Факторы, причины и условия, влияющие на структуру, состояние и динамику аварийности на автомобильном транспорте (ат). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы, причины и условия, влияющие на структуру, состояние и динамику аварийности на автомобильном транспорте (ат).



Автомобильный транспорт является самым небезопасным из всех доступных человеку видов транспорта. По всем данным именно ДТП ставят на первое место по числу погибших и пострадавших. По этим параметрам автомобили значительно опережают другие виды транспорта.
Дорожно-транспортные происшествия являются основной причиной гибели людей. Они происходят по многим причинам, среди которых есть как технологические, так и человеческие факторы. Дорожно-транспортное происшествие может случиться по вине уставшего водителя, из-за обледенения дорожного покрытия или неисправности тормозной системы. Однако на риск попасть в ДТП часто влияют сторонние факторы - такие как день недели, погодные условия, качество асфальтового покрытия.
Выявление факторов, значимо влияющих на риск дорожно-транспортного происшествия при решении задачи повышения безопасности на дорогах должно рассматриваться как приоритетная задача. Это позволит принимать решения, которые действительно смогут устранить сторонние причины ДТП. Результаты и выводы, могут быть полезны для повышения безопасности на дорогах или для страховых компаний, планирующих введение программ страхования жизни и здоровья водителей и пассажиров.

Ежегодно на территории Российской Федерации совершается около 200 тыс. дорожно-транспортных происшествий (в 2010 г. произошло 199 431 (ДТП), в результате которых погибло более 26 500 человек, а 250 635 человек получили ранения. Из их числа 11 845 ДТП произошли по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения. Кроме того, 20 262 ДТП произошло с участием детей, в которых 898 детей погибли, а 21 149 получили ранения [1]. В связи с этим следует отметить, что 70 % всех пострадавших − это лица трудоспособного возраста. Как следствие обществу причиняется колоссальный убыток в сумме превышающей 200 млрд. рублей в год [2, с. 399].

Оценивая складывающуюся обстановку с аварийностью на дорогах страны можно сказать, что она остается весьма напряженной. Еще более критическая ситуация складывается на дорогах в мегаполисах.

Так, в 2010 г. в г. Москве зарегистрировано 11 757 (-5,5 %) (в 2009 г. – 12 445, в 2008 г. – 13 306) дорожно-транспортных происшествия, в которых погибли 763 (-7,2 %) (в 2009 г. – 746, в 2008 г. – 865) человек и 13592

(-4,7 %) (в 2009 г. – 14 341, в 2008 г. – 15 114) – получили ранение. В этом же году погибло 12 (-14,3 %) детей (в 2009 г. − 14, в 2008 г. − 11), количество раненых детей 1 043 (-2,2 %) (в 2009 г. − 1 067; 2008 г. − 1112) [3].

Основными видами ДТП, произошедших в г. Москве по вине водителей транспортных средств в 2010 г. стали: наезд на пешехода (46,9 % от общего количества ДТП), столкновение ТС (37,9 %), наезд на препятствие (6 %), наезд на стоящее ТС (5 %), опрокидывание (0,9 %) [4].

Из общего числа аварий 9 263 ДТП произошло из-за нарушения водителями правил дорожного движения. В этих авариях погибли 1 473 человека и получили ранения 12 327 человек.

Дорожно-транспортные происшествия вызваны различными причинами и изучение их весьма важно для разработки мероприятий по обеспечению безопасности движения. На основании изучения и анализа дорожно-транспортных происшествий выявлено, что состояние аварийности и травматизма находятся в прямой зависимости от следующих основных факторов:

- численности населения;

- численности транспортных средств;

- уровня развития транспортной сети;

- состояния дорог, их оборудования и благоустройства;

- технического состояния транспортных средств.

Кроме указанных факторов существует еще целый ряд других, которые оказывают значительное влияние на возникновение аварийности и травматизма.

Дорожно-транспортные происшествия часто повторяются на определенных участках: перекрестках, остановочных пунктах, крутых поворотах, улицах с интенсивным движением, с узкими проезжими частями,

с уклонами и плохим освещением. Концентрация ДТП в одних и тех же местах связано с планировочными или другими недостатками данного участка улично-дорожной сети, что и является основной причиной возникновения происшествия.

Все факторы, вызывающие дорожно-транспортные происшествия, могут быть подразделены на две группы:

- субъективные: водители, пешеходы и пассажиры;

- объективные: состояние улично-дорожной сети, техническое состояние транспорта, освещенность дороги, местные условия, атмосферные условия и т. д. [6, с. 405−406]

Дорожно-транспортные происшествия, возникшие по вине водителей, происходят вследствие:

- нарушения указаний сигналов и знаков;

- превышения установленной скорости, в особенности у перекрестков, при поворотах и на уклонах;

- нарушения правил движения у остановочных пунктов пассажирского транспорта;

- управление транспортным средством в нетрезвом состоянии;

- несоблюдения преимущественного права проезда или установленных правил обгона;

- выезда на линию на технически неисправном автомобиле;

- неосторожной езды при плохой погоде (тумане, при запотевшем стекле и т. д.) и скользком покрытии;

- несоблюдения дистанций и бокового интервала между движущими транспортными средствами.

Основными факторами, влияющими на аварийность, являются крайне низкий уровень дисциплины водителей, пренебрежение Правилами дорожного движения, проблемы в организации дорожного движения, особенно на федеральных трассах [7].

Сделаем вывод, что дорожно-транспортные происшествия является следствием ошибок, сбоев или отказов каких-либо звеньев в сложной системе «водитель - автомобиль - дорога - среда» (ВАДС), приводящих к тяжелым последствиям: ранениям или гибели людей, повреждениям транспортных средств и сооружений.
Если опустить влияние стихийных бедствий и возникающих непреодолимых сил, то ошибки, сбои и отказы звеньев этой системы, в свою очередь, являются следствием несоблюдения каких-либо норм, стандартов и невыполнения требований безопасности дорожного движения. Так, вследствие несоответствия технического состояния автомобиля требованиям безопасности движения, конкретно требованиям ПДД, может привести к нарушению управляемости и устойчивости, с созданием аварийной обстановки из-за потери водителем управления автомобилем. Аварийная обстановка может возникнуть и при исправном автомобиле из-за сознательного нарушения ПДД водителем, по его неосторожности или вследствие ошибочных решений и действий, когда дефицит времени и расстояния не позволяют прекратить движение или совершить безопасный маневр, т.е. когда происходит неуправляемое движение автомобиля.
Если автомобиль с потерей управления движется с юзом тормозящих колёс в пределах своей полосы, то это движение происходит без нарушения ПДД, а с выходом за её пределы - с нарушением ПДД. При исправном автомобиле и соответствия действий водителя ПДД аварийная обстановка может быть создана пешеходами. Неудовлетворительные дорожные условия также могут вызвать нарушение управляемости и устойчивости автомобиля и сразу создать аварийную обстановку.
Исследования ДТП показывают, что в среднем на каждое из них приходится не менее 3 причин. Одна из них является главной причиной ДТП. Статистические данные свидетельствуют, что нарушения водителями ПДД и их ошибки являются главными причинами ДТП - (70-75%). неисправность транспортных средств – (2-4%), неудовлетворительные дорожные условия - (4-11%). По материалам расследований и с учетом виновности пешеходов эти цифры изменяются со снижением данных в отношении водителей ТС, однако составляющая виновности водителей в совершении ДТП остается высокой.
Следует отметить, что неисправность транспортных средств и неудовлетворительные дорожные условия не попадают в статистику как главные причины ДТП из-за отсутствия на практике должной фиксации и оценки этих факторов как на месте ДТП, так и при расследовании его обстоятельств. В статистику попадают только явные проявления, к примеру: разрушение подвески, смещение груза, отсоединение прицепа, местное полное разрушение дороги, оставленный на дороге груз, внезапный отказ светофора и т.д. Но во всех этих случаях выявляют техническую возможность водителя предотвратить ДТП своевременными действиями.
Главное отрицательное влияние неисправностей транспортных средств и плохих дорожных условий заключается в том, что они усиливают напряжение при вождении автомобиля и вызывают быстрое утомление водителя, что приводит к росту его ошибок и возникновению ДТП. Основные причины ДТП по вине водителей в общей статистике выглядят следующим образом:
- превышение скорости при входе в конфликтную зону (20-50%);
- несоблюдение Правил обгона и выезд на встречное направление (10-20%);
- несоблюдение Правил проезда перекрестков (10-20%);
- несоблюдение дистанции и боковых интервалов (5-15%).
В общем виде все эти причины упрощенно можно свести к двум: создание помехи без предоставления преимущества либо вход в конфликтную зону с повышенной скоростью.
Исследования показывают, что 70% всех ДТП обусловлены плохим прогнозированием дорожной ситуации и ошибками в оценке опасности независимо от возраста и стажа работы водителей. В этой связи необходимо систематическое проведение занятий с водителями в течение всего периода их профессиональной деятельности, на которых должны рассматриваться типичные опасные ситуации и обстоятельно разбираться конкретные ДТП с раскрытием механизма развития дорожной ситуации. В этом неоценимую помощь могут оказать экспертные исследования ДТП с определением влияния ошибки, сбоя или отказа звеньев системы ВАДС в каждом конкретном ДТП.
Неисправности транспортных средств как причины ДТП распределяются по системам и узла следующим образом:
- тормозное управление - 20-50%, в зависимости от типа ТС;
- рулевое управление - 10-15%;
- ходовая часть, шины - 10-30%;
- приборы освещения и сигнализация-10%.
Кроме того, причинами ДТП, как отмечалось выше, нередко становятся неправильное размещение и крепление груза, перегрузка транспортных средств выше нормы, неисправность сцепных устройств, нарушения при перевозке крупногабаритных грузов и др

Несмотря на ужесточение мер по сертификации и введению инструментального контроля при техническом осмотре транспортных средств, появление большого числа хозяйствующих субъектов автомобильного транспорта с незначительным количеством подвижного состава, рост числа индивидуального транспорта на дорогах, отсутствие контроля за качеством запасных частей, старение парка транспортных средств и ухудшение его содержания объективно способствуют росту ДТП по причине технической неисправности транспортных средств. На это следует обращать внимание при расследовании и экспертизе ДТП.
Причины ДТП из-за неудовлетворительных дорожных условий по различным источникам примерно распределяются так: свыше 70% приходится на низкое сцепление, 5-15% - на выбоины и необустроенность обочин, около 5% - на отсутствие дорожных знаков и информации и около 7-10% - на плохую освещенность и видимость.
Отставание развития дорожной сети от потребностей транспорта в целом по стране отрицательно влияет на состояние безопасности дорожного движения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 621; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.006 с.)