Глава 14. Теоретические аспекты максимизации прибыли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 14. Теоретические аспекты максимизации прибыли



Традиционно считается, что основной целью предприятий в условиях рыночной экономики является получение максимальной прибыли. Хотя это в настоящее время далеко не так, получение достаточной прибыли является определяющим условием развития и, следовательно, важным мотивом поведения любого коммерческого предприятия.

 

Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции

На совершенно конкурентном рынке, по определению, действуют предприятия, объем продаж которых составляет лишь малую долю от совокупного рыночного оборота, так что увеличение или уменьшение объема продаж предприятия не изменяет заметно величину общего рыночного предложения. Поэтому рыночная цена товара, а следовательно и рыночный спрос на товар никак не изменяются от действий отдельного предприятия. В терминах экономической теории это означает, что спрос на товар отдельного предприятия является абсолютно эластичным. Кривая такого спроса представляет собой горизонтальную линию (рис. 11).

 

 
 

 

 


Рисунок 11. Кривая спроса на конкурентном рынке

 

Поскольку цена товара конкурентного предприятия не зависит от объема его продаж, то валовой доход предприятия при любом объеме производимой продукции будет равен произведению рыночной цены на количество проданной продукции. При этом предельный доход, т.е. прирост дохода, связанный с продажей каждой дополнительной единицы продукции, будет равен цене продукции. Цене будет равен и средний доход, т.е. доход, рассчитанный путем деления валового дохода на количество единиц проданной продукции.

Например, некто продал на рынке 100 кг картофеля при рыночной цене 15 руб. за килограмм. Его валовой доход составит 1500 руб. Средний и предельный доходы будут равны рыночной цене, т.е. 15 руб. На графике кривые среднего и предельного дохода, а также спроса сливаются в одну горизонтальную линию. Кривая валового дохода изображается наклонной линией (рис. 12).

 

 
 

 


Рисунок 12. График валового TR, предельного MR и среднего AR доходов

и валовых издержек ТС.

 

Если графическое изображение валового дохода совершенно конкурентного предприятия представляет собой наклонную прямую линию, то линия валовых издержек всегда является S-образно изогнутой кривой, которая пересекает линию валового дохода в двух точках, характеризующих нулевую прибыль (рис. 13).

Такая конфигурация кривых валового дохода и валовых издержек обусловлено тем, что при небольшом объеме производства постоянные издержки превышают валовой доход, затем доход обгоняет затраты, поскольку постоянные издержки не растут, но по достижении некоторого оптимального сочетания факторов производства их издержки начинают вновь возрастать.

 

 

 
 

 


 

 

Рисунок 13. Определение максимальной прибыли (оптимального выпуска) методом сравнения валового дохода и валовых издержек (в точке Q0 отрезок TR – TC является наибольшим. Точки Q1 и Q2 – точки критического объема производства, в которых прибыль равна нулю).

 

Наиболее простым решением задачи максимизации прибыли является сравнение валового дохода и валовых издержек при каждом из возможных объемов производства. Предприятие, ориентированное на получение максимальной прибыли, должно ограничить объем своего производства таким уровнем, при котором прибыль становится максимальной. Как это определить?

На практике в процессе налаженного производства нередко встает вопрос о целесообразности увеличения производства. В таком случае необходимо рассчитать, что может дать предприятию производство дополнительного количества продукции. Решается эта задача методом сравнения предельного дохода и предельных издержек, т.е. дополнительного дохода от прироста продукции и дополнительных издержек на ее производство. До тех пор, пока расширение производства обеспечивает более быстрый рост дохода по сравнению с ростом издержек, предприятию выгодно наращивать производство, так как прибыль на этом отрезке максимизируется.

Переломной является точка, в которой достигается равенство дополнительного дохода и дополнительных издержек. За пределами этой точки прибыль от наращивания производства будет достаточно быстро сокращаться.

Таким образом, объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам, является оптимальным (обеспечивающим максимальную прибыль),а соответствующая точка (Q0)на графике называется точкой оптимального объема продаж (рис. 14).

 

 

Рисунок 14. Определение максимальной прибыли (оптимального выпуска) методом сравнения предельного дохода и предельных издержек (в точке Q0 MR=MC).

 

Оба метода сравнения: валовых либо предельных дохода и издержек, – дают одинаковый результат при расчете оптимального объема производства с точки зрения получения максимальной прибыли. При использовании метода сравнения валовых дохода и издержек сумма прибыли определяется как простая разница между ними: TR – TC.

При расчете методом сравнения предельных дохода и издержек сумма прибыли определяется как произведение объема продукции в точке MR = MC на разницу между рыночной ценой и средними валовыми издержками (т.е. прибылью на единицу продукции) в той же точке.

На практике нередко возникают ситуации, когда предприятие вынуждено думать не о максимизации прибыли, а о минимизации убытков. Это случается чаще всего в связи с внезапным падением рыночной цены. Прекращение производства в этой ситуации не является наилучшим выходом, так как все равно приходится нести постоянные издержки. Если рыночная цена падает ниже минимума средних валовых издержек, но выше минимума средних переменных издержек, то более оптимальным решением является выпуск продукции в объеме, определяемом точкой пересечения предельного дохода и предельных издержек (MR = MC).

В этом случае минимальный убыток исчисляется площадью прямоугольника со сторонами Q в точке MR=MC и разнице (Р – ATC) в той же точке.

Если же рыночная цена опускается ниже минимальных переменных издержек предприятия, то наиболее оптимальным решением является прекращение продаж в расчете на повышение цен в следующем периоде. Прекращение продаж вызывает превышение спроса над предложением и последующий рост цен. Именно так поступают дальновидные производители сельскохозяйственной продукции, не продавая ее всю сразу после сбора урожая, а растягивая на зимне-весенний период до следующего урожая. Кроме того, период краткосрочного прекращения производства можно использовать для модернизации технологического процесса с целью уменьшения валовых издержек.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.006 с.)