Основы архитектурно - конструктивного проектирования общественных зданий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы архитектурно - конструктивного проектирования общественных зданий



ОСНОВЫ АРХИТЕКТУРНО - КОНСТРУКТИВНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ

 

Методические указания

по проведению практических занятий

 

 

Дисциплина – «Основы архитектурно-конструктивного проектирования»

Специальность – 270114 «Проектирование зданий»

 

 

Допущено ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК»

Для использования в учебном процессе в качестве

Методических указаний для высшего

профессионального образования

 

Орел 2012

Автор: профессор кафедры «Архитектура» Т.Н. Колесникова;

ст. преподаватель кафедра «Архитектура» С.С. Ершова

 

 

Рецензент: доцент кафедры «Архитектура» М.В. Захаров

 

В методическом пособие излагаются основные положения по геометрии и статическим принципам формирования сборного каркаса одноэтажных и многоэтажных зданий. Сделан обзор основных планировочных элементов общественных зданий, в соответствии с требованиями СНиПов.

Рассмотрены конструкции покрытий общественных зданий, начиная от однопролетных балок и ферм до большепролетных – оболочек, складок, сводов, куполов, вантов т. е. современных конструкций, способных создавать выразительный и привлекательный объем и интерьер общественных зданий.

Пособие предназначено для студентов специальности 270114 «Проектирование зданий» по специальности дисциплине “Основы архитектурно-конструктивного проектирования”.

 

 

Редактор

Технический редактор

 

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Государственный университет - учебно-научно-

производственный комплекс»

Лицензия ИД № 00670 от 05.01.2000 г.

 

Подписано к печати <дата> Формат 60x90 1/16.

Усл. печ. л. <число>. Тираж ___ экз.

Заказ №________

 

Отпечатано с готового оригинал-макета

<наименование и адрес типографии>

© ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», <год>


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  
1. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ КУРСОВОГО ПРОЕКТА  
2. ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ  
2.1. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ.  
2.2. ПРИНЦИПЫ И ПРИЕМЫ ПЛАНИРОВОК ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ.  
2.3. КОММУНИКАЦИОННЫЕ СВЯЗИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ И КОМПЛЕКСОВ.  
2.3.1. ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ.  
2.3.1. ВЕРТИКАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ.  
2.4. ОСНОВНЫЕ ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ. 2.4.1. ВХОДНАЯ ГРУППА. 2.4.2. ГРУППА ОСНОВНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ. 2.4.3. ГРУППА ПОДСОБНЫХ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ. 2.6. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭВАКУАЦИЯ ЛЮДЕЙ ИЗ ЗДАНИЯ. 2.7. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕШЕНИЙ ОБЩЕСТВЕНЫХ ЗДАНИЙ. 3. ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ 4. ТИПОЛОГИЯ КЛУБА ЗАКЛЮЧЕНИЕ          
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК  

ВВЕДЕНИЕ

В общем объеме жилищно-гражданского строительства общественные здания составляют значительную часть, затраты на них доходят до 50% от общих градостроительных затрат на селитебную территорию. Общественные здания относятся к сфере обслуживания и их внутренняя среда служит для различных жизненных процессов: воспитание и образование, общественного обслуживания, культуры, спорта и т. д. Все эти социальные и биологические процессы требуют соответствующих условий для реализации.

Архитектура пространственно организует бытовые и трудовые процессы людей, поэтому основным и первичным качеством зданий является их соответствие той функции, той деятельности, для которой они предназначены. Функциональные характеристики зданий многообразны, они отражают сложность и разнообразные потребности человека и общества, природные особенности местности и уровень научно-технического развития. Представления о соответствии здания своему назначению, его удобстве существенно меняются во времени, поэтому степень приспосабливаемости зданий к новым требованиям, их гибкость являются одним из важнейших функциональных качеств.

Внешний облик здания зависит от его функциональных особенностей, в то же время он должен формироваться по законам красоты. Для получения полноценных результатов, необходимо применить ряд средств композиции, развивающих и совершенствующих художественно-структурную основу: симметрию и асимметрию, метр и ритм, пропорции, контраст и нюанс, масштаб и масштабность, свет и цвет и т.д. Каждое из этих художественных средств не может быть использовано в отрыве от других, и получает смысл только в системе.

Возникновения новых типов зданий способствует созданию новых материалов и конструкций, которые, в свою очередь, стимулируют появление новых архитектурных форм. Это диалектическое единство строительной науки и архитектуры – необходимое условие для их прогрессивного развития.

Проектирование любого общественного здания представляет собой многогранный творческий процесс на основе единых государственных норм и стандартов.

Цель настоящего учебного пособия – помочь студенту усвоить совокупность знаний о взаимосвязи конструкции и архитектурной формы, в области проектирования сложных общественных зданий (комплексов), с учетом градостроительных принципов.

Пособие содержит основы проектирования общественных зданий и их конструктивные особенности. Пособие призвано научить студентов создавать выразительный, привлекательный вид общественного здания, используя при этом целесообразные современные инженерные конструкции.

Учебное пособие предназначено для студентов специальности 270114 «Проектирование зданий» по специальности дисциплине “Основы архитектурно-конструктивного проектирования”.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Разработка проекта многофункционального общественного здания играет очень важную роль в процессе дальнейшего развития понимания студентами архитектуры гражданских зданий.

В общественных зданиях особенно ярко проявляются многообразие и сложность всех компонентов, из которых формируется объемно-пространственная структура здания.

Бесконечное разнообразие функциональных процессов, проходящих в общественных зданиях различного назначения, определяет неповторимость их структур. План любого здания является результатом решения сложных внутренних связей помещений, обусловленных общественными процессами, происходящими в нем. При этом во многих зданиях одновременно осуществляется не один, а несколько функциональных процессов, которые могут протекать пар аллельно или раздельно с последующим пересечением. Чем сложнее процессы, протекающие в здании, тем разнообразнее и сложнее будет его объемно-пространственная структура. Отсюда, при разработке проекта многофункционального общественного здания расширяется понимание сложности формообразования не только внешнего архитектурного объема, но и решения композиции внутреннего пространства.

Применяемые в строительстве общественных зданий конструкции многообразны. В процессе разработки проекта осуществляется практическое знакомство с различными каркасными системами, системами большепролетных покрытий, конструкциями витражей, подвесных потолков и др., в соответствии с законами статической работы конструкций.

Во время разработки проекта, изучаются: нормы проектирования многофункциональных общественных зданий; специальные санитарные и противопожарные требования, предъявляемые к ним; рассматривается технология производственной части предприятий общественного питания; технология демонстрации фильмов в зрительных залах; законы построения условий видимости, в соответствии с законами строительной физики, а также положение в градостроительной среде и изучение набора элементов благоустройства для создания комфортной среды.

В качестве задания на разработку курсового проекта предлагается многофункциональное общественное здание: бизнес-центр, культурно-деловой центр, спортивно- развлекательный центр и т. д.

 

ПРИНЦИПЫ И ПРИЕМЫ ПЛАНИРОВОК ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ.

Формообразование главных и второстепенных помещений, их сочетание строится на основе гармонизации и психофизиологических закономерностей внутреннего пространства. В архитектурном проектировании общественных зданий сложились два основных метода построения их архитектурно планировочной композиции в зависимости от различного подхода к формированию внутреннего пространства зданий.

Первый метод, наиболее традиционный, основан на четком разделении всех помещений на однородные функциональные группы, выделение ядра композиции и элементов функциональных связей. Система организации жизни в здании в том случае соответствует внутренним пространствам.

Второй метод, соответствующий требованиям современной архитектуры, основан на универсальности и многообразном использовании внутреннего пространства путем создания единого укрупненного гибкого внутреннего пространства с простым очертанием объема. В любом случае функциональные группы формируются на основе расчленения внутреннего пространства специальными конструкциями – передвижными перегородками.

В целом выбор того или иного метода построения архитектурно-планировочной композиции зависит от конкретных функциональных градостроительных и художественно образных задач и условий проектирования общественного здания.

Очевидно, что группировка внутренних пространств также влияет на композиционное решение общественного здания. В одних случаях, когда ядро композиции располагается по оси симметрии, а второстепенные помещения группируются вокруг него, формируется симметричная схема.

В других, когда ядро композиции располагается внецентренно, а соподчиненные элементы свободно группируются по отношению к нему, создается асимметричная схема композиции.

В зависимости от характера функциональных процессов, группировка помещений должна учитывать: во-первых, взаимосвязи помещений, требующие непосредственного сопряжения помещений (например, зал и сцена вестибюль и гардероб и т. п.), и, во-вторых, взаимосвязи помещений при помощи горизонтальных и вертикальных коммуникаций (коридоры, лестницы и пр.). Один и тот же функциональный процесс может иметь несколько рациональных схем организации внутреннего пространства или объемно-планировочных схем. Выбор той или иной планировочной схемы определяется характером самих функциональных процессов, но во всех случаях структура среды должна соответствовать структуре функций.

Известные возможные сочетания пространств внутри здания сводятся к шести основным схемам: ячейковой, коридорной, анфиладной, зальной, павильонной и смешанной или комбинированной (рис. 3).

Ячейковая схема состоит из частей, в которых функциональные процессы проходят в небольших равновеликих пространственных ячейках (например, детские и школьные здания, лечебные и административные учреждения). Самостоятельно функционирующие ячейки могут иметь общую коммуникацию, связывающую их с внешней средой.

Коридорная схема складывается из сравнительно небольших ячеек, вмещающих части единого процесса и связанных общей линейной коммуникацией, коридором. Ячейки могут располагаться с одной или с двух сторон связывающего их коммуникационного коридора.

Анфиладная схема представляет собой ряд помещений, расположенных друг за другом и объединенных между собой сквозным проходом. Такая схема используется при единстве функционального процесса, требующего лишь незначительной степени подразделения его частей, раскрывающихся одна в другую. Анфиладная схема применяется в зданиях музеев, выставок, некоторых типов магазинов и предприятий службы быта.

Зальная схема основана на создании единого пространства для функции, требующих больших нерасчлененных площадей, вмещающих массы посетителей. Зальная схема характерна для зрелищных, спортивных зданий, крытых рынков и т.п.

Павильонная схема построена на распределении помещений или их групп в отдельных объемах павильонах, связанных между собой единым композиционным решением (генеральным планом), например, павильонный рынок, состоящий из павильонов «овощи фрукты», «мясо», «молоко»; дома отдыха с павильонами спальных корпусом и т.п.

Рис. 3. Группировка помещений

а) основные схемы группировки: 1 — ячейковая, 2 — коридорная, 3 — анфиладная, 4 —зальная, 5 — павильонная, 6 — комбинированная;

б) симметричная и асимметричная композиции плана: 1 — театр в Ростове-на-Дону, арх. В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх, 1933-1936, 2 — особняк М. Ф. Кшесинской в Петербурге, ар х. А. И. Гоген, 1904-1906


Зальная схема обычно дополняется группами второстепенных помещений, имеющих коридорную или анфиладную схемы. В таких случаях создаются комбинированные схемы путем сочетания и совместного использования перечисленных выше схем (бескоридорная, коридорно-кольцевая, анфиладно - кольцевая, ячейково - зальная). Таковы, например, клубы, библиотеки, дворцы культуры, в которых смешанная схема вызывается сложностью функциональных процессов.

Перечисленные выше схемы группировки пространств внутри зданий являются основой при формировании различных композиционных схем общественных зданий и комплексов: компактной, протяженной и расчлененной. Компактная композиционная схема включает зальную и комбинированную схемы группировки помещений. Протяженная (линейная) схема композиции основана на коридорной и анфиладной группировке помещений. Расчлененная композиционная схема формируется по принципу павильонной системы.

 

ВЕРТИКАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ.

Важнейшими элементами вертикальных коммуникаций являются лестницы, которые делятся на входные, главные и служебные (второстепенные), вспомогательные (для дополнительных связей между помещениями), аварийные и пожарные.

Размещают лестницы на основе общей схемы коммуникаций в здании так, чтобы обеспечить удобную эксплуатацию и эвакуацию людей из здания.

Главные, или парадные, лестницы связывают вестибюль с группой помещений центрального ядра здания и выполняются, как правило, открытыми.

Входные лестницы устраиваются в виде приподнятой перед входом платформы со ступенями.

В зданиях, где зрительные залы или другие основные помещения общественного назначения располагаются на втором этаже, главные лестницы устраиваются как парадные.

Рис. 7 Схемы лестниц

Уклоны лестничных маршей и пандусов:

Лестницы основные и парадные 20-25

Вспомогательные лестницы 30-75

Пандусы 6-12

Служебные лестницы располагаются при служебных входах и предназначены для обслуживающего персонала. Вспомогательные лестницы служат для организации дополнительных связей между этажами и обеспечения подсобных функциональных процессов. Для эвакуации людей из здания при аварийных ситуациях, кроме основных и вспомогательных лестниц, необходимо устраивать аварийные лестницы.

В зависимости от конструкции лестницы всех типов делятся на одномаршевые, двухмаршевые, трехмаршевые и многомаршевые (рис. 7, А).

Число лестниц и расположение их в плане здания зависят от архитектурно- планировочного решения, степени огнестойкости здания, этажности и интенсивности людских потоков. Для огнестойких зданий предельное расстояние между лестницами составляет 80 м. Суммарная ширина лестничных маршей определяется из расчета не менее 0,6 м на 100 чел. от общего числа людей в наиболее населенном этаже, исключая первый. При высоте этажа 3,3 м, ширине марша 1,2 м и уклоне 1:2 глубина лестничной клетки должна быть не менее 5,4 м (в чистоте), а при высоте этажа 3,6 м – не менее 6 м (см. рис.7).

В общественных зданиях для главных лестниц размер ступени принимают равным 30×15 см, для служебных лестниц – 28×17 см.

Ширина маршей и лестничных площадок зависит от значимости лестницы и числа людей, пользующихся ею. Минимальная ширина марша может быть 0,9 м, если лестницей пользуются не более 5 чел. Минимальная ширина марша основных лестниц должна быть не менее 1,2 м, а максимальная – не более 2,4 м (при большей расчетной ширине необходимо на марше устанавливать промежуточные пер ила с поручнем). Во всех лестницах ширина маршей должна быть одинаковой, а ширина площадок – равной ширине марша или больше ее. Исключение составляют двух маршевые разветвленные лестницы, где ширина среднего марша должна быть не менее суммарной ширины боковых маршей, а ширина промежуточной площадки допускается равной 0,7 ширины среднего марша. В лестницах с шириной марша до 1,5 м устанавливают один поручень (с правой стороны по ходу движения при спуске), а при ширине марша более 1,5 м поручни целесообразно устраивать с двух сторон. Высота поручня от плоскости проступи не должна быть менее 0,9 м.

Для обеспечения равномерности движения по лестнице и избежания несчастных случаев (особенно в аварийных условиях) целесообразно марши проектировать одной длины, а подступенки – одинаковой высоты. Количество ступеней в одном марше основных лестниц должно быть не менее 3 и не более 18.

Для связи между этажами в общественных зданиях наряду с лестницами используются пандусы.

Пандус – наклонная плоскость между двумя разными уровнями, служащая для перемещения людей, удобный вид вертикальных коммуникаций. Размещают пандусы по тем же правилам, что и лестницы.

Однако ввиду большой протяженности применение их ограничено, особенно внутри зданий.

Уклон пандуса не более 1:7 внутри здания и не более 1:8 снаружи, удобными считаются уклоны в пределах 1:10 – 1:8. Ширина пандуса определяется аналогично ширине марша лестницы. В больших зданиях, где существуют интенсивные людские потоки, пандусы могут быть целесообразны и рентабельны (торговые центры, музеи, выставки). В уникальных зданиях пандусы играют активную композиционную роль (см. рис.7).

Основные виды внутреннего вертикального механического транспорта – лифты, патерностеры и эскалаторы. Они имеют различные габариты, пропускную способность и систему передвижения, что определяет условия их применения (рис. 8).

Лифт – наиболее распространенный вид механического транспорта в зданиях, представляет собой устройство циклического действия для вертикального перемещения пассажиров и грузов в кабине, движущейся в шахте по жестким направляющим. Лифты целесообразно использовать в административных, больничных, жилых и других больших зданиях; подразделяются на пассажирские, служебно-хозяйственные, грузовые и специальные больничные. Пассажирские лифты могут быть обычными и скоростными.

Расположение лифтов в зданиях должно обеспечивать быструю и безошибочную пространственную ориентацию посетителей и исключать образование пересекающихся потоков в вестибюлях и коридорах.

Лифты должны быть легко доступны, располагаться в вестибюле недалеко от входов в здание. В зданиях до 8 этажей лифты располагают обычно около лестниц или в лестничных клетках. В зданиях большей этажности, где лифты являются основным видом вертикального транспорта, а лестницы дублирующим средством передвижения, лифты группируются в узловых частях здания. Количество лифтов в группе – не более 8.

Предлифтовые помещения имеют ширину не менее 1,5 ширины кабины лифта.

Лифт непрерывного действия (патерностер) представляет собой многокабинный непрерывно движущийся подъемник с кабинами на одного или двух человек. С интервалом, равным высоте этажа, кабины подвешиваются на стальных канатах в лифтовой шахте, имеющей открытые поэтажные проемы для входов и выходов пассажиров. Движение кабин осуществляется по замкнутой цепи. Над лифтовой шахтой устраивается машинное отделение, а в нижней части шахты – приямок для свободного перемещения кабин в момент изменения направления их движения со спуска на подъем (см. рис.8).

 

Рис 8. Основные виды внутреннего вертикального механического транспорта

а) лифты;

б) патерностеры;

в) эскалаторы:

Эскалатор – наклонная лестница с движущимися ступенями для перемещения людей между этажами. Эскалаторы используют в универмагах, на вокзалах, в станциях метро и других местах непрерывного движения больших масс людей. Эскалаторы дают наибольшую производительность подъема пассажиров непрерывным потоком. Пропускная способность эскалатор, а в 4-5 раз выше, чем лестницы той же ширины. Эскалатор с шириной ленты в чистоте – 84,5 см имеет пропускную способность 4000 чел/ч.

Эскалаторы могут быть одинарными, двойными и с большим числом лент. Размещают их в соответствии с направлениями и размерами людских потоков (рис.9).

В общественных зданиях и сооружениях используются в основном три схемы установки эскалаторов: с параллельным, перекрестным и последовательным расположением маршей. Наиболее универсальной с точки зрения оптимальной организации движения пассажиров является третья схема. Для обеспечения пожарной безопасности эскалаторы как средства связи между этажами здания должны дублироваться обычными лестницами, расположенными в огнестойких лестничных клетках. При этом эвакуационная пропускная способность лестниц не должна быть ниже максимальной пропускной способности всех установленных эскалаторов.

Рис.9. Эскалаторы

Угол уклона эскалатора равен 30°, ширина ленты – 60-110 см (обычно 80 см), скорость – около 0,5 м/с, проступь равна 40 см.

ОСНОВНЫЕ ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ.

Организация плана здания определяется расположением и взаимосвязью планировочного ядра со структурными узлами и группами помещений по горизонтали и вертикали.

Планировочное ядро здания – самое главное по функции и по размерам помещение или их группа.

Структурный узел здания – блок взаимосвязанных по назначению помещений, имеющий структурообразующее значение для композиции плана здания.

К структурным узлам относят:

• входные группы (тамбуры, вестибюли, гардеробные);

• группы основных помещений (залы, аудитории);

• группы подсобных и вспомогательных помещений, сану злы;

• горизонтальные коммуникации (фойе, галереи, холлы) и вертикальные коммуникации (лестницы, лифты, эскалаторы).

План любого здания формируют структурные узлы. Основными назначениями перечисленных структурных узлов являются: обеспечение входа людских потоков в здание из городского пространства и его подготовка к выполнению основной функции, осуществление главной и вспомогательной функций здания, передвижение людских потоков.

 

ВХОДНАЯ ГРУППА.

Входную группу проектируют при каждом входе. В зависимости от назначения здания и системы его загрузки и эвакуации устраивают:

- объединенные входы и выходы (наиболее распространенный прием);

- раздельные входы и выходы (в магазинах, кинотеатрах, музеях и т. п.);

- раздельные входы и выходы для мужчин и женщин (в банях, спортивных павильонах и др.)

Входная группа помещений является в большинстве видов зданий обязательной составной частью. Она включает в себя входные тамбуры, вестибюль, гардероб и подсобные помещения.

Тамбур – часть помещения между наружной и внутренней дверями или небольшая пристройка к зданию перед дверями для защиты от ветра, холода и жары и т. п. входные тамбуры – это воздушно-тепловые шлюзы у входа в здание (рис. 10).

При решении планировки входных тамбуров необходимо у читывать свободное движение людских потоков, поэтому их глубина должна быть не менее полуторной ширины створки двери. Минимальная глубина тамбура определяется как ширина дверного полотна плюс 20 см, минимальная ширина равна ширине дверного полотна плюс 15 см с двух сторон.

 
 

По конструкции тамбуры могут быть встроенными в стену, пристроенными изнутри или снаружи.

Рис. 10. Тамбуры

а) тамбур объединенного входа и выхода; б) типы тамбуров: 1 – пристроенный изнутри; 2 – встроенный в стену; 3 – пристроенный снаружи; в) виды многосекционных тамбуров в зависимости от характера движения; г) тамбур в условиях Крайнего Севера; д) функциональная схема и пример планировки входного узла;е) входной узел административного здания


Прямой вход в тамбур устраивают при интенсивном людском потоке, сложную планировку применяют при малой интенсивности и только в зимний период. При размещении дверей необходимо обеспечить удобное и полное закрывание первой двери до начала открывания следующей. В тамбурах не допускается устройство киосков, лотков и других устройств, затрудняющих беспрепятственное движение людских потоков.

По эвакуационным требованиям все двери тамбура должны открываться наружу. В зданиях с интенсивными людскими потоками допускается открывание дверей на 90° в обе стороны от плоскости их проемов.

Вестибюль – большое коммуникационное помещение с распределительными функциями перед входом во внутреннюю часть здания. Обычно является местом соединения горизонтальных и вертикальных коммуникаций зданий. С вестибюля начинается внутренне архитектурное пространство здания. В вестибюле формируются людские потоки и создается первое впечатление о комфортабельности здания.

Планировка и пространственное построение вестибюля определяется назначением, размерами здания и его вместимостью и могут быть трактованы разнообразно: от камерного вестибюля детского сада до парадного и представительного в театре или большом административном здании.

Основные требования к архитектурному решению вестибюля обусловлены необходимостью хорошего раскрытия перспектив лестниц, лифтов и залов для хорошей ориентации людей, а также устройством естественного освещения.

Количество вестибюлей зависит от количества входов в здание. Как правило, в здании устраивают один главный вход, служебные и вспомогательные входы (в зрелищных зданиях вестибюль для зрителей и артистов, в спортивных сооружениях – для зрителей и спортсменов). Соответственно вестибюли бывают главные, служебные и вспомогательные.

Площадь вестибюля с гардеробом определяют исходя из вместимости здания:

- для зданий с массовыми потоками 0,25 - 0,35 м2 / чел.;

- для зданий с равномерными потоками 0,15 - 0,2 м2 / чел.

В практике проектирования распространены следующие варианты компоновки вестибюлей (рис. 11):

- фронтальная симметричная – а, б;

- глубинная симметричная – в;

- асимметричная с вынесением лифтов в сторону от оси – г.

Планировка вестибюля может быть в одном уровне, либо в двух уровнях с размещением гардероба в цокольном этаже при удобных вертикальных связях (эскалаторы, лифты и лестницы). Пространство вестибюля должно быть максимально свободным для размещения людских потоков. Поэтому, не зависимо от конструктивной системы здания вестибюль проектируют каркасным, используя размещение колонн для разделения людских потоков и организации их движения.

Чтобы сохранить помещения от охлаждения в зимнее время, устраивают аванс вестибюль, представляющий промежуточное помещение между тамбурами и вестибюлями, или воздушные тепловые завесы у входа в здание (рис. 11, а).

Перед входом обору дуется приподнятая над уровнем прилегающей территории входная площадка. Отметка пола помещения у входа в здание выше отметки тротуара перед входом не менее чем на 15 см.

Для защиты от осадков и солнца устраивают навес над входом.

Гардероб – помещение для хранения одежды и вещей посетителей здания. Гардеробы должны быть расположены вблизи входов, но несколько в стороне от пути движения, так, чтобы они не нару шали взаимосвязи вестибюля с лестницами, лифтами, залами и другими частями здания.

В композиционном отношении гардеробы – органическая часть вестибюля. Их планировка зависит от приема построения вестибюльной группы в целом (см. рис.11).

Гардероб оборудуют вешалками из расчета 7-8 крючков на 1 пог.м. Расчетной единицей служит одно место на вешалке. Площадь гардеробной за барьером принимают из расчета 0,08 м2/место – при вешалках консольного типа и 0,1 м2/место - при обычных и подвесных.

В зависимости от размещения более распространенны следующие типы гардеробов: односторонний, двухсторонний и островные (рис. 12).

Гардеробы могут быть централизованными и рассредоточенными.


 

 
 
б)

а)

 

 
 
в) г)

 

Рис.11. Варианты планировки вестибюлей:

а, б – фронтальная симметричная; в – глубинная симметричная; г – асимметричная с вынесением лифтов в сторону от оси; 1 – вестибюль; 2 – аванс вестибюль; 3 – тамбур; 4 – гардероб

При одновременном массовом пользовании гардеробом фронт (длина) барьер а составляет 1 пог. м. на 30 чел. и в зданиях с немассовым равномерным движением – на 50 – 60 чел. Барьер для выдачи одежды имеет ширину 0,6 – 0,7 м и удаляется от вешалок на 0,8 – 1м.

 

ГРУППА ОСНОВНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ.

В этих помещениях осуществляются процессы, определяющие основное назначение общественных зданий. К основным, относятся офисные помещения административных зданий, классы и аудитории учебных заведений, палаты и кабинеты лечебных учреждений, помещения массового пользования и др.

Опыт проектирования и эксплуатации общественных зданий показывает, что рациональная компоновка основных помещений может быть достигнута при полном учете специфических требований функциональных процессов, оптимальной естественной освещенности и целесообразном решении эвакуационных путей.

При планировке помещений для массового пребывания людей (зрительные и лекционные залы, залы собраний и др.) стремятся создать оптимальные условия видимости, удобств обслуживания, а также обеспечить безопасность при вынужденной эвакуации. Согласно этим условиям выбирают приемлемую форму зала, в наилучшей степени удовлетворяющую и архитектурно-художественным требованиям (рис. 13).

Соотношение размеров отдельных помещений устанавливается на основе функционально-типологических требований, в соответствии с требованиями СНиП зданий и сооружений соответствующего профиля.

Рис.12 – Гардеробы.

а) размещение гардероба в вестибюле;

б) типы гардеробов по характеру обслуживания посетителей;

в) габариты оборудования;

г) общий вид вестибюля общественного здания с гардеробом

Зрелищные здания

К основным помещениям театра относятся сцена и зрительный зал. Известны три схемы расположения сцены и зала (рис. 15):

1) сцена – глубинная и колосниковая в конце зала с порталом и без него;

2) сцена – полу остров, выступающая в зал;

3) сцена – арена, окружающая со всех сторон зрительскими местами.

Оригинальное и запоминающиеся объемно-пространственное решение театрального комплекса находится в Сиднее (Австралия).

Театр многозальный, представляет собой контактное по своему объемно- планировочному решению сооружение в пределах первых двух этажей: выше расчлененное на отдельные объемы, композиционно выделенные оболочками. Два наиболее крупных из этих объемов включают залы – концертный и оперный, в третьем размещен главный ресторан. Подходы к ним организованны по широким лестницам и террасам и устроены на благоустроенной площадке – подиуме - над первыми этажами комплекса. Концертный зал рассчитан на 2700, оперный театр – на 1500 зрительских мест, залы драматического театр а и кинозал запроектированы соответственно на 350 и 400 мест. Кинозал также можно использовать для поведения концертов камерной музыки.

Дворец культуры в Зеленограде – рис. 17.

Объем характерен компактной схемой планировки, основанной на треугольной модульной конструктивной модульной сетке. В состав входят: кино - концертный зал на 1200 мест, театральный зал на 800 мест, зал хореографии, танцзал, выставочный холл и группа клубных помещений.

Центр для планировки является вестибюль с развитыми рекреациями, гардеробом, санузлами и т. д., соединенный лестницами с фойе на втором этаже и образующий единое пространство со всеми кулуарами с трехсветным внутренним двориком (рис. 17 д, е).

С участием зарубежных фирм строился комплекс Центра международной торговли (ЦМ Т). Это целое здание – квартал, соединяющий отель международного класса на 600 номеров, отель квартирного типа для длительного проживания, имеющий 625 квартир, 22- этажный корпус с административными помещениями. Трехэтажный стилобат, соединяющий главные корпуса, вмещает в себя множество служб, обеспечивающих самые различные виды услуг. Есть здесь залы для конференций и концертов, рестораны, магазины, расположенные вдоль внутренней улицы – пассажа, и, конечно, гараж на 600 машин. Естественная сложность трехмерной структуры заключается в том, что слиты взаимопроникающие части – отель, офис, квартирная гостиница, центр торговли и обслуживания.


 
 
а) б) в)

 

 

 

а) б) в)

 
г) д) е)

 

 

Г
 
а) б) в)

 

 

 
г) д) е)

 

 

ж) з) и)

 

Рис. 15. Схематические решения зрительных залов (планы и разрезы):

А – схемы расположения сцены и зала: а – сцена глубинная, б – сцена-полуостров, в – сцена-арена; Б – формы зрительного зала в плане: а – прямоугольная, б – прямоугольная со срезанными углами, в – секторная, г – секторная с уступами, д – подковообразная, е– полукруглая; В – расположение проходов; Г – формы зрительных залов в разрезе: а – партерный зал, б – партер и полукольцо амфитеатр а в глубине зала, в – зал амфитеатр

 

 

 

Рис. 16. Проектные решения театра (перспектива) в Сиднее (авт. архит. Джон Ут цон), 6-М ХАТа (авт. арх. В. Кубасов, А. Моргулис, В. Уляшов, инж. A.Цикунов)

 

 

а)

 

б)

 

 


в)

 

г)

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.35.203 (0.155 с.)