Возрастные особенности детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастные особенности детей



Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Социальная ситуация развития

Изменяется место ребенка в системе отношений (уже не является центром своей семьи), развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он — индивидуальность, приобретает интерес к телесной конструкции человека.

Мышление

Активность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляются в постоянной готовности к деятельности. Ребёнок уже умеет гордиться успехами своих действий, критически оценить, результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: он может более чётко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличие. На основе наглядно-действенного к 4 годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребёнка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».

Речь

Младшие дошколь­ники начинают осознавать особенности своего произноше­ния. Развивается звуковая сторона речи. Интенсивно растет словарный запас ребенка.

Развивается грамматический строй речи. Детьми усваи­ваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы).

Восприятие

В этом возрасте ребёнок воспринимает предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность. Дети от использования предэталонов переходят к сенсорным эталонам- культурно выработанным средствам восприятия (к концу возраста восприятие до пяти и более форм предметов, до семи и боле цветов, дифференциация предметов по величине, ориентировка в пространстве группы).

Память

У младших дошкольников память непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Ре­бенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоми­нания. Ребенок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно эмоционально окрашено. Тем не менее то, что запомнилось, сохраняется надолго. Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связы­вать материал в целях запоминания, использовать связи при воспоминании.

Внимание

Ребёнок не способен длительное время удерживать своё внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

Воображение

На четвертом году жизни года преобладает воссоздающее воображение, т.е. ребёнок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играют опыт и знания ребёнка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщенны и реальны для него.

Эмоциональная сфера

В эмоциональном плане характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, поэтому характеристики, которые ребёнок даёт другим людям, очень субъективны. И всё же эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм. В процессе общения со сверстниками и взрослыми ребенок осваивает социальные формы выражения чувств. Изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, форми­руется эмоциональное предвосхищение.

Развитие мотивационной сферы

Самым важным личностным механизмом, формирую­щимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мо­тивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и за­тем последовательно развивается. Именно с этими измене­ниями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.

Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравни­тельно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких, не реагировать на привле­кательный предмет. Включаясь в новые си­стемы отношений, новые виды деятельности. появляются, соответственно, и новые мотивы, связанные с формирую­щейся самооценкой, самолюбием, мотивы достижения успе­ха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с ус­ваивающимися моральными нормами, и некоторые другие. Особенно важны интерес к содержанию деятельности и мо­тивация достижения. Регулировать свое поведение дошкольнику помогает об­раз другого человека (взрослого, других детей).

Развитие самосознания

Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает чётко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребёнка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничения свободы. К трём годам у него в большей или меньшей степени формируется характер, ребенок он научается действовать человеческими способами, у него складывается определённое отношение к себе. С одной стороны, попытки отделить своё «Я» и формирования своих собственных желаний – тенденция прогрессивная. Но с другой, при объективном отсутствии умения высказывать своё мнение малыш выбирает наиболее доступный способ: противопоставление себя взрослым. Единственная цель ребёнка – дать понять окружающим, что у него есть своя точка зрения и все должны с ней считаться. Это проявление самостоятельности, самоутверждения.

Для ребёнка становиться важным его успешность или неуспешность в делах и играх. Он начинает остро и бурно реагировать на оценки, учиться самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

Отношение со взрослыми

По отношению к окружающим у ребёнка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.

Развитие ребёнка непосредственно зависит от того, как он взаимодействовал с взрослым. Возможны два варианта:

а) если взрослый в целом позитивно оценивал личность ребёнка, тактично и аргументированного указывал на недостатки и промахи, умел поддержать и похвалить за старание и инициативность, то ребёнок научится гордиться собой и своими успехами;

б) если взрослый стремиться добиться подчинения любой ценой, наказывает за своеволие, стремится подловить на обмане, то, скорее всего, у ребёнка разовьётся желание противостоять взрослому, победить его и ответно добиться своего.

Во втором случае гневливость, раздражительность и упрямство укореняются, становятся чертами характера.

Отношения со сверстниками

В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

Игровая деятельность

Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом.

В процессе сюжетно-ролевой творческой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ — мамы, доктора, водителя, пирата — и образцы его действий. Но, хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его реальной жизнью.

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.

В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Происходят качественные изменения в психике ребенка.

Дошкольник осваивает и изобразительную деятельность. Специфику рисования как особого вида деятельности составляет именно изобразительная, знаковая деятельность.

Центральные новообразования: новая внутренняя позиция; соподчинение мотивов, самооценка и осознание своего места в системе общественных отношений.

Примерный распорядок дня

в соответствии с режимом пребывания детей в учреждении*

Вид деятельности 12 час. 10,5 час. 9,5 час.
Приём детей (общение с родителями, игры малой подвижности, настольно-печатные развивающие игры, хозяйственно-бытовой труд) с 7.00 с 7.30 с 7.30
Утренняя разминка (гимнастика) с 7.30 с 8.00 с 8.00
Завтрак (формирование культурно-гигиенических навыков) с 7.40. с 8.10 с 8.10
Организация игровой, познавательной, продуктивной, творческой деятельности с детьми с 8.00 с 8.30 с 8.30
Прогулка (подвижные и спортивные игры, трудовая деятельность, экспериментирование и игры с природным материалом) с 10.00 с 10.00 с 9.30
Возвращение с прогулки (формирование навыков самообслуживания) с 12.30 с 12.30 с 12.00
Обед (формирование культурно-гигиенических навыков, культуры приёма пищи) с 12.45 с 12.45 с 12.15
Подготовка ко сну, сон (дневной отдых) (перед сном: чтение, слушание аудиозаписей) с 13.15 с 13.15 с 12.45
Пробуждение (закаливающие процедуры, разминка, спокойные игры) с 15.15 с 15.15 с 14.45
Организация игровой, физкультурно-оздоровительной, творческой деятельности с детьми с 15.30 с15.30 с 15.00
Полдник (облегченный ужин) (формирование культурно-гигиенических навыков) с 16.30 с 16.30 с 16.00
Прогулка (подвижные и спортивные игры, трудовая деятельность, продуктивная деятельность с природным материалом) с 16.50 с 16.50 с 15.30
Ужин (формирование культурно-гигиенических навыков) с 18.20 уход домой уход домой
Игры по выбору и уход домой до 19.00

Примечание:

· формы работы с детьми должны учитывать возраст детей, их индивидуальные особенности, сезонные условия и носить событийный характер.

Образовательная область «Физическая культура»

Малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Ребенку должно быть интересно это делать не потому что «надо» и «полезно», а потому что ему это интересно. Радость и эмоциональный подъем, а не только удовлетворение от правильно выполненных движений соответствуют потребностям растущего организма в движении. Двигательный опыт ребенка – это многочисленные вариации движений, и чем больше видов и способов движений знает ребенок, тем содержательнее и богаче его деятельность в целом. Важно обеспечить осознанное овладение каждым движением. В дошкольном возрасте ребенок овладевает на элементарном уровне практически всеми видами и способами основных человеческих движений. Важно научить детей свободно пользоваться этими движениями в зависимости от условий и ситуаций. В младшем дошкольном возрасте ребенок выполняет все основные движения, он даже прыгает на одной ноге, выполняет приставной шаг. Он с удовольствием демонстрирует свои умения и навыки. По показу или образу выполняет подскоки, он ловко залезает на любые конструкции, он бесстрашен, неутомим, но в тоже время многие движения делает как бы бессмысленно: «накручивает» круги, суетливо бегает взад-вперед, нередко натыкается на предметы, не замечая их на своем пути. У него слабо скоординированы движения, нет согласованности работы рук и ног. Наиважнейший момент: формирование осанки и профилактика плоскостопия! Необходимо много играть в положении лежа, ползания на четвереньках, используя массажное оборудование, мячи, «сухие» бассейны, массажеры «колибри». Положительный результат дает чередование подвижных и малоподвижных игр, использование фольклора, детских и знакомых песен, стихов.

Задачи:

Развить через игру:

· свободные ходьбу и бег, перекрестную координацию движений рук и ног, разнообразные виды ходьбы и бега, привычку ходить и бегать, не опуская головы, не шаркая ногами; умение убегать и догонять;

· Умение принимать правильное исходное положение при выполнении прыжков в длину и высоту с места; умение энергично отталкиваться одной и двумя ногами в прыжках, учить правильному приземлению в прыжках с высоты и на высоту, выполнять прыжки с продвижением вперед, назад, на месте на одной и двух ногах;

· закрепить умение энергично отталкивать мяч при катании друг другу, по прямой; при бросании в даль, в цель. Научить ребенка ловить мяч двумя руками одновременно.

· Упражнять умелость рук: собирать и разбрасывать мелкие предметы, предметы одной формы, но разных размеров, цвета, структуры.

· Использовать в играх обручи, скакалки, бруски, ленты, кубы и кубики, модули и ЛЕГО.

· Научить элементарным приемам дриблинга в футболе: под контролем, приставным шагом, с изменением направления.

· Совершенствовать координацию движений и ориентацию в пространстве через спортивную игру футбол.

· Обучать хвату за перекладину во время лазания, обучать лазанию по шведской лестнице, выполнять кратковременные висы на перекладине.

· Учить сохранять правильную осанку во всех положениях: сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений и равновесии.

· Не допускать трафаретности в движениях, играх детей, дать им возможность быть всегда исследователями, создавать условия для развития творчества и самостоятельности в приобретении двигательного опыта в разнообразной предметно-игровой среде.

· Развивать у детей умения двигаться не только рядом, но и вместе; строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, парами, находить ориентиры при выполнении упражнений, свое место при построениях.

· В игры включать задания-сигналы «беги», «лови», «стой», «замри» и др; выполнять правила в подвижных играх.

· Научить детей надевать и снимать лыжи, ходить на них, ухаживать за лыжами, ставить их на место.

· Учить кататься на санках, скатываться с горок на ледянках; играть в кегельбан; кататься на велосипеде; играть в шашки и шахматы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.018 с.)