Микроэкономика как раздел современной экономической науки. Цель, задачи, функции и предмет микроэкономики. Субъекты микроэкономики в экономической системе общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Микроэкономика как раздел современной экономической науки. Цель, задачи, функции и предмет микроэкономики. Субъекты микроэкономики в экономической системе общества



Микроэкономика как раздел современной экономической науки. Цель, задачи, функции и предмет микроэкономики. Субъекты микроэкономики в экономической системе общества

Микроэкономика представляет собой совокупность эк. Отношений, связанных с функционир. Обособленных хозяйствующих субъектов.

 

Микроэкономика изучает выбор, который совершают малые хозяйственные единицы в условиях ограниченности ресурсов.

 

Цель микроэкономики – это достижение на рынках товаров, услуг и ресурсов, и поддержание эффективности рын. Системы.

 

Функции:

1) познавательная (познание мира экономических явлений, доходчивое объяснение хозяйственных процессов и формирование экономической образованности)

2) методологическая (связана с разработкой новых и высокоэффективных общих и частных приемов экономического анализа поведения хозяйствующих субъектов на различных рынках товаров и услуг, капитала и других факторов производства)

3) теоритическая (проявляется в проникновении в сущность эк. Явлений, а также в разработке системы категорий и з-нов)

4) практическая (прагматическая) (связана с разработкой теоретически обоснованных практических рекомендаций, направленных на совершенствование сложившегося хозяйственного механизма, т.е. экономической реальности)

5) идеологическая функция (заключ. В выработке системы ценностей, определении ориентиров и идеалов эк. Развития)

 

Предмет – это эк. Отношения, складывающиеся в процессе деятельности субъектов хозяйствования.

 

Субъекты рыночной экономики многочисленны – это покупатели и продавцы, потребители и производители, наемные работники, предприниматели, инвесторы и т.п.

Центральными субъектами микроэкономических исследований является потребитель и фирма.

 

 

Методы микроэкономического анализа. Особенности микроэкономического анализа

 

Методы микроэкономического анализа:

1) общенаучные

2) специфические

 

Общенаучные:

1) метод научной абстракции (состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных деталей и выделении сущности предмета или явления)

2) теоритический (эк. Процессы рассматр. В их историческом развитии с выдел. Кач. И колич. Сторон)

3) метод анализа и синтеза (предполагает изучение социально-экономических явлений как по частям (анализ), так и в целом (синтез))

4) системный (подход к предмету научного изучения как некоторой системе)

 

Специфические:

1) Предельный анализ

Сущность предельного анализа заключается в оценке того, какие дополнительные затраты и выгоды повлекут за собой увеличение производства, продажи или потребления блага на одну единицу.

Предельный анализ — это метод нахождения наилучшего, оптимального варианта соотношения дополнительных затрат и выгод.

2) Функциональный анализ

Инструментом данного метода анализа является функция — зависимость между двумя экономическими величинами, которые обозначаются латинскими буквами X и Y.

X — независимая переменная (аргумент), изменение величины которой влечет изменение зависимой переменной Y (функции). Между ними может существовать прямая (или прямо пропорциональная) и обратная (или обратно пропорциональная) зависимость.

3) Экономическое моделирование

Моделирование — это процесс построения, описания и изучения абстрактных, теоретических и знаковых моделей.

Экономическая модель — это упрощенное описание сложных экономических процессов с помощью теорий, схем, формул, уравнений и графиков.

 

Предпочтения потребителей и их характеристика. Потребности, полезность и потребление

Потребность – всякое состояние неудовлетворенности испытываемое человеком, из кот. Он стремится выйти либо состояние удовлетворенности, кот. Чел. Пытается продлить.

 

Классификация потребностей:

1) по отношению к масштабу и структуре пр-ва:

- абсолютные (опред. Макс. Объемом освоенных пр-вом благ, кот. Могли бы быть удовлетворены, если бы были в наличии)

- действительные (потр., кот. Могут быть удовлетворены при достигнутом уровне пр-ва)

- подлежащие удовлетворению (потр., кот. Могут быть удовлетв. При фактичеком сост. Пр-ва с учетом отклонения от оптимума)

2) в зависимости от роли в процессе воспроизводства рабочей силы:

- материальные

- социальные

- духовные

3) в зависимости от субъекта:

- потр. Общетва в целом

- потр. Отдельных соц. Групп

- потр. Отдельных людей

4) по очередности удовлетворения:

- первичные

- вторичные

5) по участию в воспроизводственном процессе:

- производственные

-непроизводственные

6) по происхождению:

- экономические

- неэкономические

 

Полезность – способность блага либо услуги удовлетворить потребность индивида в рез-те потребления опред. Кол-ва данного блага.

Виды полезности:

1) общая полезность достигается при потреблении всего набора благ;

2) предельная полезность - это полезность отдельной единицы потребляемого блага.

Предельная полезность имеет склонность к постоянному уменьшению. Чем выше количество потребляемого продукта, тем ниже предельная полезность последней его единицы.

 

Потребление — использование продукта в процессе удовлетворения потребностей.

 

Основные понятия порядковой теории полезности. Предельная норма замещения

 

В ординалистском (порядковом) подходе оцениваются предпочтения одних товаров по сравнению с другими.

 

Ординалистская (порядковая) теория полезности основана на нескольких аксиомах.

1. Аксиома полной упорядоченности. Состоит в том, что потребитель способен упорядочить все возможные товарные наборы на основе таких понятий, как предпочтение и безразличие.

 

2. Аксиома транзитивности. Данная аксиома обеспечивает согласованность предпочтений потребителя. Считается, если для потребителя выполняется соотношение между товарами А, В и С: А > В > С, или А – В > С, или А > В – С, то А > С.

 

3. Аксиома ненасыщения. Эта аксиома описывает соотношение двух наборов товаров: А и В. В соответствии с этой аксиомой, если набор А содержит какого-либо товара на единицу больше, чем набор В, то А > В.

 

4. Аксиома независимости потребителя. Данная аксиома гласит, что степень удовлетворения потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими потребителями.

 

Предельной нормой замещения благом X блага Y (MRSXY) называют количество блага Y, которое должно быть сокращено в обмен на увеличение количества блага X на единицу, с тем чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным: MRS = ΔY / ΔX.

 

Значения предельной нормы замещения всегда отрицательны, так как увеличение количества приобретенных единиц одного блага предполагает уменьшение потребления другого, т.е. имеются разные знаки. Поскольку кривая безразличия выпукла вниз, к началу координат, то предельная норма замещения чаще всего уменьшается по мере увеличения потребления одного блага вместо другого. Это явление называют уменьшающейся предельной нормой замещения.

 

 

Бюджетные ограничения потребителя. Бюджетная линия потребителя и ее свойства. Варианты модификации бюджетных линий

Бюджетное ограничение (budget constraint) показывает все комбинации благ, которые могут быть куплены потребителем при данном доходе и данных ценах.

Уравнение бюджетного ограничения можно записать следующим образом:

I = Рх × Х + Рy × Y, где

I — доход потребителя, Рх — цена блага Х, Рy – цена блага Y, а Х и Y составляют купленные количества благ.

Графически бюджетное ограничение потребителя представляется в виде бюджетной линии.

 

Свойства бюджетной линии:

1. Бюджетная линия имеет отрицательный наклон.

2. Расположение бюджетной линии зависит от величины денежного дохода.

3. Коэффициент наклона бюджетной линии равен соотношению цен благ, взятому с противоположным знаком. (- Px/Py)

4. Изменение цен продуктов приводит к изменению угла наклона бюджетной линии.

 

 

 

Бюджетные ограничения производителя. Изокоста и ее свойства. Варианты изменения положения изокосты

Каждый производитель, приобретая факторы для организации производства, имеет определенные ограничения в средствах.

С =Рk *L + Рl*K

L, K – объемы труда и капитала

Pl – цена ед. труда

Pk – цена ед. капитала

С - общие затраты

 

Графически бюджетные возможности производителя могут быть представлены в виде изокосты.

Изокоста — линия, показывающая все имеющиеся варианты сочетания двух факторов производства, при которых совокупные расходы на их приобретение будут равны.

Свойства изокосты:

1) Угол наклона изокосты зависит от цен на факторы производства и определяется соотношением цен Pl/Pk. Угол наклона изокосты увеличивается при увеличении цены труда и снижении труда капитала и наоборот.

2) Все точки изокосты отвечают одинаковым совокупным расходам факторов производства.

3) Чем дальше от начала координат размещена изокоста, тем больший объём ресурсов используется в производстве.

 

Изменение положения изокосты: а) при изменении цены на фактор х; б) при изменении цены на фактор у

 

Микроэкономика как раздел современной экономической науки. Цель, задачи, функции и предмет микроэкономики. Субъекты микроэкономики в экономической системе общества

Микроэкономика представляет собой совокупность эк. Отношений, связанных с функционир. Обособленных хозяйствующих субъектов.

 

Микроэкономика изучает выбор, который совершают малые хозяйственные единицы в условиях ограниченности ресурсов.

 

Цель микроэкономики – это достижение на рынках товаров, услуг и ресурсов, и поддержание эффективности рын. Системы.

 

Функции:

1) познавательная (познание мира экономических явлений, доходчивое объяснение хозяйственных процессов и формирование экономической образованности)

2) методологическая (связана с разработкой новых и высокоэффективных общих и частных приемов экономического анализа поведения хозяйствующих субъектов на различных рынках товаров и услуг, капитала и других факторов производства)

3) теоритическая (проявляется в проникновении в сущность эк. Явлений, а также в разработке системы категорий и з-нов)

4) практическая (прагматическая) (связана с разработкой теоретически обоснованных практических рекомендаций, направленных на совершенствование сложившегося хозяйственного механизма, т.е. экономической реальности)

5) идеологическая функция (заключ. В выработке системы ценностей, определении ориентиров и идеалов эк. Развития)

 

Предмет – это эк. Отношения, складывающиеся в процессе деятельности субъектов хозяйствования.

 

Субъекты рыночной экономики многочисленны – это покупатели и продавцы, потребители и производители, наемные работники, предприниматели, инвесторы и т.п.

Центральными субъектами микроэкономических исследований является потребитель и фирма.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.190.147 (0.037 с.)