Возникновение опасности кризиса в организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение опасности кризиса в организации



Вопрос 1

Возникновение опасности кризиса в организации

Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально – экономической системе, угрожающее её жизнестойкости в окружающей среде.

Социально – экономическая система в любом своем виде и любой форме, будь то общественная формация, фирма или предприятие, имеет две тенденции своего существования: функционирование и развитие.

Функционировани е – это поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих ее целостность, качественную определенность, сущностные характеристики.

Развитие – это приобретение нового качества, укрепляющего жизнедеятельность в условиях изменяющейся среды.

Функционирование и развитие теснейшим образом взаимосвязаны друг с другом, эту взаимосвязь можно видеть в ее характеристиках и показателях представленных на рисунке

Управление

Управление управление

Функционированием развитием

организации системы

 

опасность

кризиса

 


стабилизация устранение

процессов отживающего,

появления нового

качества

жизнеспособность

организации

(стратегические

перспективы)

 

Вопрос 2

Причины кризиса. Внешние причины. Внутренние причины.

Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально – экономической системе, угрожающее её жизнестойкости в окружающей среде.

Причины кризиса могут быть объективными, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации; Субъективными, отражающими ошибки и волюнтаризм в управлении; природными, обусловленными особенностями климата, землетрясениями и др.

 

 

Причины кризисов
Субъективные
Объективные
Внешние причины
Внутренние причины
Уровень научных знаний
Природные изменения
Несовершенство управления
Ошибки деятельности
Усложнение деятельности
Потребности развития
Уплотнение временем
Противоречия интересов

 

 


На внешние причины организация не может повлиять.

Необходимо учитывать:

1. Учитывать и отслеживать изменение параметров внешней среды

2. Проводить адекватное изменение внутренней среды

Социальные факторы (связанные с конкретными потребителями):

1. Случаи неэтичных действий со стороны предприятий, освещенные в средствах массовой информации, могут вызвать волнения и даже гнев потребителей и общества в целом.

2. Когда предприятия успешно выполняют свои обязанности по удовлетворению потребностей общества, они крайне редко получают похвалу или положительную оценку.

3. Общество ожидает предприятий обеспечения высоких жизненных стандартов и защиты общего уровня жизни.

4. Социальные факторы базируются на социальной структуре общества и динамических тенденциях развития отдельных людей и групп населения, а также объединяющих их взаимосвязи.

Технологические факторы:

1. Прогнозирование технологического прогресса часто связано с трудностями, тем не менее оно может исключительную важность для принятия многих значительных управленческих решений.

2. Часто решение об установке нового оборудования принимается в условиях вероятности того, что развитие технологии может привести к устареванию еще не вышедшего на рынок продукта.

3. Изменения технологии характеризуются постоянно возрастающим темпом и вероятностью быстрого развития в неожиданных направлениях.

Экономические и конкурентные факторы:

1. Во время экономического спада уровень безработицы возрастает, и общая покупательная способность снижается

2. Очень немногие фирмы действуют в свободной от конкуренции обстановке (мало монопольных рынков, в основном олигопольная и смешанная конкуренция)

3. Так как реальный доход является основным источником покупательской способности, то общая сумма этого дохода по стране является для предприятия важным показателем.

4. Перед предприятием стоит задача выявления общемировых, государственных и региональных экономических тенденций для определения того, как цикл их деловой активности скажется на их рынках.

Политические факторы:

1. Обладают достаточным потенциалом для оказания влияния на маркетинговые решения и на стратегии маркетинга

2. Организациям необходимо поддерживать хорошие отношения с выборными политическими официальными лицами.

К внешним причинам относятся следующие параметры:

· Законодательство и политика

· Отраслевые условия

· Общеэкономические условия

· Вопросы регулирования

· Проблемы с трудовыми ресурсами (стареет население)

· Иностранная и отечественная конкуренция

· Инновационные технологии, ведущие к устранению существующих

· Изменение вкусов потребителей

· Сокращающийся рынок для производимых товаров или услуг

· Ограниченные источники стратегических или дефицитных материалов (отказ поставщика)

· Природные катастрофы

На внутренние причины организация может повлиять.

Внутренние причины – это причины, которые возникают при неправильной деятельности организации (основная причина – неверно принятое управленческое решение: недостаток инфляции).

В ходе деятельности предприятия различают 3 вида денежных потоков:

1. От основной деятельности (1. Производственная 2. маркетинговая)

2. От инвестиционной деятельности (получение прибыли в будущем периоде)

3. От финансовой деятельности

Основная деятельность – поступление и использование денежных средств, обеспечивающих выполнение производственно – коммерческих функций, то есть это движение денежных средств в процессе производства и реализации основной продукции.

Инвестиционная деятельность включает поступление и использование денежных средств, связанные с приобретением, продажей долгосрочных активов и доходы от инвестиций.

Финансовая деятельность включает поступление и использование денежных средств в результате получения кредитов или эмиссии акций, а также оттоки, связанные с погашением задолженности по ранее полученным кредитам и выплату девидентов (собственным акционерам).

К внутренним причинам относятся следующие параметры:

· Неэффективное управление

· Недостаточная капитализация (нерентабельная отрасль)

· Избыточный долг

· Неудача в проникновении на ключевые рынки(неверная оценка бизнес - идеи)

· Недостаточное обновление продукции (отставание от НТП)

· Низкие стимулы для сохранения ключевых людей

· Недостаточное планирование

· Нехватка управленческих информационных систем

· Отсутствие современной внутренней отчетности.

Вопрос 3

Вопрос 4

Ключевые характеристики оценки кризиса. Возможные последствия кризиса.

Ключевые характеристики:

1. Проблема кризиса (недостаточность деловой среды)

2. Масштаб кризиса (легкая)

3. Область развития, охваченная кризисом

4. Стадия проявления кризиса (раннего, среднего, окончательного)

5. Причины кризиса

6. Возможные последствия кризиса

7. Острота кризиса

Возможные последствия кризисов:

Возможные последствия кризиса

 

 


+ Обновление организации +оздоровление организации

- Разрушение организации - возникновение нового кризиса

 

+ Ослабление кризиса + мягкий выход

- Обострение кризиса - резкие изменения

 

+ Сохранение организации +краткосрочные изменения

- Преобразование организации -долгосрочные изменения

 

+ Качественные изменения + обратимые изменения

- Количественные изменения -необратимые изменения

 

Вопрос 5

Типология кризисов.

1. Разделение кризисов по масштабам проявления

· Общие – охватывают всю социально – экономическую систему

· Локальные – охватывают только часть экономической системы

В конкретном анализе кризисных ситуаций, необходимо учитывая границы социально – экономической системы, ее структуру и среду функционирования.

2. Разделение кризисов по масштабам охватываемых проблем

· Макрокризис – захватывает довольно большие объемы и масштабы проблематики (макроуровень)

· Микрокризис – захватывает только отдельную проблему или группу проблем

Особенностью кризиса является то, что он, будучи даже микрокризисом, может распространяться на всю систему или всю проблематику развития, потому что в системе существует органическое взаимодействие всех элементов, и проблемы не решаются по отдельности.

3. Разделение кризисов по структуре отношений в социально – экономической системе

· Экономические – отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельного предприятия, фирмы.

· Финансовый – характеризуется противоречием в состоянии финансовой системы или финансовых возможностей фирмы. Это кризисы денежного выражения экономического процесса.

· Социальный – возникают при столкновении интересов различных социальных групп или образований.

· Политический – это кризис в политическом устройстве общества, кризис власти, кризис реализации интересов различных социальных групп.

· Организационный – проявляются как кризисы разделения и интеграции деятельности, распределения функций, регламентация деятельности отдельных подразделений.

· Психологические – это кризисы в социально – психологическом климате общества, коллектива или отдельной группы.

· Психологически – возникают как кризисы новых технологических идей в условиях явно выраженных потребностей в новых технологиях.

4. Разделение кризисов по вероятности возникновения

· Предсказуемые (закономерные)

· Неожиданные (случайные)

Первые наступают как этап развития, они могут прогнозироваться и вызываются объективными причинами накопления факторов возникновения кризиса – потребности реструктуризации производства, изменение структуры интересов под воздействием научно – технического прогресса.

Разновидностью предсказуемых кризисов является циклический кризис (конечно если известна и изучена природа кризиса и его характер – причинно – следственные связи)

Циклический – может возникнуть периодически и имеет известные фазы (спад, бум, рост, стагнация - застой) своего наступления и протекания (рецессия - снижение).

5. Неожиданные кризисы

Часто бывают результатом или грубых ошибок в управлении, или каких – либо природных явлений, или экономической зависимости, способствующей расширению и распространению локальных кризисов.

6. Распределение кризисов по характеру проявления

· Явные – протекают заметно и легко обнаруживаются

· Латентные (скрытые) – протекают относительно незаметно и поэтому наиболее опасны.

7. Распределение кризисов по характеру проявления

· Глубокие – острые кризисы часто ведут к разрушению различных структур социально – экономической системы. Они протекают сложно и неравномерно, часто аккумулируют в себе множество противоречий, завязывают их в запутанный клубок.

· Легкие – мягкие кризисы протекают более последовательно и безболезненно. Их можно предвидеть, ими легче управлять.

8. Распределение кризисов по длительности проявления

· Затяжные (длительные) – кризисы протекают заметно и легко обнаруживаются.

· Кратковременные – являются скрытыми (до 1 года, финансовый год = 360 дней)

 

Вопрос 6

Вопрос 7

Фазы цикла и их проявление

Классический цикл общественного воспроизводства состоит из четырех фаз:

1. Кризис (рецессия) – происходит сокращение объема производства и деловой активности, падение цен, затоваривание, растет безработица и резко увеличивается количество банкротств.

2. Депрессия (стагнация) – фаза более или менее продолжительна (от полугода до 3-х лет – длительность зависит от общеэкономического состояния и государственных усилий). Характерно неуверенность, беспорядочные действия. Эта фаза характеризуется во многих случаях падение норм процента (ставка рефинансирования).

3. Оживление (рост; связано с инноватикой) – фаза восстановления. Начинаются капиталовложения (инвестирование), растут цены, производство, занятость, процентные ставки. Оживление завершается достижением предкризисного уровня по макроэкономическим показателям.

4. Подъем (бум) – ускорение экономического развития обнаруживается в серии нововведений, возникновении массы новых товаров и новых предприятий, в стремительном росте капиталовложений, курсов акций и других ценных бумаг, процентных ставок, заработной платы. Подъем, выводящий экономику на новый уровень в ее поступательном развитии, подготавливает базу для нового, периодического кризиса.

Объемы производства

 

 

время

За подъемом опять кризис.

Вопрос 8

Вопрос 9

Разновидности экономических циклов.

С учетом многообразия причин циклического воспроизводства и частых нарушений традиционных фаз учеными различных направлений предлагаются следующие разновидности циклов.

1. Циклы Кондратьева

2. Циклы Джаглера

3. Циклы Кузнеца

4. Циклы Китчина

5. Частные хозяйственные циклы

Циклы Кондратьева:

Длинноволновые циклы, продолжительностью 40 – 60 лет: их главной движущей силой являются радикальные изменения в технологической базе общественного производства, его структурная перестройка.

Циклы Кузнеца:

Их продолжительность ограничивается примерно 20 годами, а движущими силами являются сдвиги в воспроизводственной структуре производства (часто эти циклы называют воспроизводственными или строительными)

Циклы Джаглера:

Периодичностью 7 – 11 лет, являющиеся итогом взаимодействия многообразных денежно – кредитных факторов.

Циклы Китчена:

Продолжительностью 3 – 5 лет, продолжаются динамикой относительной величины запасов товарно-материальных ценностей на предприятиях (запасы сырья и материалов)

Частные хозяйственные циклы:

Охватывают период от 1 года до 12 лет и существуют в связи с колебаниями инвестиционной активности.

 

 

Вопрос 10

Вопрос 11

Вопрос 12

Билет 13

Виды экономических кризисов и их динамика. Жизненный цикл организации – зоны промежуточного и заключительного кризисов.

В ходе развития организации в соответствии с кривой жизненного цикла возникает зона, которая связана с проблемой организации либо с её открытием. В различных зонах используется свои методы рассмотрим причинно – следственные связи образования кризисов.

Жизненный цикл организации – зоны промежуточного и заключительного кризисов.

3.Подъем (развитие)
2.Становление
4.Высшая точка
1.Возникновение
Реорганизация
5.Спад
Банкротство
Санация
6.Ликвидация

 


В Г

 

Б

 

 

А

 

 

А Б В Г – точки кризисных ситуаций

2 – 3: кризис системы управления. Руководитель учувствует в организации

3 – 4: выход; стабилизация. Стоит вопрос

5: Реорганизация

Ликвидация – это результат банкротства.

Возможные варианты жизненного цикла


1) 2) 3)

 

4) 5)

 

 

Зависят от состояния внешней среды (инновационные циклы; размер организации)

Вопрос 14

Вопрос 15

Вопрос 16

Вопрос 17

Вопрос 18

Вопрос 19

Система, механизм и процесс антикризисного управления. Требование к ним.

Система, механизм и процесс антикризисного управления

Антикризисное управление
Система антикризсного управления
Мезанизм антикризисного управления
Процесс антикризисного управления
Стиль управления
Проффесиональное доверие; целеустремленность; четкая, антибюрократическая организация; мотивация инициативы и самоорганизации; селекция персонала; исследование альтернатив.

 

 


Требование к системе, механизму и процессу антикризисного управления.

 

Система антикризисного управления
Механизм антикризисного управления
Процесс антикризисного управления  
Гибкость, адаптивность, матричные структуры; Степень неформального управления; интеграция; деверсификация управления; степень централизации, система ситуационного реагирования.
Мотивирование, ориентированное на антикризисные ситуации; Установка на оптимизм и уверенность; Интеграция по ценностям проффесионализма; Инициативность; Корпоративность, взаимоприемлимость.
Мобильность; Программно-целевые подходы; Оценка последствий решений и альтернатив; Своевременность решений; Критерии качества решения.

Билет 36

Вопрос 37

Вопрос 38

Коэффициенты ликвидности

Ликвидность баланса показывает, в какой степени предприятие способно расплатиться по краткосрочным обязательствам текущими активами.

Коэффициент текущей ликвидности

Коэффициент срочной ликвидности

Коэффициент абсолютной ликвидности

Коэффициенты рентабельности

Рентабельность отражает эффективность деятельности организации использования капитала и активов.

Коэффициент рентабельности собственного активов

Коэффициент рентабельности собственного капитала

Коэффициент рентабельности продаж

Оборачиваемость активов

Для оценки эффективности использования собственных средств используются коэффициенты оборачиваемости

Оборачиваемость активов (период оборота)

Оборачиваемость запасов (период оборота)

Оборачиваемость дебиторской задолженности (Период оборота)

Методы интегральной оценки угрозы банкротства

Одним из наиболее распространенных методов интегральной оценки является пятифакторная модель Альтмана:

1. Отношение рабочего капитала к сумме всех активов предприятия

2. Уровень рентабельности активов или всего используемого капитала

3. Уровень доходности активов или всего используемого капитала

4. Оборачиваемость активов или капитала

5. Коэффициент соотношения суммы собственного капитала к заемному

Существуют и другие методы интегральной оценки, например расчет коэффициента финансирования трудноликвидных активов.

Методы интегральной оценки угрозы банкротства

Ни один из этих методов диагностирования нельзя считать совершенным, но они дают возможность оценить степень вероятности банкротства по следующей шкале:

1. Очень высокая

2. Высокая

3. Возможная

4. Очень низкая

Второй этап диагностики банкротства

С учетом полученного результата переходят – определению масштабов кризисного состояния организации:

1. Легкий кризис

2. Тяжелый кризис

3. Катастрофа (коэффициент восстановления утраты – все плохо)

В зависимости от масштабов кризисного состояния организации разрабатывается антикризисный механизм.

Третий этап диагностики банкротства

Изучение основных факторов, обуславливающих кризисное развитие предприятия:

1. Внешние факторы

2. Внутренние факторы

Исследуются только те факторы, которые оказывают негативное воздействие на деятельность организации. Степень этого воздействия может быть определена посредством одного или многофакторных корреляционных моделей.

Завершается этап составлением прогноза наиболее колеблющихся и чувствительных негативных факторов, способных в перспективе вызвать банкротство предприятия

По итогам факторного анализа разрабатывается антикризисный механизм банкротства.

 

Вопрос 1

Возникновение опасности кризиса в организации

Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально – экономической системе, угрожающее её жизнестойкости в окружающей среде.

Социально – экономическая система в любом своем виде и любой форме, будь то общественная формация, фирма или предприятие, имеет две тенденции своего существования: функционирование и развитие.

Функционировани е – это поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих ее целостность, качественную определенность, сущностные характеристики.

Развитие – это приобретение нового качества, укрепляющего жизнедеятельность в условиях изменяющейся среды.

Функционирование и развитие теснейшим образом взаимосвязаны друг с другом, эту взаимосвязь можно видеть в ее характеристиках и показателях представленных на рисунке

Управление

Управление управление

Функционированием развитием

организации системы

 

опасность

кризиса

 


стабилизация устранение

процессов отживающего,

появления нового

качества

жизнеспособность

организации

(стратегические

перспективы)

 

Вопрос 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.193.172 (0.148 с.)