Социально-политическая структура древней Индии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-политическая структура древней Индии.



Государственно-правовая история Индии своеобразна и уникальна. Народы этой огромной, многонациональной страны перенесли в прошлом тяжелые испытания, в сложных условиях сумели сберечь свою самобытную культуру, достижения которой украшают мировую цивилизацию. Философские и этико-нравственные воззрения индусов оказали заметное влияние на другие народы Азии.

Первые государства Древней Индии появились в 1 тыс. до н. э. по берегам реки Ганг. Появление железных орудий имело эпохальное значение, оно ускорило развитие ремесла, торговли, обмена. Расселение индо-ариев ускорило процесс классообразования, институт частной собственности постепенно стал охватывать скот, а затем и землю. Доисторическая община аборигенов Ганга приходила в упадок.

Население делилось на две основные группы: благородных и свободных (арьев) и рабов (даса). Невольники были из пленных (враг, варвар, неверный) или неоплатных должников, попавших в долговую кабалу, в полную зависимость от кредитора.

Государственно-правовые институты Древней Индии существенно отличались от рабовладельческих деспотий стран Древнего Востока. Общинная система, устойчивость пережитков родового строя, отсутствие государственной собственности на землю определили хозяйственный строй этой страны. Социальная структура Древней Индии весьма сложная, кроме классов, сословий, имелись варны, касты. В памятниках права ранней древности упоминаются наемные рабочие, рабы. Древняя Индия славилась высоким уровнем сельского хозяйства, ремесла, ее умелые строители и архитекторы оставили великолепные памятники зодчества. Особенности экономической и общественной жизни, развитие товарно-денежных отношений, своеобразие этических воззрений затрудняли возможность для рабовладения стать ведущим укладом жизни Древней Индии.

Царь не являлся собственником всех земель. Ему принадлежали наследственные, коронные земли, поместья, захваченные и присоединенные территории, рудники. Как суверенный правитель, он взимал налоги с подданных, в том числе и с крестьян, поскольку обеспечивал их «охрану и защиту». Царь не мог отобрать надел у крестьянина, общины, подарить его. В законах ему возбранялось вмешиваться в дела собственников земли. Основной массив пахотных земель и угодий находился в ведении общины. Законы свидетельствуют о наличии частновладельческих земель, которые могли находиться в обороте, быть предметом купли-продажи, обмена, дарения. Судя по всему, государство ограничивало такие сделки, устанавливало строгий формальный порядок их оформления. Такие формы распоряжения землей открывали возможность для появления феодального уклада. Следует учесть и другое. На территории государства находились народы, стоявшие на разных ступенях общественного развития. С глубокой древности Индия — страна многоязычная, многонациональная.

Огромное влияние на идеологию, общественное и правовое сознание народа оказывали индуистская и буддийская религии. Священнослужители не только вели пропаганду своей религии, распевали псалмы, читали стихи священных гимнов, звали верующих к счастливой загробной жизни. Они призывали следовать примеру героев, мучеников, распространяли высокие нравственные идеалы.

Философско-религиозная концепция гласила: «не убий», она призывала беречь живые существа и прежде всего человека, уважать достоинство людей, считаться с их образом мышления. Веротерпимость, снисхождение к инакомыслящим ограничивали насилие, жестокость. Такая общественная атмосфера влияла на политический режим, сдерживала кровожадные устремления правителей.

История Древней Индии почти не содержит данных о варварском уничтожении городов, массовых убийствах, истязании мирного населения. Здесь не было геноцида. Один из основателей Республики Индия Джава-харлал Неру особо подчеркивал гуманность древнеиндийской цивилизации.

Устои индусской общины, ее кастовая система, самобытные нормы социальной жизни обладали поистине несокрушимой силой, которую не смогли одолеть многочисленные захватчики: персы, греки, македонцы, кушаны, монголы, арабы. Потомки завоевателей, по общему правилу, ассимилировались с местным населением. Оказалась бессильной и Британская империя, величайшая колониальная держава прошлого века. Великий вождь индийского народа Махатма Ганди в борьбе против английских колонизаторов, наряду с революционными лозунгами, использовал древний обычай «сатьяграхи» («упорство в истине»), формулу мирных, ненасильственных методов. Глубокое знание традиций помогло ему сплотить народы, привести к победе, добиться независимости.

Варны, касты. В Древней Индии задолго до прихода ариев сложилась высокоразвитая цивилизация. Раннеклассовое общество существовало в Индии еще в 1 тыс. до н. э., в эпоху ранней древности. Оно ровесник цивилизации Древнего Египта и Шумера. Раскопки в долине р. Инд, остатки древнейших городов Хараппы, Мохенджо-Даро свидетельствуют о наличии сословий, классов и государства. В центре городского поселения находилась крепость, там проживала правящая знать, военачальники, жрецы. Вокруг нее селились ремесленники, торговцы. Беднота ютилась в хижинах и глинобитных лачугах. Знать имела невольников, возможно, были государственные рабы.

Политическое устройство этих древнейших объединений чем-то схоже с древневосточной деспотией. Таково было мнение академика В. В. Струве. Но большинство ученых не разделяет взгляды тех, кто считал древнеиндийские государства-княжества рабовладельческими по своей классовой сущности. Эти политические объединения еще в глубокой древности имели сильную централизованную власть и прочную общинную систему. К сожалению, памятников права той далекой эпохи не сохранилось.

Новый период в истории Древней Индии связан с вторжением древне-иранских племен, индоариев, племен белой расы. По внешнему виду, языку, этике поведения они резко отличались от коренных жителей. Арии занимались скотоводством. Жестокость, с которой кочевые народы вели войну, известна. Менталитет кочевника подталкивал его вести войну на полное уничтожение противника. Огнем и мечом он отвоевывал возможность беспрепятственно разводить скот, кровавой жестокостью гарантировал спокойное будущее без восстаний и проявлений недовольства. Военная и жреческая организация индоариев была выше, чем у коренных жителей, дравидов. Процесс расселения пришельцев занял не одно столетие. Местные правители потерпели от ариев ряд поражений. То был трудный период в истории Индии.

Со временем арии стали земледельцами, восприняли технологию и культуру коренных жителей. Завоевание Древней Индии ускорило распад родовой организации. Родовая община переросла в соседскую. Положение человека стало определяться его имуществом, что говорит о наличии частной собственности. И вместе с тем кровная месть сохранялась некоторый период. Она считалась религиозным и нравственным долгом для всех сородичей потерпевшего.

Основу социальной структуры Древней Индии составляла община. В это понятие входили деревня, местность, объединение семей и даже каста. Положение человека, будь он скотовод, земледелец, ремесленник или торговец, определялось его принадлежностью к общине. Это коллектив, связанный едиными интересами, традициями, обычаями.

Община — самоуправляемая единица. В нее входили касты — совокупность более мелких групп, кулы — семейные общины родственников. Ремесленники и торговцы объединялись в сангхи. Во главе этих объединений и групп стоял выборный староста, руководитель. Глава племени также считался с мнением совета знати (сабха), его должность из выборной превратилась в наследственную.

Древнейший памятник литературы и истории Ригведа (II тыс. до н. э.) содержит некоторые сведения об индоариях. Это был воинственный народ: белые пришельцы считали военное дело самым достойным занятием для мужчины. Они увлекались музыкой, любили поэзию. Не случайно многие литературные и религиозные сочинения написаны стихами. Индоарии обожали игру в кости (орехи), играли азартно, случалось, проигрывали все: скот, постройки, состояние и даже близких: жену, детей. В Ригведе неудачник причитает: «Страдает преданная жена, ненавидит теща, сбежал сын». В ней имеется специальная глава «Гимн игроку». В Махабхарате сообщается, что один из царей проиграл в кости себя, жену, братьев, все имущество вместе с дворцом.

Арии были весьма пристрастны к крепким возбуждающим напиткам и даже совершали обряд в честь какой-то древней алкогольной жидкости («сома»). Они, возможно, брали пример со своего главного божества— Индры. В Ригведе написано, что он презирал мораль, любил военные авантюры, обожал пиры, был склонен к пьянству. В нетрезвом состоянии мог сильно прихвастнуть. Экстравагантное поведение рыжих чужеземцев, вероятно, удивляло и шокировало степенных, непьющих дравидов.

Аборигены, безусловно, ненавидели пришельцев. По мнению Г. Ф. Ильина, воинственные арийцы были высокомерны, полны сознания своего превосходства, презрения ко всему местному населению. Часть побежденных перебили, оставшихся в живых оскорбительно называли «дасы», отобрали у них собственность, превратили их в неравноправных. Арии считали себя расой господ.

Специфика общественного строя Древней Индии состоит в разделении людей 110 варнам, замкнутым группам. Социальная стратификация имелась и в Древнем Египте. В Древнем Иране население делилось на 4 пиштры. Однако в Индии сословная замкнутость жителей приняла завершенную форму. Как отмечает Н. А. Крашенинникова, варно-кастовое деление имеет глубоко исторические корни, без выяснения которых трудно понять роль каст в современной Индии. В то же время понятия «класс»—«варна»—«каста»— одна из сложных проблем востоковедения. По мнению Г. Ф. Ильина, сословные различия в Древней Индии имели устойчивый характер. Причиной тому были пережитки родоплеменных отношений и прочность общинных связей.

Движение народов, этническая пестрота, частая смена государств заставляли господствующий слой поддерживать классовую и сословную солидарность. Развитие общественного неравенства привело к тому, что знатные роды одного племени стали считать знатные роды других племен и народов более близкими себе, чем незнатных соплеменников. Система варн облегчала выполнение этой задачи.

О происхождении варн существует много точек зрения. Большинство ученых связывают их возникновение с брахманской религией. Верхушка ариев постепенно присвоила себе исключительное право на рели­гиозную, политическую и военную деятельность. Термин «варна» означает «разряд» людей, «вид», «цвет», «качество», «заслуга». Вся общественная жизнь древнего индуса определялась его принадлежностью к варне; профессия, должность, размер получаемого наследства, процент по договору, займу и даже тяжесть наказания. Варна определяла имя человека, одежду, порядок принятия пищи. Принадлежность к той или иной варне устанавливалась рождением, переход из одной вар-иы в другую в принципе был невозможен.

В гимнах Ригведы появление варн описывается с позиций религии. К дваждырожденным варнам отнесены брахманы, кшатрии, вайшьи. Лица, принадлежащие к ним, проходили инициации, могли изучать тексты религиозных сочинений, знать их предписания и ритуалы. Позднее появилась угнетенная варна — шудры, единождырожденные. Поступки членов варн, их поведение от рождения до смерти регламентировалось религиозными правилами, имевшими силу узаконенного обычая. Существование варн было позднее закреплено в знаменитом памятнике права Древней Индии — законах Ману (II в. до н. э.).

Варно-кастовый строй имел правовую основу: святость и неприкосновенность частной собственности, привилегия высших сословий. Соблюдение основ такого строя обеспечивалось моральными, религиозными и юридическими санкциями, карами: порицание, похвала, радость в загробной жизни или объявление преступником.

Первая варна, самая привилегированная,— брахманы. Они якобы произошли из уст, самой «чистой» части тела Брахмы. В древних источниках брахман считался чуть ли не божеством в человеческом облике. Только он мог узнавать волю богов, изучать священные тексты, делать жертвоприношения, совершать обряд коронации правителя. Брахманы освобождались от повинностей, даже царь не мог распоряжаться их собственно-ностью. Убийство брахмана считалось самым тяжким преступлением против человека. Исполнение культовых обрядов давало брахманам огромные преимущества — моральные и материальные. Принадлежность к варне брахманов считалась наследственной привилегией, хотя иногда имелись случаи перехода их в другие варны.

Право закрепило привилегии «благородных» сословий. Брахман, как и другие дваждырожденные, достигнув 8 лет, проходил инициацию, на него надевался священный щнурок. Затем он проходил курс обучения у наставника, после чего ему надлежало жениться, стать «домовладыкой», иметь детей, заниматься их воспитанием, отправлять культ богов и предков. Продлив свой род и увидев внуков, брахман, дожив до седых волос, должен был удалиться от мира, уйти в джунгли, стать отшельником, раз­мышлять о бренности всего земного, изучать веды, очищать душу от греховных помыслов, обуздать чувства. Такой уход разрешался вдвоем с женой. Это был четвертый этап жизни, финал.

Почувствовав приближение смерти, правоверный индус должен был завершить свой жизненный путь аскетом. В рубище, с посохом, с чашей для подаяния ходил странник по городам и весям, однако не следует полагать, что все дваждырожденные добросовестно чтили ашрам — обычаи. Вероятно, алчущие наследники не раз уговаривали почтенного дедушку, папашу «уйти в джунгли», выполнить волю богов, оставить им дом, имущество, хозяйство. Желающих стать аскетом, бездомным со временем становилось все меньше. В наше время деды индусов предпочитают жить в отдельной комнате, со всеми удобствами и телевизором.

Этика предписывала брахману показывать пример в исполнении религиозных обрядов, уметь внимательно слушать других, говорить правду или молчать, соблюдать законы гостеприимства, правила личной гигиены. Ему категорически запрещалось убивать всех, кто ходит, летает, ползает. Поэтому правоверные брахманы не могли заниматься да.^.е земледелием, «ибо дерево с железным наконечником ранит землю (и существа), живущие в земле» (законы Ману, X, 94).

Брахманы претендовали на свою исключительность, требовали к себе повышенного внимания, привилегий, почестей и даже преклонений. Однако их надменность, высокомерие раздражали кшатриев и правителей.

Варна брахманов неоднородна по составу. Среди них были жрецы, наставники молодежи, преподаватели, люди с положением и авторитетом. Брахманы освобождались от налогов, повинностей и телесных наказаний. Все должны были считаться с ними, даже цари. «Если раджа не будет слушаться советов брахмана,— записано в законах,— то может погибнуть, как корова в трясине».

Царь должен внимать советам брахмана, «доставлять ему удовольствие и ценные вещи». Брахманы привлекались для разбора судебных дел, выполняли у правителей различные государственные поручения, не связанные с военным делом. Используя свое влияние, священнослужители ограничивали власть правителя. По законм Ману, царь должен слушать их советы с раннего утра до прихода других министров и советников (VII, 37). Не один правитель пал жертвой интриг брахманов. Если царь не способен выполнять защиту подданных, то он «должен быть убит, как бешеная собака» (Махабхарата, XII, 57, 41). Подобная статья—редчайшая в истории права, ей нет аналогов.

Выходцы из брахманов были царями, состояли в царском суде, были даже военачальниками. Они являлись советниками правителя, его приближенными, активно участвовали в политической деятельности. Многие из них гибли при дворцовых переворотах, становились жертвами дворцовых интриг. Правители из кшатриев обычно не ладили с брахманами, между ними была конкуренция за влияние и власть. Брахманы были объектом критики, обличения со стороны буддийских монахов.

В селениях, среди простого народа, брахманы жили скромнее, кормились за счет предсказаний, брались отводить дурные последствия от тех, кто не соблюдал ритуалов.

Брахману предписывалось строжайше соблюдать свою дхарму, вести жизнь по религиозным канонам, не причинять вред живым существам, им запрещалось продавать рабов, изготовлять и сбывать алкогольные напитки. Они вели абсолютно трезвый образ жизни. Вторая варна — раджанья, кшатрии — были якобы сотворены из рук бога. Девятилетний брахман считался отцом девяностолетнего кшатрия. Это правящее сословие поставляло правителей, военачальников, раджей, князей, основную массу верхушки чиновников. В руках кшатриев была реальная власть — военная сила, богатство, материальные ресурсы. Почти все цари были выходцами из кшатриев. Религия предписывала сотрудничество брахманов и кшатриев. Многие авторы сочинений, как брахманы, так и буддисты, упрекали кшатриев за то, что они не всегда чтут религиозные обычаи, уклоняются от соблюдения этапов жизни (ашрам), особенно последнего.

Конкуренция за власть, политическое влияние между первыми двумя варнами очевидна. Цари — сторонники брахманов преследовали кшатриев, дело доходило до кровавых междоусобиц. Кшатрии-правители платили тем же. Рост влияния буддистов ослабил силу кшатриев, многие из которых уходили с военной службы, становились ремесленниками и торговцами, из-за нужды были вынуждены заниматься трудовой деятельностью.

Третья варна — вайшьи, созданы якобы из бедра бога. Они занимались земледелием, скотоводством, ремеслом, торговлей, но пользовались покровительством правителей. Вайшьи — это угнетаемое сословие, из него формировалось ополчение, от него поступала за счет эксплуатации основная масса податей, налогов. За счет эксплуатации вайшьев содержался господствующий класс — жрецы. Только отдельные вайшьи имели богатство, высокое положение в обществе.

Четвертая варна — шудры. Сотворены они не то из ступней, не то из плевка бога. Они не проходили обряда посвящения, инициации. Их основная обязанность — служить дваждырожденным: шудра должен был кормиться со стола хозяина, носить его недоношенную одежду и пользоваться его старой утварью. Он не мог изучать веды. Брахман за убийство шудры нес такое же покаяние, как за убийство кошки или собаки (законы Ману, XI, 132). Шудры составляли основную массу наемных людей, слуг, ремесленников. Шудре нельзя было иметь богатство, так как он мог бы «притеснять брахманов» (законы Ману, X, 129). За оскорб­ление брахмана шудре могли отрезать язык. Если шудра поднимал палку на человека вышестоящей касты, ему могли отрубить руку, если он в гневе ляянул или дал пинка брахману, то мог лишиться ноги. Если шудра прикоснулся к брахману, то священнослужитель должен был немедленно совершить обряд очищения.

Отдельные представители этой касты достигали материального благополучия, главным образом за счет торговли, ремесла. Они не были прикреплены к земле. Известны случаи, когда шудра становился военачаль­ником и даже царем. В III в. до н.э. правителем государства Нанды был шудра Аграмес. Его отец был цирюльником. Соседние царьки и магараджи третировали, презирали его из-за низкого происхождения. Однако он создал сильное, хорошо организованное войско. Даже Александр Македонский уклонился от битвы с этим царем-шудрой. Многие спесивые, но бездарные цари, пытавшиеся одолеть Нанду, потерпели поражение.

Основатель империи Маурьев Чандрагупта только в результате десятилетней войны победил Аграмеса.

Распространение буддизма внесло некоторые коррективы в морально-этические нормы. В отличие от индуизма, это вероучение обещало праведникам полное равенство и на том свете, включая рабов, отверженных и даже женщин. Император Ашока в конце своей жизни стал адептов этой религии.

Таким образом, принадлежность человека к варне не мешала ему выбрать профессию, достичь должности. Однако закон категорически запрещает переходить из одной варны в другую, считает такое перерождение величайшим грехопадением. По законам Ману, за такой переход брахман должен питаться блевотиной, кшатрий — трупами, вайшья — гноем, шудра — вшами (XII, 71, 72). Реальность выполнения таких пред­писаний весьма сомнительна.

Со временем внутри вайшьев и шудр возникли касты лиц однородных профессий: кузнецы, гончары, парикмахеры, уборщики нечистот и др. Имелись чистые и нечистые касты.

В истории появления каст еще далеко не все ясно. Они сформировались позднее, в эпоху раннего средневековья. Некоторые ученые полагают, что в понятие касты входили этнические группы (например, отсталые племена, зачисляемые в разряд неприкасаемых), кланы воинов-завоевателей (раджпутские племена), религиозные секты и группы людей, объединявшиеся по наследственным профессиям и занятиям.

В крайне бесправном положении находились отверженные, неприкасаемые: чандалы и парии. Люди из этой касты существовали как бы вне общества и выполняли самые грязные, унизительные работы. Они жили за чертой селения и города, в котором находились члены более высоких варн. В обязанность неприкасаемых входили переноска и кремация трупов, совершение казни над осужденными преступниками. Им полагалось носить одежду покойников, есть из разбитой посуды. Позднее у чандалов появились свои слуги, еще более презираемые обществом. К разряду неприкасаемых относились и чужеземные варвары, те, кто пытался силой оружия поработить индусский народ.

Древняя Индия знала состояние рабства. Его источником была война, захват пленных. В рабов превращали преступников, существовали долговое рабство и самозаклад должника. Острая нужда заставляла порой свободных продавать себя и свою семью в рабство. Если пленного не выкупали и он имел семью, его дети являлись рабами.

Имущество раба считалось собственностью его господина, невольником распоряжались, как вещью. Лица из первых трех варн не могли продавать себя в рр.оство, самопродажа членов других сословий не воз­бранялась. В Артхашастре говорится, что раба можно продать, заложить в обеспечение займа, обменять, подарить, проиграть в кости. Рабы делились по категориям или разрядам. В законах Ману было 7 источников рабства, по Артхашастре —14. Законы Ману официально ограничивают правоспособность раба. Невольник не имеет собственности (VIII, 416), договор, заключенный рабом, считается недействительным (VIII, 163), дети рабыни считаются собственностью ее господина (IX, 43). Сын, прижитый от связи шудры с его рабыней, мог получить часть наследства только в том случае, если его признает отец (IX, 179).

В некоторых частях Древней Индии существовали не только частновладельческие, но и государственные рабы. Рабы трудились в царских имениях, в рудниках, поместьях, являлись домашней прислугой. Однако рабу разрешалось иметь семью, инвентарь, небольшое имущество. Он мог выкупиться на волю, его не могли заставить выполнять унизительные и грязные работы, так как для этого имелась низшая каста неприкасаемых — чандалы. Положение раба в Древней Индии было несколько лучше, так как он мог иметь семью, какое-то право на имущество, о чем записано в Артхашастре. Законы Ману не содержат положений о праве рабов на имущество.

Законы в какой-то мере ограждали рабов от произвола их господ: их нельзя было убивать, выгонять в старости, держать в голодном состоянии. Раб за проступки мог быть наказан веревкой или бамбуком и только по задней части тела, ни в коем случае по благородной, иначе бьющий совершит такой же грех, как и вор (законы Ману, VIII, 299, 300).

Общественная практика, по мере смягчения нравов, требовала сочувствия к рабам. Артхашастра резко осудила продажу в рабство детей даже в случае крайней нужды, она дозволяла невольникам приобретать имущество, иметь побочные заработки. Рабов благородного происхождения нельзя было принуждать к исполнению унизительных обязанностей. Хозяин, подвергший насилию рабыню, обяяан отпустить ее на волю и выплатить ей компенсацию, а если у нее рождается ребенок от хозяина, пусть даже прижитый с ее согласия, то оба — и мать, и ребенок — должны быть отпущены на свободу. По мнению А. Бэшема, эти предписания Арт-хашастры, вероятно, единственные в своем роде в истории древних цивилизаций.

Рабство в Древней Индии не являлось основой экономической жизни Здесь не было рынка невольников. Рабы подвергались жестокой эксплуатации, но основным трудоспособным населением являлись общинники, вайшьи и другие люди из каст, в которых состояли свободные люди. По мере укрепления государства, социального неравенства общественная структура общества также претерпевала изменения, особенно в средние

Государственный строй. Процесс формирования государства занял несколько столетий. Первые объединения сохраняли многие пережитки военной демократии. Во главе селений и мелких городов стоял вождь, раджа, должность которого со временем из выборной превратилась в наследственную. Его власть ограничивалась выборным панчаятом, в него входили выборные старосты поселений. Этот орган мог сместить раджу. Существовало народное собрание, сходка свободных жителей, на нем ежегодно избираются панчаят. По мере обострения социальных противоречий реликты патриархального строя утратили свою значимость, их вытесняли органы государства.

Функции сходки присвоил себе орган родовой знати —«сабха», на нем разбирались судебные дела. Позднее возникает более узкий совет знати —«панишад», в нем заседали самые влиятельные лица. В Древней Индии не было деспотического государства, подобного Древнему Египту.

Источники свидетельствуют о существовании раннеклассовых республик. Такие формы правленияяобычно утверждались там, где прочно сохранились родовые традиции. Чаще всего республики, т. н. «ганы» и «сантхи», находились в лесной, труднодоступной местности. Брахманские источники жителей этих регионов называли разбойниками и варварами.

Судя по некоторым источникам, система сельского самоуправления оказалась весьма жизнеспособной. Средневековыы автор Шукрачарья в своем трактате «Натисаре» сообщает, что сельские дела решал выборный панчаяя и его комитеты. Этот орган распределял землю между крестьянами, собирал налоги, разбирал судебные тяжбы жит.елей. Панчаят являлся подотчетным органом, комитеты избирались на один год. Любого члена комитета за недостойное поведение можно было отозвать, заменить. Реальная власть на местах находились в руках знати, вряд ли следует переоценивать относительный демократизм формирования местных органов. Контроль за деятельностью панчаята осуществлял вышестоящий орган — махасабха.

Царская администрация хотя и считалась с авторитетом местных органов управления, но одновременно осуществляла над ними постояяный контроль. Прочность, живучесть местной системы очевидна, она держалась на вековых традицияя общины. Попытки иноземных захватчиков разрушить ее, навязать собственные органы, как правило, заканчивались неудачей.

В законах Ману говорится о старостах и управителях, призванных обеспечить общественный порядок в сельской местности. Самая низшая инстанция — староста деревни, затем шел управитель десяти деревень, затем двадцати, ста и тысячи. Их обязанность — сообщать властям «о преступлениях, совершенных в деревне» (законы Ману, VII, 116), а также взимать натуральные подати царю (там же, 118). Должность старост и управителей в чем-то схожа с положением английских шерифов в средние века. Старосты и управители за свою службу получали земельные наделы, величина которых зависела от должности. Кроме того, в сельской местности дислоцировались воинские подразделения. Деятельность старост и управителей находилась под контролем царского чиновника «верного, неутомимого», который был обязан лично инспектировать старост и управителей, мог использовать соглядатаев. Вероятно, чиновники злоупотребляли своим положением. По этому поводу в законах Ману содержится мрачный вывод: «Ведь слуги царя, назначенные дляяохраны народа, бывают большей ччстью порочными, стремящимися к захвату чужой собственности» (VII, 123). На вершине власти в древнеиндийской монархии находилсяяцарь, раджа. По мере того, как его положение на троне усиливалось, он стал обладать неограниченной властью, был военачальником, верховным судьей. Экономической основой его власти являлись захваченные, присоединенные царские земли. Священнослужители провозгласили раджу «владыкой дхармыы, защитником справедливости и порядка. Царь-раджа, по традиции, самолично «вращал колесо власти». В нем персонифицировалось великое божество. «Подобно солнцу он жжет глаза и сердце, никто на земле не может даже смотреть на него». Однако в Древней Индии не было такой централизованной бюрократической монархии, как в Древнем Египте и Китае.

Вступая на трон, раджа, царь, устраивал специальную церемонию, на которой давал клятву служить народу: «Пусть я буду лишен неба, жизни и потомков, если буду вас притеснять». Эта традиция является, скорее всего, пережитком военной демократии, в практической деятельности правители мало с ней считалось.

Важную роль в управлении играли помощники раджи: придворный жрец, военачальник, казначей, сборщик налогов. Имелась шпионская служба. Войско состояло из царской дружины, отрядов конницы, в которой служили кшатрии и раджаньи. В него входили подразделения боевых слонов.

В целом же древние государства не являлись сколько-нибудь прочными, стычки между племенами, народами порой оказывались для таких объединений губительными. Мелкие царства, княжества типа полисов внезапно появлялись, затем бесследно исчезали, не оставив следов в политиччской истории. Такая нестабильность княжеств, племенных союзов, древнейших раннеклассовых государств Древней Индии — явление закономерное, и не только для этой страны.

Раздробленность страны, вражда между отдельными княжествами и монархиями облегчили задачу захватчиков. Персы, а затем греки-македонцы пытались вооруженным путем навязать народам Индии свои порядки, превратить их государства в вассально-зависимые сатрапии.

В войне против захватчиков отличился царь Пенджаба Пор. Даже потерпев поражение, он вел себя мужественно. Храбрость и гордая осанка произвели большое впечатление на греков. Высокий и красивый, после девяти ранений он едва держался на ногах, но не стал заискивать перед врагами. На вопрос Александра Македонского, как с ним обращаться, Пор ответил: «Как подобает с царем!» Ответ пленника так понравился победителю, что он вернул Пору царство, сделал его своим вассалом, а после ухода греческих войск — наместником Пенджаба.

Империя Маурьев. Наибольший интерес представляет организация власти крупного госу­дарственного объединения IV—III в. до н. э.—империи Маурьев. Ее основателем является Чандрагупта, знаменитый полководец, сумевший отразить нападение войск Александра Македонского и силой оружия подчинить многие мелкие государства.

Главным советником и помощником Чандрагуптыыбыл ученый брахман Каутилья — философ, правовед, умный, проницательный и вместе с тем беспринципный политик. Ему приписывают авторство знаменитого политического трактата — Артхашастры. Данное сочинение можно оценить как свод наставлений и практических рекомендаций по управлению государством. Артхашастра содержит суждения о внешней и внутренней политике, финансах, администрации, о судебной деятельности, наложении взысканий. Каутилья весьма аргументировинно доказывал, что управление государством должно осуществляться с помощниками, «одно колесо не вертится» (1, 7). Он первым среди ученых Индии разработал концепцию государственной власти и управления. Каутилья проявил смелость и риск, давая совет живому царю, правители, как правило, долго не терпят слишком умных помощников: «Чем ближе к царю, тем ближе к смерти». Союз Чандрагупты и Каутильи в этом смысле — довольно редкое исключение.

Чандрагупта в конце жизни был глубоко верующим человеком, по обычаю джайнских святыы стал монахом, аскетом. Много постился, умер от добровольной голодовки. После смерти сына власть захватил его внук — Ашока. Он истребил всех претендентов на царский престол, их было около ста, и первое время поступал, как тиран. Правление Ашоки считается периодом расцвета древнеиндийской монархии.

 

Империя Маурьев при первых царях являлась централизованным государством. В ведении царя Ашоки находилась высшая власть: военная, судебная, он ведал налогами, казной, назначал и смещают чиновников, мог освободить, уменьшить подати с городов, сел. Его указы, распоряжения, т. н. эдикты Ашоки, запечатлены на стелах и частично сохранились до наших дней.

Однако империю Маурьев нельзя рассматривать как типичную рабовладельческую деспотию. Здесь нет четкого, официального деления подданных на рабовладельцев, общинников и рабов. Структура общества была гораздо сложнее, существовали варны, касты. Но главное даже не в этом. Политический режим империи имел иной характер, чем в других странах Древнего Востока.

Система управления достигла здесь высокого уровня. Ученые того времени делали попытки дать теоретическое объяснение государства, сущности власги и даже предлагали свои варианты систем управления. Такое свободомыслие предполагает наличие некоторой терпимости к иным мнениям, отличным от деспотичного единомыслия. Правители сравнительно редко преследовали религиозных диссидентов. По мнению Д. Неру, в его

стране еще с древности имелись предпосылки свободы мысли, свободы совести.

При Ашоке имелось два совещательных органа: паришад и раджа-сабха. В первый входили царские сановники, вельможи, чиновники высших рангов. В состав раджа-сабха входили не только государственные чиновники, но и представители провинций, городов. Иногда приглашались старосты селений. Ныне трудно дать разграничение компетенций обоих совещательных органов. Разновидностью этого органа был матрипари-шад — коллегия сановников.

Очевидно, паришад имел самое непосредственное отношение к управлению. Он контролировал выполнение эдиктов, распоряжений императора, следил за ходом общественных работ, имел отношение к внешней политике. Члены этой курии могли заседать в отсутствие царя, они не всегда полностью поддерживали царские мероприятия, что порождало конфликтные ситуации. Последнее слово все же оставалось за правителем.

В особой, критической обстановке члены высшего совещательного органа шли дальше, они ограничивали царскую власть. Ашока в конце жизни сохранял трон номинально. В последний период правления он жа­ловался, что его власть узурпировали. С гневом и печалью говорил своим вельможам: «Кто же истинный правитель государства? Я лишился власти и богатства. Раньше, когда я отдавал распоряжения, никто не смел противиться мне. Теперь же мои приказы не выполняются,... мои эдикты — мертвые буквы».

Империя Маурьев располагала сложным аппаратом управления. Важное место в государственной системе занимало финансовое ведомство, его возглавлял приближенный монарха. Источники утверждают, что царь лично проверял отчеты о доходах и расходах, вероятно, не доверяя своим чиновникам. В законах Ману написано: «Как солнце забирает воду лучами, так и царю следует забирать налоги». Лица, претендующие на должность сборщика податей, проходили специальную подготовку и проверку на честность.

Империя Маурьев содержала более чем полумиллионную армию, состоявшую из пехоты, конницы, колесниц боевых слонов. В армии служили наемники. Противник, как правило, не выдерживал атаки боевых слонов, в страхе убегал с поля сражения. Кадры военачальников комплектовались только из кшатриев. Во время войны собиралось ополчение, куда зачислялись не только вайшьи, но и шудры. Войско было огромным по численности, хорошо организованным. Имелся военный совет, куда входили военачаль­ники, ближайшие советники царя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 3548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.053 с.)