Инвестиции в основной капитал 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инвестиции в основной капитал



в отрасли промышленности (в % к итогу)

 

         
Инвестиции в основной капитал – всего        
в том числе в промышленность 35,9 34,4 38,3 42,6
Из нее:        
электроэнергетика 2,4 5,2 3,7 4,1
топливная промышленность 11'6 14,4    
нефтедобывающая 7,6 8,4 12,0 14,4
нефтеперерабатывающая     1 5 2,1
газовая 1,1     4,7
угольная     0,8  
черная металлургия 1 4 2,0    
цветная металлургия   1,9   3,2
химическая и нефтехимическая промышленность 1,7 1,6 1,6 1,8
машиностроение и металлообработка 8,3 3,1 3,0 3,0
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность 1,7 1,3 1,5 1,2
промышленность строительных материалов 1,4 1,0 0,6 0,7
легкая промышленность 1,2 0,3   0,2
пищевая промышленность       3,2

 

Среди отраслей, где возросла доля инвестиций в основ­ной капитал, следует отметить топливную промышленность(соответственно 11,6 и 22,1%), цветную металлургию и пищевую промышленность.

Несмотря на то, что в 2001 г. инвестиционная актив­ность возросла на 18,7%, она составила лишь 1/3 от уровня инвестиций в 1990 г.

В настоящее время большую часть объема инвестиций в основной капитал осуществляют предприятия (83%), в том числе на 20% за счет привлеченных средств. Более половины этих вложений приходится на федеральные естественные монополии (ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС Рос­сии»). Это означает, что обрабатывающая промышленность деградирует, испытывая острейший недостаток инвести­ций при отсутствии внутренних источников накоплений.

Один из методов насыщения реального сектора инвес­тиционными ресурсами – введение новых норм амортиза­ции. С 1 января 2002 г. все имущество предприятий и организаций распределяется по 10 разрядам в зависимос­ти от сроков полезного использования. Нормы амортиза­ции по активной части имущества увеличены на 30%, по пассивной - на 10 (по сравнению с ранее действовавши­ми). В итоге общий объем начисленной амортизации уве­личился на 30-40%. Одновременно отменяется инвести­ционная льгота по налогу на прибыль, позволяющая вы­водить из-под налогообложения значительную часть при­были, направляемой на развитие производства.

Как известно, одним из условий расширенного воспро­изводства является обязательное инвестирование освобож­даемой от налогов прибыли. В действительности аморти­зационные отчисления предприятий используются на раз­витие производства только на 50%. Даже при новом по­рядке, когда предприятия будут, по сути, поощряться путем сокращения налога на прибыль за наращивание ос­новных фондов, нет уверенности в целевом расходовании средств (на расширение производства).

Сегодня возможности государственных инвестиций (около 17%) крайне ограничены и к тому же их эффективность низка. Требуются частные инвестиции – отечественные и иностранные. Но для них надо создать благоприятный инвестиционный климат с тем, чтобы Россия могла конку­рировать на международных рынках капиталов и, что осо­бенно важно, прекратить отток капиталов из страны.

В настоящее время инвестиционный климат в стране весьма неблагоприятен: приток прямых иностранных ин­вестиций примерно в 5 раз меньше оттока капитала.

В целом приток иностранных инвестиций в российскую промышленность с учетом масштабов и потенциала рос­сийской экономики является весьма скромным – в 2000 г. в промышленность было привлечено 4,7 млрд дол. иностранных инвестиций (43% общего объема иностранных инвестиций в российскую экономику). Серьезную пробле­му составляют не только их малые объемы, но и структу­ра - значительные диспропорции наблюдаются в их рас­пределении по отраслям. Так, в 2000 г. наиболее крупны­ми были' иностранные инвестиции в пищевую промышлен­ность - 1,79 млрд дол., в черную металлургию – 662 млн, в нефтедобывающую промышленность – 563 млн, в маши­ностроение и металлообработку – 470 млн, В цветную ме­таллургию - 432 млн.,дол.

Таким образом, иностранные инвестиции сосредоточены главным образом в пищевой промышленности. Приоритет для иностранных инвесторов также остаются отрасли добы­вающей промышленности, что приводит к закреплению не­эффективной структуры российской экономики.

Важными предпосылками увеличения притока иност­ранных инвестиций в промышленность являются расширение участия иностранных инвесторов в капитале предприятий, создание новых предприятий с иностранным учас­тием. Однако количество таких предприятий весьма незна­чительно: в 1998 г. - 2 316, в 1999 г. - 2 496, в 2000 г. – 2424. Удельный вес предприятий с участием иностранно­го капитала в общем числе промышленных предприятий не превышает 0,7%, но в них занято 4,7% общей числен­ности промышленно производственного персонала и про­изводится 9,8% от общепромышленной продукции. Следовательно, иностранные инвестиции в промышленность ограничены небольшим кругом:крупных промышленных предприятий.

До недавнего времени делался акцент на патронирова­нии и предоставлении льгот крупным и известным в мире компаниям. Остальные инвесторы оставались вне поля зрения правительства и были лишены достаточной право­вой защиты и помощи. Тем самым упускалась возмож­ность масштабного привлечения среднего и малого мобиль­ного и частного технически передового предприниматель­ского капитала.

Ниже приведены данные об иностранных инвестициях в экономику России (таблица 6).

 

Таблица 6

Объем инвестиций, поступивших

От иностранных инвесторов в экономику России,

По странам

 

     
млн дол. США в % к итогу млн дол. США в % к итогу
Объем инвестиций – всего        
в том числе из стран:        
США   27,9   14,6
Германия   10,3   13,4
Кипр   1,4   13,2
Нидерланды   2,9 1 231 11,2
Швейцария   14,6   7,2
Франция   3,6   6,8
Англия   6,1   5,4
Швеция   2,1   2,8
Австрия   2,7   0,7
Япония   2,5   1,1
другие страны   25,9   23,6

Большая часть инвестиций в экономику России (60,2%) приходится на долю 5 стран – США, Германии, Кипра, Нидерландов и Швейцарии. Причем основной приток ин­вестиций возрос за счет Германии, Кипра и Нидерландов.

Правительство Российской Федерации принимает ряд мер по содействию притока иностранных инвестиций в промышленность. Установлено, что основными направле­ниями в области политики привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику России является:

ü совершенствование нормативно-правовой базы дея­тельности иностранных инвесторов; укрепление специаль­ного инвестиционного режима, который служит важным фактором конкуренции за привлечение капитала с миро­вых рынков;

ü стимулирование благоприятной для России отрасле­вой структуры прямых иностранных инвестиций; вырав­нивание условий налогообложения сырьевого сектора и обрабатывающей промышленности;

ü улучшение инвестиционного климата путем нормали­зации макроэкономической ситуации в стране, проведе­ния реформ на микроуровне, совершенствования полити­ки в отношении иностранных инвестиций;

ü активное участие в международном регулировании прямых иностранных инвестиций; принятие срочных мер в области законодательства и обеспечения условий для его реализации на практике, а также повышения эффектив­ности институтов, связанных с привлечением прямых ино­странных инвестиций, создания системы экономичес­ких стимулов для всех инвесторов;

ü проведение политики привлечения прямых иностран­ных инвестиций в регионы, включая вопросы координа­ции регулирования прямых иностранных инвестиций на федеральном и региональном уровнях; учет региональных особенностей и различий в инвестиционном климате при выработке российской стратегии в отношении прямых ино­странных инвестиций.

 

Приватизация промышленности

 

Масштабная приватизация предприятий государствен­ной и муниципальной собственности привела к многократ­ному сокращению государственного сектора и к значитель­ному уменьшению его роли в экономике страны. В настоя­щее время удельный вес предприятий государственной и муниципальной собственности в общем числе хозяйствую­щих субъектов в российской экономике не превышает 11 %.

По состоянию на 1 января 2001 г. государственный сектор промышленности и включал в себя около 4300 госу­дарственных унитарных предприятий и 850 хозяйствен­ных обществ с долей государственной собственности, пре­вышающей 50%.

По результатам 2000 г. вклад предприятий государ­ственного сектора в общий объем промышленного производства составил более 10%.

Несмотря на относительно невысокую долю предприятий государственной собственности в промышленности (4,5% всех организаций) проблемы ее реструктуризации и дальнейшей приватизации остаются весьма актуальными. Сокращение масштабов приватизации в последние годы связано не столько с «исчерпанием» запаса государственной собственности, сколько с необходимостью изменить концепцию и законодательную базу приватизации (табли­ца 7).

Важным шагом в развитии приватизационных процес­сов стало принятие нового Закона «O приватизации госу­дарственного и муниципального имущества». Вместе с тем он не решает всех проблем реформирования государствен­ного сектора в промышленности. Весьма сложной является проблема государственных унитарных предприятий. Концепция управления государственным имуществом пред­полагает выделение из всей совокупности государственных унитарных предприятий «казенных» предприятий и ак­ционирование остальных с возможностью полной или час­тичной приватизации впоследствии. Данный процесс идет довольно медленно и законодательная база, регламенти­рующая создание, функционирование и ликвидацию (ре­организацию) этой формы собственности, практически от­сутствует. В настоящее время ведется работа по дора­ботке и принятию закона о государственных и муници­пальных унитарных предприятиях.

Непосредственно с проблемой государственных унитар­ных предприятий и их предполагаемым акционированием связана еще одна задача – организация эффективного уп­равления пакетами акций, находящимися в государствен­ной собственности, Количество которых при акционировании государственных унитарных предприятий может воз­расти в несколько раз. В связи в этим дорабатывается проект закона об управлении находящимся в федеральной собственности акциями акционерных обществ. ­

Таблица 7

Приватизация предприятий (объектов) промышленности

                 
Число приватизированных предприятий (объектов) промышленности – всего 12 052              
в том числе:                
электроэнергетика           -    
топливная промышленность             -  
Черная металлургия         -      
цветная металлургия               -
химическая и нефтехимическая промышленность                
машиностроение и металлообработка                
в том числе металлообработка                
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность                
промышленность строительных материалов                
легкая промышленность   1 141            
пищевая промышленность                
другие отрасли промышленности                
Начальная цена предприятий (объектов (величина уставного капитала), млн руб., (до 1998 г. - млрд руб,))             1 179 1 918
Получено средств от приватизации, млн рvб. (до 1998 г. - млрд руб.)               1 208

 

К 2004 г.в ходе приватизации планируется сократить государственный сектор экономики до 1,5-2,5 тыс. пред­ приятий. Это должно привести к полной приватизации отраслей (за исключением объектов, обеспечивающих национальную безопасность), имеющих потенциал выжи­вания и роста (пищевая промышленность, металлургия, нефтяная промышленность, подотрасли машиностроения, производящие продукцию для конечного потребления на­селением). Решение задач, связанных с совершенствова­нием управления государственным имуществом в промыш­ленности, акционированием унитарных предприятий, при­ватизацией, станет важным фактором изменения структу­ры собственности в промышленности в ближайшие годы и расширения возможности привлечения эффективных соб­ственников.


Глава 5 СЫРЬЕВЫЕ И ТОПЛИВНО­ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 835; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.250 (0.005 с.)