Компьютерные информационные технологии в управлении экономическим объектом. Классификация компьютерных информационных технологий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Компьютерные информационные технологии в управлении экономическим объектом. Классификация компьютерных информационных технологий.



Компьютерные информационные технологии в управлении экономическим объектом. Классификация компьютерных информационных технологий.

Под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные информационные технологии. В частности, КИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.

Классификация КИТ:

Виды ИТ:

1. Обработки данных: для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные, известны алгоритмы и другие процедуры их обработки. Применяются на уровне операционной деятельности персоналом невысокой квалификации.

2. Технологии управления: ориентированы на работу в ИС управления, используются при худшей структурированности задач, направлены на создание различных отчетов.

3. Автоматизации офиса: организация и поддержка коммуникационных процессов внутри организации и с внешней средой.

4. Технической поддержки принятия решения:

Экспертные технологии

КИТ делятся на 2 группы:

  1. БАЗОВЫЕ: Программы,Web-server,коммуникац-е, БД, распозн-е речи

2. ПРИКЛАДНЫЕ: автомат-я деятельности, системы контроля качества, управление запасами

Основные направления использования КИТ в компании:

  1. Автоматизация документооборота
  2. Использ-е соврем. коммуникац. (e-mail)
  3. Реинжиниринг (системы искусственного интеллекта)
  4. Удаленное у-е банковским счетом
  5. Исп-е ср-в электр. передачи данных при организации электронного бизнеса (эл. магазин, аутсорсинг)

3. Корпоративные информационные системы.

 

Корпоративная информационная система - такая ИС, которая поддерживает управленческий и финансовый учет на предприятии и поставляет информацию для принятия управленческих решений.

КИС=

· Автоматизированные системы управления (АСУ);

· Интегрированные системы управления (ИСУ);

· Интегрированные информационные системы (ИИС);

· Информационные системы управления предприятием (ИСУП).

Лидеры КИС:

· SAP R3 (SAP AG) - 48%

· Business Solution (Microsoft) - 13%

· Oracle E-Business Suite (Oracle) - 11 %


4. Структура корпоративной информационной системы. Тре­бования к корпоративной информационной системе.

 

Требования к корпоративной информационной системе.

Структура КИС:

· Информационно-логический уровень (инф-логич. модель Предприятия)

· Прикладной уровень (прикладное ПО)

· Системный уровень (ОС и системные службы)

· Аппаратный (техническое обеспечение)

· Транспортный (сетевое оборудование, протоколы)

Требования к КИС:

• Системность;

• Комплексность;

• Модульность;

• Открытость;

• Адаптивность;

• Надежность;

• Безопасность;

• Масштабируемость;

• Мобильность;

• Простота в изучении;

• Поддержка внедрения и сопровождения со стороны разработчика.

 

 


5. Международные стандарты ISO в области компьютерных информационных технологий. Стандартизация и сертифи­кация в создании и функционировании корпоративных ин­формационных систем.

 

ISO - это международная неправительственная организация, образованная в 1947 году с целью разработки международных стандартов.

ISO и IEC (Международная электротехническая комиссия) учредили
Объединенный технический комитет ISO/IEC JTC 1 «Информационные технологии». Его задача – разработка базовых стандартов ИТ.

Стандарты в области открытых систем

n Общество Интернет (Internet Society),

n СЕН (Европейский комитет по стандартизации),

n IEEE (Институт инженеров по электротехнике и электронике),

n ЕКМА (Европейская ассоциация производителей компьютеров),

n ЕВОС (Европейские рабочие группы по открытым системам),

n ЕТСИ (Европейский институт по стандартизации в области телекоммуникаций),

n NMF (Форум управления сетями) и др.

Принципы международных стандартов: открытость, прозрачность, непредвзятость и соблюдение консенсуса, эффективность и целесообразность, согласованность и нацеленность на развитие.

Специализированные организации в Беларуси:

n Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь,

n Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации (БелГИСС),

n технический комитет по стандартизации «Информационные технологии».

стандарты

n ISO/IEC 7498-2-89 - «ИТ. Взаимосвязь открытых систем. Архитектура информационной безопасности»;

n ISO/IEC DTR 10181 - «ИТ. Основы защиты информации для открытых систем»;

n ISO/IEC DTR 10745 - «ИТ. Модель защиты информации верхних уровней»;

n ISO/IEC DTR 11586 - «ИТ. Общие функции защиты верхних уровней»;

n ISO 17799 «ИТ. Практические правила управления информационной безопасностью»;

n ISO 15408 «Общие критерии оценки безопасности информационных технологий»;

n СТБ 34.101.1-2004 (ИСО/МЭК 15408.1-99) ИТ и безопасность. Критерии оценки безопасности информационных технологий».

ИСО 9000 - серия международных стандартов, разработанных Международной организацией по стандартизации ISO. Включает требования к построению, организации и функционированию системы менеджмента качества в организации для обеспечения стабильного качества выпускаемой продукции (предоставляемых услуг).


6. Информационное обеспечение корпоративных информа­ционных систем.

Информационное обеспечение (ИО) - «совокупность форм документов, классификаторов, нормативной базы и реализованных решений по объёмам, размещению, и формам существования информации, применяемой в автоматизированной системе при её функционировании». Т.о, ИО предопределяет не только конечный результат функционирования КИС, но и оказывает существенное значение на реализацию бизнес-процессов организации при автоматизированной обработке.

Принципы построения ИО:

1. Метод «снизу - вверх»

В реальной жизни корпоративное информационное обеспечение строится не на пустом месте. Как правило, за основу берутся формы документов из ручного документооборота, а классификаторы и словари корпорации строятся на основе классификаторов предприятий (организаций), входящих в состав корпорации - это, так называемый, способ создания «снизу - вверх». Преимущества: позволяет учесть специфику производственной деятельности корпорации. Трудности: необходимо преодолеть противоречия различного подхода к классификации одного и того же объекта классификации на разных заводах.

2. метод «сверху - вниз»- это осознание сущности корпоративных инф потребностей и создание корпоративного ИО, которое потом переносится на уровень предприятий.

3. определение сферы применения ИО. Возможны несколько подходов: первый подход предусматривает перевод решения всех информационных задач на использование только корпоративных классификаторов (словарей), второй подход предусматривает определение круга корпоративных задач, для которых должны применяться единые корпоративные классификаторы (словари), а в других случаях их применение не обязательно.

4. касается технологии ведения классификаторов (словарей). Возможны несколько вариантов реализации указанной технологии. Первый и наиболее предпочтительный связан с централизованным ведением информационного обеспечения. В этом случае оперативность внесения изменений и достоверность информации обеспечиваются максимальным образом, но проблемы удалённого применения для корпораций, предприятия которой разделены нередко несколькими часовыми поясами, становятся весьма значительными.

При децентрализованном ведении, когда разные классификаторы или разные разделы одного классификатора ведутся разными территориально удалёнными организациями на передний план выходят проблемы поддержания актуальной версии единого классификатора. Каждый из перечисленных подходов может быть реализован традиционным ручным способом, а может быть реализован на основе современной информационной технологии.

Выбор каждого из перечисленных выше принципов определяется конкретными условиями и ограничениями. Об эффективности принятых в конкретном случае решений можно объективно судить только после реализации и учёте всех особенностях проекта.

 


7. Информационная инфраструктура современного предприятия. Роль информационных ре­сурсов в управлении экономикой.

ИТ-инфраструктура предприятия – это комплекс систем, состоящий из набора специализированного программного обеспечения, сетевых служб, службы каталога, политик информационной безопасности, систем резервного копирования и хранения данных, средств спам-защиты и т.д.

ИТ-инфраструктура является не просто фундаментом для существования любой современной компании, ИТ в настоящее время становятся стратегическим активом, который является движущей силой бизнеса. Построение надежной ИТ-инфраструктуры– сложная задача, практически не решаемая собственными силами ИТ-отдела компании. Самое главное, что ИТ-инфраструктура должна удовлетворять потребностям бизнеса компании.

Корпоративная информационная система (КИС) – составная часть ИТ-инфраструктуры, которая включает в себя информационные центры, базы данных, системы связи и совместной работы.

Этапы создания ИТ-инфраструктуры компании:

· Разработка и утверждение технического задания. ТЗ –документ, который включает в себя все требования заказчика к создаваемой ИС.

· Разработка проекта. После утверждения ТЗ разраб-ся рабочий проект – документ, содержащий техническое описание реализации требований, указанных в ТЗ.

· Внедрение - происходит физическая реализация разработанного проекта.

· Создание исполнительной документации - подробное описание ИТ-инфраструктуры, необходимое для использования и сопровождения созданной КИС.

 

Как правило, оценка состояния ИТ-инфраструктуры осуществляется по множеству критериев, но основными являются надежность, эффективность, информационная безопасность, стоимость владения. Чтобы ИТ-инфраструктура в максимальной степени отвечала требованиям бизнеса, ее развитие должно начинаться с тщательной проработки стратегии или концепции развития ИТ. Такая концепция является документом верхнего уровня, в котором не прописываются детали будущих проектов, но который, учитывая потребности и стратегию развития бизнеса конкретного предприятия, определяет основные направления его информатизации.


Windows Vista Business/ Windows XP Professional, Windows Server 2003 (встроенные службы Active Directory, Резервного копирования, Терминальной службы, Мониторинга производительности), Window Small Business Server 2003 возможно самый недооцененный серверный продукт Microsoft специально разработанный для малого бизнеса, SQL Server 2005, ISA сервер2004 – Microsoft ISA (Internet Security and Acceleration) Server 2004/2006 Standard Edition — это решение, объединяющее в себе усовершенствованный межсетевой экран уровня приложений, средства организации и управления виртуальной частной сетью и службу кэширования веб-данных, использование которого позволяет повысить эффективность вложений в информационные технологии путем повышения безопасности и производительности локальной сети.

NetWare — сетевая операционная система и набор сетевых протоколов, которые используются в этой системе для взаимодействия с компьютерами-клиентами, подключёнными к сети. Операционная система NetWare создана компанией Novell. Novell является начинателем службы каталога, после появились активные директории.

 


13. Сбор и передача информации в КИС с использованием современных коммуникационных технологий.

 

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)

 

Список коммуникационных технологий: Fast Ethertnet, Gigabit Ethernet, Myrinet, cLAN (Giganet), SCI, QsNetII (QSW), MEMORY CHANNEL, ServerNet II, InfiniBand, Flat Neighborhood.

 

Fast Ethernet (IEEE802.3u, 100BASE-X) — набор стандартов передачи данных в компьютерных сетях, со скоростью до 100 Мбит/с, в отличие от обычного Ethernet (10 Мбит/с).


Современные средства получения и обработки информации в КИС: мобильные рабочие места, локальные сети, беспроводные технологии, технологии радиочастотной идентификации (Radio Frequency Identification, RFID), электронные ценники, оборудование штрих-кодирования, информационные web-киоски и пр. Событийный видеоконтроль и аналитика фронт-офиса.

Моб. Раб. места превращает терминал сбора данных в полноценное рабочее место с беспроводным доступом к любой корпоративной системе. Благодаря чему пользователь свободен в реализации своего решения. В рамках мобильных раб-х мест созданы готовые отраслевые решения для магазина и склада и средство разработки приложений для мобильных устройств. Автоматизация предприятия своими силами становится доступной.Благодаря решению для торговли магазин без компьютеров стал реальностью. Заказ и прием товара, печать ценников, оформление мягких чеков – все эти задачи торговый персонал сможет выполнить «здесь и сейчас», без ошибок и опозданий. (пример Mobile SET 3) Беспроводные технологии — подкласс информационных технологий, служат для передачи информации на расстояние между двумя и более точками, не требуя связи их проводами. Для передачи информации может использоваться инфракрасное излучение, радиоволны, оптическое или лазерное излучение.В настоящее время существует множество беспроводных технологий, наиболее часто известных пользователям по их маркетинговым названиям, таким как Wi-Fi, WiMAX, Bluetooth. Каждая технология обладает определёнными характеристиками, которые определяют её область применения.

Радиочастотная идентификация (R adio F requency Id entification) – это самая современная технология идентификации, предоставляющая существенно больше возможностей по сравнению с другими. В ее основе лежит технология передачи с помощью радиоволн информации, необходимой для распознавания (идентификации) объектов, на которых закреплены специальные метки, несущие как идентификационную, так и пользовательскую информацию. Электронные ценники — современная альтернатива бумажным ценникам, так как позволяет менять информацию на 500 электронных ценниках всего за 35 секунд.Внедрение системы электронных ценников (ESL – Electronic Shelf Labels) дает ряд неоспоримых преимуществ: Снижение издержек (Уменьшение трудозатрат персонала по печати и замене бумажных ценников. Опыт применения ESL показывает, что требуется всего 35 секунд для изменения информации на 500 электронных ценниках). Достоверность цен ( Снижение числа жалоб покупателей на несоответствие цены товара заявленной на ценнике.). Имидж торговой сети(Гибкость( Магазин получает возможность делать большое количество изменений цен в течение коротких отрезков времени, что важно при проведении маркетинговых акций, в «счастливые часы.) оборудования штрих-кодирования могут исп-ся для считывания информации с маркировки товара в виде штрих кода и передавать ее в компьютер, POS-терминал, также для складского учета - прием и отгрузка товаров, внутрискладские перемещения, а также инвентаризации складов и торговых залов.Различают сканер штрих-кодирования и принтер для печати штрих-кодов. WEB-киоски, интегрированные в реальные склады и магазины, приходят на смену электронным магазинам. Специалисты считают, что WEB-киоски, интегрированные в реальные склады и магазины, приходят на смену электронным магазинам: такая схема розничной торговли гораздо успешнее и перспективнее, так как связана с реальным бизнесом.

Событийный видеоконтроль –программные разработки, с помощью которых осуществляется автоматизированный видеоанализ. Основная задача, решаемая системой видеоанализа, состоит в обеспечении безопасности, следовательно, прежде всего, необходимо выявить действия которые непосредственно являются угрозой или могут создать угрозу. В задаче автоматизированного видеоанализа выявление таких действий осуществляется в автоматическом режиме с помощью специальных алгоритмов для анализа и интерпретации полученных видеоданных и выдачи соответствующей информации. Исходной информацией, предметом анализа является видеоизображение контролируемой зоны. Аналитика фронт-офиса(пример SET Prisma 4) Наработан богатый опыт применения аналитики в целях анализа различных аспектов работы фронт-офиса торгового предприятия для различных задач:

  • Выявление факторов, снижающих пропускную способность расчетного узла
  • Оценка эффективности работы кассиров (скорость обслуживания, количество ошибок, способность корректно вести себя в конфликтной ситуации) – для выстраивания эффективной системы мотивации персонала
  • Оценка загруженности кассиров в разные смены – для оптимизации графика работы и повышения эффективности кадровых ресурсов
  • Оптимизация выкладки товаров импульсного спроса

23. Перспективы развития систем искусственного интеллекта. Применение систем поддержки принятия решений в эконо­мике.

Иску́сственный интелле́кт (ИИ) — это наука и разработка интеллектуальных машин и систем, особенно интеллектуальных компьютерных программ, направленных на то, чтобы понять человеческий интеллект. При этом используемые методы не обязательно биологически правдоподобны. Но проблема состоит в том, что неизвестно какие вычислительные процедуры мы хотим называть интеллектуальными. А так как мы понимаем только некоторые механизмы интеллекта, то под интеллектом в пределах этой науки мы понимаем только вычислительную часть способности достигать целей в мире. Исследования ИИ влились в общий поток технологий и наук, таких как информатика, экспертные системы, нанотехнология, молекулярная биоэлектроника, теоретическая биология, квантовая теория(и), ноотропики, экстромофилы и т. д.

Просматриваются два направления развития ИИ:

  • первое заключается в решении проблем, связанных с приближением специализированных систем ИИ к возможностям человека, и их интеграции, которая реализована природой человека.
  • второе заключается в создании Искусственного Разума, представляющего интеграцию уже созданных систем ИИ в единую систему, способную решать проблемы человечества.

Систе́ма подде́ржки приня́тия реше́ний (СППР) — компьютерная автоматизированная система, целью которой является помощь людям, принимающим решение в сложных условиях для полного и объективного анализа предметной деятельности. СППР возникли в результате слияния управленческих информационных систем и систем управления базами данных.

Для анализа и выработки предложений в СППР используются разные методы. Это могут быть: информационный поиск, интеллектуальный анализ данных, поиск знаний в базах данных, рассуждение на основе прецедентов, имитационное моделирование, эволюционные вычисления и генетические алгоритмы, нейронные сети, ситуационный анализ, когнитивное моделирование и др. Некоторые из этих методов были разработаны в рамках искусственного интеллекта. Если в основе работы СППР лежат методы искусственного интеллекта, то говорят об интеллектуальной СППР, или ИСППР. Своевременное принятие правильных решений при изменении экономической ситуации является главной проблемой в управлении.

Можно выделить следующие виды управленческих решений в экономике:

· Решения по составлению плановых заданий (долгосрочных, годовых, месячных). Характерным свойством таких решений является определенность балансовых соотношений в области технологии и затрат. Программы поддержки решений такого рода представляют собой имитационные модели системы с детерминированными переменными. Целью поддержки принятия решения является обеспечение возможности быстрого «проигрывания» вариантов альтернативных сценариев планов и выбор наилучшего из них.

· Решения инвестиционного характера по крупным изменениям в существующей технологии.

· Решения по отслеживанию соблюдения балансовых и затратных норм на всех уровнях производства и управления.

· Решения по совершенствованию уровня технологических и управленческих процессов.


Статистика внутренних угроз

l 80% инсайдеров, проявляли негативное поведение еще до инцидента;

l 92% - перевод на менее квалифицированную работу;

l 59% бывшие служащие, из них 48% были уволены, 38% были вынуждены подать заявление об уходе, 7% сняты с должности;

l 86% работали на технических должностях;

l 96% инсайдеров - мужчины;

l 57% - «недовольные» чем-то.

Программные средства защиты

l контроль загрузки и входа в систему с помощью персональных идентификаторов (имя, код, пароль и т. п.);

l разграничение и контроль доступа к ресурсам;

l обеспечение работы каждого пользователя в индивидуальной среде;

l управление потоками конфиденциальной информации;

l защита файлов от вирусов;

l стирание остаточной конфиденциальной информации;

l автоматический контроль за работой пользователей.

Брандмауэр запрещает доступ в локальную сеть из Интернет пользователям, не имеющим соответствующих полномочий

Персональный брандмауэр Кaspersky Anti-Hacker (защита от внешних угроз и обнаружение вторжений)

Антивирус Касперского Personal

ЗАО «Авест»

l производитель систем криптографической защиты данных в Республике Беларусь

l продукты ЗАО "АВЕСТ" имеют сертификаты соответствия СТБ, выданные Государственным Центром по Безопасности Информации при Президенте Республики Беларусь.


29. Организационно-экономическое обеспечение безопаснос­ти КИС. Структура и функции системы информационной безопасности.

 

Информ безопасность - состояние защищенности информ среды общества, обеспечение её формирования, использования и развития в интересах граждан, организаций, гос-ва.

Зарубежные законы

l США 2007 г. "Стратегии информационной безопасности"

l 2006 г. закон "Об информации, информационных технологиях и защите

Стандарты в области информационной безопасности:

l ISO/IEC DTR 10181 - «ИТ. Основы защиты информации для открытых систем»;

l ISO/IEC DTR 10745 - «ИТ. Модель защиты информации верхних уровней»;

l ISO/IEC DTR 11586 - «ИТ. Общие функции защиты верхних уровней»;

l ISO 15408 «Общие критерии оценки безопасности информационных технологий»;

l ISO/IEC DTR 13335-1,2,3 - «ИТ. Руководство по управлению безопасностью ИТ".

l ISO 17799 «ИТ. Практические правила управления информационной безопасностью»;

l Международный стандарт менеджмента безопасности ISO/IEC 27001


Требования к техническим аспектам ИС

Указываются, какие компоненты должна содержать ИС, описывается количество и внешний вид входных и выходных форм. Указываются требования к стандартным программным приложениям (например, как будет использоваться электронная почта, средства автоматизации документооборота, средства коммуникации и т.д.) Указываются желаемая ОС и СУБД, а также требования к конфигурации аппаратного обеспечения.

Как правило, заказчик не сразу формирует требования к системе в целом, а формулирует требования к отдельным ее компонентам. Большое значение имеет согласованность этих компонентов.


Компьютерные информационные технологии в управлении экономическим объектом. Классификация компьютерных информационных технологий.

Под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные информационные технологии. В частности, КИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.

Классификация КИТ:

Виды ИТ:

1. Обработки данных: для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные, известны алгоритмы и другие процедуры их обработки. Применяются на уровне операционной деятельности персоналом невысокой квалификации.

2. Технологии управления: ориентированы на работу в ИС управления, используются при худшей структурированности задач, направлены на создание различных отчетов.

3. Автоматизации офиса: организация и поддержка коммуникационных процессов внутри организации и с внешней средой.

4. Технической поддержки принятия решения:

Экспертные технологии

КИТ делятся на 2 группы:

  1. БАЗОВЫЕ: Программы,Web-server,коммуникац-е, БД, распозн-е речи

2. ПРИКЛАДНЫЕ: автомат-я деятельности, системы контроля качества, управление запасами

Основные направления использования КИТ в компании:

  1. Автоматизация документооборота
  2. Использ-е соврем. коммуникац. (e-mail)
  3. Реинжиниринг (системы искусственного интеллекта)
  4. Удаленное у-е банковским счетом
  5. Исп-е ср-в электр. передачи данных при организации электронного бизнеса (эл. магазин, аутсорсинг)

3. Корпоративные информационные системы.

 

Корпоративная информационная система - такая ИС, которая поддерживает управленческий и финансовый учет на предприятии и поставляет информацию для принятия управленческих решений.

КИС=

· Автоматизированные системы управления (АСУ);

· Интегрированные системы управления (ИСУ);

· Интегрированные информационные системы (ИИС);

· Информационные системы управления предприятием (ИСУП).

Лидеры КИС:

· SAP R3 (SAP AG) - 48%

· Business Solution (Microsoft) - 13%

· Oracle E-Business Suite (Oracle) - 11 %


4. Структура корпоративной информационной системы. Тре­бования к корпоративной информационной системе.

 

Требования к корпоративной информационной системе.

Структура КИС:

· Информационно-логический уровень (инф-логич. модель Предприятия)

· Прикладной уровень (прикладное ПО)

· Системный уровень (ОС и системные службы)

· Аппаратный (техническое обеспечение)

· Транспортный (сетевое оборудование, протоколы)

Требования к КИС:

• Системность;

• Комплексность;

• Модульность;

• Открытость;

• Адаптивность;

• Надежность;

• Безопасность;

• Масштабируемость;

• Мобильность;

• Простота в изучении;

• Поддержка внедрения и сопровождения со стороны разработчика.

 

 


5. Международные стандарты ISO в области компьютерных информационных технологий. Стандартизация и сертифи­кация в создании и функционировании корпоративных ин­формационных систем.

 

ISO - это международная неправительственная организация, образованная в 1947 году с целью разработки международных стандартов.

ISO и IEC (Международная электротехническая комиссия) учредили
Объединенный технический комитет ISO/IEC JTC 1 «Информационные технологии». Его задача – разработка базовых стандартов ИТ.

Стандарты в области открытых систем

n Общество Интернет (Internet Society),

n СЕН (Европейский комитет по стандартизации),

n IEEE (Институт инженеров по электротехнике и электронике),

n ЕКМА (Европейская ассоциация производителей компьютеров),

n ЕВОС (Европейские рабочие группы по открытым системам),

n ЕТСИ (Европейский институт по стандартизации в области телекоммуникаций),

n NMF (Форум управления сетями) и др.

Принципы международных стандартов: открытость, прозрачность, непредвзятость и соблюдение консенсуса, эффективность и целесообразность, согласованность и нацеленность на развитие.

Специализированные организации в Беларуси:

n Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь,

n Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации (БелГИСС),

n технический комитет по стандартизации «Информационные технологии».

стандарты

n ISO/IEC 7498-2-89 - «ИТ. Взаимосвязь открытых систем. Архитектура информационной безопасности»;

n ISO/IEC DTR 10181 - «ИТ. Основы защиты информации для открытых систем»;

n ISO/IEC DTR 10745 - «ИТ. Модель защиты информации верхних уровней»;

n ISO/IEC DTR 11586 - «ИТ. Общие функции защиты верхних уровней»;

n ISO 17799 «ИТ. Практические правила управления информационной безопасностью»;

n ISO 15408 «Общие критерии оценки безопасности информационных технологий»;

n СТБ 34.101.1-2004 (ИСО/МЭК 15408.1-99) ИТ и безопасность. Критерии оценки безопасности информационных технологий».

ИСО 9000 - серия международных стандартов, разработанных Международной организацией по стандартизации ISO. Включает требования к построению, организации и функционированию системы менеджмента качества в организации для обеспечения стабильного качества выпускаемой продукции (предоставляемых услуг).


6. Информационное обеспечение корпоративных информа­ционных систем.

Информационное обеспечение (ИО) - «совокупность форм документов, классификаторов, нормативной базы и реализованных решений по объёмам, размещению, и формам существования информации, применяемой в автоматизированной системе при её функционировании». Т.о, ИО предопределяет не только конечный результат функционирования КИС, но и оказывает существенное значение на реализацию бизнес-процессов организации при автоматизированной обработке.

Принципы построения ИО:

1. Метод «снизу - вверх»

В реальной жизни корпоративное информационное обеспечение строится не на пустом месте. Как правило, за основу берутся формы документов из ручного документооборота, а классификаторы и словари корпорации строятся на основе классификаторов предприятий (организаций), входящих в состав корпорации - это, так называемый, способ создания «снизу - вверх». Преимущества: позволяет учесть специфику производственной деятельности корпорации. Трудности: необходимо преодолеть противоречия различного подхода к классификации одного и того же объекта классификации на разных заводах.

2. метод «сверху - вниз»- это осознание сущности корпоративных инф потребностей и создание корпоративного ИО, которое потом переносится на уровень предприятий.

3. определение сферы применения ИО. Возможны несколько подходов: первый подход предусматривает перевод решения всех информационных задач на использование только корпоративных классификаторов (словарей), второй подход предусматривает определение круга корпоративных задач, для которых должны применяться единые корпоративные классификаторы (словари), а в других случаях их применение не обязательно.

4. касается технологии ведения классификаторов (словарей). Возможны несколько вариантов реализации указанной технологии. Первый и наиболее предпочтительный связан с централизованным ведением информационного обеспечения. В этом случае оперативность внесения изменений и достоверность информации обеспечиваются максимальным образом, но проблемы удалённого применения для корпораций, предприятия которой разделены нередко несколькими часовыми поясами, становятся весьма значительными.

При децентрализованном ведении, когда разные классификаторы или разные разделы одного классификатора ведутся разными территориально удалёнными организациями на передний план выходят проблемы поддержания актуальной версии единого классификатора. Каждый из перечисленных подходов может быть реализован традиционным ручным способом, а может быть реализован на основе современной информационной технологии.

Выбор каждого из перечисленных выше принципов определяется конкретными условиями и ограничениями. Об эффективности принятых в конкретном случае решений можно объективно судить только после реализации и учёте всех особенностях проекта.

 


7. Информационная инфраструктура современного предприятия. Роль информационных ре­сурсов в управлении экономикой.

ИТ-инфраструктура предприятия – это комплекс систем, состоящий из набора специализированного программного обеспечения, сетевых служб, службы каталога, политик информационной безопасности, систем резервного копирования и хранения данных, средств спам-защиты и т.д.

ИТ-инфраструктура является не просто фундаментом для существования любой современной компании, ИТ в настоящее время становятся стратегическим активом, который является движущей силой бизнеса. Построение надежной ИТ-инфраструктуры– сложная задача, практически не решаемая собственными силами ИТ-отдела компании. Самое главное, что ИТ-инфраструктура должна удовлетворять потребностям бизнеса компании.

Корпоративная информационная система (КИС) – составная часть ИТ-инфраструктуры, которая включает в себя информационные центры, базы данных, системы связи и совместной работы.

Этапы создания ИТ-инфраструктуры компании:

· Разработка и утверждение технического задания. ТЗ –документ, который включает в себя все требования заказчика к создаваемой ИС.

· Разработка проекта. После утверждения ТЗ разраб-ся рабочий проект – документ, содержащий техническое описание реализации требований, указанных в ТЗ.

· Внедрение - происходит физическая реализация разработанного проекта.

· Создание исполнительной документации - подробное описание ИТ-инфраструктуры, необходимое для использования и сопровождения созданной КИС.

 

Как правило, оценка состояния ИТ-инфраструктуры осуществляется по множеству критериев, но основными являются надежность, эффективность, информационная безопасность, стоимость владения. Чтобы ИТ-инфраструктура в максимальной степени отвечала требованиям бизнеса, ее развитие должно начинаться с тщательной проработки стратегии или концепции развития ИТ. Такая концепция является документом верхнего уровня, в котором не прописываются детали будущих проектов, но который, учитывая потребности и стратегию развития бизнеса конкретного предприятия, определяет основные направления его информатизации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 837; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.74 (0.2 с.)