Анализ проблемы исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ проблемы исследования



2.1. Психолого-педагогические основы самостоятельной деятельности учащихся

Успешное преподавание не мыслимо без стимулирования активности учеников в процессе обучения. Компонент стимулирования не обязательно следует за организацией. Он может предшествовать ей, может осуществляться одновременно, но может и завершать ее. Педагогикой накоплены многочисленные приемы и способы стимулирования активной учебной деятельности, разработаны специальные методы стимулирования.

Стимулирование выполняет задачу – привлечь внимание учеников к теме, пробудить у них любознательность, любопытство, познавательный интерес. Одновременно необходимо развивать у учащихся чувства долга и ответственности, активизирующие учение. Важно не только удовлетворить потребность в изучении темы в самом начале занятия, раскрывая ее значимость, необычность, но и продумать приемы стимулирования, которые будут использованы по ходу урока и особенно во второй части его, когда наступает естественное утомление, и учащиеся нуждаются во влияниях снимающих напряжение, перегрузку и вызывающих желание активно усваивать учебный материал.

Под активностью личности в психологии понимается способность человека производить общественно значимые преобразования окружающего, проявляющиеся в общении, совместной деятельности, творчестве. Постоянным побудителем механизма познания является интерес. Интерес – это мотив, способствующий ориентировки, в какой либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Роль интересов в процессах деятельности велика[5,114]. Они заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникновения у нее жажды знания и понимания. Удовлетворение интереса не приводит к его угасанию, а, внутренне перестраивая, обогащая и углубляя его, вызывает возникновение новых интересов, отвечающих уровню более высокому уровню познавательной деятельности.

Познавательный интерес формируется и развивается в деятельности. Сильным стимулом познания является удивление. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидании чего - то нового. Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображению.

Это быстро может наскучить ученику, необходимо менять формы и методы работы на уроке, стараться завлечь его, привлекая к творческой мыслительной деятельности.

После объяснения материала для проверки и закрепления знаний хорошо использовать тестовые задания. Тесты заменяют фронтальный опрос учителя, так как дети, отвечая на вопросы, самостоятельно оценивают свои знания.

К.Д. Ушинский [39] писал, что новое неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого, и поэтому для поддержания познавательного интереса важно учить школьника умению в знакомом материале видеть новое.

Учителю необходимо учащихся переводить со ступени его чисто житейских достаточно узких и бедных представлений о мире – на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерности. Интересу познаний содействует также показ новейших достижений науки. Сейчас, больше чем когда-либо, необходимо расширить рамки программ, знакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями. Далеко не все в учебном материале для учеников может быть интересным. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности.

Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную работу учащихся организованную в соответствии с особенностью интереса.

Современная дидактика придает большое значение развитию и творческой активности учащихся. В ходе уроков необходимо изыскивать возможности для их самостоятельной работы. Следует поощрять самостоятельные примеры, стремиться к тому, чтобы ученики не механически запоминали рассказ учителя, а попытались сами найти ответы на выдвигаемые учителем вопросы. Чтобы развивать это ценное качество надо отказаться от чрезмерной опеки учеников, слишком быстрых подсказок представлять возможности самим найти выход из возникающего учебного затруднения.

 

2.2. Дидактические принципы организации самостоятельной работы учащихся

 

На различных уроках с помощью разнообразных самостоятельных работ учащиеся могут приобретать знания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда они определенным образом организованы, т.е. представляют систему.

Под системой самостоятельных работ мы будем понимать, прежде всего, совокупность взаимосвязанных, взаимообуславливающих друг друга, логически вытекающих один из другого и подчиненных общим задачам видов работ.

Всякая система должна удовлетворять определенные требования или принципы. В противном случае это будет не система, а случайный набор фактов, объектов, предметов и явлений [24,42].

При построении системы самостоятельных работ в качестве основных дидактических требований выдвинуты следующие:

1. Система самостоятельных работ должна способствовать решению основных дидактических задач — приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике.

2. Система должна удовлетворять основным принципам дидактики, и, прежде всего принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на высоком научном уровне.

3. Входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у учащихся разнообразных умений и навыков.

4. Последовательность выполнения домашних и классных самостоятельных работ логически вытекало из предыдущих и готовило почву для выполнения последующих. В этом случае между отдельными работами обеспечиваются не только «ближние», но и «дальние» связи. Успех решения этой задачи зависит не только от педагогического мастерства учителя, но и от того, как он понимает значение и место каждой отдельной работы в системе работ, в развитии познавательных способностей учащихся, их мышления и других качеств.

Однако одна система не определяет успеха работы учителя по формированию у учеников знаний, умений и навыков. Для этого нужно еще знать основные принципы, руководствуясь которыми можно обеспечить эффективность самостоятельных работ, а также методику руководства отдельными видами самостоятельных работ.

Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним их составных, органических элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически.

Только при этом условии у учащихся вырабатываются устойчивые умения и навыки в выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы в ее выполнении.

При отборе видов самостоятельной работы, при определении ее объема и содержания следует руководствоваться, как и во всем процессе обучения, основными принципами дидактики. Наиболее важное значение в этом деле имеют принцип доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей, принцип творческой активности, а также принцип дифференцированного подхода к учащимся. Применение этих принципов к руководству самостоятельной работой имеет следующие особенности:

1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у школьников интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача, и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению.

Недооценка указанного требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснением к учителю. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности учащихся в работе.

2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики — подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.

3. На первых уроках у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы (выполнение схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т.п.). В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы с учителем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске.

Самостоятельная работа, выполненная учащимися после показа приемов работы учителем, носит характер подражания. Она не развивает самостоятельности в подлинном смысле слова, но имеет важное значение для формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности, при которой учащиеся оказываются способными разрабатывать и применять свои методы решения задач учебного или производственного характера.

4. Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей учащихся.

5. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к учащимся.

Наблюдая за ходом работы класса в целом и отдельных учащихся, учитель должен вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым учащимся количество тренировочных упражнений можно свести до минимума. Другим дать значительно больше таких упражнений в различных вариациях, чтобы они усвоили новое правило или новый закон и научились самостоятельно применять его к решению учебных задач. Перевод такой группы учащихся на выполнение более сложных заданий должен быть своевременным. Здесь вредна излишняя торопливость, как и чрезмерно продолжительное «топтание на месте», не продвигающее учащихся вперед в познании нового, в овладении умениями и навыками.

6. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть.

7. Самостоятельные работы учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс. Только при этом условии у них будут вырабатываться твердые умения и навыки.

Результаты работы в этом деле оказываются более ощутимы, когда привитием навыков самостоятельной работы у школьников занимается весь коллектив учителей, на занятиях по всем предметам, в том числе на занятиях в учебных мастерских.

8. При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала, темпы продвижения учащихся вперед в познании нового.

9. При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю. Учитель продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы. Он обучает учащихся методам самоконтроля и осуществляет контроль за качеством, изучает индивидуальные особенности учащихся и учитывает их при организации самостоятельной работы.

Существуют определенные дидактические требования к организации самостоятельной работы учащихся, методические рекомендации, которыми мы пользуемся в своей практической деятельности.

Во – первых, при организации самостоятельной работы необходимо обеспечить накопление учащимися не только знаний, но и умений, способов организации своего труда. Во – вторых, при подборе и составлении заданий для самостоятельной работы мы учитываем, что они должны быть направлены не только на усвоение отдельных фактов, но и на решение проблем, не на простое запоминание, а на осмысление изученного материала.

В – третьих, учитываем то, чтобы уровень требований, предъявляемый учащимися, не был ниже уровня развития их способностей, уровня образованности. Задания для самостоятельной работы составляются с учетом индивидуальных способностей и возможностей учащихся. В – четвертых, считаем, что необходимы всегда четкие и конкретные указания об объеме, содержании, целях самостоятельной работы, способах и методике их выполнения. В – пятых, при отборе заданий для самостоятельной работы исходим непосредственно из темы и цели занятия, но учитываем всегда при этом общие цели обучения, необходимый конечный результат.

 

 

Самостоятельность в обучении математике

Особое место в активизации учения школьников отводится самостоятельной работе, самостоятельности в обучении.

Понятие самостоятельности изобилует множеством трактовок. Приведем наиболее распространенные из них.

Самостоятельность - это: черта личности, обеспечивающая выбор и реализацию определенного способа решения задачи (А.Н. Леонтьев); форма проявления жизнедеятельности личности (А.П. Пинкевич); условие продуктивных мыслительных процессов, свойство ума
(П.П. Блонский, Н.А. Менчинская); потребность и умение увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и решить ее своими силами, способность ориентироваться в новой ситуации (Д.Д. Богоявленская,
В.В. Давыдов) [12,93]; черта характера, определяющая тип отношений человека к деятельности (В.И. Селиванов, Л.М. Пименов); волевое действие, характеризующее умственную деятельность, признак активности личности, ее способности к познавательному поиску (А.Г. Ковалев, Г.И. Щукина) [50,111] и др.

Самостоятельность - качество личности, которое проявляется в психической деятельности человека. Самостоятельность в учебной деятельности выражается, прежде всего, в потребности и умении самостоятельно мыслить, в способности ориентироваться в н6овой ситуации, самому видеть вопрос, задачу и найти подход к ее решению. Самостоятельность школьника проявляется в анализе сложных учебных задач и выполнении их без посторонней помощи. Самостоятельность характеризуется известной критичностью ума ученика, способностью высказать свою точку зрения, независимо от суждения других.

Самостоятельность может быть правильно понята с позиций диалектического развития и как постоянно складывающееся и систематизирующееся качество.

Исследуя ранние формы становления самостоятельности у детей,
А.А. Люблинская [37] выделяет следующие ступени:

ü умение действовать самостоятельно в пределах обычной ситуации, в пределах обычных стереотипных действий;

ü умение применять выработанные привычки в новых условиях, но однородных с прежними;

ü умение применять выработанные привычки в новых условиях.

Автор отмечает, что по мере роста ребенка его активные действия приобретают все большее разнообразие и занимают ведущее место во всей его деятельности.

Однако самостоятельности присущ не только диалектический, но и относительно имманентный характер развития, который определяется условиями деятельности ученика и его индивидуальными особенностями. В одних обстоятельствах самостоятельность проявляется больше в подражательности. Это может иметь место чаще при изучении новой темы, при выполнении упражнений на только что сообщенный закон, правило и т.д. Такого рода деятельность предполагает простое копирование предложенных действий и носит репродуктивный характер, и направлена она в основном на образование умений и совершенствование их.

В других обстоятельствах в большей степени проявляется самостоятельность творческая. При этом ученики выполняют задание не по готовым образцам, а вносят в этот процесс что-то новое, пользуются более совершенными методами решения поставленных вопросов, высказывают собственные суждения, раскрывают новые стороны изучаемых явлений и т.д. Новизна в данном случае носит субъективный характер. Но ученик в данных условиях самостоятельно овладевает такими методами познавательной деятельности, которыми он не владел. В этом случае учебная репродуктивная деятельность приобретает творческий характер. Деятельность учащихся большей частью ограничивается программно - очерченным кругом знаний и сложившимися методами его изучения. Познавательная творческая деятельность, кроме того, предполагает раскрытие новых сторон изучаемых явлений, расширение и углубление знаний, применение наиболее совершенных методов изучения учебного материала.

Основное отличие познавательной творческой активности от репродуктивной состоит в активизации познавательных творческих способностей учащихся, в более глубоком проникновения в сущность изучаемых вопросов, в более высоком уровне самостоятельности учащихся, в новизне их суждений и выводов. Наиболее высокий уровень самостоятельности назовем творческим.

Вместе с тем следует заметить, что творческая самостоятельность вырастает из подражательности. Репродуктивная деятельность способствует развитию творческой деятельности учащихся. Творческая деятельность учащихся опирается на знания, умения, которые приобретены в репродуктивной деятельности. Творческая деятельность учащихся характеризуется проявлением высокого уровня самостоятельности в решении задач, в выполнении заданий.

При организации учебного процесса необходимо заботиться об условиях, способствующих развитию самостоятельности от простой подражательности до творческой каждого ученика в классе.

На различную степень самостоятельности в деятельности учащихся указывают в своих работах М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер,
А.Г. Ковалев, И.Т. Огородников, М.Н. Скаткин и др.

Самым высоким уровнем самостоятельности является творчество. Творчество - сложный вид человеческой деятельности, который захватывает все духовные силы человека, его ум, волю и т.д. Характерной чертой творческой деятельности является то, что она (деятельность) всегда направлена на созидание нового "... все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся в самом человеке" [40].

Творчество ученика, оригинальность его деятельности проявляется не столько в создании новых способов решения проблемы, сколько в своеобразном комбинировании уже известных приемов действия или в выявлении неизвестных приемов, используемых учеников в уже известных комбинациях действий для решения той или иной познавательной задачи.

На основании выше сказанного можно выделить основные черты, характеризующие творческую активность учащихся в процессе обучения:

ü Стремление к самостоятельности в учебной деятельности.

ü Заинтересованность в углублении и расширении материала, стремление использовать свой жизненный опыт и учебный опыт при усвоении новых понятий.

ü Заинтересованность в углублении и расширении изучаемого материала характеризует стремление к поиску. При этом у ученика могут возникать вопросы, ответы на которые он настойчиво ищет, испытывая эмоциональный подъем, радость удачи.

ü Умение выделять главное, существенное при изучении нового.

ü Критический подход к оценке изучаемых явлений, законов. Стремление обосновать высказываемое положение, использовать свой опыт для этого.

ü Умение осуществлять перенос ранее изученного в новые условия. Стремление к рациональным способам выполнения заданий.

Самостоятельность и активность тесно связаны со многими психическими свойствами человека, такими, как инициативность, воля, уверенность и др.

С самостоятельностью и активностью связана такая черта личности, как способность к критическому анализу полученных результатов, что очень важно в математике.

Высокий уровень активности и самостоятельности учащихся характеризуется развитыми потребностями у учащихся в познавательной деятельности, умением преодолевать возникающие трудности в обучении и достигать определенных успехов. Все эти качества формируются и развиваются в деятельности ученика часто под влиянием тех условий, в которых он находится.

Одним из важных факторов, влияющих на положительное отношение ученика к учебной деятельности, является радость усвоения от самостоятельно выполненной работы. Ученик испытывает удовлетворение, когда ему самостоятельно удается достигнуть цели, например, решить математическую задачу, правильно выполнить чертеж, правильно составить уравнение и т.д. Другим фактором активной деятельности является ее творческий характер. Детский возраст представляет богатые возможности для участия в посильном творческом процессе.

Чтобы организовать качественное обучение учащихся, нужно их заинтересовать.

 

§4. Классификация видов самостоятельной работы

Рассмотрим различные виды классификации самостоятельных работ:

I. В соответствии с уровнями самостоятельной деятельности различают:

воспроизводящие, реконструктивно-вариативные, эвристические, творческие.

1) Воспроизводящая самостоятельная работа. Данный тип самостоятельной работы учащегося направлен на то, чтобы внимательно прослушать (или рассмотреть), запомнить и воспроизвести определенную информацию. Такая работа осуществляется учащимися при изучении всех без исключения учебных дисциплин. Воспроизведение может быть дословным и неполным.

Воспроизводящая самостоятельная работа ученика включает в себя: решение типовых задач, примеров, выполнение различных упражнений по образцу и алгоритму с целью усовершенствования умений и навыков познавательного и практического характера; нахождение готовых ответов в тексте учебника и других источников; оформление всевозможных таблиц, схем; проведение наблюдений, лабораторных работ, изготовление отдельных предметов и их частей по образцу и инструкциям учителя; отбор и систематизацию учебного материала.

Этот тип работы выполняется по жесткой схеме путем последовательных указаний, на необходимость совершенствования строго определенных действий. Этот способ овладения знаниями, умениями и навыками позволяет усвоить материал в сравнительно короткий срок, но не обеспечивает обогащения опытом познавательной поисковой, творческой деятельности, развития творческих способностей у школьников.

2) Реконструктивно- вариативная самостоятельная работа. При данном типе работы ученики сталкиваются с необходимостью преобразований, реконструкций, обобщений, привлечения ранее приобретенных знаний и умений для решения задач, установление внутрипредметных и межпредметных связей.

Реконструктивно-вариативная самостоятельная работа подготавливает учащихся к решению только части задач, а также готовят ученика психологически и практически к поиску способов применения усвоенных знаний.

Задания такой самостоятельной работы указывают только на общий принцип решения, например "Решите графическое неравенство", "Решите задачу с помощью уравнения". К заданиям вариативного характера относятся и так называемые задачи на "сообразительность", задачи с "изюминкой", многие задачи на доказательство, а так же задачи, в которых необходимо создание новых алгоритмов для их решения.

3) Эвристическая самостоятельная работа. Выполнение этого типа работы направлено на разрешение проблемной ситуации, которую создает (организует) учитель по ходу урока. Обучающиеся решают не всю проблему, а отдельные проблемы. В результате такой организации, учащиеся приобретают опыт поисковой деятельности, овладевают элементами творчества, но не приобретают опыта проведения целостного исследования процесса и явления, не приобретают способности самостоятельно видеть и эффективно решать познавательно-практические значимые творческие задачи.

При эвристической самостоятельной деятельности применяют последовательность действий, которую поставил перед ним учитель. Учащиеся самостоятельно, путем проб и ошибок, приходят к разрешению проблемы. Большое внимание следует уделять работе, направленной на выработку умений видеть проблему, высказывать свои предложения о путях ее решения, самостоятельно строить доказательства, делать выводы из представленных фактов, строить план их проверки и т.п.
Эвристическая самостоятельная работа имеет свои достоинства и недостатки. Достоинства состоят в том, что она позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся, повысить их интерес, приводят к хорошему усвоению материала, развитию мышления, способностей учащихся.
Недостатки заключаются в следующем: она требуют больше, чем при сообщении готовых знаний, затраты времени; при этом типе особенно сильно сказываются индивидуальные различия учащихся: многие из них не успевают решать поставленные проблемы, отвечать на вопросы учителя; а он на уроке не имеет возможности ждать, пока все самостоятельно придут к нужному выводу.

4) Творческая самостоятельная работа. Этот тип работы учащихся предполагает высокий уровень самостоятельности. В ходе выполнения работы данного типа ученик обучается:раскрывать новые стороны изучаемых явлений, объектов, событий;высказывать собственные суждения, оценки на основе всестороннего анализа исходных данных решаемой задачи;самостоятельно разрабатывать тематику и методику опытной, экспериментальной работы;видеть и формулировать проблему в заданной ситуации, выдвигать гипотезы и обстоятельно разрабатывать планы их решения;применять знания в новых неожиданных ситуациях и т.д.

При творческой самостоятельной работе учащиеся получают возможность реализовать свой творческий потенциал, что стимулирует интерес к изучаемому предмету и повышает мотивацию.

II. В соответствии с возложенной на них задачей: обучающие и контролирующие.

1) Смысл обучающих самостоятельных работ заключается в самостоятельном выполнении школьниками данных учителем заданий в ходе объяснения нового материала. Цель таких работ развитие интереса к изучаемому материалу привлечение каждого ученика к тому, что объясняет учитель. Здесь сразу выясняется непонятое, выявляются сложные моменты, дают о себе знать пробелы в знаниях, которые мешают прочно усвоить изучаемый материал. Самостоятельные работы по формированию знаний проводятся на этапе подготовки к введению нового содержания, также при непосредственном введении нового содержания, при первичном закреплении знаний, т.е. сразу после объяснения нового, когда знания учащихся еще не прочны.

Учителю необходимо знать следующие особенности обучающих самостоятельных работ: их надо составлять в основном из заданий непродуктивного характера, проверять немедленно и не ставить за них плохих оценок.

Так как самостоятельные обучающие работы проводятся во время объяснения нового материала или сразу после объяснения, то их немедленная проверка дает учителю четкую картину того, что происходит на уроке, какова степень понимания учащимися нового материала, на самом раннем этапе его обучения. Цель этих работ - не контроль, а обучение, поэтомуим следует отводить много времени на уроке. К самостоятельным обучающим работам можно также отнести составление примеров на изученные свойства и правила.

2) Контролирующие самостоятельные работы. После того как материал хорошо усвоен и учащиеся без особых затруднений справляются с самостоятельными работами обучающего характера, необходимо проверить и оценить приобретенные ими знания. Контролирующие работы целесообразно проводить после логически завершенных циклов учебного материала, что дает возможность проверить степень усвоения материала учащимися в каждом из этих циклов.

III. В соответствии с формой проведения: устные и письменные;

1) Устная работа- это работа, которая проводится устно. Данный тип работы позволяет учителю сэкономить время, устно проверить, как учащиеся освоили материал (учитель при закреплении изученного материала может задать учащимся вопрос по теме и тем самым посмотреть, кто и в каком объеме освоил материал).

2) Письменная работа- это работа, которая проводиться письменно. С одной стороны, любая письменная работа – это форма учебно-методического воздействия на обучающегося, направленная на формирование у него практических навыков самостоятельной работы, способности логически оперировать ранее приобретенными профессиональными знаниями, умения творчески применять их на практике. С другой стороны, подготовка и написание учащимся той или иной работы, предусмотренной учебным планом школы, является формой контроля его знаний по определенной дисциплине или ее части, а также группе учебных дисциплин. В этом случае оценивается широта знаний обучающегося, глубина его профессиональных умений и навыков, но, в первую очередь, – умение творчески осмыслить, проанализировать теоретическую или практическую проблему и логически изложить ее.

IV. В зависимости от места проведения: классные, домашние;

1) Классная работа- это работа, которая проводится в классе под контролем учителя.

Самостоятельная работа в классе может проявляться в двух вариантах:

· все учащиеся выполняют одно общее задание;

· учащиеся выполняют разные задания, в зависимости от своих возможностей.

В случае затруднений учитель оказывает помощь, сообразно принципу индивидуализации процесса обучения.

2) Домашняя работа - это форма организации самостоятельного, индивидуального изучения школьниками учебного материала во внеучебное время. Выполнение домашних заданий помогает глубже понять учебный материал, способствует закреплению знаний, умений и навыков благодаря тому, что учащийся самостоятельно воспроизводит изученный на уроке материал и ему становится более ясно, что он знает, а чего не понимает.

V. По способу организации класса: коллективные, индивидуальные, групповые;

1) Коллективная работа, по утверждению Х.Й. Лийметса [25,66], возникает только на базе дифференцированной групповой работы. При этом она приобретает следующие признаки: класс осознает коллективную ответственность за данное учителем задание и получает за его выполнение соответствующую социальную оценку; организация выполнения задания осуществляется самим классом и отдельными группами под руководством учителя; действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности; есть взаимный контроль и ответственность каждого перед классом и группой.

В.К.Дьяченко [14,87], активный сторонник коллективного обучения, подчеркивает, что при общеклассной (фронтальной) работе исключается сотрудничество и товарищеская взаимопомощь, определение обязанностей и функций. Все ученики делают одно и то же, они не привлекаются к управлению, так как руководит учебным процессом только один учитель. Коллективное обучение, по его мнению, это такое обучение, при котором коллектив обучает и воспитывает каждого своего члена и каждый член активно участвует в обучении и воспитании своих товарищей по совместной учебной работе.

2) Индивидуальная работа учащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. По своей сущности оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых для всего класса или группы заданий. Однако если ученик выполняет самостоятельное задание, данное учителем с учетом учебных возможностей, то такую организационную форму обучения называют индивидуализированной. С этой целью могут применяться специально разработанные карточки. В том случае, если учитель уделяет внимание нескольким ученикам на уроке в то время, когда другие работают самостоятельно, то такую форму обучения называют индивидуализировано - групповой.

3) При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперировано - групповые и дифференцированно - групповые. Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся.

VI. По способу контроля: взаимопроверка, контроль учителя;

VII. По виду деятельности: работа с учебником и справочной литературой, решение упражнений, математические диктанты и сочинения, практические и лабораторные работы, тестовый опрос, опрос-эстафета, опрос-игра, «экспресс-диктант», подготовка докладов и рефератов.

§5. Виды заданий для самостоятельной работы

 

Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу, которая выполняется учащимися по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме (устный ответ, графическое построение, описание опытов, расчеты и т.д.) результат умственных и физических действий.

Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы.

Рассмотрим различные виды заданий, с которыми сталкиваются ученики при самостоятельной работе. В соответствие с формами познавательной деятельности учащихся выделим три типа заданий: репродуктивные, реконструктивные и вариативные [38].

Задания репродуктивного типа выполняются учащимися на основе образца или подробной инструкции, на основе известных формул и теорем.

К репродуктивным заданиям относятся задания на:

ü воспроизведение или непосредственное применение теорем, определений, свойств тех или иных математических объектов;

ü решение задач по известным формулам;

ü применение формул, если для их выполнения не требуется привлечения ранее изученного материала;

ü узнавание, распознавание различных объектов, свойств различных объектов.

Репродуктивные задания позволяют выработать основные умения и навыки, необходимые для изучения математики. При выполнении репродуктивных заданий деятельность учащихся протекает в форме простого воспроизведения изученного. Задания репродуктивного типа мало способствуют развитию мышления учащихся, однако они необходимы, так как такие задания создают базу для дальнейшего изучения математики и таким образом способствуют выполнению заданий более высокого уровня воспроизводящей деятельности.

Реконструктивные задания указывают только на общий принцип решения. Выполнение таких заданий, возможно, только после того, как ученик сам реконструирует их, соотнесёт с несколькими р



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.137 (0.103 с.)