Средства выражения логических связей в тексте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства выражения логических связей в тексте



1. Лексические средства связи.

1.1. Функционально-синтаксические средства связи, указывающие:

а) на последовательность развития мысли (вначале, затем…);

б) на противоречивые отношения (следовательно, поэтому, кроме того…);

в) на причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, кроме того);

г) на переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к …, обра­тимся к, рассмотрим, необходимо остановиться на);

д) на итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод).

1.2. Местоимения, прилагательные и причастия, используемые в качестве средств связи (данный, этот, указанный, названный, такой, подобный).

2. Синтаксические средства связи: особенности построения предложений внутри фрагмента текста, обладающего смысловой законченностью

 

 

Типы связей предложений в тексте Примеры
1. Последовательная связь
Исходная часть >> сообщаемая часть
 
 


Исходная часть >> сообщаемая часть

 
 


Исходная часть >> сообщаемая часть

В аудитории / сидят студенты Студенты / слушают лекцию
 
 


Лекцию / читает профессор

 

 

2. Параллельная связь
Исходная часть >> сообщаемая часть   Исходная часть >> сообщаемая часть
 
 


Исходная часть >> сообщаемая часть

Студенты / сидят в аудитории
 
 


Студенты / сидят в аудитории

 
 


Студенты / сидят в аудитории

 

Задание 1. Прочитайте и сравните отрывки лекций двух известных рус­ских ученых-историков Сергея Федоровича Платонова (Петербургский уни­верситет) и Василия Осиповича Ключевского (Московский университет), рас­сказывающие об одном и том же историческом событии – засилии иноземцев при дворе Анны Иоанновны. Какой тип речи присутствует в лекциях ученых и с какой целью он используется?

Ключевский В.О. «Не доверяя русским, Анна поставила на страже своей безопасности кучу иноземцев, навезенных из Митавы и из разных немецких уголков. Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забирались на все доходные места в управлении.

Этот сбродный налет состоял из «клеотур» двух сильных патронов, «канальи курляндца», умевшего только разыскивать породистых собак, как отзывались о Бироне, и другого канальи, лифляндца, подмастерья и даже конкурента Бирону в фаворе, графа Левенвольда, обер-шталмейстера, человека лживого, страстного игрока и взяточника.

Платонов С.Ф. «…Анна окружила себя своими курляндскими друзьями – немцами. Первое место среди них занимал курляндский ее камергер фон-Бирон, а затем братья Левенвольд. Они поставили во главе управления тех немцев, каких застали уже в России…

Бремя власти Бирона русским людям казалось ужасным. Бирон и его при­спешники вовсе не думали о народном благе, а сама императрица Анна была предана лишь удовольствиям. Поэтому все старания придворных направились к тому, чтобы собрать как можно больше денег для двора».

При разгульном дворе, то и дело увеселяемом блестящими празднествами, какие мастерил другой Левенвольд, обер-гофмаршал, перещеголявший злокаче­ственностью и своего брата, вся эта стая кормилась досыта и веселилась до упаду на доимочные деньги, выколачиваемые из народа».

Задание 2. Определите, какие функционално-смысловые типы речи ис­пользуются в тексте?

…А какой у нас строй сегодня? Никак не демократия. Сегодня у нас, при­знаем честно, олигархия. То есть власть ограниченного замкнутого числа персон. На таких огромных пространствах, как Россия, с нашими нынешними язвами нам никогда не справиться при пассивности народа. Дайте народу реальную власть над своей судьбой. Допустите – каждому гражданину быть экономической лично­стью! Мы себя успокаиваем, будто у нас сегодня потому демократия, что у нас демократическая система выборов. Но нынешняя система выборов не дает вы­хода активным народным силам по всем просторам страны. В чем пороки? Мос­ковские партии рассматривают народ как материал для избирательной системы. Не случайно у нас загуляло снобистсткое словечко «электорат». А народ рас­сматривает: «Партии, – а-а-а! Кто бы из них не победил, все равно это будет одно и то же. Партия – начальство». А еще добавьте к этому инерцию голосова­ния, которую мы вынесли из большевистских десятилетий. Мне пришлось гово­рить с рабочими. Они сами удивляются, говорят: вот мы сейчас при вас кроем свое начальство; свобода слова есть, правильно. Но доходит дело до голосова­ния, что с нами происходит? Нам предлагают резолюцию, мы поднимаем руку.

… Спрашивают, какой выход?.. Не пропускайте местных выборов… Я пони­маю, когда вы выбираете в Москву, вы, в общем, никогда не знаете, что это за люди, откуда они взялись, что они будут делать. Но местные выборы для вас: не будьте пассивными, не наказывайте сами себя, вы же видите этих людей, их лица, их поступки, их действия. Смотрите в их глаза, выбирайте тех, кто честен, бескорыстен, умен и … стоек перед начальством, мужествен перед начальст­вом… (Солженицын А.И. Выступление в Государственной Думе 28 октября 1994 года).

 

Задание 3. Найдите в текстах заданий (см. Тема 2, § 2,задание 1, С. 24) лексические средства связи. Опреде­лите тип синтаксической связи (последовательная, параллельная).

 

Задание 4. Подберите примеры из ваших учебников на различные функ­ционально-смысловые типы речи: описание, рассуждение, повествование. Свой выбор мотивируйте. Определите, какие типы синтаксических связей используются в этих примерах.

Задание 5. Расположите предложения так, чтобы получился текст. Определите тип связи предложений.

Текст. 1 А. Таким замечательным временем для меня стало прошлое лето. Б. Раньше они вызывали только один обычный скудный образ, а теперь в каждом из них я вижу бездну живых образов. В. Должно быть, у каждого человека случается счастливое время открытий. Г. Именно тогда я узнал много слов, бывших до той поры известными мне, но далекими и еще не пережитыми.

Текст 2. А. Произошло это название от старорусского слова «здо», обозначавшего особую глину, из которой делали кирпич. Б. Зодчими когда-то называли на Руси каменных дел мастеров, то есть строителей-каменщиков. В. Слово «зодчий» сейчас известно далеко не каждому, для кого русский язык родной. Г. Слово «здо» давно вышло из употребления, а «зодчий», хотя и считается устаревшим, осталось в употреблении: зодчими мы называем архитекторов прошлых веков.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Отметьте верные высказывания:

1. Язык – это знаковая система, речь является регулярным проявлением данной системы.

2. Речь стремится к стабильности, она консервативна.

3. Речь отнесена к объектам действительности (может быть истинной или ложной)

4. Речь звучит, а значит при воспроизведении используется система фонети­ческих и просодических средств, поэтому воспринимается она на слух, акустиче­ски.

5. Кодифицированная речь обслуживает неофициальную сферу коммуника­ции, для которой характерны: непринужденность общения, неофициальность отношений между говорящими, неподготовленность речи, эмоциональность речи.

6. Монолог – это устное или письменное высказывание одного человека.

7. Описание – функционально-смысловой тип речи, в котором раскрываются признаки предмета (в широком понимании).

8. В речевой практике не встречаются тексты, сочетающие разные функцио­нально-смысловые типы речи.

9. Речевая деятельность реализуется в таких ее основных видах, как слуша­ние, говорение, чтение, письмо.

10. Разговорная речь хотя и воспроизводится устно, однако она является за­ранее подготовленной, отредактированной, логичной и последовательной, точ­ной, нормативной.

 

2. Выберите правильный ответ (возможны два и более правильных ва­рианта):

1. Когнитивная функция языка – это:

а) средство общения;

б) средство познания;

в) средство сохранения традиций.

2. Части слова (морфемы) составляют уровень языка:

а) лексический;

б) морфологический;

в) морфемный.

3. Лингвистические средства письменной речи:

а) точность и логичность;

б) свободное обращение с нормами;

в) используются простые синтаксические конструкции.

4. Признаки разговорной речи:

а) нечеткость произношения;

б) множество эмоционально-оценочных слов;

в) умеренное использование невербальных средств общения.

5. Особенности диалогической речи:

а) широкое использование невербальных средств;

б) наличием распространённых конструкций;

в) краткость высказываний.

6. Средства диалогизации:

а) прямые обращения к слушателю;

б) вопросно-ответный ход;

в) предполагаемые оратором реплики слушателей.

7. К приемам диалогизации монологической речи не относится.

а) употребление личных местоимений 1 и 2 лица.

б) риторический вопрос

в) употребление личных местоимений 3 лица.

8. Рассуждение – это:

а) функционально-смысловой тип речи, в котором раскрываются признаки пред­мета (в широком понимании);

б) функционально-смысловой тип речи, в котором говорится о развивающихся действиях, состояниях, процессах, событиях;

в) функционально-смысловой тип речи с обобщенным причинно-следственным значением, опирающимся на умозаключение.

9. Экстралингвистические средства письменной речи:

а) жесты;

б) знаки препинания;

в) интонация.

10. Классы слова составляют уровень языка:

а) лексический;

б) морфологический;

в) морфемный.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 2250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.023 с.)