Виды валидности псих. исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды валидности псих. исследования



Естественнонаучная парадигма

Естественно-научная парадигма берет в качестве образца науки о природе. Из этого следует, прежде всего, познавательное отношение к психологическим объектам, отражение которых в соответствующих категориях и понятиях, выявление сущности (закономерности) поведения исследуемых явлений составляет важнейший, а порой и единственный смысл существования данной
ориентации. Естественно-научная парадигма предполагает теоретическую систематизацию объективных знаний о мире. Для нее характерны две установки, роднящие ее с классическим естествознанием: ценность объективного знания (познание объективных законов) и ценность новизны (постоянное увеличение объективного знания о мире как результат исследования). Способ построения знания: гипотеза, подтвержденная экспериментом. Критерием является воспроизводимость результатов, то есть, выявление общих зависимостей и законов. Основной вид деятельности ученого — исследование, где человек рассматривается как объект, стало быть, его невозможно изучить как субъект, его человеческую сущность, духовную сущность и индивидуальность. Бихевиоризм — это попытка объяснить человека с точки зрения естественно-научной парадигмы.

9.Задачи исследования, их виды и примеры (Загвязинский)

Задачи исследования — это те действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования.
Среди значительного количества задач В.И. Загвязинский, Р. Атаханов предлагают различать три группы задач педагогического исследования:
- историко-диагностическую, связанную с изучением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования;
- теоретико-моделирующую, которая раскрывает структуру, сущность изучаемого, факторы и способы его преобразования;
- практически-преобразовательную, направленную на разработку и использование методов, приемов, средств рациональной организации педагогического процесса, его предполагаемого преобразования и на разработку практических рекомендаций.Другие, более частные задачи относят чаще всего в ачестве подзадач к основным.

10.Колличественные и качественные методы обработки результатовКоличественная обработка есть манипуляция с измеренными ха­рактеристиками изучаемого объекта (объектов), с его «объективизиро­ванными» во внешнем проявлении свойствами. Количественная обработка направлена в основном на формальное, внешнее изучение объекта, качественная — преимущественно на со­держательное, внутреннее его изучение. В количественном исследова­нии доминирует аналитическая составляющая познания, что отражено и в названиях количественных методов обработки эмпирического ма­териала, которые содержат категорию «анализ»: корреляционный ана­лиз, факторный анализ и т. д. Основным итогом количественной обра­ботки является упорядоченная совокупность «внешних» показателей объекта (объектов). Реализуется количественная обработка с помощью математико-статистических методов. Качественная обра­ботка — это способ предварительного проникновения в сущность объекта путем выявления его неизмеряемых свойств на базе количе­ственных данных. В качественной обработке доминирует синтетическая составляю­щая познания, причем в этом синтезе превалирует компонент объеди­нения и в меньшей степени присутствует компонент обобщения. В фазе качественной обработки данных главное заключается не в раскрытии сущности изучаемого явления, а пока лишь в соответствующем представлении сведений о нем, обеспе­чивающем дальнейшее его теоретическое изучение. Обычно результа­том качественной обработки является интегрированное представление о множестве свойств объекта или множестве объектов в форме класси­фикаций и типологий. Качественная обработка в значительной мере апеллирует к методам логики.

Методологические принципы психологического исследования

Принцип системности - методологический подход к анализу психических явлений, рассматривающий соответствующее явление как систему, не сводимую к сумме своих элементов и обладающую структурой, свойства элементов которой определяются их местом в ней.

общие положения системного подхода:

• системность деятельности,, в которой компонентам внутренней психологической структуры соответствуют определенные динамические составляющие внешней, предметно-практической деятельности.

• признание единства сознания и деятельности

• признание за психической деятельностью социальной природы, а в качестве исходной формы любой деятельности – совместную и практическую

Принцип активности – принцип, предполагающий, что личность является активным субъектом преобразования мира.В этом принципе учитывается не просто наличие у индивида определенного отношения (мотивации) к задачам, которые перед ним встают, но и такого отношения, которое исходно требует от него осмысления, преобразования действительности, поиска собственных решений в соответствии с конкретными условиями и обстоятельствами жизнедеятельности, личной инициативы, «выхода» за пределы заданного, постановки и решения новых творческих задач.

Принцип детерминизма – принцип, предполагающий причинную обусловленность психических явлений.

Согласно принципу детерминизма, все существующее возникает, видоизменяется и прекращает существование закономерно. принцип детерминизма имеет прямое отношение к принципу взаимодействия в отличие от иных типов закономерностей, связывающих явления, например, корреляций.

Принцип развития (психики) – принцип, предлагающий рассматривать развитие как взаимосвязь изменений психических явлений и порождающих их причин. Это развитие может рассматриваться в двух планах: в плане исторического развития человека вообще и в плане развития отдельной личности в процессе ее жизни.

12.Методологический плюрализм в психологииМетодологический плюрализм

-ситсема взглядов,согласно которой адекватность тех/иных методологических средств психологического анализа может быть выявлена только в ходе «методологического эксперимента»,и не может существовать теория даже самого высокого уровня,которая бы априори была пригодной для преодаления вновь возникающей позновательной тредности.

-понитие методолог.плюрализма практически синомично понятию полипарадигмальности.Сторонники «метдолог-го плюрализма» полаг, что в принципе нельзя расчитывать на создание единой псих-ой теории за счёт связывания принципиально различных предметов анализа за счёт «комплексных межуровневых переходов».Концепция "методологического либерализма " побуждает к пересмотру традиционного видения настоящего, прошлого и будущего психологии. Основные положения этой концепции состоят в признании соперничающих психологических теорий равно достоверными, в равноправии различных уровней психологического объяснения и т.п.Монизм утверждает, что существует только одна фундаментальная субстанция. Большинство современных монистических теорий являются материалистическими, или натуралистическими.

 

Виды валидности псих. исследования

Валидность эксперимента - качество эксперимента, гарантирующее обоснованность выводов:
- о том, что именно экспериментальный фактор является причиной изменений, зарегистрированных в зависимой переменной; и - о том, что выявленная зависимость является закономерной, ее можно распространять на определенные внеэкспериментальные ситуации.

ВАЛИДНОСТЬ ВНЕШНЯЯ –вид валидности, определяющий то, насколько результаты конкретного исследования можно распространить на весь класс подобных ситуаций/явлений/объектов.Методика психодиагностическая считается внешне валидной, если, например, посредством ее оцениваются черты характера индивида и его внешне наблюдаемое поведение согласуется с результатами проведенного тестирования. ВАЛИДНОСТЬ ВНУТРЕННЯЯ степень влияния независимой переменной на зависимую переменную. соответствие результатов психодиагностики, проводимой посредством данной методики, определению оцениваемого психологического свойства, использованному в самой методике. Методика считается внутренне невалидной или недостаточно валидной, когда все или часть включенных в нее вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что требуется данной методикой. ВАЛИДНОСТЬ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ – понимается как обоснование с позиции соответствия авторским представлениям об особенностях диагностируемых свойств, как мера соответствия заданий теста авторской концепции этих свойств. ВАЛИДНОСТЬКРИТЕРИАЛЬНАЯ (валидность по критерию) – Понимается как обоснование корреляции между результатами теста и эмпирическим критерием. На возможную валидность теста по отношению к этому критерию указывает корреляция с ним теста; чем выше коэффициент корреляции, тем выше валидность..

ВАЛИДНОСТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ – применительно методик психодиагностических означает соответствие результатов психодиагностики, проводимой посредством данной методики, показателям тех психологических качеств, кои теоретически связаны с оцениваемым свойством. Определяется по соответствию показателей качеств, получаемых данной методикой, показателям, получаемым посредством других методик – при их теоретически обоснованной зависимости.. ВАЛИДНОСТЬ ЭМПИРИЧЕСКАЯ (валидность практическая) применительно методик психо-диагностических означает соответствие результатов психодиагностики, проводимой посредством данной методики, опыту человека, его реальному поведению, а также наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. Определяется сравнением ее показателей с реальным жизненным поведением или результатами практической деятельности людей. Так, если оцениваются черты характера некоего испытуемого, то применяемая методика считается эмпирически валидной тогда, когда установлено, что испытуемый ведет себя в жизни именно так, как предсказывает методика.

3. Вторичная статическая обработка результатов псих.исследованияВторичная обработка заключается главным образом в статис­тическом анализе итогов первичной обработки. Уже табулирование и построение графиков, строго говоря, тоже есть статистическая обра­ботка, которая в совокупности с вычислением мер центральной тен­денции и разброса включается в один из разделов статистики, а именно в описательную статистику. К вторичным относят такие методы статистической обработки, с помощью которых на базе первичных данных выявляют скрытые в них статистические закономерности. Вторичные методы можно подразделить на способы оценки значимости различий и способы установления статистических взаимо-связей. Вторичная статистическая обработка (сравнение средних, дисперсий, распределений данных, регрессионный анализ, корреляционный анализ, факторный анализ и др.) проводится в том случае, если для решения задач или доказательства предложенных гипотез необходимо определить статистические закономерности, скрытые в первичных эксперимен-тальных данных. Приступая к вторичной статистической обработке, исследователь прежде всего должен решить, какие из различных вторичных статистик ему следует применить для обработки первичных экспериментальных данных.Решение принимается на основе учета характера проверяемой гипотезы и природы первичного материала, полученного в результате проведения эксперимента.

17 научное исследование и его виды: Научное исследование — процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний.Виды научных исследований:Фундаментальное исследование, предпринятое главным образом, чтобы производить новые знания независимо от перспектив применения. Прикладные научные исследования — исследования, направленные на получение новых знаний с целью практического их использования для разработки технических нововведений..

4.Гипотеза исследования, основные требования к ней ГИПОТЕЗА – научное предположение, выдвигаемое для объяснения некоего явления, подлежащее опытной проверке и теоретическому обоснованию для приобретения статуса научной теории. В психологии – предположение об отдельных свойствах реальности, выдвигаемое для ориентировки деятельности и обусловленное существующей у индивида субъективной картиной мира. В ситуациях неизвестности вначале формируются весьма общие гипотезы, за счет проверки коих выбирается более определенное направление Поиска. В качестве общих гипотез не обязательно должны предлагаться теоретические понятия: процесс выдвижения гипотез и характер самих гипотез могут быть интуитивными, без рефлексирования их научно-логических оснований.
К научной гипотезе предъявляются следующие два основных требования:
а) гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены;
б) она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.

5. Гуманитарная парадигма Парадигма – это совокупность наиболее общих принципов познания, предполагающих определенное видение того, как искать ответы на вопросы. Гуманитарная парадигма – совокупность общих принципов познания, предполагающих видение предмета познания как идеального объектазависимого от сознания исследователя. Главная задача познания – редукция предмета исследования до уровня значений и смыслов, описываемых внутренне согласованными концепциями. Основными способами познания являются низко формализованные, эмпатийные методы исследования: наблюдение, беседа, интроспекция, истолкование. При этом логические рассуждения должны быть проверены в опыте, а опытные наблюдения должны независим о обосновываться логическим путем. Ключ к гуманистическому исследованию – осмысление, смыслообразование, позволяющее раскрыть онтологию, гносеологию, этику и эстетику гуманности. Однако любое смыслообразование, всякое новое значение или даже концепция должны подтверждаться иными данными (другими смыслами и значениями), отличными от тех, на основе которых они были образованы (как минимум, по методу получения данных). Гуманитарная парадигма, понимаемая как "человеческое измерение", вводит понятие духовной жизни человека. Единичное событие уникально и не требует установления закономерностей. Гуманитарное знание предполагает переход от факта к смыслу, от вещи к ценности, от объяснения к пониманию. Гуманитарный подход исследует собственно человеческое в человеке, его субъективный мир, духовный мир, личностные ценности и смысл жизни.

6.Диалектико- материалистический подход Содержание этого подхода составляют следую­щие научные представления: о первичности материи и вторичности сознания; о движущих силах развития объективной реальности и психики; о единстве внешней, материальной деятельности, и внутренней, психической; о социаль­ной обусловленности развития психики человека; о психике как функции го­ловного мозга; о сознании как высшем этапе развития психики.

7.Доказательство гипотезы исследования Доказательство гипотезы осуществляется:1. Обнаружением предполагаемого ею явления;2. Выведением и проверкой следствий;3. Опровержением всех иных гипотез объясняющих те же явления;4. Дедуктивным обоснованием;5. Логическим доказательством.
Основными путями логического доказательства гипотезы являются :
- индуктивное
-все более полное подтверждение гипотезы или выведение из нее следствий с помощью аргументов, включающих указания на факты и законы;
- дедуктивное - выведение гипотезы из других, более общих и уже доказанных положений;
- включение гипотезы в систему научного знания, в которой она непротиворечиво согласуется со всеми другими положениями;
- демонстрация эвристической, предсказательной силы гипотезы, когда с ее помощью правильно объясняется и предсказывается довольно широкий круг явлений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.015 с.)