Формы и техника бухгалтерского учета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы и техника бухгалтерского учета



Форма бухгалтерского учета – порядок сочетания различных видов учетных регистров, техники обработки учетных данных, последовательности и способа производства учетных данных. Применение той или иной формы зависит от уровня автоматизации и централизации учета, размеров организации, квалификации работников, наличия средств оргтехники и др. Предпринимателям предоставлено право самим выбирать форму ведения бухгалтерского учета. Они могут разрабатывать свои оригинальные формы, совершенствовать учетные регистры. В настоящее время существуют следующие формы ведения бухучета: мемориально-ордерная, журнально-ордерная, автоматизированная, упрощенная.

Мемориально-ордерная форма учета. По данным первичных или накопительных документов составляются мемориальные ордера, которые записываются в регистрационный журнал, а затем в Главную книгу (регистр синтетического учета). Мемориально-ордерная форма учета отличается строгой последовательностью учетного процесса, простотой и доступностью учетной техники, при ней широко используются стандартные формы аналитических регистров. При этой форме легко осуществить разделение учетной работы между квалифицированными и менее квалифицированными работниками.

Недостатки: трудоемкость учета, вызываемая многократным дублированием одних и тех же записей.

 

Журнально-ордерная форма Упрощенная форма
Для учета хозяйственных операций используются журналы-ордера, запись в которых ведется только по кредитовому принципу. В журнале-ордере сочетается синтетический и аналитический, систематический и хронологический учет. Из журнала-ордера данные заносятся в Главную книгу и затем в Баланс. Книга учета хозяйственных операций (регистр синтетического учета) и различные ведомости для аналитического учета (основных средств, производственных запасов и готовой продукции), учета заработной платы обязательна кассовая книга. Из оборотной (шахматной) ведомости данные заносятся в Баланс.

Автоматизированная форма учета. Ниже приводится обобщенная схема данной формы учета:

1) ввод данных (первичных документов)

2) формирование бухгалтерских записей (проводок)

3) компьютерная обработка данных

4) формирование отчетности

В конкретных условиях схема может меняться.

Упрощенная форма. На предприятиях малого бизнеса нашли применение упрощенные формы бухгалтерского учета (с 1995г.). При развернутой форме к этому добавляются документы по учету имущества. Особая упрощенная была введена с 1996 г., когда было разрешено применять Книгу учета доходов и расходов. В настоящее время данная форма используется при особых режимах налогообложения, причем учет доходов и расходов ведется в соответствии с НК РФ (гл. 26.2, 26.3 и др.).

Рассмотрим три способа исправления ошибок в учетных записях.

1. Корректурный способ неправильно написанная сумма зачеркивается одной чертой так, чтобы можно было прочесть зачеркнутое. Правильная сумма надписывается либо над, либо под зачеркнутым. Метод применяется, когда ошибка не затрагивает корреспонденции счетов или когда она быстро обнаружена и не отразилась на итогах.

2. При использовании способа дополнительной бухгалтерской проводки делается корреспонденция на разницу между написанной и нужной суммой: записано Дебет 50 Кредит 51 – 5 000, а нужно на сумму 9 000.

Пишем: Дебет 50 Кредит 51 – 4 000.

Способ применяется, когда корреспонденция счетов правильная, но преуменьшена сумма операции.

3 Способ «красное сторно»: неправильная проводка повторяется, но красным цветом, тем самым неправильная проводка аннулируется (снимается отрицательными числами). После этого составляется новая проводка с правильной корреспонденцией счетов.

Пример: была сделана ошибочная запись Дебет 70 Кредит 50 – 40 000 руб. на сумму, выданную из кассы подотчетным лицам, для снятия ошибочной записи делают запись Дебет 70 Кредит 50 – 40 000 руб. красным цветом. После этого составляют правильную проводку Дебет 71 Кредит 50 – 40 000 руб.

Метод применяют как для исправления ошибок, затрагивающих корреспонденцию счетов, так и для корректировки учетных данных по отдельным счетам, а также там, где корреспонденция счетов не нарушена, но преувеличена сумма операции. Для исправления составляют сторнировочную проводку на разность между преувеличенной и правильной суммами операции.

Раздел 2. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ

АКТИВОВ

1. Понятие и классификация основных средств

2. Оценка основных средств

3. Учет амортизации основных средств и ремонта основных средств

4. Учет вложений во внеоборотные активы и в нематериальные активы

 

Понятие и классификация основных средств

 

Согласно положению по бухгалтерскому учету (ПБУ) 6/2001 «Учет основных средств» к основным средствам относятся здания, сооружения; рабочие и силовые машины, оборудование; вычислительная техника; транспортные средства; инструмент, инвентарь и принадлежности; многолетние насаждения; рабочий, продуктивный и племенной скот; прочие основные средства сроком службы более 12 месяцев или одного операционного цикла. Основные средства длительное время обслуживают производство и продажу продукции и свою стоимость переносят на готовый продукт постепенно, по мере износа (посредством начисления амортизации).

По Налоговому кодексу Российской Федерации (НК РФ гл. 25, с. 256) основные средства включены в состав амортизируемого имущества и их определение несколько отличается от определения данного выше.

Задачей учета основных средств является правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах:

- поступления основных средств;

- их внутреннего перемещения и выбытия;

- правильное исчисление и отражение амортизации основных средств;

- точное определение результатов при ликвидации основных средств;

- контроль за расходами на ремонт;

- контроль за сохранностью и эффективностью использования.

Чтобы обеспечить выполнение этих задач, необходимы следующие предпосылки: научно обоснованная классификация, установление принципов оценки основных средств, установление единицы учета предметов основных средств, выбор формы первичных документов и учетных регистров.

Классификация основных средств

По отраслевому признаку – основные средства в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте. Такой подход позволяет получить данные об их стоимости в каждой отрасли.

По назначению – основные средства делятся на производственные основные средства основной деятельности, производственные основные средства других отраслей, непроизводственные основные средства.

По видам – основные средства предприятия подразделяются на: здания и сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, инструмент, производственный инвентарь и принадлежности, хозяйственный инвентарь, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, капитальные затраты по улучшению земель, прочие основные средства. Данный вид классификации положен в основу аналитического учета. Каждому объекту присваивается инвентарный номер.

По принадлежности основные средства делятся на собственные и арендованные или взятые по договору лизинга.

По признаку использования – находящиеся в эксплуатации (действующие), реконструкции (и на техническом перевооружении), в запасе (резерве) или на консервации. Эта группировка важна при решении вопросов о начислении амортизации.

 

Оценка основных средств

 

Существует три метода оценки основных средств: по первоначальной стоимости; по восстановительной стоимости; по остаточной стоимости.

В бухучете основные средства отражаются, как правило, по первоначальной стоимости. Она определяется:

- для объектов, изготовленных на самом предприятии, а также приобретенных за плату у других предприятий и лиц – исходя из фактических затрат по возведению или приобретению этих объектов, включая расходы по доставке, монтажу и установке;

- для объектов, внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный капитал по договоренности сторон;

- для объектов, полученных от других учредителей и лиц безвозмездно, в качестве субсидий правительственных органов – по рыночным ценам;

- для объектов, полученных в обмен на другое имущество, по балансовой стоимости этого имущества.

Первоначальная стоимость не подлежит изменению, кроме следующих случаев: достройки, дополнительного оборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации, переоценки.

Остаточная стоимость определяется как первоначальная за вычетом амортизации. По этой стоимости основные средства отражаются в балансе.

Восстановительная стоимость или стоимость замены – это затраты предприятия по воспроизводству объекта основных средств в конкретных экономических условиях. Восстановительная стоимость равна первоначальной стоимости умноженной на коэффициент пересчета (индексации). Коэффициент может быть как положительным (> 1), так и отрицательным (< 1). Коэффициент определяется по видам основных средств постановлением правительства либо оценочным путем (по рыночной стоимости). Предприятие имеет право не чаще одного раза в год переоценивать группы объектов основных средств по состоянию на начало года путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

Учет наличия и движения основных средств. Под движением основных средств понимают: поступление, внутреннее перемещение и выбытие основных средств. Эти операции оформляются типовыми формами первичной учетной документации.

Поступление оформляется актом приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1). В актах указывают наименование объекта, год постройки или выпуска заводом, краткую характеристику объекта, первоначальную стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объекта и т. д. После оформления акт приемки-передачи передают в бухгалтерию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.017 с.)