Физиологические аспекты стресса и его последствия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физиологические аспекты стресса и его последствия.



Компенсаторные возможности организма человека, позволяющие ему приспосабливаться к изменениям внешней и внутренней среды, большие. Условиями, необходимыми для становления полноценной адаптации, являются: оптимальное состояние механизмов адаптации (здоровье человека), интенсивность и продолжительность воздействия раздражителей внешней и внутренней среды организма и время, необ­ходимое для становления процесса адаптации.

К числу механизмов, осуществляющих адаптацию организма, от­носятся изменения деятельности сердца, дыхательного аппарата, об­мена веществ и иммунной системы. В становлении адаптационных меха­низмов огромная роль принадлежит нервной системе и эндокринным органам (гипофиз, щитовидная железа, надпочечники и др.).

Стрессовые реакции могут возникать под влиянием самых разнооб­разных раздражителей (травмы, ожоги, болезни и др.), а также при эмоциональном воздействии — эмоциональный стресс. Состояние стресса провоцируют многочислен­ные неблагоприятные экологические факторы. Нередко возникают ситуации информационного стресса. Навязываемая по утрам населению радиопрограммами поп- музыка нарушает естественный ритм вхождения в рабочее состояние организма, особенно у людей среднего и пожилого возраста. Высоко­скоростной ритм современной жизни, особенно в го­родах, создает нагрузку для функционирования основных центров нервной системы. Различные раздражители придают стрессу свои особенности, обусловленные возникновением специфических реакций на качественно различные воздействия.

Научно-технический прогресс в высокоразвитых странах привел к возрастанию удельного веса интеллектуального труда. Изменился характер труда рабочих в ре­зультате широкого внедрения механизации и автоматизации производ­ственных процессов. Рабочие все в большей степени обслуживают ма­шины и механизмы, занимаясь не физическим, а интеллектуальным трудом. Усложнился и увели­чился объем учебных программ школ и вузов, возросла учебная на­грузка. Резко возросло количество времени, которое посвящено про­смотру телевизионных программ и кинофильмов. Многие из них, осо­бенно с сюжетами ужасов, насилия и убийств, вызывают сильнейшие, отрицательные эмоциональные реакции, сопровождающиеся резким увеличением содержания в крови адреналина (сердцебиение, повыше­ние артериального давления).

Эмоциональный стресс (волнение, возбуждение, напряжение) — это субъективное состояние выраженного психоэмоционального переживания человеком (удовольствие или неудовольствие, радость, страх, гнев и т.д.) конфликтных жизненных ситуаций, которые ограничивают удовлетворение его социальных и биоло­гических потребностей.

Ответственные реакции организма на эмоции зависят от поведен­ческих реакций, психологических особенностей и воспитания человека.
Сложность данной проблемы состоит в том, что в отличие от дикаря цивилизованный человек обязан сдерживать свои эмоции, т.е. оставать­ся выдержанным, спокойным. Такой человек стремится погасить воз­никший в организме пожар, т.е. сдержать соматические проявления, двигательные ответы и речевые реакции. И тут-то проявляется конф­ликт: усилием воли человек подавляет двигательные реакции. В резуль­тате вегетативная буря обрушивается на сердце и сосуды. Чем меньше тренированность организма к предельным нагрузкам, в том числе психогенно-эмоциональным, тем в большей степени возрастает состоя­ние максимальной мобилизации сердечно-сосудистой системы. Важно подчеркнуть, что индивидуальные особенности человека, его адапта­ционные возможности противостоять стрессовым ситуациям весьма раз­личны. Так, в частности, выделяют психологический и поведенческий типы ответных реакций организма.
Эмоции возникают за счет первичной активации специализирован­ных структур мозга. Возбуждение одних структур вызывает положитель­ные эмоции, которые организм стремится усилить, продлить или по­вторить. Активация других структур сопровождается появлением отри­цательных эмоций, которые организм стремится устранить или осла­бить.
Биологическое значение эмоций определяется их оценочной функ­цией, вследствие которой организм стремится заблаговременно и быс­тро реагировать на изменения окружающей среды, мобилизовать энер­гетические ресурсы, необходимые для действий, направленных на удов­летворение непосредственных потребностей.

Эмоциональные возбуждения строятся на основе специфических нейрохимических механизмов. Периферические компоненты эмоций подразделяют на произвольно управляемые (движение, деятельность мышечной мускулатуры, речевая функция, дыхание) и неуправляемые (деятельность сердца, гладких мышц сосудов, бронхов, кишечника и эндокринных желез). Из всех стрессов следует особо выделить те, которые вызывают отрицательные эмоции. Печаль, страх, тоска угнетают психическую деятельность, мышечную активность, тормозят любые ответные реакции организма. Гнев же, ярость, ненависть, наоборот, повышают энергообеспечение, стиму­лируют деятельность рецепторов мышц, центральной нервной и сер­дечно-сосудистой систем. К числу положительных эмоций относятся радость, надежда и др., которые приносят здоровье, силу, работоспособность. По­ложительная эмоция пропорциональна величине снятого состояния на­пряжения. Положительные, эмоции особенно важны для функциониро­вания сердечно-сосудистой системы.

Адреналин, выделяющийся во время стресса, вы­зывает целый каскад реакций: повышается кровяное давление, напря­гаются мышцы, дыхание становится поверхностным и быстрым, мозг находится на вершине бдительности, а чувства обострены до предела. Юлий Цезарь выбирал себе тех воинов, которые краснели, а не бледнели при внезапном стрессе. Оказывается, что при реакции страха в организме человека увеличивается выделение адрена­лина, который вызывает сужение сосудов и бледность, а при реакции гнева выделяется норадреналин, вызывающий расширение сосудов, и человек краснеет.

Широко распространены социально детерминированные стрессорные ситуации в результате межличностных конфликтов, связанных с унижением достоинства, предательством, разочарованием. В подобном положении конфликт людей заключается в потребности реализовать оборонительную реак­цию самосохранения и невозможностью ее осуществить в создавшихся условиях. Однако большинство людей, поставленных в безвыходные си­туации, не погибают, а приобретает ту или иную степень устойчивости к этим стрессовым ситуациям.

Повседневный жизненный опыт, а также данные экспериментов на животных, наблюдения над больными свидетельствуют о том, что возникновение эмоции нередко предшествует нашим действиям, что именно эмоции оказываются поводом к действиям. Эмоциональное воз­буждение может возникнуть до того, как человек успеет составить про­грамму действий, и даже до того, как он сможет хотя бы сознательно оценить ситуацию. Эмоция зачастую представляет собой первую импуль­сивную реакцию на внезапно возникшую чрезвычайную обстановку. Лишь потом следует анализ и оценка обстановки и необходимые обдуманные действия.
Величина информационных и энергетических ресурсов и резервов времени, которыми располагает организм, определяется условиями воспитания человека, его прошлым жизненным опытом. Чем меньше жизненный опыт, чем меньше навыков преодоления трудностей, чем меньше энергетический потенциал организма, тем сильнее эмоция стра­ха, которая включается импульсивно. Чем больше опыт по преодоле­нию аналогичных ситуаций, тем меньше время, необходимое для ре­шения данной возникшей задачи и тем больше информационные и энергетические резервы организма.

Большое значение для характера последствий стресса имеют поведенческие реакции на стрессовые ситуации. Так, боль, сопряженная с опасностью и страхом, побеждается выдержкой и терпением. Однако при этом заторможенным оказывается лишь внешний поведенческий компонент реакции. Ее внутренний компонент, т.е. мобилизация функ­ций крово-обращения, дыхания и т.д., сохраняется. При возникновении эмоционального напряжения под влиянием стресса происходит моби­лизация энергетических и структурных ресурсов, осуществляемая ком­плексом стрессорных гормонов, которые обеспечивают эмоциональ­ное поведение. Эмоции вызывают генерализованное возбуждение огромного коли­чества структур центральной нервной системы, мгновенно вовлекая в весьма интенсивную деятельность многие органы и системы организ­ма, которое нередко сравнивают с бурей. Эта «буря» иногда безжалост­но обрушивается на сердечно-сосудистую систему и другие системы организма, являясь причиной развития ряда тяжелых заболеваний.

При любом стрессе всегда есть три фазы реакции организма: 1) само стрессовое событие; 2) внутреннее восприятие его человеком; 3) реакция самого организма. Со стрессовой реакцией иногда трудно справиться потому, что если она началась, то мозг может потерять контроль над ней.

Состояние напряжения — это мобилизация резервов, резко увеличивающих информационные и энергетические ресурсы организма (а так­же благодаря повышению скорости реакции ресурсы времени). Тот факт, что состояние напряжения нередко может возникнуть раньше включе­ния сознания, свидетельствует о том, что подсознание является не просто складом поведенческих «матриц» или «кладовой памяти». Оно играет весьма важную роль в формировании характера нашей деятель­ности. На уровне подсознания осуществляется не только первичный анализ всей поступающей в мозг информации, но и оценка собствен­ных энергетических ресурсов организма и ресурсов времени, учитыва­ется уровень прошлого жизненного опыта, степень тре­нированности организма, обеспечивающих возможность адекватных ре­акций на поступивший сигнал, на возникшую обстановку.
Можно выделить четыре степени состояния напряжения:

1. первая степень — внимание, мобилизация, активность. Объек­тивные изменения в организме: повышение обмена веществ, усиление функций ССС и дыхательной систем, повышение то­нуса скелетных мышц, умственной и физической работоспособности. Изменения психологического статуса: усиление внимания, напряже­ния, подъем физических и духовных сил;

2. вторая степень — стеническая отрицательная эмоция. Объектив­ные изменения в организме: предельное усиление функций органов и систем, обеспечивающих взаимодействие организма с внеш­ней средой; резкое усиление деятельности сердца, значи­тельное повышение АД и вентиляции легких. Измене­ния психологического статуса: чувство резкого возбуждения, раздраже­ния, ярости, нередко угнетение интеллектуальных фун­кций;

3. третья степень — астенические отрицательные эмоции. Объек­тивные изменения: резкое снижение умственной и физической рабо­тоспособности, резкое утомление мышц, значительное торможение центральной нервной системы, повышение кровяного давления, ос­лабление работы сердца, ухудшение кровообращения, особенно в сер­дце и головном мозгу. Изменения психологического статуса: ощущение тоски и страха, потеря памяти, угнетение физических сил, подавление способности к мышлению;

4. четвертая степень — невроз. Объективные изменения в организ­ме: резкие нарушения нормальных поведенческих реакций и поступ­ков, резкая дисфункция вегетативной нервной системы, возникновение психосомати­ческих заболеваний. Изменения психологического статуса: крайне угнетенное тяжелое самочувствие, неадекватные мысли, полная потеря работоспособности, сознание собственной ненужности, бесполезности.

Наблюдающийся при стрессе общий адаптационный синдром мо­жет иметь три стадии развития: стадию тревоги, при которой происхо­дит мобилизация исходных сил организма; стадию резистентности; ста­дию истощения, которая отмечается при воздействии интенсивного раз­дражителя и при длительном воздействии слабого раздражителя, а так­же при функциональной слабости адаптивных механизмов организма. Существуют условно-рефлекторные влияния на сердечно-сосудистую систему, которые приспосабливают ее функции не только к возник­шим, но и к предстоящим изменениям окружающей среды, обеспечи­вая таким образом будущую деятельность организма и изменения его поведения.

Некоторые особенности степеней напряжения. При первой степени напряжения изменения со стороны функций органов и систем не чрезмерны и соответствуют задачам, возникшим перед организмом, способствуя наилучшему их выполнению. Средства и силы организма расходуются при этом оптимально экономно. Это состояние напряжения, возникающее периодически, является факто­ром, тренирующим организм.

При второй степени напряжения мобилизация ресурсов происхо­дит не избирательно (экономно, целесообразно), а бурно, избыточно (по типу гиперкомпенсации). Это состояние сравнивают с «бурей» или «пожаром», внезапно вспыхнувшими в организме. Эмоциональным «по­жаром» охватываются определенные структуры центральной нервной системы и строго определенный круг внутренних органов, именно тех, которые обеспечивают взаимодействие организма с окружающей сре­дой. При экстренных (чрезвычайных) условиях, когда возникает аль­тернатива выжить или погибнуть, процессы накопления (ассимиляции) тормозятся; резко активизируются процессы диссимиляции, давая орга­низму необходимые энергетические ресурсы. Таким образом, стенические эмоции представляют собой состояние максимальной мобилиза­ции всех сил и средств организма, необходимой для выхода из чрезвы­чайного положения.

Характер возникающей эмоции определяется результатом первич­ной (подсознательной) оценки значимости данной цели для организма и наличием ресурсов, необходимых для достижения цели. При астени­ческих отрицательных эмоциях (третья степень напряжения) этот де­фицит определяется разницей между необходимыми и существующими у организма временем, информацией, энергией. При цели большой важ­ности нужны и большие ресурсы: огромная энергия и не меньший объем необходимой информации (умений, навыков) и достаточное время. И.П. Павлов пришел к выводу, что неврозы вызываются: пе­ренапряжением процессов возбуждения в коре головного мозга; пере­напряжением тормозного процесса; «сшибкой» (столкновением) про­цессов возбуждения и торможения в пунктах коркового представитель­ства условных и безусловных раздражителей.

Невроз может сопровождаться тяжелыми расстройствами функции сердечно-сосудистой системы. При неврозе, помимо сердца, могут стра­дать и другие органы, при этом всегда страдают тонкие приспособи­тельные (условно-рефлекторные) реакции внутренних органов на из­менения среды.

Эмоциональный стресс лежит в основе адаптивных физиологичес­ких реакций, позволяющих организму за счет мобилизации резервных возможностей преодолевать конкретные ситуации. Как временное яв­ление стрессовая реакция необходима, но если она не ограничена вре­менем, то катаболический метаболизм может привести к разрушитель­ным последствиям. При длительности стресса каждый подъем энергии приводит к определенному разрушению. Если угроза стресса не прохо­дит, подъем энергии приводит к истощению, так как для тела оказыва­ется невозможным вернуться в обычное состояние анаболического ме­таболизма, который создает резервы тканей и энергии.

Нервный стресс признается ответственным за распространение психических и невротических расстройств, гипертонической болезни, ишемической болезни сердца, мозгового инсульта, язвенной болезни же­лудка и двенадцатиперстной кишки и других заболеваний в развитых странах. Неврозы — результат воздействия на организм чрезвычайных ситу­аций, которые должны вызвать состояние напряжения и эмоции. Стрес­совые воздействия при предрасположенности способ­ны спровоцировать возникновение или обострение различных психи­ческих заболеваний.

Изменения условий жизни человека в высокоразвитых странах яв­ляются основной причиной роста частоты неврозов и заболеваний сердечно-сосудистой системы. Среди этих условий важным фактором явля­ется увеличение нервного напряжения. Об этом, в частности, свиде­тельствуют данные о высоком распространении гипертонической бо­лезни среди людей, труд которых связан с постоянным нервным на­пряжением. А.Л. Мясников отмечал наличие эмоци­онального напряжения, предшествующего инфаркту миокарда у 85,5% больных. Взаимоотношение эмоционального стресса с ишемической бо­лезнью сердца далеко не всегда выявляется непосредственно в период действия стресса, а может наступить сравнительно часто спустя неко­торое (даже значительное) время после него. Эмоциональный стресс индивидуальной, ограниченной направленности, по-видимому, скорее, чем общий стресс для населения (война, стихийное бедствие), может рассматриваться как фактор риска ишемической болезни сердца.
Индивидуальные особенности человека, его адаптационные возмож­ности противостоять стрессовым ситуациям весьма различны. Это по­зволяет выделить психологический и поведенческий типы, предрасположенные к ишемической болезни сердца. Такие люди испытыва­ют постоянное внутреннее напряжение, амбициозны, подозрительны, ипохондрического склада. Сюда же могут быть отнесены многие лица напряженного интеллектуального труда, администраторы, все те, кто преданно трудится, постоянно испытывают недостаток времени на про­изводстве и дома. Американские авторы выделяют даже специальный профиль лич­ности, предрасположенной к ишемической болезни сердца. Характер­ным для таких людей является состояние постоянного неразрешенно­го внутреннего конфликта, связанного с определенным психологичес­ким складом личности. Для таких людей характерны глубокая погло­щенность профессиональной работой, непрерывная гонка и спешка в работе, неугомонность, торопливость, постоянное желание преуспеть во всем и вместе с тем неудачи и срывы вследствие вечной нехватки времени.

Почему именно напряжение, возникающее при отрицательных эмо­циях, стало сегодня фактором риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний? Чрезвычайное физическое напряжение се­годня нередко бессмысленно, оно ненужно для преодоления трудно­стей. Сегодняшние трудности — большей частью трудности психологи­ческие, моральные — это сложные интеллектуальные задачи. В отличие от дикаря цивилизованный человек обязан сдерживать свои эмоции, подавлять проявления своих чувств, оставаться хладно­кровным, выдержанным, спокойным в любой сложной обстановке. Надо уметь погасить возникший в организме эмоциональный «пожар», сдер­живать соматические проявления, двигательные ответы, мимику, ре­чевые реакции. Если возникшая стеническая эмоция получает адекватную разряд­ку, если она реализуется посредством интенсивных мышечных усилий (для обеспечения которых, собственно, в процессе эволюции возник­ла сама эмоция), то вреда для организма она не приносит. Трудность же положения в том, что естественные по своей биологической природе проявления таких эмоций и способы их разрядки стали совершенно не приемлемыми в современном человеческом обществе. Однако, несмотря на это, слепая биологическая природа в сложных ситуациях по-пре­жнему мобилизует на помощь организму древний механизм эмоцио­нального напряжения. И тут-то появляется конфликт: вегетативные фун­кции перестроены, гигантские энергетические ресурсы (независимо от воли) уже мобилизованы, а возможность адекватной разрядки напряжения исключена. Усилием воли человек обязан подавить двигательные реакции, сдержать естественную разрядку эмоций. В результате возникает трудное для физиологических систем организма состояние. «Разряжать» стенические эмоции «по адресу» — значит в ряде слу­чаев поставить себя вне коллектива, сдерживать же эмоции — значит наносить удары по системам вегетативного обеспечения функций орга­низма. В этом сложность проблемы.

Чем меньше тренированность организма, тем в большей мере возникает состояние максимальной мобилизации функ­ции мышечной и сердечно-сосудистой систем. Но для нетренированного организма, обладающего недо­статочными резервными возможностями, такая мобилизация может ока­заться непосильной. Образуется замкнутый порочный круг. Меньшая тренированность усиливает состояние напряжения и в то же время приво­дит к тому, что организму трудно выдержать это состояние. В этом при­чины того, что полезные в принципе для организма состояния отрица­тельных эмоций в условиях жизни современного человека становятся одним из факторов поражения сердечно-сосудистой системы. Однако нервное напряжение, которое мо­жет оказывать выраженное отрицательное действие, одновременно пред­ставляет собой основное условие прогресса организма, развития и со­вершенствования функций самой нервной системы, повышения резис­тентности всех структур к действию неблагоприятных агентов.

Восстановление, созидание возможны лишь при условии активной деятельности, без которой наступает дегенерация, перерождение и ги­бель любой клетки, органа, ткани. Напряжение — фактор, тренирую­щий нервную систему, повышающий ее работоспособность и вынос­ливость. Современному обществу не дано отменить нервный стресс. Жизнь без него невозможна.

Г. Селье различал эустресс-синдром, способству­ющий сохранению здоровья, и дистресс-синдром, приобретающий роль болезненного фактора.

Известно, что общей неспецифической реакцией организма явля­ется стрессовая. Определенный уровень стресса, как считал Г. Селье, необходим для обеспечения нормальной реакции организма (эустресс). Но довольно часто уровень стрессорных воздействий оказывается выше оптимального, что приводит к различного рода расстройством (дист­ресс). К признакам хронического стрессового состояния могут быть от­несены осязаемые физические явления: усталость, головная боль, го­ловокружение, сердцебиение и др., а к психическим признакам стрессорного напряжения — чувство беспокойства, раздражительность, рез­кая смена настроения и др. На этом фоне появляются обычно сложно­сти в межличностных отношениях: учащаются ссоры в семье и на ра­боте. Обычно в это время повышается кровяное давление, нарушается сердечный ритм и т.п.

Оптимальная мера стресса необходима для нормального развития и долгой здоровой жизни человека. Действительно, мышечные напря­жения, контрастные температурные воздействия, солнечная радиация, гипоксия среднегорья — все это стресс, который в своей мере полезен и необходим организму. Создатель учения о стрессе Г. Селье подчеркивал в своей книге «Стресс без дистресса», что стресса не следует избегать, ибо полная свобода от стресса означает смерть. Другими словами, без определенного объема постоянной дви­гательной активности человек не может воспользоваться в своей жизни тем, что заложено в него природой, не может дожить до почтенной старости, не может быть здоровым и счастливым.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 538; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.185.194 (0.022 с.)