Древнегреческая цивилизация Афины. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Древнегреческая цивилизация Афины.



Афины были главным городом Аттики — области, расположенной на юге Балканского полуострова. Население Аттики постепенно объединялось вокруг Афин. Эта область была богата полезными ископаемыми (глиной, мрамором, серебром), но земледелием можно было заниматься лишь в небольших и немногочисленных долинах.

Главными источниками силы и богатства этого полиса были торговля и кораблестроение. Крупный портовый город с удобной гаванью (она называлась Пи-рей) быстро превратился в экономический, торговый и культурный центр. Афиняне, создав самый мощный в Элладе флот, активно вели торговлю с колониями, перепродавали полученные товары другим полисам. В Афинах процветали науки и искусства, огромные средства затрачивались на градостроительство. В V в. стал воздвигаться Акрополь — вершина древнегреческой архитектуры, центром которого был знаменитый храм Парфенон, посвященный Афине, покровительнице города. С Афинами связан и расцвет греческого театра. В Афины стекались знаменитые скульпторы, писатели. Философы Платон и Аристотель создали там свои школы.

Политическая жизнь полиса развивалась по пути демократизации, через острую борьбу с родовой знатью. Первым шагом к созданию афинской демократии были реформы Солона (между 640 и 635 — ок. 559 г. до н. э.), избранного в 594 г. до н. э. архонтом1. Сам великий законодатель заявлял, что цель его реформ — примирение враждующих группировок, сложившихся среди свободного населения. Прежде всего он запретил долговое рабство для афинян и объявил прежние задолженности бедняков недействительными, вернув им, таким образом, статус полноправных граждан.

Солон укрепил частную собственность, разрешив покупать, продавать и дробить земельные участки. Политические права граждан зависели теперь не от родовитости, а от имущественного положения. Самые бедные могли только избирать членов народного собрания, но не быть избранными. На зажиточных людей, обладавших полным объемом прав, были возложены довольно тяжелые, требующие больших расходов обязанности: они должны были строить суда, устраивать общественные праздники и зрелища. При Солоне возросла роль народного собрания. Окончательно афинская демократия сложилась к середине 5 в. до н. э., когда выдающиеся политические деятели Эфиальт и Перикл усовершенствовали законы Солона, усилив позиции демоса: теперь все граждане полиса приобрели право избираться на высшие должности (кроме должности военачальника).

Коллегия архонтов (9 человек) представляла собой высший орган управления в Афинах в VII—VI вв. до н. э.

«У нас каждый человек в отдельности можете проявлять себя самодовлеющей личностью в самых\ разнообразных сторонах жизни» -из речи Перикла об Афинах, произнесенной в 431 г. до н. э.

Народное собрание1 стало верховным органом! власти и получило самые широкие полномочия: при-1 нимало законы, решало вопросы о войне и мире, за-| ключало или расторгало договоры с другими полиса-1 ми, избирало должностных лиц и проверяло их рабо-1 ту. На собраниях (а их проводили около 40 раз в год) все вопросы тщательно обсуждались и каждый и право высказать свою точку зрения. Не менее важны! было и то, что все должностные лица избирались голо-! сованием или по жребию и были подотчетны и сме-| няемы.

Как мы видим, многие принципы демократии, раз-] работанные 25 веков назад, продолжают действовать ] в наше время, превратившись в своего рода вечные нормы жизни общества, которое заслуживает названия гражданского.

Восстановление производительных сил к IX – VIII веку до нашей эры, стабилизация социальных связей, общее возрождение культуры стали основными факторами возникновения греческого полиса, первого в мировой истории типа правового общества. Полис (от греч. Πολις) отличался от городских поселений предшествующего времени – протополисов – наличием сообщества граждан (Πολιτης), которому принадлежал верховный суверенитет, то есть права учреждать собственные органы управления, создавать свою военную организацию, устанавливать законы, отправлять судопроизводство, вводить собственные денежные и измерительные единицы и т. д. Собственно, полис являл собой город-государство, форму социально-экономической и политической организации общества и государства. Полисы составляли полноправные граждане (члены общины), каждый из которых имел право на земельную собственность и политические права. Часть населения города в полис не входила и не имела прав граждан (метеки, периэки, вольноотпущенники, лишенные всяких прав рабы). В дальнейшем форма власти в полисе была различной (олигархия, демократия и др.).

Ранее всего полис начал получать правовое оформление в Афинах. В IX столетии до нашей эры вся полнота власти была сосредоточена в народном собрании – экклессии. Собрание избирало пожизненного правителя – архонта, который отличался от прежних басилевсов отсутствием царских инсигний и привилегий, отсутствием священнических и судебных полномочий. С 752 года до нашей эры архонты стали избираться только на 10 лет, а с 682 года до нашей эры стала избираться коллегия 9 архонтов сроком на 1 год. Первый архонт, самый старший, назывался эпоним, и его именем обозначался год в Афинах; эпоним ведал внутренними делами, попечением о сиротах, несовершеннолетних, семейными и наследственными делами. Второй архонт – басилевс – наблюдал за религиозной жизнью, осуществлял первосвященнические функции. Третий архонт – полемарх – возглавлял войско. Остальные шесть архонтов назывались фесмофетами, то есть судьями и законодателями. Все афинские граждане делились на три сословия: эвпатридов (благородных), демиургов (ремесленников) и геоморов (земледельцев). Все они обладали избирательными правами, но только эвпатриды имели право избираться на должности.

Основание города-государства Афины предание относит к XVI-XIII векам до нашей эры. Назван в честь богини Афины (миф о ее споре с Посейдоном за право дать городу имя, возможно, отражает борьбу различных племен за господствующее положение). После покорения Греции Македонией в VI столетии до нашей эры начался упадок города, но он еще долго держался остатками своей былой славы столицы философов и поэтов, лучших педагогов Греции. Так, регулярные пожертвования делались династией Птолемеев, династией Атталидов. Уже в эллинистический период Афины стали местом паломничества для всякого образованного грека, где бы он ни жил, а впоследствии и для римлян.

Древние Афины — самый известный из городов Древней Греции, с 5-го века до н.э. играл одну из ведущих ролей в государстве. Именно в этом полисе зародилась и оформилась демократия, развилась философия, получил современное оформление театр. Столица современной Греции является одним из мест зарождения современной цивилизации, с ее философией и демократией. До сих пор нас поражает величественность древних зданий полиса, ныне лежащих в руинах. Как же прекрасны тогда были древние Афины времен эллинского расцвета! Недаром Афинский Акрополь — символ города и Греции — входит в список семи чудес современного мира.

Легенда гласит, что Посейдон - бог моря и Афина - богиня мудрости соперничали за господство над Аттикой и решили принести людям по полезному дару, чтобы люди сделали свой выбор. Афина вонзила копье в землю, и на том месте выросло оливковое дерево. Посейдон же высек источник соленой воды. Люди решили, что дар Афины ценнее и выбрали ее своей покровительницей, назвав город в честь богини. На Акрополе действительно росла олива, пространство вокруг которой стало священным. Позже, при расширении полиса, афиняне сделали весь Акрополь святилищем, переселившись на подножие холма в основании храма.

Предполагается, что полис был первоначально поселением пеласгов - доиндоевропейского населения Балканского полуострова. Более позднее объединение обособленных родовых общин вокруг афинского акрополя приписывается полумифическому Тесею. Ему же приписывается и введение древнейшего строя в афинской общине. Город управлялся ежегодно избираемым советом из девяти архонтов-аристократов и ареопагом — советом старейшин-архонтов с истекшим сроком полномочий.

Расцвет полиса совпал с золотым веком древнегреческой культуры. В 6-4-м веках до н.э. Афины считались одним из важнейших политических и культурных центров Эллады. Не утратил своего блеска город и после завоевания римлянами в 146 г. до н.э. Здесь продолжали развиваться философские школы, здесь мыслили Платон и Аристотель.

Эпоха расцвета Афин длилась до третьего века нашей эры, когда полис начал приходить в упадок, подвергаясь регулярным вторжениям варваров. Во времена же императора Юстиниана I, с прекращением деятельности Афинских школ, Афины стали обычным провинциальным городом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1044; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.159.224 (0.006 с.)