Особенности архитектурной композиции общественных зданий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности архитектурной композиции общественных зданий



В архитектуре под «композицией» понимают такое применение архитектурно- художественных средств формообразования, которое имеет своим результатом определенное эстетическое воздействие произведения архитектуры.

Отличительной особенностью архитектурной композиции является гармоничность частей здания и целого сооружения, образующих единый целостный архитектурный образ не только по своей форме, но и по содержанию.

Задачей архитектурной композиции является организация пространства материальными средствами.

Главными компонентами архитектурой композиции сооружения является его внутреннее пространство и внешний объем.

Сочетание этих двух компонентов образует объемно-пространственную структуру сооружения.

Качество архитектурной композиции, уровень художественного мастерства в значительной степени зависят от того, насколько четко выделено главное в объемно- пространственном построении и насколько все остальные элементы композиции связаны с этим главным в единое целое.

В современной архитектуре общественных зданий композиция может быть обогащена за счет выразительности объема сооружения (например, использование пространственных конструкций в качестве покрытия или стен), введения пластичных архитектурно- функциональных элементов и т. п.

Рассмотрим варианты архитектурной композиции и конструктивного решения общественных зданий.

Зрелищные здания

К основным помещениям театра относятся сцена и зрительный зал. Известны три схемы расположения сцены и зала (рис. 15):

1) сцена – глубинная и колосниковая в конце зала с порталом и без него;

2) сцена – полу остров, выступающая в зал;

3) сцена – арена, окружающая со всех сторон зрительскими местами.

Оригинальное и запоминающиеся объемно-пространственное решение театрального комплекса находится в Сиднее (Австралия).

Театр многозальный, представляет собой контактное по своему объемно- планировочному решению сооружение в пределах первых двух этажей: выше расчлененное на отдельные объемы, композиционно выделенные оболочками. Два наиболее крупных из этих объемов включают залы – концертный и оперный, в третьем размещен главный ресторан. Подходы к ним организованны по широким лестницам и террасам и устроены на благоустроенной площадке – подиуме - над первыми этажами комплекса. Концертный зал рассчитан на 2700, оперный театр – на 1500 зрительских мест, залы драматического театр а и кинозал запроектированы соответственно на 350 и 400 мест. Кинозал также можно использовать для поведения концертов камерной музыки.

Дворец культуры в Зеленограде – рис. 17.

Объем характерен компактной схемой планировки, основанной на треугольной модульной конструктивной модульной сетке. В состав входят: кино - концертный зал на 1200 мест, театральный зал на 800 мест, зал хореографии, танцзал, выставочный холл и группа клубных помещений.

Центр для планировки является вестибюль с развитыми рекреациями, гардеробом, санузлами и т. д., соединенный лестницами с фойе на втором этаже и образующий единое пространство со всеми кулуарами с трехсветным внутренним двориком (рис. 17 д, е).

С участием зарубежных фирм строился комплекс Центра международной торговли (ЦМ Т). Это целое здание – квартал, соединяющий отель международного класса на 600 номеров, отель квартирного типа для длительного проживания, имеющий 625 квартир, 22- этажный корпус с административными помещениями. Трехэтажный стилобат, соединяющий главные корпуса, вмещает в себя множество служб, обеспечивающих самые различные виды услуг. Есть здесь залы для конференций и концертов, рестораны, магазины, расположенные вдоль внутренней улицы – пассажа, и, конечно, гараж на 600 машин. Естественная сложность трехмерной структуры заключается в том, что слиты взаимопроникающие части – отель, офис, квартирная гостиница, центр торговли и обслуживания.


 
 
а) б) в)

 

 

 

а) б) в)

 
г) д) е)

 

 

Г
 
а) б) в)

 

 

 
г) д) е)

 

 

ж) з) и)

 

Рис. 15. Схематические решения зрительных залов (планы и разрезы):

А – схемы расположения сцены и зала: а – сцена глубинная, б – сцена-полуостров, в – сцена-арена; Б – формы зрительного зала в плане: а – прямоугольная, б – прямоугольная со срезанными углами, в – секторная, г – секторная с уступами, д – подковообразная, е– полукруглая; В – расположение проходов; Г – формы зрительных залов в разрезе: а – партерный зал, б – партер и полукольцо амфитеатр а в глубине зала, в – зал амфитеатр

 

 

 

Рис. 16. Проектные решения театра (перспектива) в Сиднее (авт. архит. Джон Ут цон), 6-М ХАТа (авт. арх. В. Кубасов, А. Моргулис, В. Уляшов, инж. A.Цикунов)

 

 

а)

 

б)

 

 


в)

 

г)

 

 

е
 
е) д)

 

 

 

Рис. 17. Дворец культуры в Зеленограде (авт. архит. И.Покровский, Д. Лисичкин, А. Стискин, инж. Б.Зархи):

а – общий вид, б – разрез по двум залам, в – план на отм. 0,000 1,20, г – план на отм.3,00... 3,60; 1 – киноконцертный зал на 1200 мест, 2 – театральный зал на 800 мест, 3 – зал хореографии, 4 – клубные помещения, 5 – фойе - зимний сад-кафе на 80 посадочных мест, 6– танцзал, 7 – кассовый зал, 8 – вестибюль, 9 – трехсветный внутренний дворик; д – интерьер зала на 800 мест, е – интерьер трехсветного дворика-фойе


ТИПОЛОГИЯ КЛУБА

 

В настоящее время интерес к клубной работе возрастает. Здания клубов чрезвычайно разнообразны. Они различаются по размещению – на городские и сельские; по принадлежности – муниципальные, ведомственные, частные; по назначению – общего профиля и специализированные.

Клубы общего профиля рассчитаны на обслуживание всех слоев населения. Традиционно, в клубном здании общего профиля, размещают зрительный зал, киноустановку, библиотеку, кружковые комнаты, детскую комнату, дискотеку (танцзал), буфет или кафе.

Специализированные клубы проектируются для конкретных групп населения. Это могут быть бизнес-клубы, фитнес-клубы, клубы-гостиные, студийные, спортивные, детские, молодежные, клубы коллекционеров, клубы профессиональных и творческих союзов и др. Здание этих клубов следует проектировать на основании общего задания, но с внесением соответствующих дополнений (зал тренажеров, танцзал, бар и т.п.).

Настоящие методические указания составлены для проектирования клуба общего профиля на 300 посетителей, с залом на 200 мест.

ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Задачи объемно-планировочного решения заключаются в создании выразительного образа здания и обеспечении возможность организации различных форм клубной деятельности – это: зрелищная и кружковая. Примерный состав и площади помещений клуба общего профиля с залом

на 200 мест приведены в таблице 1.

СОСТАВ ПРОЕКТА:

1. Проект выполняется на двух подрамниках 75х55 см

2. Схема ситуационного плана, с направлением на север. М 1:1000

3. Схема генерального плана участка М 1:500.

4. Главный фасад М 1:50.

5. Дополнительный фасад М 1:50, 1:100

6. Планы всех этажей М 1:50, 1:100

7. Два разреза М 1:100.

8. Интерьер помещения в макете.

 

 


Состав и площади помещений

Таблица 1

№ п/п   Наименование Площадь, м2
  Зрелищный комплекс  
  Фойе  
  Зрительный зал  
  Эстрада 12х7,5 м  
  Склад декораций и мебели  
  Артистические (2 комнаты) по 18
  Кино-свето-звукоаппаратная  
  Клубный комплекс  
  Буфет-бар с подсобным помещением  
  Гостиная  
  Игровая  
  Зимний сад (каминная, бильярдная)  
  Кружковые (3 комнаты)  
  Библиотека (видеотека) с подсобным помещением  
  Административно-хозяйственные помещения  
  Вестибюль  
  Гардероб  
  Санитарные узлы  
  Помещение администратора (касса)  
  Помещение клубного актива  
  Помещение обслуживающего персонала  
  Кладовая  
  Технические помещения (венткамеры, тепловой пункт, насосная, щитовая)    
  Итого 1060

Функциональная схема клубного здания достаточно проста, и при выполнении необходимых пожарных, санитарных требований, позволяет спроектировать удобное в эксплуатации здание. Взаимосвязь помещений организации клубной жизни представлена на рисунке 18.

Рис. 18 – Функциональная схема

 

При выполнении курсового проекта необходимо стремиться к гармоничному единству художественного замысла и функциональной структуры здания. Назначение клуба, а также его размещение в конкретной градостроительной ситуации подскажут художественный образ или композиционный прием, а необходимость соблюдения пожарных и технологических требований продиктует выбор правильного объемно-планировочного решения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По законам красоты должна развиваться каждая сфера человеческой деятельности (и особенно строительная), отражающая культуру нашего общества. Долг инженера и архитектора – создавать такие инженерные сооружения, которые отражают высокие достижения одновременно и в технике, и в архитектуре.

Существует много примеров, свидетельствующих о том, что не каждая форма, совершенная в техническом отношении, эстетична. Необходимо целенаправленно искать красоту, чистоту форм, пути художественного выражения конструкции. Только тогда сооружения можно рассматривать как произведение строительного искусства, как памятники, свидетельствующие об уровне нашего технического и духовного развития.

Цель учебного пособия – обобщить опыт конструктивных решений общественных зданий, показать приемлемость эстетических принципов в проектировании подобного типа сооружений отвечающих современным требованиям.

В учебном пособии рассмотрены пути пространственной и планировочной организации общественных зданий, конструктивные решения их элементов. Все это, безусловно, должно способствовать усвоению знаний о взаимосвязях конструкции и архитектурной формы научить студента инженерно мыслить, т.е. быть заинтересованным в создании выразительных объемов зданий с использованием современных конструкций, обеспечивающих их прочность, надежность, долговечность.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: учебник для вузов. – М.: Стройиздат, 1989. – 543 с.

2. Архитектура гражданских и промышленных зданий. Гражданские здания: учебник для вузов по спец. ПГС/ под общей редакцией А. В. Захарова, Т. Г. Маклакова. – М.: Стройиздат, 1993. – 509 с.

3. Архитектурные конструкции А. Э. Бартонь, И. Е. Чернов. – М.: Высшая школа, 1986.

4. Бизнес-центр: методические указания к курсовому проекту № 1 по дисциплине «Архитектура гражданских и промышленных зданий» для специальности 27010265 /сост. И. И. Исаевич, В. Ф. Фомина. – Ульяновск: УлГТУ, 2003. – 23 с.

5. Змеул, С.Г. Архитектурная типология зданий и сооружений: учебник для вузов/

С. Г. Змеул, Б. А. Маханько. – М.: Стройиздат, 1999. – 240 с.

6. Иконников, А.В. Функция, форма и образ в архитектуре/ А. В. Иконников. – М.: Стройиздат, 1986. – 288 с.

7. Конструкции гражданских зданий: учебник для вузов/ под общей редакцией Т. Г. Маклаковой 2 изд., перераб и доп. – М.: АСВ, 2000. – 280 с.

8. Левадный, В.С Лестницы: Все о конструировании и оформлении лестниц /сост. В.С. Левадный – М.: Ар фа С. В., 1999. – 189 с.

9. Маклакова, Т.Г. Конструкции гражданских зданий/ Т. Г. М аклакова, С. М. Нанасова. –М.: АСВ, 2000.

10. Маклакова, Т.Г. Проектирование жилых и общественных зданий/ Т. Г. Маклакова, С. М. Нанасова, В. Г. Шарапенко. – М.: АСВ, 1998.

11. Маклакова, Т.Г. Архитектура двадцатого века: учебное пособие/ Т. Г. Маклакова. – М.: Изд-во АСВ, 2001. – 196с.

12. Строительное проектирование: пер. с нем Э. Нойферт. – М.: Стройиздат, 1991. – 392 с.

13. СНиП 2.07.01 – 89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений /Госстрой СССР. – М.: ЦИИП Госстроя СССР, 1991. – 56с.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1045; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.200.143 (0.034 с.)