Методы, методики и практика. Деятельность органов власти и управления всех уровней по повышению безопасности детей в дорожном движении, используемые методы и практический опыт. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы, методики и практика. Деятельность органов власти и управления всех уровней по повышению безопасности детей в дорожном движении, используемые методы и практический опыт.



 

Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма неизбежно заставляет искать наиболее эффективные пути сохранения жизни и здоровья детей. С этой целью обучение и воспитание как формы профилактики должны быть единой системой. Только в этом случае наиболее эффективно решается главная задача профилактики - научить ребенка безопасно вести себя и правильно ориентироваться в дорожных ситуациях, воспитание сознательного отношения к выполнению Правил дорожного движения.

Изучение правил дорожного движения на уроках, в ходе классных часов, лекций, бесед с детьми и их родителями, различные конкурсы и викторины, театрализованные представления, соревнования, экскурсии и другие формы профилактики должны быть объединены в целостную систему непрерывного обучения и воспитания. При этом эффективность профилактики ДТТТ, с одной стороны, зависит от активного взаимодействия всех субъектов, заинтересованных в обеспечении безопасности дорожного движения, сохранения жизни и здоровья детей и подростков, а с другой – требуется внедрение в практику этой работы научных достижений и новых педагогических технологий.

Комплексный подход, объединяющий теоретические и практические занятия в непрерывный процесс постоянной профилактической работы с детьми и подростками имеет значительный педагогический потенциал в решении проблемы снижения детского дорожно-транспортного травматизма.

Психологам и педагогам хорошо знакомы аксиомы «Принципы и инструменты для повышения безопасности дорожного движения на дорогах общего пользования»:

1. Легче воспитать правильное поведение, чем перевоспитать уже

сложившееся неправильное поведение;

2. Поощрение позитивных результатов от изменения поведения,

обеспечивает лучший эффект, чем запугивание последствиями

негативного поведения.

Эти аксиомы положены в странах Северной Европы:

- в основу учебного курса по безопасности дорожного движения,

включенного в состав школьных программ;

- в основу социальной рекламы в пользу дорожной безопасности.

Именно школьные программы обеспечивают самую благоприятную возможность для формирования безопасной модели поведения будущих участников дорожного движения. По сравнению с другими методами профилактики ДТП, обучение в рамках школьной программы позволяет обеспечить хорошую интенсивность занятий и, поэтому, наилучший результат.

Подготовка в рамках школьной программы закладывает основу для:

- понимания механизма транспортного движения;

- формирования модели правильного поведения у будущих участников

этого движения;

- формирования позитивного отношения к требованиям безопасности.

Школьные программы обеспечивают самые благоприятные возможности для формирования основ социально желательного стиля жизни, социальной позиции, модели безопасного поведения и образа мышления.

Школьные программы обеспечивают:

- немедленный результат, улучшая безопасность детей и подростков на улицах;

- долгосрочный результат, когда повзрослевшие школьники

садятся за руль автомобиля.

В связи с нарастанием масштабов и темпов техногенной деятельности современного общества, активности движения на улицах и дорогах, увеличением числа природных катаклизмов, обострением социально-экономических проблем все более актуальными становятся проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения и сохранением экологического потенциала окружающей среды.

Общеобразовательные школы являются основными звеньями системы формирования у школьников необходимых знаний, умений и навыков безопасного и правопослушного поведения. Под профилактикой детского дорожно–транспортного травматизма (ДДТТ) понимается целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети и подростки.

Важно, чтобы работа в этом направлении стала систематичной, только в этом случае она будет иметь результат.

Большая роль здесь отводится курсу основы безопасности жизнедеятельности, с изложением порядка обучения правилам безопасного поведения на дорогах в общеобразовательных учреждениях, на примере МОУ СОШ №2 г.Гаврилов-Яма, Департамента образования администрации Ярославской области.

Целью курса является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими навыков сохранить свою жизнь и здоровье в повседневной жизни и в неблагоприятных и опасных ситуациях, умения оказывать само и взаимопомощь.

В настоящее время организационные формы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и методическое обеспечение данного направления работы значительно устарели. Профилактические мероприятия по правилам дорожного движения нередко проводятся формально, стихийно и бессистемно. В должной мере не применяются новые педагогические технологии в развитии, обучении и воспитании несовершеннолетних, не анализируется степень понимания ими опасных и безопасных дорожных ситуаций, мало уделяется времени проведению практических занятий по отработке и применению знаний правил дорожного движения. Не всегда учитываются возрастные и психофизиологические особенности поведения детей и подростков в дорожной среде. А это в свою очередь значительно влияет на результат работы.

 

 

1. Планирование профилактической работы.

Любая работа в образовательном учреждении должна осуществляться согласно плану, так как педагогика не терпит стихийного подхода. Все планы начинаются с анализа работы или диагностики проблемы. Планирование профилактической работы осуществляется в соответствии с научными принципами. Планы строятся конкретные, обоснованные и реальные для выполнения. Составляются они на основе статистических данных и факторного анализа причин и условий, способствующих возникновению аварийной ситуации на дороге. В планах предусматриваются исполнители, сроки, формы и методы решения конкретных вопросов по профилактике ДДТТ. Вся деятельность по профилактике ДДТТ строится с учетом индивидуальных особенностей, дифференцируется по возрастным периодам и ведется по трем основным направлениям:

Планируемая работа по пропаганде правил дорожного движения и других правовых знаний, действующих в сфере дорожного движения, предусматривает информированность детей о состоянии и проблемах детского дорожно-транспортного травматизма, как в регионе, так и в целом по России.

Учитывается при планировании приобретение соответствующей учебно-методической литературы, наглядных пособий, технического оснащения кабинета и школьной автоплощадки, «уголков безопасности дорожного движения». Хорошее методическое обеспечение помогает повысить качественный уровень усвоения знаний обучающихся по профилактике дорожно-транспортного травматизма. В планах предусматривается проведение внеклассных мероприятий: тематических утренников, творческих смотров-конкурсов, викторин, соревнований, экскурсий, выступление агитбригад, профилактических акций и рейдов в микрорайоне школ совместно с инспекторами ГИБДД. При планировании работы, важное значение придается работе кружка «Юных инспекторов дорожного движения», которые занимаются активной пропагандой правил дорожного движения среди детей и подростков, предупреждением их нарушений.

В планах работы по профилактике ДДТТ предусматривается взаимодействие с заинтересованными структурами - ГИБДД, УГАДН, автошколой, автотранспортными предприятиями, средствами массовой информации, библиотекой, учреждениями дополнительного образования, центральной районной больницей, другими общеобразовательными учреждениями города.

Немаловажное значение придается работе с родителями и педагогами. В планах предусматривается проведение консультаций, семинаров, индивидуальных бесед для педагогов и родителей обучающихся.

Далее анализируются результаты проделанной работы по профилактике ДДТТ, выявляется положительный опыт и недостатки в организации этой работы.

 

2. Организация и содержание образовательного процесса по основам безопасности дорожного движения.

Охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности таким образом, чтобы у каждого обучающегося сформировалась жизненно-важная потребность не только в изучении, но в соблюдении правил дорожного движения.

Целью обучения школьников правилам дорожного движения является: усвоение ими содержания правил и формирование у них умения использовать знания правил для принятия решении в реальных условиях дорожного движения, без чего не возможно обеспечение безопасности на дороге. Указанная цель может быть достигнута соответствующими формами, методами и приемами обучения и воспитания.

Образовательный процесс по основам безопасного поведения детей и подростков на улицах и дорогах проводится с учетом педагогических требований, направленных на решение следующих задач :

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.209.112 (0.011 с.)