Финансы как экономическая категория. Функции финансов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансы как экономическая категория. Функции финансов.



Фина́нсы (от лат. financia — наличность, доход) — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Обычно речь идет о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятиях). Важнейшим понятием в области финансов является бюдже́т.

Финансы – любой денежный платеж. Термин появился в Италии, далее получил международное распространение, стал употребляться как система денежных отношений.

Государственные финансы – совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых формируются и используются общегосударственные фонды денежных средств (бюджеты)

Функции финансов

Распределительная — посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета;

Контрольная — заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;

Регулирующая — вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;

Стабилизирующая — обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

Принципы организации финансов на предприятиях социально-культурной сферы.

1.Хозяйственная самостоятельность. В соответствии с производственными планами предприятие распоряжается имеющимися финансовыми ресурсами, самостоятельно финансирует все направления своих расходов и вкладывает их в производство продукции с целью получения прибыли.

2.Самофинансирование - одно из основных условий предпринимательской деятельности, обеспечивающее конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Принцип базируется на полной окупаемости затрат на производство продукции и расширение производственно-технической базы предприятия и означает, что каждое предприятие покрывает текущие и капитальные затраты за счёт собственных источников. При временной недостаточности средств потребность в них может обеспечиваться за счёт банковских ссуд, коммерческого кредита (для покрытия текущих затрат) и долгосрочных банковских кредитов (для осуществления капитальных вложений). Принцип самофинансирования пока не может быть обеспечен на предприятиях, выпускающих необходимую потребителю продукцию с высокими затратами на производство и не обеспечивающих достаточный уровень рентабельности по объективным причинам (предприятия жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, с/х и другие предприятия, получающие ассигнования из бюджета).

3.Материальная заинтересованность в итогах финансово-хозяйственной деятельности. Принцип следует из основной цели предпринимательской деятельности - получения прибыли. Реализация этого принципа зависит от предоставленной предприятиям самостоятельности и возможности финансировать свои расходы без государственной поддержки, а также от окружающей экономической среды и той доли прибыли, которая остаётся после уплаты налогов.

4.Материальная ответственность. Принцип заключается в наличии определенной системы ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности. В целом для хозяйствующего субъекта этот принцип реализуется через пени, неустойки, штрафы.

5.Обеспечение финансовых резервов. Принцип обусловлен необходимостью формирования финансовых резервов и других аналогичных фондов (в связи с тем, что предпринимательская деятельность всегда сопряжена с риском). В ЗАО и ОАО величина резервного фонда регламентирована и не может быть менее 15% величины уставного капитала, но не более 50% налогооблагаемой прибыли.

Финансовая система РФ. Характеристика основных звеньев финансовой системы.

Финансовая система – совокупность финансовых и кредитных институтов, при помощи которых государство собирает, распределяет и расходует денежные средства.

Финансовая система РФ:

1.Общегосударственные (централизованные) финансы:

· государственный бюджет

Государственный бюджет – одно из главных звеньев финансовой системы. С помощью бюджета правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода. Бюджет – баланс доходов и расходов государства. Переводится с фарнцузского как маленький портфель (budget). Государственный бюджет – годовой план государственных расходов и источников их финансирования.

· государственные внебюджетные фонды

· государственный кредит

2. Децентрализованные финансы

· система страхования

· банковская система

· фондовый рынок

· финансы предприятий различных организационно-правовых форм

 

Понятие и структура бюджета

 

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав - государственный бюджет. Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения государством возложенных на него функций.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики. Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система. Бюджетная система государства - главное звено финансовой системы государства. Бюджетная система Российской Федерации - система, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В бюджетную систему России, как федеративного государства, входят бюджеты трех уровней, являясь ее самостоятельными частями:

- федеральный бюджет;- региональные бюджеты субъектов РФ - республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые и областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты;

- бюджеты местных административно-территориальных образований - районные бюджеты сельских районов, районные бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты. По существу федеральный бюджет является главным законом экономической жизни государства, в котором фиксируются не только цифры доходов и расходов казны, но и все остальные параметры экономического развития.

Бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет - формы образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам их ведения.Совершенно обособленным понятием в структуре бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета.

Консолидированный бюджет Российской Федерации - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Консолидированный бюджет Российской Федерации включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. В свою очередь консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает бюджет субъекта Российской Федерации и местные бюджеты. Консолидированные бюджеты Российской Федераци и и субъектов Российской Федерации не рассматриваются и не утверждаются законодательными органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в целом Российской Федерации и отдельных субъектов Российской Федерации. Показатели консолидированных бюджетов используются в бюджетных и финансовых планировании и прогнозировании (при разработке прогнозов экономического и социального развития государства, территорий используются финансовые показатели, в основе которых показатели консолидированных бюджетов). А также при анализе формирования и использования финансового фонда страны (суммы всех финансовых ресурсов, поступающих в бюджетную систему). Показатели консолидированных бюджетов используются при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, территорий, например, бюджетные расходы на одного жителя на медицинское обслуживание, образование.

Стабилизационный фонд РФ.

Стабилизационный фонд (СФ) — специальный государственный фонд Российской Федерации, создаваемый и используемый в целях стабилизации экономики.

Стабилизационный фонд выполняет следующие функции:

является встроенным стабилизатором (наряду с такими общеизвестными и общеупотребительными, какпрогрессивный налог

и пособие по безработице);

обеспечивает дополнительную устойчивость государственным финансам;

может служить источником финансирования инвестиционных программ, обеспечивающих снижение бюджетных расходов будущих периодов.

По сути, это финансовые активы, которыми напрямую распоряжается правительство, а не Федеральное Собрание посредством бюджета.

С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный фонд (3 057,85 млрд руб.) и Фонд национального благосостояния (782,8 млрд руб.).

Средствами Фонда управляет Министерство финансов Российской Федерации. Порядок управление определяется Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации по договору с Правительством Российской Федерации.

Согласно предназначению Фонда - служить стратегическим финансовым резервом государства, его средства могут размещаться в долговые обязательства иностранных государств, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.10.246 (0.019 с.)