Системно-исторический подход к развитию психологических теорий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системно-исторический подход к развитию психологических теорий



Л. И. Анцыферова и Е. А. Будилова рассматривали системно-исторический подход как реализацию принципа детерминизма в истории психологического знания. Он предполагал анализ ведущей роли философских проблем, единство исторического и логического анализа, отражение меняющегося объекта в движении теорий, а также рассмот­рение и оценку психологических теорий прошлого с позиций более высоких ступеней развития науки. «Разрабатываемый принцип включает также находящиеся на стадии разработки вопросы о смене в ходе истории психологии разного типа знаний и законов, о критериях уровня развития сменяющих друг друга теорий, об изменении понятийно­го строя психологических теорий, о связи исторических и прогности­ческих исследований в психологии»

Предположение о многоуровневой детерминации смены психоло­гических теорий реализуется в трех уровнях их анализа:

1)науковедческий уровень (условия возникновения теории, круг ее проблем и понятий, специфика ее практики); здесь слои различ­ной «древности» рассматриваются в аспектах их преобразования более поздними взглядами автора; одновременно выявляется связь с эпохальными историческими событиями, господствующей фи­лософией, личностью ученого; 2) уровень (принцип) историчности объекта исследования, в каче­стве которого выступает личность; этот уровень реализован при­менительно к становлению теорий личности в западной психоло­гии; Е. А. Будиловой он представлен также в анализе исторической смены основных дискуссий в отечественной психологии;

3) уровень внутренней организации личности, на котором обсужда­ются «связи истории индивидуального развития личности с ее сложившейся организацией» Понятно, что для такого типа анализа возможно выделение и друго­го предмета психологии (с обоснованием системного взгляда на него).

Специфика психологической теории гуманитарная или естественная наука.

Гуманитарная парадигма имеет очень низкую валидность методов,сборов эмпирического материала.Мы не можем быть уверены что этот метод изучает именно то,для чего он преднозначен.Естесественная в силу иррациональности и не последовательности поведения людей нельзя абсолютизировать информацию о причинах своих поступков. Предметом гуманитаристики является уникальное, неповторимое, что чаще всего связано с понятием личности, когда она (личность) выделяется из среды, способна совершать выбор. Это проблемы внутреннего мира человека, жизни его духа. Своеобразие гуманитарного знания, однако, выводится не только из предмета исследования, сколько из ведущей познавательной ориентации. Для гуманитарного типа познания важен текст как основа для рефлексии.

Первое различие м/ж гуманит и еств это нестабильность развития.Ест-ые имеют материальную хар-у,а гуманит-ые идеальную х-ку.В разной степени влияют на систему человеческих ценностей.Основной задачей ест науки явл выявить причинно-следственные взаимосвязи и на их основе объяснить природные явления. В гуманитарноймнауках основн объект изучения явл человек,поэтому метод гуманитарного знания явл-ся индивидуализирующий.

Способы компьютерной обработки результатов психологического исследования

Развитие компьютерных технологий уже сейчас позволяет психологу-исследователю изучать не только взаимосвязи между переменными, но и строить структурные модели личностных свойств (психодиагностика), воспроизводить систему значений в определённой предметной области (экспериментальная психосемантика), изучать социальные связи на более масштабных выборках (сетевой анализ). Компьютерные технологии заметно расширили возможности психологов в статистической обработке данных различных исследований (вычисление критериев, построение гистограмм, составление таблиц, корреляционный, факторный и кластерный анализы, многомерное шкалирование и др.).

50. Структура научной работы, содержание основных разделов.

Научно-исследовательская работа имеет следующую структуру:- титульный лист;- оглавление (содержание);- введение;- основной текст (главы, параграфы);- заключение;- библиография;- приложения.Объем научно-исследовательской работы должен в среднем составлять 20-40 страниц машинописного текста (без учета приложений). В ведении раскрываются: актуальность темы, ее значение для соответствующей отрасти науки, степень ее новизны и разработанности (с указанием основных источников), определяются объект и предмет исследования, формулируются гипотеза, цели и задачи исследования, перечисляются используемые методы сбора и анализа данных, раскрывается структура работы, указывается объем библиографии, количество таблиц, схем и рисунков. В работах, представляющих теоретическое исследование, можно описать историю развития вопроса, раскрыть понятие и сущность изучаемого явления, уточнить формулировки, рассмотреть существующие методические подходы к анализу данной проблемы и др. Таблицы, диаграммы и графики могут быть включены как в основную часть работы, так и (при большом их объеме) в приложения.Изложение содержания работы должно быть строго логичным. Особое внимание следует обратить на переход от одной главы к другой.Каждый раздел работы должен заканчиваться выводами. Разделы могут делиться на 2-4 подраздела. Текст каждого раздела следует начинать с нового листа.Заключение подводит итог решения тех задач, которые были поставлены в научно-исследовательской работе

Сущность интегративно – эклектического подхода к построению психологического знания (Янчук)

. В современном методологическом исследовании применяется интегративно – эклектический подход,который предпологает интегрирование,различные традиции, логику, инструментарий, для понимания изучения какой то характеристики, при этом сами подходы развиваются, сохраняют свою автономию но помогают изучить то или иное понятие.

интегративно-эклектический подход ориентирован на теоретико-методологическое обеспечение научного диалога в существующих условиях многомерности подходов и решений.

Интегративно-эклектический подход обосновывает необходимость и продуктивность

сотрудничества и партнерства различных психологических традиций. Он

направлен на взаимообогащение и взаиморазвитие. Важно подчеркнуть, что

данный подход представляет собой не «декларацию о намерениях», а он уже

успешно реализуется на практике.

Теория, принципы, категории науки

.Теория в отличие от гипотезы представляет собой уже не вероятное, а достоверное знание.

Научная теория - это система знаний, описывающая и объясняющая определенную совокупность явлений, дающая обоснование всех выдвинутых положений.

Обозначим основные черты научной теории:

1.Научная теория - это знание об определенном предмете или строго определенной, органически связанной группе явлений.

2. Теорию в качестве важнейшего ее признака характеризует объяснение известной совокупности фактов, а не простое их описание

3. Теория должна обладать прогностической силой, предсказывать течение процессов

4. В развитой теории все ее главные положения должны быть объединены общим началом, основанием.

5. все входящие в содержание теории положения должны быть обоснованы.

В теории научного знания выделяют два уровня исследования: теоретический и эмпирический. Структуру теории образуют: понятия, суждения, законы, научные положения, учения, идеи и другие элементы.

Принцип -это руководящая идея, основное исходное положение теории. Виды принципов:принцип детерминизма,принцип развития,принцип системности,принцип единства сознания и деятельности. Категория - общее, фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные свойства и отношения предметов и явлений. Категории бывают философскими, общенаучными и относящимися к отдельной отрасли науки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.136.46 (0.012 с.)