить сверхприбыли от своего монопольного положения в долгосрочной перспективе.

Наряду с соглашениями, целью которых является получение монопольной прибыли путем консервации цен и объемов производства вплоть до замораживания имеющихся мощностей, существуют соглашения, направленные на создание новых отраслей или развитие отрасли на новой технической основе. Такие соглашения с самого начала имеют открытую, признаваемую обществом договорную основу и правовую поддержку государства. Предприятия, создаваемые на такой основе, называются акционерными обществами, а в терминологии некоторых западных стран - корпорациями. Термин "корпорация" в экономической литературе часто употребляется также для обозначения любого объединения предприятий, безотносительно к формам объединений.

Первые акционерные общества возникли еще в эпоху первоначального накопления капитала в XVI в. Но их массовое образование началось в последнюю треть XIX в. в отраслях, где требовались особенно большие размеры авансированного капитала при медленном его обороте, например, в тяжелой промышленности, при строительстве железных дорог и судоходных каналов. Ни один капиталист не мог даже с помощью заемных средств организовать в этих отраслях собственное предприятие. Оно могло быть создано только на акционерных началах. Таким образом, акционерные общества явились важнейшей формой кооперации индивидуальных капиталов и централизации управления ими. С точки зрения отношений собственности акционерные общества представляют не просто частную, но коллективную частную собственность – разновидность качественно новой, ассоциированной формы собственности.

Виды монополий

В своем развитии монополии, по историческим меркам, достаточно быстро прошли несколько стадий. Первой формой монополий стал картель (от итальянского carta – бумага, документ) – договор о ценах и объемах выпуска продукции, а также об условиях найма рабочей силы, обмене патентами, разграничении рынков сбыта, долях (квотах) каждого участника в общем объеме производства или сбыта.

В прошлом веке картели существовали большей частью на законном основании. В настоящее время в некоторых странах, например, в США, они запрещены. Тем не менее, они создавались раньше и создаются сейчас, так что время от времени в странах с развитым антимонопольным законодательством руководителей корпораций сажают в тюрьму за ценовой или иной противозаконный сговор.

Следующей ступенью развития монополий стал синдикат. Это слово не случайно происходит от латинского syndico, что значит «рассматриваю, проверяю». Целью создания синдикатов было установление контроля над рынком и прежде всего ликвидация всяких возможностей участников картелей тайно нарушать принятые обязательства. Особенностью синдиката, отличающего его от картеля, является концентрация сбыта продукции. В то время как в картеле каждый из его участников продает свою продукцию самостоятельно, в синдикате реализация товаров всех его членов, а также закупки сырья осуществляются через единый орган – контору по продаже. Последняя концентрирует все заказы и распределяет их в соответствии с обусловленными квотами между участниками соглашения, которые сдают свою продукцию конторе по определенной, заранее установленной цене.

Синдикаты обычно создавались в виде акционерных обществ. Члены синдикатов сохраняли юридическую и в значительной мере производственную самостоятельность, но утрачивали самостоятельность коммерческую.

Наибольшее распространение синдикаты получили в начале ХХ в. преимущественно в отраслях добывающей промышленности в Германии, Франции, России, других странах и сохранили свое влияние вплоть до второй мировой войны.

Еще одной формой монополий является трест (от английского trust – доверие). В тресте все объединяющиеся предприятия теряют не только коммерческую, но также производственную самостоятельность и подчиняются единому управлению. Тресты возникли в США в последней трети прошлого века и получили там наибольшее распространение. Первым трестом считается объединение, созданное Дж. Рокфеллером в 1879 г под названием "Стандарт ойл" и охватившее подавляющую часть нефтяной промышленности США. Юридически образование треста означает передачу ранее независимыми предприятиями контроля над своей хозяйственной деятельностью путем продажи контрольного пакета акций или выдачи особого доверительного сертификата группе крупных капиталистов, создающих трест, объединенных в так называемый доверительный совет.

Результатом создания треста является централизация огромного капитала в масштабе целой отрасли, позволяющая проводить в рамках объединенных предприятий единую техническую и экономическую политику и извлекать монопольную сверхприбыль.

Незавершенность процесса централизации капитала в тресте выражается в том, что общая прибыль распределяется в нем в соответствии с долевым участием объединившихся предприятий, что препятствует созданию общего фонда инвестиций. Этот недостаток был преодолен в новых, более совершенных формах монополий, таких, как холдинговые компании и концерны.

С 20-х годов в США, а затем и в других странах преобладающей формой концентрации и централизации капитала стала вертикальная интеграция, или комбинирование. Возникшие на этой основе комбинаты представляют собой объединения в рамках одной корпорации последовательных, взаимосвязанных производств ряда отраслей. Некоторые из них осуществляют законченный процесс, начиная от добычи сырья до выпуска готовой продукции и послепродажного обслуживания потребителей. Такого рода комбинаты существуют в металлургической, химической, автомобильной, пищевой, машиностроительной и ряде других отраслей промышленности.

Вертикальная интеграция является частью более общего процесса диверсификации. Диверсификация – это проникновение капитала той или иной корпорации в отрасли, которые прямо не связаны с основной сферой ее деятельности. Охватывая первоначально смежные или близкие по технологии отрасли, диверсификация постепенно распространяется далеко за их пределы.

Диверсификация создает благоприятные условия для перелива капитала из менее рентабельных производств в более рентабельные и перспективные, повышает устойчивость корпорации в период экономических кризисов, поскольку, как правило, кризисы поражают разные отрасли с неодинаковой силой. Диверсификация может осуществляться на основе, как концентрации, так и централизации капитала. В первом случае корпорация основывает в другой отрасли новое производство, во втором - приобретает существующие там предприятия путем покупки акций.

На базе диверсификации складываются концерны – крупные многоотраслевые корпорации, которые постепенно становятся ведущей формой промышленных монополий. В их состав входят уже десятки и сотни предприятий, относящихся к разным отраслям и расположенных нередко во многих странах мира. Диверсификация укрепляет производственные позиции концернов и повышает степень их контроля над рынком, позволяет им перераспределять и более эффективно использовать ресурсы. В числе 500 крупнейших фирм США доля многоотраслевых концернов в 1950 г достигала 66%, а двадцать лет спустя уже 94%.

В США и ряде других стран процесс перерастания трестов в концерны был ускорен антитрестовским законодательством, наложившим запрет на стопроцентную монополизацию отрасли одним трестом.

Процессы диверсификации, развернувшиеся в западных странах 80-90-е годы ХХ в, связаны с глубокой структурной перестройкой экономики на основе научно-технической революции. На первый план вышла централизация капиталов: слияния и поглощения достигли рекордного уровня. Эта, самая мощная в истории развития монополий волна централизации капитала характеризуется двумя особенностями. Во-первых, с помощью этих поглощений и слияний осуществляется перелив капиталов концернов в наукоемкие и перспективные отрасли. Во-вторых, слияния и поглощения идут в основном в рамках монополистического сектора, борьба разворачивается прежде всего между компаниями-гигантами.

Процессы концентрации производства и централизации капитала обычно протекают в таких формах, в которых расчет на рост экономической эффективности сочетается со спекуляцией, а нередко и приносится ей в жертву. С 60-х годов нашего века в экономике США и ряда других стран заметное место стали занимать так называемые конгломераты – монополистические объединения, образованные, как правило, путем поглощения двух-трех десятков мелких и средних фирм, не имеющих между собой никаких производственных или иных функциональных связей. Главная цель подобных поглощений – урвать дополнительную прибыль за счет игры на курсах акций. Поэтому многие конгломераты быстро распадаются, часть их превращается в более или менее обычные диверсифицированные концерны. Однако некоторые конгломераты доказали свою жизнеспособность тем, что сумели широко манипулировать финансовыми средствами и оперативно приспосабливаться к быстро меняющейся конъюнктуре.

 

Финансовые монополии

Современный период истории нередко справедливо называют эпохой финансового капитала. Подобно тому, как в феодальную эпоху господствовали земельные собственники, во времена свободной капиталистической конкуренции – промышленные капиталисты, в настоящий период расцвета монополистической экономики господствуют собственники финансового капитала.

В процессе развития финансовый капитал прошел три стадии, в результате чего к настоящему времени сложились три формы собственности на него: частная, частно-государственная и государственная. Эти три формы собственности служат основой существования разнообразных социально-политических форм общества. Господство частного финансового капитала служит основой классического монополистического капитализма, каким он был в конце XIX в. Соединение частного финансового капитала с государственным капиталом порождает формы государственно-монополистического капитализма, господствующего в ХХ в. во всех промышленно развитых странах. Устранение частного финансового капитала и сосредоточение его полностью в руках государства создает основу государственного социализма, первой исторической формой которого являлся СССР.

Финансовые монополии стали неизбежным следствием монополизации промышленного капитала. С развитием капитализма исполнение функции посредничества в платежах и кредите, которая в домонополистическую эпоху выполнялась банками, становилось все более настоятельным. Прямые отношения между капиталистами, обладающими свободным денежным капиталом, и капиталистами, предъявляющими на него спрос, оказывались все более затруднительными. Банки вклинивались между теми и другими, собирая денежные капиталы, отдаваемые в ссуду на различные сроки и, в свою очередь, предоставляя кредиты различной срочности. Таким образом, банки, с одной стороны, осуществляли централизацию денежного капитала кредиторов, с другой – централизованный контроль деятельности заемщиков. Кроме того, банки превращали в капитал денежные сбережения населения, что расширяло базу накопления денежного капитала и увеличивало возможности для капиталовложений предпринимателей, получающих ссуды. Важной функцией банков явилось создание кредитных орудий обращения: банкнот, чеков и векселей.

Вместе с развитием банковских функций росли и размеры банков. Первоначально банки создавались как индивидуальные предприятия затем все чаще как предприятия, принадлежащие небольшим группам партнеров-пайщиков. Адам Смит уже в 1776 г относил банки к предприятиям, наиболее пригодным для акционирования. Фактически же развитие акционерных коммерческих банков началось в Западной Европе по завершении промышленной революции: в Великобритании во второй четверти, во Франции и Германии – в середине ХIХ в. К концу ХIХ в. в главных капиталистических странах акционерные банки уже занимали господствующие позиции.

На рубеже XIX и XX веков концентрация банков резко усилилась. Этот процесс был обусловлен ростом числа крупных промышленных предприятий, для обслуживания которых требовался крупный банковский капитал. Вместе с тем концентрация банков оказывала на промышленность обратное влияние, способствуя концентрации производства и тем самым его дальнейшей монополизации.

 

Изменение роли банков

Концентрация и монополизация в промышленности и банковской сфере принципиально меняют роль банков, их взаимоотношения с промышленностью, характер банковских операций. От эпизодического кредитования и посредничества в расчетах банки переходят к систематическому кредитованию определенных предприятий, а также в прямой или скрытой форме к долгосрочным вложениям в их основной капитал. Это тесно связывает банки и промышленные предприятия общими интересами. Чтобы уменьшить риск финансовых потерь, банки в ряде случаев приобретают контроль над промышленными предприятиями и объединениями.

Наиболее тесные связи промышленного и банковского капиталов образуются в результате эмиссионно-учредительских операций банков посредством выпуска банками и размещения на валютных рынках ценных бумаг промышленных, транспортных, торговых и других акционерных обществ. Чаще всего банки приобретают у этих обществ выпуски ценных бумаг, авансируя необходимый им денежный капитал, а затем постепенно продают бумаги по более высокому курсу. При учреждении новых акционерных обществ банки присваивают, таким образом, значительную часть учредительской прибыли, которая образуется как разница между рыночной оценкой акций и фактическим вложением капитала в данное предприятие.

Банки обычно активно участвуют в различных финансовых реорганизациях компаний, особенно в периоды экономических кризисов. Крупные пакеты акций и облигаций промышленных компаний концентрируются в собственном владении банков или на их доверительном хранении. Это усиливает влияние банков на предприятия, обеспечивает им различные преимущества, дает высокий доход, наконец, становится важнейшим источником банковских прибылей, нередко далеко выходящих за пределы средней нормы прибыли и носящих монопольный характер.

Анализируя новую роль банков, в своей работе "Империализм как высшая стадия капитализма" В.И. Ленин отмечал: "По мере развития банкового дела и концентрации его в немногих учреждениях, банки перерастают из скромной роли посредников во всесильных монополистов, распоряжающихся почти всем денежным капиталом всей совокупности капиталистов и мелких хозяев, а также большею частью средств производства и источников сырья в данной стране и в целом ряде стран"*.

Финансовый капитал

В результате слияния капитала промышленности и других отраслей производства с банковским капиталом сложилась новая форма капитала – финансовый капитал.

Как видно из приведенной выше краткой исторической справки, сращивание банковского и промышленного монополистических капиталов осуществляется двояким образом. Во-первых, путем непосредственного объединения банковских и промышленных капиталов в рамках единой организации под единым контролем. В настоящее время этот процесс находит воплощение в развитии некоторых типов капиталистических концернов. Во-вторых, посредством тесного переплетения капиталов банковских и промышленных предприятий, установление между ними прочных кредитных отношений и других связей.

Объективный смысл этого переплетения капиталов состоит в том, что производительные силы обретают в финансовом капитале очень гибкую общественную форму, которая позволяет им развиваться на базе частнособственнических производственных отношений. В финансовом капитале наглядно виден процесс капиталистического обобществления производства. Ни промышленные, ни банковские монополии самостоятельно на основе рыночного обмена не в состоянии устойчиво в длительной перспективе реализовать себя как монополии, то есть получать монопольные прибыли. Поэтому финансовый капитал знаменует собой закономерное развитие монополистических отношений в направлении централизации контроля над общественным производством и обращением.

Конкретные формы сращивания банковского и промышленного капитала разнообразны. Наиболее распространенными из них являются система участия в капитале, личная уния и управление по доверенности.

Система участия в капитале заключается в приобретении промышленными и банковскими корпорациями акций различных компаний. Владелец контрольного пакета акций контролирует саму компанию. Формально считается, что контрольным пакетом является 51% акций. На самом деле при распылении акций среди тысяч и даже десятков тысяч мелких акционеров для реального контроля над той или иной компанией иногда достаточно владеть всего лишь 5-20% всей выпущенной суммы акций. Компания, владеющая контрольным пакетом акций и называемая нередко " материнской", получает возможность фактически руководить своей подопечной, " дочерней" компанией. В свою очередь дочерняя компания может иметь собственную дочернюю компанию, которая по отношению к компании, стоящей наверху пирамиды, является " внучатой". Таким образом, складывается многоступенчатая система обладания крупными пакетами акций, которая позволяет опутывать сетью финансовой зависимости целые сферы экономики.

Развитие системы участия приводит к прямому сращиванию промышленных корпораций с банками и кредитными учреждениями. Доля доходов от кредитно-финансовой деятельности некоторых крупных концернов, таких как "Форд мотор" или "Дженерал электрик", достигает 25 и более процентов.

Система участия в капитале часто дополняется личной унией банкиров и промышленников. Ее наиболее важной формой являются так называемые "пересекающиеся директораты", когда представители одной корпорации входят в директораты других, а те, в свою очередь, имеют представительство в первой. Так, посредством личной унии банковский гигант "Ситикорп" связан с половиной из сотни крупнейших корпораций, "Дженерал моторс" – с 1/3 из них.

Формой отраслевых объединений, возникающих на основе системы участия, как было сказано выше, являются тресты. Объединения, складывающиеся на подобной основе в межотраслевом масштабе, называются держательскими, или холдинговыми, компаниями. Различают два типа холдинговых компаний: чистый холдинг, создаваемый специально с целью контроля и управления подчиненными компаниями, и смешанный холдинг, занимающийся также определенной производственной либо кредитно-финансовой деятельностью.

Смешанные холдинги возникают, как правило, в связи с основанием промышленными и прочими компаниями дочерних фирм или поглощением ими других акционерных обществ. По существу функции холдинга осуществляют любые крупные компании или банки, владеющие контрольными пакетами акций других компаний. Практически во главе всех ведущих трестов и концернов стоят холдинговые компании. Возглавляя многоступенчатую и сложную пирамиду, холдинговые компании контролируют капиталы десятков и сотен дочерних, внучатых и правнучатых компаний, суммарный капитал и активы которых во много раз превышают капитал и активы холдинговой компании. Последняя аккумулирует прибыль контролируемых компаний в виде дивидендов на их акции, находящиеся в ее портфеле. В некоторых случаях прибыль аккумулируется также путем заключения специальных соглашений, согласно которым дочерние общества переводят холдингу определенную долю, а иногда и всю получаемую ими прибыль. Правление такой холдинговой компании, состоящее из владельцев монополистических объединений и их доверенных лиц, решает основные принципиальные вопросы деятельности дочерних обществ.

Тресты и концерны, в особенности, широко диверсифицированные международные корпорации, часто используют форму холдинговых компаний также и в своей внутренней организации с целью контроля и руководства группами дочерних обществ, выделяемых по региональному, отраслевому, функциональному или иному признаку. Так, например, американский чистый холдинг "Эксон", возглавляющий одну из крупнейших монополий в мире, имеет свыше десяти субхолдингов, объединяющих и контролирующих дочерние компании, которые действуют практически на всех континентах и осуществляют различные операции от разведки и добычи нефти до сбыта нефтепродуктов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 686; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.235.104 (0.059 с.)