Тема 1. Устройство фотоаппарата. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Устройство фотоаппарата.



Тема 1. Устройство фотоаппарата.

Видоискатель……………………………………………………………………………………4

Затвор……………………………………………...……………………………………………..6

Объектив………………………………………………………...……………………………….6

Глубина резкости………………………………………………………………………………..9

Аберрации………………………………………...…………………………………………….10

Просветление оптики………………………………………..…………………………………13

Классификация оптики…………………………...……………………………………………14

Тема 2. Экспозиция.

Понятие экспозиции……………………...……………………………………………………17

Экспозамер……………………………………..………………………………………………19

Коррекция экспозиции…………………………………….…………………………………..21

Экспонометрические программы…………………………………….……………………….21

Брекетинг……………………………………………………………………………………….23

Автофокусировка…………………………………..………………………………………….24

Тема 3. Цифровая фотография. Устройство цифрового фотоаппарата.

Преимущества цифрового фотоаппарата……………………………….……………………27

Разрешение матрицы…………………………………………………………………………..28

Размер матрицы и кроп-фактор……………………………………………………………….29

Светочувствительность матрицы……………………………………………..………………31

Устройство матрицы…………………………………………..……………………………….31

Принцип работы цифрового фотоаппрата……………………………………………………33

Интерполяция цвета……………………………………………………………………………34

Foveon X3…………………………………………………….…………………………………35

Глубина цвета…………………………………………………………..………………………35

Тема 4. Особенности цифровой фототехники.

Соотношение сторон снимка……………………………………………..…………………..37

Стабилизация изображения……………………………………………...……………………37

Датчик ориентации………………………………………………….…………………………39

Голосовые комментарии………………………………………………………………………40

Видеосъемка………………………………………………..………………………………….40

Спецэффекты………………………………..…………………………………………………41

Форматы файлов……………………………………………………………………………….41

Дополнительные возможности цифровых фотоаппратов…………………………………..45

Баланс белого………………………………………….……………………………………….47

Гистограмма яркостей………………………………………..……………………………….48

Карты памяти……………………………………………….………………………………….48

Тема 5. Вспышка.

Устройство фотовспышек…………………………………………………………………….54

Основные параметры фотовспышек…………………………………………………………55

Синхронизация с фотоаппаратом………………………………………………….…………58

Синхронизация по второй шторке затвора…………………………………………………..59

Режимы работы вспышки……………………………………………………………………..59

Полезные функции вспышки………………………………………………………………….63

Нюансы, возникающие при съемке со вспышкой…………………………………...………66

 

 

Введение

Фотоаппарат перестал быть техникой, доступной избранным, поэтому сегодня почти каждый его уже приобрел или стремится приобрести. Современные фотоаппараты разнообразны по своим характеристикам. Они различаются по:

­ размеру и весу;

­ дизайну;

­ целям использования;

­ носителям информации;

­ цене и др.

Такое разнообразие характеристик позволяет каждому покупателю найти ту камеру, которая подойдет лично ему. Помочь покупателю определится в выборе – главная задача продавца-консультанта. Для ее выполнения необходимо:

­ знать технические характеристики фотоаппарата;

­ правильно общаться с клиентом;

­ четко выполнять сопутствующие продаже операции (демонстрация товара, проверка его качества и комплектации, упаковка при продаже, оформление продажи).

Каждый из этих пунктов предмет отдельного разговора и, безусловно, важный этап обучения. Но при этом продажа любого фотоаппарата просто невозможна без знания его технических характеристик.

Тема 1. Устройство фотоаппарата

Все фотоаппараты устроены практически одинаково. Каждый состоит из светонепроницаемого корпуса и объектива. В корпусе фотоаппарата можно выделить две основных составляющих: видоискатель и затвор.

Видоискатель

Видоискатель – это устройство, служащее для определения границ кадра и его компоновки. Существует несколько возможных систем видоискателя:

­ оптический (телескопический);

­ зеркальный;

­ цифровой.

 

Оптический видоискатель (телескопический) сделан по принципу зрительной трубы Галилея (отсюда еще одно название – Галилеев). Он состоит из отрицательной линзы (объектива) и положительной линзы (окуляра).

Таким видоискателем оснащаются все пленочные и некоторые цифровые компактные камеры. Линза видоискателя установлена чуть выше объектива камеры и предназначена для того, чтобы дать глазу изображение, подобное тому, что будет на пленке.

Главным недостатком такой системы является то, что два изображения (на пленке и в видоискателе) никогда не будут совпадать. Расхождения будут тем значительнее, чем ближе к вам расположен объект съемки.

Этот эффект называется параллаксом (Рис. 1).

Параллакс возникает из-за несовпадения осей видоискателя и объектива фотоаппарата.

 

Рис. 1

Эффект параллакса.

 

Зеркальный видоискатель сделан таким образом, чтобы устранить главный недостаток оптического, т.е. параллакс.

Рис. 2

 

Схема прохождения света в однообъективном зеркальном фотоаппарате:

При визировании: диафрагма полностью открыта, зеркало направляет свет в пентапризму и видоискатель.

При съемке: диафрагма прикрыта до нужного значения, зеркало поднято, свет отправляется в сторону затвора и плёнки. В видоискателе ничего не видно.

 

В его конструкции свет, проходящий через объектив, при помощи зеркала направляется в окошко видоискателя. При этом картинка, формируемая на пленке и видимая в видоискатель полностью совпадет. Но в нормальном положении зеркало перекрывает доступ света к пленке (матрице), поэтому в момент экспонирования зеркало необходимо поднять. Тогда свет уже не попадает в видоискатель, и фотограф не видит того, что происходит в кадре. Этот эффект называют затемнением видоискателя.

 

Цифровой видоискатель (electronic viewfinder, EVF) устанавливается в цифровых камерах и представляет собой дисплей, на который выводится изображение, получаемое фотоматрицей. Цифровому видоискателю не свойственен ни параллакс, ни затемнение.

Недостатки: главные из них это недостаточная детализация изображения и инертность при отображении движущихся объектов.

Затвор

Затвор - это устройство в фотоаппарате, определяющее время воздействия света на светочувствительный материал (выдержку). Затвор также защищает светочувствительный материал от попадания света в момент, когда съемка не производится.

В современной фототехнике используются несколько видов затворов:

­ электромеханический (для всех аналоговых и для цифровых зеркальных камер);

­ механический (для аналоговых фотоаппаратов);

­ электронный (для цифровых фотоаппаратов).

 

Электромеханический затвор используется во всех остальных аналоговых камерах и в некоторых цифровых, средних по размеру и возможностям и профессиональных зеркальных камерах. Электромеханические затворы бывают двух видов:

1. Первый вид электромеханического затвора – шторно-щелевой (ламельный) – расположен в фокальной плоскости камеры. Затвор состоит из двух шторок, достаточно больших, чтобы полностью закрыть область кадра на пленке. В ранних камерах шторки были сделаны из черной непрозрачной ткани, в современных камерах шторки сделаны из тонких металлических лезвий – ламелей.

В состоянии покоя первая шторка затвора закрывает пленку, блокируя весь свет. Это означает, что вы можете менять объективы на камере без риска засветить пленку. Вторая шторка собрана выше и убрана из кадра. Вначале экспозиции первая шторка перемещается вниз (ниже кромки кадра), экспонируя (открывая) пленку. Затем, вторая шторка опускается и закрывает пленку. Если для экспозиции необходимо очень короткое время, вторая шторка начнет движение прежде, чем первая шторка откроет всю пленку. Это означает, что экспозиция делается через щель. В конце экспозиции, по мере того как пленка проматывается мотором к следующему кадру, эти две шторки двигаются обратно, к их первоначальным положениям, но на этот раз промежутка между ними нет. Это защищает пленку от засветки.

2. Второй вид электромеханического затвора – центральный. Он расположен в объективе и совмещен с диафрагмой. Металлические лезвия, которые двигаются (чтобы создавать отверстие), собираются вместе, блокируя весь свет. В течение экспозиции они открываются, чтобы сформировать, упоминаемое выше, отверстие требуемого размера, потом закрываются снова. Таким образом, и поток света, проходящий через объектив, и время экспозиции управляются единственным механизмом.

 

Механический затвор сегодня практически не используется. Он устанавливается только в некотором количестве профессиональных камер, рассчитанных на использование в экстремальных условиях, когда элементы питания могут быть недоступны. Его использование в камерах с электронной "начинкой" невозможно. Разновидности механических затворов (шторно-щелевой и центральный).

 

Электронный затвор используется во многих цифровых фотоаппаратах. Возможны различные варианты его устройства. Один из них: фотоматрица включается при помощи электронного реле времени и отрабатывает необходимую выдержку.

Объектив

Объектив - это система оптических линз, заключенная в оправу. Объектив служит для получения изображения снимаемого объекта на светочувствительном фотоматериале. От свойств объектива в значительной степени зависит качество получаемого изображения. Для описания объектива используются следующие основные параметры:

­ фокусное расстояние (оптическая сила);

­ светосила.

Несмотря на то, что реальные объективы гораздо сложнее по конструкции, чем обычная лупа, понятия фокусного расстояния и светосилы объектива имеют, в общем, тот же смысл.

Объектив состоит из нескольких линз разной оптической силы (как собирающих, так и рассеивающих), причем некоторые из линз могут быть склеены вместе или передвигаться относительно друг друга.

 

Фокусное расстояние:

Фокусное расстояние – это расстояние по оптической оси между оптическим центром и точкой фокуса линзы. При этом оптический центр линзы – это точка пересечения оптической оси и главной плоскости линзы, а точкой фокуса линзы называется точка, в которую фокусируются лучи параллельного пучка света, падающие на линзу параллельно ее оптической оси.

Главную оптическую ось в точке фокуса пересекает под прямым углом к ней фокальная плоскость. В фокальной плоскости создается изображение объекта, если он находится на достаточно большом расстоянии от линзы. Если же объект находится относительно близко, то плоскость резкого изображения находится параллельно фокальной плоскости, но несколько дальше от оптического центра линзы.

Рис.3

Обозначается фокусное расстояние в миллиметрах. Например, объектив AF 50 mm.

У объективов с переменным фокусным расстоянием (зумом) указывается диапазон фокусных расстояний объектива. Например, объектив AF 35-80 mm. Чем больше фокусное расстояние линзы, тем более крупное изображение она создает. Фокусное расстояние и размер сенсора (матрицы) или размер кадра пленки определяют угол обзора камеры.

Отношение диаметра линзы к фокусному расстоянию характеризует ее светосилу. Чем больше светосила линзы, тем больше лучей она собирает и, соответственно, тем ярче будет даваемое ей изображение.

 

Светосила:

Светосила объектива характеризуется значением его относительного отверстия. Относительное отверстие объектива (пишется в виде дроби) показывает отношение диаметра объектива к его фокусному расстоянию.

Если фокусное расстояние двух объективов одинаково, объектив с большим диаметром будет иметь большую светосилу. К примеру, если фокусное расстояние 50 мм, а диаметр объектива 17,8 мм, разделив фокусное расстояние на диаметр, мы получим максимальное диафрагменное число для этого объектива, равное 2,8.

К примеру, у объектива с относительным отверстием 1:4 (встречается вариант маркировки f/4) диаметр действующего отверстия в четыре раза меньше значения фокусного расстояния.

Чем больше значение относительного отверстия объектива, тем более светосильным будет такой объектив, то есть он сможет построить на пленке более яркое изображение. Теоретически максимальная светосила объектива может достигать значения 1:0,5. Однако у реальных объективов она значительно меньше – наиболее распространены объективы с относительным отверстием 1:1,2 и меньше. Объектив с большим значением светосилы весьма удобен тогда, когда съемка ведется при пониженной освещенности.

Яркость изображения, создаваемого объективом на пленке, прямо пропорциональна площади действующего отверстия объектива. Уменьшив диаметр действующего отверстия объектива в 2 раза, можно уменьшить в 4 раза количество проходящего через него света.

Уменьшать или увеличивать диаметр отверстия объектива позволяет специальный механизм, который называется диафрагмой.

 

Диафрагма:

В любой фотокамере (за исключением примитивных) роль апертуры – отверстия для прохождения света – выполняет регулируемая диафрагма – это устройство в объективе, ограничивающее поток света, проходящий через объектив, за счет изменения собственного размера. Она состоит из серповидных стальных пластинок и действует подобно радужной оболочке глаза, регулирующей размер зрачка (Рис. 4).

 

Рис.4

Лепестки диафрагмы

Величина отверстия диафрагмы характеризуется диафрагменным числом – чем больше это число, тем меньше отверстие диафрагмы. Существует стандартный ряд диафрагменных чисел: 1; 1.4; 2; 2.8; 4; 5.6; 8; 11; 16; 22 и т. д. При каждом значении диафрагмы объектив пропускает вдвое больше света, чем при предыдущем и вдвое меньше, чем при последующем (Рис. 5).

 

Рис.5

 

Диафрагменные числа

Если ограничить количество света всегда есть возможность, то светопропускная способность объектива имеет свои пределы. Поэтому наиболее ценятся объективы с высокой пропускной способностью, соответственно, с наименьшим значением диафрагмы.

Значение диафрагмы может быть записано несколькими способами: f/8, F8, 1:8, причем все они равносильны.

Чем меньше это отношение (больше цифра в знаменателе), тем меньше отверстие и, следовательно, меньше света попадает на светочувствительный элемент камеры. Таким образом, установив диафрагму 2 (или 1/2) мы пропустим через объектив больше света, нежели установив значение диафрагмы, равное 16 (1/16).

На всех объективах указано значение максимально открытой диафрагмы (например, AF 50/1:2), а на объективах с переменным фокусным расстоянием может быть указано 2 значения максимально открытой диафрагмы, относящихся к крайним значениям фокусного расстояния (например, AF 35-80/1:3.5-4).

При этом объектив, настроенный на длинный фокус (режим теле) пропускает меньше света, нежели тот же самый объектив, но настроенный на короткий фокус.

У дорогих высококачественных объективов при изменении фокусного расстояния значение максимальной диафрагмы может не изменяться. Надо заметить, что объективы, имеющие большую светосилу (1,4; 2; 2,8) дают преимущество при съемках в сложных условиях освещенности.

Объективы с большой максимальной диафрагмой (например, f/2) также называются скоростными (пропускают больше света, что, при одинаковой освещенности, позволяет устанавливать более короткую выдержку и делать больше кадров за единицу времени).

Процесс уменьшения светосилы объектива при помощи диафрагмы называется «диафрагмированием».

Помимо своей главной технической задачи – регулирования светового потока – диафрагма может работать мощным творческим инструментом. При уменьшении освещенности оптического изображения, образуемого объективом, увеличивается глубина резко изображаемого пространства. То есть чем сильнее зажим диафрагмы, тем больше глубина резкости – расстояния между самым ближним и самым дальним резко изображаемым предметом.

.

Глубина резко изображаемого пространства – ГРИП:

Идеальная линза из учебника по оптике, как известно, создаёт резкое изображение только одной плоскости. Любая точка, лежащая вне этой плоскости, будет нерезкой и отобразится на матрице (пленке) не точкой, а пятном (оно ещё называется «кругом нерезкости» или «кругом рассеяния»).

Однако в реальности мы до определённого момента не можем отличить пятно от точки, так что в некоторых границах относительно плоскости в пространстве предметов изображение условно можно считать вполне резким.

Таким образом, один из факторов, определяющих качество объектива, это самая малая точка, которую он может образовать, или его «минимальный круг нерезкости» (Рис. 6).

Максимально допустимый размер точки на изображении называется «допустимым кругом нерезкости». Для 35мм камер диаметр кружка нерезкости обычно принимают с=0.03мм или с=1/1720 от диагонали кадра, что дает 0.025 для 35мм пленки.

Рис. 6

Глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) – это расстояние, измеренное между двумя плоскостями в пространстве предметов, в пределах которого предметы изображаются на матрице (пленке) с достаточной резкостью (то есть диаметр кружка нерезкости не превышает допустимого значения).

На глубину резко изображаемого пространства влияет значение установленной диафрагмы, фокусное расстояние объектива и расстояние до объекта фокусировки (съёмки).

При больших диафрагмах (F/1.4, F/2), глубина резкости будет меньше. При меньших значениях (например, F/11, F/16), соответственно больше.

При одинаковых значения диафрагмы, глубина резкости будет больше у объектива с меньшим фокусным расстоянием (широкоугольный объектив) и наоборот (телеобъектив). И наконец, чем больше расстояние до объекта съёмки, тем больше глубина резкости.

Глубиной резко изображаемого пространства можно управлять при съёмке, создавая, таким образом, различные художественные эффекты. В частности, регулирование глубины резкости используется для того, чтобы акцентировать объект съёмки, находящийся в окружении других, второстепенных предметов.

Хрестоматийным примером является портрет, когда необходимо получить резкое лицо и размытый фон. Небольшая глубина резкости позволяет легко добиться этого эффекта (Рис. 7).

В качестве обратного примера можно привести пейзажную съёмку, где для резкой передачи деталей, как на переднем, так и на заднем плане, нужно по возможности установить максимальную глубину резкости (Рис. 8).

Рис. 7

Малая глубина резкости Глубина резкости (малая; апертура раскрыта (F/1.4, F/2; F/2,8) Благодаря малой глубине резкости, в фокусе только девушка, а фон в «мягком фокусе».

 

 

Рис. 8

Большая глубина резкости Глубина резкости (большая: апертура закрыта (например, F/11, F/16)/ Благодаря большой глубине резкости, в фокусе и девушка, и фон.

Глубина резко изображаемого пространства может меняться в достаточно широких пределах в зависимости от сюжета, качества оптики и материалов, формата отпечатка и других параметров.

 

Аберрации

Даже самые совершенные объективы не лишены недостатков. Получаемое с их помощью изображение имеет ряд дефектов, которые обусловлены особенностью строения оптических систем и полностью практически неустранимы. Эти дефекты изображения получили названия аберраций.

Можно назвать пять видов аберраций, которые наиболее распространены:

­ сферическая аберрация. Свет, проходящий через края линзы, фокусируется на ином расстоянии, чем свет, проходящий ближе к центру линзы (Рис.9), что приводит к ухудшению резкости по всему полю изображения.

Рис. 9

Сферическая аберрация

­ кома. Расстояние от оптической оси, на котором отображается точка объекта, расположенного не на оси, изменяется с расстоянием от центра объектива (Рис. 10), что приводит к дополнительному падению резкости к краям кадра.

 

Рис. 10

Кома

­ кривизна поля изображения. Точки плоскости в пространстве предметов точно фокусируются на искривленной поверхности, а не на плоскости (Рис. 11). Из-за этого фотографии теряют четкость и становятся размытыми.

Рис. 11

Кривизна поля

­ дисторсия (подушка или бочка). Изображение квадратного предмета имеет выпуклые или вогнутые стороны (Рис. 12). Из-за дисторсии прямые линии объекта съемки изображаются на снимке изогнутыми.

Рис. 12

 

Дисторсия

­ хроматическая аберрация отвечает за появление у мелких деталей и контуров изображения цветных окантовок и ореолов.

Когда свет проходит через линзу из обычного стекла, лучи разных длин волн преломляются в ней по-разному (по той же причине свет, проходя через стеклянную призму, разлагается в спектр). Таким образом, лучи разных длин волн будут фокусироваться в разных точках. Фокус красных лучей будет находиться дальше от линзы, фокус синих – ближе (Рис. 13). В результате, вместо одной общей точки фокуса получается целая «область фокусов».

Но, это будет заметно лишь при большом увеличении фотографии. А если печатать всегда только 10x15, то расхождения в цветах изображения заметны практически не будут.

Рис. 13

 

Хроматическая аберрация

Устранение аберраций: влияние большинства аберраций на резкость изображения можно снизить при диафрагмировании объектива (уменьшении его относительного отверстия). А вот дисторсии таким способом не устраняются, а, наоборот, даже могут возрасти.

Также применяют следующие виды линз:

­ асферические линзы (Рис. 14) снижают все аберрации кроме хроматической и позволяют добиться высоких оптических характеристик при меньшем размере объектива. Также асферические линзы широко используются при создании длиннофокусных зум-объективов, которые сочетают высочайшие оптические характеристики с компактностью, небольшим весом и эргономичностью.

Рис. 14

Ход лучей через обычную и асферическую линзу

­ Апохроматические линзы позволяют свести к минимуму хроматическую аберрацию. Поскольку коэффициент преломления стекла зависит от длины волны света, хроматическая аберрация возникает тогда, когда разные цвета одного источника формируют изображение в разных точках. Особенно характерна эта проблема для телеобъективов, однако элементы из специального низкодисперсионного стекла (SLD – Special Low Dispersion; ELD – Extra Low Dispersion), используемые в апохроматических объективах SIGMA, эффективно предотвращают появление хроматической аберрации, улучшая качество фотоснимков. Применение линз из специальных сортов стекла с пониженной дисперсией может обозначаться: ED (Nikon, Pentax), LD (Tamron), UD (Canon), AD (Konica-Minolta) и др.

Просветление объектива:

Просветление – это тонкопленочное покрытие снижающее отражение света от оптических поверхностей.

Каждая линза вносит в объектив светопотери, чем меньше у объектива оптических компонентов, тем меньше потерь, связанных с отражением света при прохождении границы стекло-воздух. Каждая граница стекло-воздух отражает 4-8% (в зависимости от марки стекла) падающего света, что приводит не только к уменьшению светопропускания всего объектива, но и не менее неприятному явлению – светорассеиванию.

Свет, отражаясь от поверхностей линз, никуда не исчезает. Многократно переотразившись, до половины «пропавшего» света в итоге все-таки попадает на пленку. Однако в построении полезного изображения этот свет не участвует, создавая на пленке дополнительную равномерную засветку – «вуаль». Вследствие этой засветки, наиболее заметной в случае наличия в кадре больших светлых участков или источников света, контрастность изображения сильно падает, картинка теряет сочность и становится малоконтрастной, серой, вялой и невыразительной.

Многим фотографам, работавшим со старыми объективами известно, что при съемках против света или при наличии маленького, но яркого объекта в поле зрения камеры контраст изображения существенно снижается, а на фотографии могут оказаться солнечные блики, вызванные отражением прямых солнечных лучей от линз.

Если принять средний коэффициент отражения для объектива равным 5%, то объектив, состоящий из четырех отдельных линз пропустит только 66% упавшего на него света, а 34% будут безвозвратно потеряно. Более того, отраженный поверхностями линз свет существенно снизит контраст изображения, картинка будет как бы «в молоке».

Среди нынешних объективов конструкции, состоящие из 15-20 линз, собранных в 10-15 компонентов – явление распространенное. Просветление линз явилось решением этой проблемы. Просветляющее покрытие состоит из одной или нескольких пленок толщиной 30-120 нм, наносимых на поверхность каждой линзы напылением в вакууме. В качестве материалов используют: SiO2 (диоксид кремния), ZrO2 (диоксид циркония), TiO2 (диоксид титана), MgF2 (фторид магния) и др.

Однослойное просветление позволяет уменьшить коэффициент отражения с 4-8% до 1-2%, а многослойное (в зависимости от количества слоев) – до 0,2-0,5%. Просветленный объектив имеет не только значительно лучшие показатели светопропускания, но и (что даже более важно!) – лучшую контрастность за счет снижения паразитного светорассеяния.

Обычно просветление определяют не по цвету, а по количеству слоев (что и дает оттенок). Синий цвет – стандартное 3-х слойное просветление со смещением в красную область спектра, применялось в приборах наблюдения в 70-е прошлого века. Цвет картинки в ясный день – чуть желтоватый.

Сейчас на качественной оптике просветление имеет чуть зеленоватый оттенок – процент отражения такого покрытия 0.5% по видимому диапазону. Фирма ZEISS применяет многослойное покрытие «Т*» или «ЕТ» на своих прицелах, биноклях и трубах. Оттенок – тёмно коричневый (менее 0.2% отражения в видимом диапазоне).

У ведущих фирм параметры просветляющих покрытий рассчитываются отдельно для каждой линзы каждого объектива, ведь только таким образом можно обеспечить идентичную (или, по крайней мере – близкую) цветопередачу всех объективов линейки. Сложные системы расчета ахроматических многослойных просветляющих покрытий применяют все ведущие производители оптики, давая им особые названия (например, SSC – Super-Spectra Coating – у Canon, или SIC – Super Integrated Coating – у Nikon), а иногда – просто называя их «мультипросветлением» – Leica или «ахроматическим покрытием» – Minolta. Многослойное ахроматическое просветление оптики уже давно стало нормой, поэтому большинство производителей даже не упоминают об этом в надписи на оправе объектива.

Классификация оптики

Исходя из основных параметров, все объективы можно распределить на несколько групп.

По возможности замены:

­ сменные объективы;

­ несменные объективы.

Объектив фотоаппарата может быть жестко встроенным, тогда его замена невозможна, или сменным, тогда к одному фотоаппарату можно подобрать несколько взаимозаменяемых объективов.

Все компактные камеры оснащаются жестко встроенными объективами. Сменные объективы являются главным преимуществом зеркальных (SLR) камер.

Объектив крепится к фотокамере при помощи байонетного соединения. Байонет – механический поворотный разъем, который позволяет очень оперативно отсоединить или поменять объектив (в отличие от резьбового соединения).

Для автофокусных камер включает в себя также систему электрических контактов для обмена данными между фотоаппаратом и объективом.

Каждый производитель зеркальных камер (Nikon, Canon, Sony, Pentax и др.) стремиться выпускать объективы таким образом, чтобы их установка на камеры других производителей была невозможна.

Но существуют альтернативные фирмы-производители оптики (Sigma, Tamron, Tokina и др.), продукция которых выпускается специально для использования совместно с «неродными» фотокамерами.

 

Первая классификация по фокусному расстоянию:

­ короткофокусные (до 35 мм);

­ нормальные (40-55 мм);

­ длиннофокусные (более 55 мм).

От фокусного расстояния зависит масштаб снимаемого объекта. Короткофокусныеобъективы уменьшают (отдаляют) объект, позволяя уместить в кадр больше предметов. Нормальные показывают объект в натуральную величину, поэтому в каре разместиться столько предметов, сколько человек увидит невооруженным глазом. Длиннофокусные объективы увеличивают объект, но при этом в кадр помещается меньше предметов, чем мы бы увидели невооруженным глазом.

С фокусным расстоянием связан такой параметр как кратность объектива, т.е. его способность изменять масштаб объекта. Для дискретных объективов кратность рассчитывается путем деления фокусного расстояния на 50 (в 35 мм эквиваленте). Так, объектив с фокусным расстоянием 100 мм имеет кратность 2, а объектив с фокусным расстоянием 24 мм - 1/2, соответственно первый увеличивает масштаб объекта в 2 раза, а второй – уменьшает. Для зум-объективов кратность рассчитывается при делении наибольшего фокусного расстояния на наименьшее. Так, объектив с фокусным расстоянием 28-300 мм имеет кратность более 10. Обратите внимание, этот объектив способен как увеличивать, так и уменьшать масштаб объекта съемки.

Вторая классификация по фокусному расстоянию:

­ объективы с постоянным фокусным расстоянием (другие названия: фиксфокалы, фиксы, дискретные объективы, дискретники);

­ объективы с переменным фокусным расстоянием (другие названия: трансфокаторы, зум-объективы, вариообъективы).

Дискретные объективы имеют только одно значение фокусного расстояния. Они отображают объект съемки только в одном масштабе. Так, объектив с фокусным расстоянием 50 мм (для 35 мм носителя) изображает объект в натуральную величину (в масштабе 1:1), объектив с фокусным расстоянием 24 мм уменьшает объект съемки в 2 раза (масштаб 1:2), а объектив с фокусным расстоянием 100 мм – увеличивает объект в те же 2 раза (масштаб 2:1).

Зум-объективыимеют переменное фокусное расстояние, таким образом, в одном объективе объединяются возможности нескольких, т.е. один и тот же объектив с фокусным расстоянием 24-100 будет совмещать в себе выше описанные дискретные объективы, добавляя все промежуточные значения (28 мм, 35 мм, 75 мм, 80 мм, 90 мм и др.).

С одной стороны, это расширяет возможности пользователя, избавляя от необходимости носить с собой несколько объективов. С другой стороны подобное объединение ведет к усложнению конструкции, ухудшению светосилы и других характеристик объектива и, более высокой цене.

 

По углу обзора объективы подразделяются на:

­ широкоугольные объективы;

­ нормальные объективы;

­ телеобъективы.

Широкоугольные объективы (соответствуют короткофокусным) имеют больший угол обзора, чем человеческий глаз, поэтому их используют при съемке больших объектов с маленького расстояния, при съемке пейзажей, панорам, в архитектурной съемке, в интерьерной съемке и др.

Широкоугольный объектив вносит и другие изменения в изображение:

­ объекты съемки кажутся мельче, а расстояния между ними визуально увеличивается (искажение перспективы);

­ широкоугольные объективы обладают большей (по сравнению с остальными) глубиной резкости;

­ бочкообразная дисторсия;

Нормальные объективы (соответствуют нормальным по фокусному расстоянию) изображение практически не искажают и никакой специфики не привносят.

Телеобъективы (соответствуют длиннофокусным) имеют меньший угол обзора, чем человеческий глаз, их используют для съемки сильно удаленных предметов, портретов людей, макросъемки, съемки дикой природы и др.

Они, как и широкоугольные объективы, искажают изображение. Для них характерны:

­ подушкообразная дисторсия;

­ хроматическая аберрация;

­ меньшая глубина резкости;

­ объекты съемки визуально увеличиваются, а расстояние между ними – сокращается (искажение перспективы).

Рис. 15

Зависимость угла зрения объектива от фокусного расстояния

Классификация оптики по светосиле:

­ сверхсветосильные (f/1 - 2,8);

­ светосильные (f/2,8 - 4,5);

­ малосветосильные (f/5,6 и меньше).

Светосильные объективы используются для съемки в условиях плохого освещения или для сюжетов, требующих минимальной глубины резкости (например, портрет). У этих объективов, как правило, линзы большого диаметра. Сверхсветосильная оптика более дорогая и используют ее в основном профессионалы.

Разделение оптики на объективы с постоянной и переменной светосилой существует только для зум-объективов.

Если у объектива с несколькими фокусными расстояниями только одно значение светосилы, то оно действует для каждого из них, и это объектив с постоянной светосилой. Например: AF 24-70/1,4 или AF 70-200/4.

В том случае, когда объектив имеет несколько возможных фокусных расстояний, каждому из них может соответствовать свое значение светосилы, в это случае говорят о переменной светосиле. Например: AF 28-80/3,5-5,6 или AF17-35/2,8-4.

Тема 2. Экспозиция

Понятиеэкспозиции

Экспозиция – количество света, воздействующего на сенсор за время освещения (экспонирования). Она равна произведению интенсивности падающего на матрицу света на время, в течение которого она подвергается экспонированию. Освещенность регулируется величиной диафрагмы, а время – скоростью затвора (выдержкой).

Сочетание выдержки и диафрагмы называется экспопарой. Представьте себе стакан, который можно наполнять водой либо толстой струей (открытая диафрагма, малое диафрагменное число) за малое время (короткая выдержка), либо тонкой струйкой (закрытая диафрагма, большое диафрагменное число) за большое время (длинная выдержка). В обоих случаях общее количество воды, попавшей в стакан, будет одинаково (одинаковая экспозиция), а экспопары - разными. Таким образом, экспопары «F/4.0 и 1/30 c.», «F/2.8 и 1/60 с.», «F/5.6 и 1/15 с.» дадут одинаковую экспозицию. Выбор экспопары зависит от цели фотографа и используемой техники.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.153 с.)