Влияние производительности труда на стоимость денег 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние производительности труда на стоимость денег



Поскольку деньги являются продуктами труда и товарами, они, помимо меновой стоимости, как всякий другой продукт труда, для субъекта их присвоения обладают потребительной стоимостью и индивидуальной стоимостью, а для общества – общественной потребительной стоимостью и стоимостью. Рыночные теории обходят своим вниманием этот факт и многое теряют с точки зрения правильного понимания сущности рыночных отношений.

С ростом производительности труда в отрасли производства денежного товара, например, золота, стоимость его единицы закономерно уменьшается в обратной пропорции, что и служит первопричиной инфляции. Таким образом, инфляция представляет собой не что иное, как частный случай проявления закона обратно пропорциональной связи между производительностью производства товара и его стоимостью в процессе создания денежной массы в макроэкономическом масштабе. Но этот закон действует также и на микроэкономическом уровне, в процессе "делания денег" участниками рыночных отношений, что является важным фактором их поведения в процессе рыночного обмена.

Разные слои населения и разные индивиды имеют разную производительность в процессе "делания денег". Здесь имеет место то же самое, что при производстве продуктов земледелия на разных по плодородию участках. Только вместо природных условий производительности выступают социальные. Наименьшая производительность в зарабатывании денег наблюдается у основной массы производительных работников, наибольшая – у профессиональных грабителей, торговцев запрещенными товарами, ростовщиков и финансовых спекулянтов.

Те слои населения и индивиды, которые имеют возможность "делать" большие деньги, неважно, каким способом, склонны платить за товар высокие цены, которые не только покрывают затраты и нормальную прибыль продавца, но включают в себя доплаты за престиж, удовлетворение потребности во власти над людьми и прочие социальные, в том числе порочные наклонности.

 

 

Глава 11. РЫНОК

Понятие рынка

Рынком называют совокупность отношений сферы обмена, складывающихся при определенных исторических условиях. Необходимыми условиями возникновения рыночных отношений являются разделение труда и обособленная собственность на средства и продукты производства. Однако эти условия не являются достаточными, так как они служат также основанием для отношения насильственного отъема у производителей их прибавочного продукта – грабежа. Поэтому третьим необходимым условием существования рыночных отношений является отношение взаимного силового сдерживания участников обмена от попыток грабежа. Историческим результатом развития таких отношений сдерживания явился институт государства. Из этого следует, что рынок в его более или менее развитой форме без государства существовать не может.

До возникновения внешней силы сдерживания в лице государства его функцию выполняли сами участники обмена. В этот период товарным обменом занимались только вооруженные люди. Преодолев первый взаимный страх, заставлявший вести торговлю описанным в девятой главе "бесконтактным" методом, люди еще не одно тысячелетие в процессе торговли держали оружие при себе. "Когда бразильские дикари, – сообщает наблюдатель, – желают вступить между собою в торговлю, то они одновременно снимают свое оружие и кладут его около себя; но как только торговля окончена, на что указывают известные, часто повторяемые с обеих сторон слова, то они немедленно и в такт снова хватаются за оружие"*.

Когда над участниками обмена нет какой-либо силы, регулирующей их отношения, соображения экономической выгоды подталкивают их прежде всего к одному из двух альтернативных решений: выменять у соседа интересующую ценность или отнять ее. Ограбить владельца ценности, очевидно, экономически выгоднее, чем отдать ему взамен свою ценность, но рискованнее. Товаровладельцы, предоставленные контролю лишь собственного разума, принимали одно из этих решений в зависимости от степени своей алчности и риска потерять все в случае применения силы.

На протяжении всех исторических эпох, включая современную, внешняя торговля и разбой составляли, как правило, два сопряженных рода деятельности. Слабых грабили, с равными по силе торговали. Внутренняя торговля исключала прямой грабеж благодаря наличию общественной власти, но, по мере развития отношений частной собственности внутри союза родственных общин, она стала быстро превращаться в спекуляцию и ростовщичество, позволяющие грабить сограждан экономическими методами. Итогом нерегулируемых рыночных отношений становились, в конечном счете, систематические восстания бедных против богатых и гражданские войны за передел собственности, оканчивающиеся государственными ограничениями спекуляций и ростовщичества. Таким образом, неизбежным дополнением к отношениям товарного обмена и фактором стабилизации общества с самого начала явилось государственное ограничение возможностей применения участниками обмена методов прямого насилия, принуждения и обмана. Создавать необходимые для этого правила поведения и принуждать к их исполнению – непременная функция любого государства. Практика проведения рыночной реформы в России убедительно доказывает, что и в наше время там, где государство перестает выполнять эту функцию, немедленно возрождаются грубый обман, мошенничество, необязательность партнеров, спекулятивное использование политической и иной нерыночной конъюнктуры и даже прямой грабеж товаровладельцев, называемый рэкетом.

Существует несколько определений рынка, каждое из которых характеризует ту или иную его сторону.

Сущностное определение: рынок есть совокупность экономических отношений, посредством которых осуществляется обмен между обособленными производителями товаров.

Функциональное определение: рынок – это способ связи между обособленными производителями, регулятор общественного производства. Посредством рыночных отношений происходит стихийное приспособление структуры производства товаров к объему и структуре общественных потребностей.

С информационной точки зрения рынок – это информационная система, увязывающая между собой спрос и предложение. Механизм рынка информирует товаровладельцев о состоянии дел во всех отраслях экономической деятельности, определяет общественную полезность продуктов, указывает направления и характер изменения производственных программ.

Практическое определение: рынок – это механизм, приспособление, осуществляющее контакт между покупателями, или предъявителями спроса, и продавцами, или поставщиками товара и услуги.

 

Типы рынков

Основными признаками, характеризующими различные типы рынка, являются: количество продавцов и покупателей, объем товаров, предъявляемых ими к обмену, степень сходства или отличий товаров разных товаровладельцев, легкость входа товаровладельцев на рынок и выхода с него, доступность информации о ценах и условиях торговли.

По этим признакам различают следующие основные типы рынков.

Чистая конкуренция – рынок, на котором действует множество мелких товаровладельцев, продающих однородную продукцию, обладающих полной свободой своих решений и равным доступом к информации. Основной особенностью чистой конкуренции является то, что никто из отдельных его участников не может своими действиями повлиять на величину рыночной цены. Чистую конкуренцию часто путают с совершенной конкуренцией, что неправильно*.

Олигополия предполагает существование на рынке нескольких крупных продавцов, способных влиять на уровень рыночных цен. Олигополисты, несмотря на конкурентную борьбу друг с другом, склонны входить в соглашения против других участников рынка, ограничивать их доступ к рыночной информации и затруднять вступление на рынок новых продавцов

Монополией называется рынок, на котором действует единственный продавец определенного товара, не имеющего субститутов.

В зависимости от происхождения различают три вида монополий: закрытую, естественную и чистую.

Закрытая монополия – монополия, защищенная юридическими запретами от конкуренции.

Естественная монополия – монополия, обладающая исключительной возможностью использовать определенный природный ресурс.

Открытая монополия – монополия, которая не имеет специальной защиты от конкуренции.

Монопсония – рынок, на котором действуют много продавцов, но только один покупатель.

Двусторонняя монополия – рынок, на котором действует один продавец и один покупатель. Этот тип рынка является исторически первой формой рыночных отношений, потому что две первобытные общины, обменивающиеся время от времени излишками своего труда, являются по отношению друг к другу никем иным как монополистами.

Монополистическая конкуренция. Как показывает само название, этому типу рынка свойственны черты как монополии, так и чистой конкуренции. На этом рынке действуют много продавцов, вход на рынок, как и уход с него, не представляет каких-либо трудностей. Вместе с тем этот рынок характеризуется не однородностью, а дифференциацией продукции, которая означает, что покупатели рассматривают продукты конкурирующих продавцов как близкие, но не полностью взаимозаменяемые. Это дает основание определять монополистическую конкуренцию как конкуренцию, отвечающую всем условиям чистой конкуренции за исключением однородности продукции.

Существенное различие между конкурентами чистыми и монополистическими состоит в том, что первые принимают рыночную цену как данную и подчиняются ей, тогда как вторые только ориентируются на цену, назначенную конкурентами, чтобы проводить собственную ценовую политику.

Благодаря дифференциации продукции каждый монополистический конкурент может слегка повышать цену, не теряя при этом своих традиционных покупателей. Например, разъясняют С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р. Шмалензи, "в штате Канзас имеется множество фермеров, выращивающих пшеницу, а в Канзас Сити имеется множество ресторанов, но пшеница повсюду одинакова (или одна и та же), а рестораны разные. Таким образом, фермерша, производящая пшеницу, вовсе ничего не продаст, если попытается назначить цену хоть на пенни выше существующей рыночной цены, тогда как владелец ресторана может слегка варьировать цены в меню, не вызывая при этом громадных изменений в спросе на свои фирменные блюда. Тем не менее, он не обладает большой монопольной властью, если в городе есть множество других подобных мест, где можно поесть"*.

Таким образом, конкуренция и монополия – это не противоположности, точнее, это такие противоположности, которые составляют диалектическое единство и служат импульсом взаимного развития. Абсолютно конкурентного, как и стопроцентно монопольного рынка сколько-нибудь долго существовать не может. Каждый предприниматель публично поддерживает идею конкурентного рынка, но тайно мечтает быть монополистом. Поэтому, как отмечал еще А. Смит, когда представители одной и той же отрасли встречаются друг с другом, "беседа между ними завершается сговором против публики или каким-то маневром с целью повысить цены". Если же создается монополия, получающая особенно высокую сверхприбыль, в обществе находятся силы, вынуждающие монополиста ею поделиться.

Помимо реальных типов рынка в экономической теории существуют условные модели рынка совершенной конкуренциии чистой монополии.

Рынок совершенной конкуренции – это теоретическая модель рынка, абстрагированная от нововведений, творческих поисков предпринимателей, рекламной деятельности и иных форм конкурентной борьбы за выживание и развитие предприятия. Продукция предприятий, действующих на рынке совершенной конкуренции, по определению, идентична как по существу, так и по восприятию потребителей. Предприятия не производят сколько-нибудь сложных рыночных стратегий в области ценообразования, а принимают рыночные цены как данность.

Чистая монополия – теоретическая модель монополии, являющейся единственным производителем продукта, не имеющего заменителя, и не подверженной влиянию ни конкурентов, ни государства.

Теоретические модели рынка имеют определенную научную значимость, которая состоит в том, что они позволяют применять к анализу некоторых закономерностей рыночных отношений математический аппарат. Однако нельзя забывать, что из анализа условных моделей и выводы следуют условные. Между тем находится немало теоретиков, которые пытаются интерпретировать их как определяющие мотивы поведения участников рынка, равно применимые ко всем эпохам и категориям населения. В действительности поведение людей, заботящихся о своей материальной выгоде, является слишком сложным, чтобы его можно было описать математическими формулами и графиками. Кроме того, поведение людей на рынке зависит от множества нерыночных отношений (с государством, семьей, сотрудниками, "несовершенными" конкурентами вроде рэкетиров и т.д.), которые составляют реальное окружение рыночной системы. Поэтому попытки представить выводы из анализа условных рыночных моделей в качестве безусловных истин, есть не что иное как прямая апологетика частного предпринимательства, диктуемая не научным, а реакционным политическим интересом как можно дольше сохранить существующие социально-экономические отношения в незыблемом виде.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.14.63 (0.01 с.)