Глава I. Теоретические основы формирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. Теоретические основы формирования



Содержание

    Стр.
  Введение …………………………………………………………  
Глава 1. Теоретические основы формирования самостоятельной работы учащихся………………………………………………...  
§1 Самостоятельная работа и её функции………………………….  
§2. Анализ проблемы исследования…………………………………  
2.1. Психолого-педагогические основы самостоятельной работы учащихся…………………………………………………………..  
2.2. Дидактические принципы организации самостоятельной работы учащихся …………………………………………………  
§3. Самостоятельность в обучении математике ……………………  
§4. Классификация видов самостоятельной работы………………..  
§5. Виды заданий для самостоятельной работы…………………….  
  Выводы по I главе………………………………………………...  
Глава 2. Методические аспекты организации самостоятельной работы учащихся...………………………………………………  
§1. Самостоятельная работа учащихся на уроках математики……  
1.1. Индивидуализация и дифференциация обучения при проведении самостоятельных работ …………………………….  
1.2.. Организация самостоятельной работы при изучении нового материала …………………………………………………………  
§2. Домашняя самостоятельная работа …………………………….  
§3. Организация самостоятельной работы на уроках алгебры…….  
§4. Содержание и анализ опытно-экспериментальной работы ……  
  Выводы по II главе ……………………………………………….  
  Заключение………………………………………………………..  
  Список литературы………………………………………………  
  Приложение……………………………………………………….  

Введение

Современная теория обучения и воспитания детей все больше и больше обращается к личности ребёнка, к тем внутренним процессам, которые вызываются у него деятельностью. Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе получения новых знаний.

Воплощение научных идей в школьную практику успешно осуществляется при условии, если педагог владеет умением включать всех учащихся в активную познавательную деятельность; обеспечивать встречное желание учиться и познавать. В настоящее время большое значение для активизации учебно-познавательной деятельности школьников, повышения интереса к предмету имеет правильно организованная самостоятельная работа. Организация самостоятельной работы, руководство ею - это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.

Проблеме активизации учебной деятельности школьников посвящено много работ педагогов, психологов и методистов. Она всесторонне изучена в работах Ю.К. Бабанского [5,96], В.В. Давыдова [12,32], Т.И. Шамовой [48.127], А.К. Маркова [26,48] и др. Различные подходы к активизации учебной деятельности выявлены в работах А.М.Матюшкина [28,324], Т.И. Шамовой [48,142] и др.

Как указывают многие авторы необходимо совершенствование процесса обучения путём целесообразной организации самостоятельной работы учащихся. Вопросам организации, планирования, активизации, стимулирования самостоятельной работы посвящены исследования А.К. Артемова [4], Ю.К. Бабанского [5,54], И.Я. Лернера [24,75], Т.И. Шамовой [48,95] и др.

Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая - в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.

Все вышеперечисленное и обусловило выбор темы исследования и ее актуальность.

Актуальность и проблема исследования определяется следующим противоречием: в процессе организации самостоятельной работы у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям; увлекшись, ребята не замечают, что учатся: они познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, в то же время, в массовой практике работы учителей математики организация самостоятельной работы в условиях формирования познавательного интереса не находит должного места на всех этапах ее организации, обычно она используется лишь в классной работе.

Цель исследования: Разработать систему самостоятельных работ для развития познавательной активности учащихся на уроках математики, в домашнем задании, творческой деятельности.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в основной школе.

Предмет исследования: организация самостоятельной работы, направленной на развитие познавательной активности учащихся, в процессе изучения темы «Формулы сокращенного умножения».

В ходе исследования была выдвинута гипотеза: если в процесс обучения математике систематически включать самостоятельную работу, направленную на развитие познавательной активности, то это позволит повысить качество обучения.

Цель и выдвинутая гипотеза определили задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по проблеме исследования.

2. Систематизировать и обобщить изученный материал.

3. Рассмотреть организацию самостоятельной работы как на уроках математики, так и во внеучебной деятельности.

4. Разработать систему самостоятельных работ при изучении формул сокращённого умножения в седьмом классе, направленных на развитие познавательной активности.

5. Экспериментально проверить эффективность разработанной системы в педагогической деятельности.

В процессе работы применялись следующие методы исследования:

1. Анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по данной проблеме.

2. Изучение и анализ опыта учителей математики.

3. Наблюдение за ходом обучения учащихся на уроках математики.

4. Педагогический эксперимент по внедрению самостоятельных работ, направленных на развитие познавательной активности на уроках алгебры во время педагогической деятельности.

Исследование проводилось поэтапно.

На первом этапе осуществлялись изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования. На втором этапе разрабатывались теоретические основы методики обучения учащихся через применение самостоятельных работ на уроках алгебры; проведен эксперимент в школе во время педагогической деятельности.

Практическая значимость выполненного исследования заключается в том, что представленная в нем система самостоятельных работ, направленных на развитие познавательной активности учащихся, может быть использована студентами или учителями в практике обучения.

Структура работы:

Выпускная квалификационная работа состоит из ведения, двух глав, заключения и списка литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, задачи и методы исследования, структура работы.

В первой главе рассмотрены теоретические основы формирования самостоятельной работы учащихся, проведена классификация видов самостоятельных работ, видов заданий для ее организации.

Во второй главе рассматриваются методические аспекты организации самостоятельной работы учащихся на примере темы «Формулы сокращенного умножения». В ней представлена система заданий для организации самостоятельной работы учащихся.

В заключении сделаны выводы о проделанной работе.

Общий объем 60 страниц машинописного текста, список литературы содержит 51 наименование.

 


Глава I. Теоретические основы формирования

самостоятельной работы учащихся

Самостоятельная работа и её функции

Анализ монографических работ, посвящённых проблеме организации самостоятельной работы школьников, П.И. Пидкасистого [32,188], И.А.Зимней [19,238], показал, что понятие самостоятельной работы трактуется неоднозначно:

Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий. [44]

Самостоятельная работа, на наш взгляд, наиболее полно определяется А.И. Зимней. По её определению самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания [19,264].

Во-первых, в данном определении принимаются во внимание психологические детерминанты самостоятельной работы: саморегуляция, самоактивация, самоорганизация, самоконтроль и т.д.

Рассмотрим, что же по-существу входит в понятие “самостоятельная деятельность”.

“Самостоятельность” – очень много аспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой - либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии. Самостоятельность – как характеристика деятельности учащегося в конкретной учебной ситуации представляет собой постоянно проявляемую способность достигать цель деятельности без посторонней помощи [33,31].

“Самодеятельность” – субъективная, собственно индивидуальная самоуправляемая деятельность, с личностно обусловленными компонентами: целью, ведущей потребностью, мотивацией и способами реализации.

Самоактивация ” – это субъективно соотнесённая внутренняя мотивация деятельности.

“Самоорганизация” – свойство личности мобилизовать себя, целеустремлённо, активно использовать все свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, рационально используя при этом время, силы, средства.

“Саморегуляция” – изначально психологическое обеспечение деятельности, в последующем развитии приобретающее личностный смысл, т.е. собственно психическое наполнение.

“Самоконтроль” – необходимый компонент самой деятельности, который осуществляет её исполнение на личностном уровне.

Во-вторых, акцентируется внимание на том, что самостоятельная работа связана с работой школьника в классе и является следствием правильной организации учебно-познавательной деятельности на уроке.

А.И. Зимняя [19,86] подчёркивает, что самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для учителя это означает чёткое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у школьников как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач. Но в целом это параллельно существующая занятость школьника по выбранной им из готовых программ или им самим выработанной программе усвоения какого-либо материала. [6]

В-третьих, самостоятельная работа рассматривается как высший тип учебной деятельности, требующий от учащегося достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, ответственности, и доставляющий ученику удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самосознания.

Эффективность учебного процесса познания определяется качеством преподавания и самостоятельной познавательной деятельностью учеников. Эти два понятия очень тесно связаны, но следует выделить самостоятельную работу как ведущую и активизирующую форму обучения в связи с рядом обстоятельств.

Во-первых, знания, навыки, умения, привычки, убеждения, духовность нельзя передавать от преподавателя к ученику так, как передаются материальные предметы. Каждый учащийся овладевает ими путём самостоятельного познавательного труда: прослушивание, осознавание устной информации, чтение, разбор и осмысление текстов, и критический анализ.

Во-вторых, процесс познания, направленный на выявление сущности и содержания изучаемого подчиняется строгим законам, определяющим последовательность познания: знакомство, восприятие, переработка, осознание, принятие. Нарушение последовательности приводит к поверхностным, неточным, неглубоким, непрочным знаниям, которые практически не могут реализоваться.

В-третьих, если человек живёт в состоянии наивысшего интеллектуального напряжения, то он непременно меняется, формируется как личность высокой культуры. Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только технику чтения, изучение книги, ведение записей, а прежде всего ума, потребность в самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти в глубь ещё не решённых проблем. В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности школьников, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции.

Из всего ранее сказанного видно, что самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

 

Самостоятельность в обучении математике

Особое место в активизации учения школьников отводится самостоятельной работе, самостоятельности в обучении.

Понятие самостоятельности изобилует множеством трактовок. Приведем наиболее распространенные из них.

Самостоятельность - это: черта личности, обеспечивающая выбор и реализацию определенного способа решения задачи (А.Н. Леонтьев); форма проявления жизнедеятельности личности (А.П. Пинкевич); условие продуктивных мыслительных процессов, свойство ума
(П.П. Блонский, Н.А. Менчинская); потребность и умение увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и решить ее своими силами, способность ориентироваться в новой ситуации (Д.Д. Богоявленская,
В.В. Давыдов) [12,93]; черта характера, определяющая тип отношений человека к деятельности (В.И. Селиванов, Л.М. Пименов); волевое действие, характеризующее умственную деятельность, признак активности личности, ее способности к познавательному поиску (А.Г. Ковалев, Г.И. Щукина) [50,111] и др.

Самостоятельность - качество личности, которое проявляется в психической деятельности человека. Самостоятельность в учебной деятельности выражается, прежде всего, в потребности и умении самостоятельно мыслить, в способности ориентироваться в н6овой ситуации, самому видеть вопрос, задачу и найти подход к ее решению. Самостоятельность школьника проявляется в анализе сложных учебных задач и выполнении их без посторонней помощи. Самостоятельность характеризуется известной критичностью ума ученика, способностью высказать свою точку зрения, независимо от суждения других.

Самостоятельность может быть правильно понята с позиций диалектического развития и как постоянно складывающееся и систематизирующееся качество.

Исследуя ранние формы становления самостоятельности у детей,
А.А. Люблинская [37] выделяет следующие ступени:

ü умение действовать самостоятельно в пределах обычной ситуации, в пределах обычных стереотипных действий;

ü умение применять выработанные привычки в новых условиях, но однородных с прежними;

ü умение применять выработанные привычки в новых условиях.

Автор отмечает, что по мере роста ребенка его активные действия приобретают все большее разнообразие и занимают ведущее место во всей его деятельности.

Однако самостоятельности присущ не только диалектический, но и относительно имманентный характер развития, который определяется условиями деятельности ученика и его индивидуальными особенностями. В одних обстоятельствах самостоятельность проявляется больше в подражательности. Это может иметь место чаще при изучении новой темы, при выполнении упражнений на только что сообщенный закон, правило и т.д. Такого рода деятельность предполагает простое копирование предложенных действий и носит репродуктивный характер, и направлена она в основном на образование умений и совершенствование их.

В других обстоятельствах в большей степени проявляется самостоятельность творческая. При этом ученики выполняют задание не по готовым образцам, а вносят в этот процесс что-то новое, пользуются более совершенными методами решения поставленных вопросов, высказывают собственные суждения, раскрывают новые стороны изучаемых явлений и т.д. Новизна в данном случае носит субъективный характер. Но ученик в данных условиях самостоятельно овладевает такими методами познавательной деятельности, которыми он не владел. В этом случае учебная репродуктивная деятельность приобретает творческий характер. Деятельность учащихся большей частью ограничивается программно - очерченным кругом знаний и сложившимися методами его изучения. Познавательная творческая деятельность, кроме того, предполагает раскрытие новых сторон изучаемых явлений, расширение и углубление знаний, применение наиболее совершенных методов изучения учебного материала.

Основное отличие познавательной творческой активности от репродуктивной состоит в активизации познавательных творческих способностей учащихся, в более глубоком проникновения в сущность изучаемых вопросов, в более высоком уровне самостоятельности учащихся, в новизне их суждений и выводов. Наиболее высокий уровень самостоятельности назовем творческим.

Вместе с тем следует заметить, что творческая самостоятельность вырастает из подражательности. Репродуктивная деятельность способствует развитию творческой деятельности учащихся. Творческая деятельность учащихся опирается на знания, умения, которые приобретены в репродуктивной деятельности. Творческая деятельность учащихся характеризуется проявлением высокого уровня самостоятельности в решении задач, в выполнении заданий.

При организации учебного процесса необходимо заботиться об условиях, способствующих развитию самостоятельности от простой подражательности до творческой каждого ученика в классе.

На различную степень самостоятельности в деятельности учащихся указывают в своих работах М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер,
А.Г. Ковалев, И.Т. Огородников, М.Н. Скаткин и др.

Самым высоким уровнем самостоятельности является творчество. Творчество - сложный вид человеческой деятельности, который захватывает все духовные силы человека, его ум, волю и т.д. Характерной чертой творческой деятельности является то, что она (деятельность) всегда направлена на созидание нового "... все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся в самом человеке" [40].

Творчество ученика, оригинальность его деятельности проявляется не столько в создании новых способов решения проблемы, сколько в своеобразном комбинировании уже известных приемов действия или в выявлении неизвестных приемов, используемых учеников в уже известных комбинациях действий для решения той или иной познавательной задачи.

На основании выше сказанного можно выделить основные черты, характеризующие творческую активность учащихся в процессе обучения:

ü Стремление к самостоятельности в учебной деятельности.

ü Заинтересованность в углублении и расширении материала, стремление использовать свой жизненный опыт и учебный опыт при усвоении новых понятий.

ü Заинтересованность в углублении и расширении изучаемого материала характеризует стремление к поиску. При этом у ученика могут возникать вопросы, ответы на которые он настойчиво ищет, испытывая эмоциональный подъем, радость удачи.

ü Умение выделять главное, существенное при изучении нового.

ü Критический подход к оценке изучаемых явлений, законов. Стремление обосновать высказываемое положение, использовать свой опыт для этого.

ü Умение осуществлять перенос ранее изученного в новые условия. Стремление к рациональным способам выполнения заданий.

Самостоятельность и активность тесно связаны со многими психическими свойствами человека, такими, как инициативность, воля, уверенность и др.

С самостоятельностью и активностью связана такая черта личности, как способность к критическому анализу полученных результатов, что очень важно в математике.

Высокий уровень активности и самостоятельности учащихся характеризуется развитыми потребностями у учащихся в познавательной деятельности, умением преодолевать возникающие трудности в обучении и достигать определенных успехов. Все эти качества формируются и развиваются в деятельности ученика часто под влиянием тех условий, в которых он находится.

Одним из важных факторов, влияющих на положительное отношение ученика к учебной деятельности, является радость усвоения от самостоятельно выполненной работы. Ученик испытывает удовлетворение, когда ему самостоятельно удается достигнуть цели, например, решить математическую задачу, правильно выполнить чертеж, правильно составить уравнение и т.д. Другим фактором активной деятельности является ее творческий характер. Детский возраст представляет богатые возможности для участия в посильном творческом процессе.

Чтобы организовать качественное обучение учащихся, нужно их заинтересовать.

 

§4. Классификация видов самостоятельной работы

Рассмотрим различные виды классификации самостоятельных работ:

I. В соответствии с уровнями самостоятельной деятельности различают:

воспроизводящие, реконструктивно-вариативные, эвристические, творческие.

1) Воспроизводящая самостоятельная работа. Данный тип самостоятельной работы учащегося направлен на то, чтобы внимательно прослушать (или рассмотреть), запомнить и воспроизвести определенную информацию. Такая работа осуществляется учащимися при изучении всех без исключения учебных дисциплин. Воспроизведение может быть дословным и неполным.

Воспроизводящая самостоятельная работа ученика включает в себя: решение типовых задач, примеров, выполнение различных упражнений по образцу и алгоритму с целью усовершенствования умений и навыков познавательного и практического характера; нахождение готовых ответов в тексте учебника и других источников; оформление всевозможных таблиц, схем; проведение наблюдений, лабораторных работ, изготовление отдельных предметов и их частей по образцу и инструкциям учителя; отбор и систематизацию учебного материала.

Этот тип работы выполняется по жесткой схеме путем последовательных указаний, на необходимость совершенствования строго определенных действий. Этот способ овладения знаниями, умениями и навыками позволяет усвоить материал в сравнительно короткий срок, но не обеспечивает обогащения опытом познавательной поисковой, творческой деятельности, развития творческих способностей у школьников.

2) Реконструктивно- вариативная самостоятельная работа. При данном типе работы ученики сталкиваются с необходимостью преобразований, реконструкций, обобщений, привлечения ранее приобретенных знаний и умений для решения задач, установление внутрипредметных и межпредметных связей.

Реконструктивно-вариативная самостоятельная работа подготавливает учащихся к решению только части задач, а также готовят ученика психологически и практически к поиску способов применения усвоенных знаний.

Задания такой самостоятельной работы указывают только на общий принцип решения, например "Решите графическое неравенство", "Решите задачу с помощью уравнения". К заданиям вариативного характера относятся и так называемые задачи на "сообразительность", задачи с "изюминкой", многие задачи на доказательство, а так же задачи, в которых необходимо создание новых алгоритмов для их решения.

3) Эвристическая самостоятельная работа. Выполнение этого типа работы направлено на разрешение проблемной ситуации, которую создает (организует) учитель по ходу урока. Обучающиеся решают не всю проблему, а отдельные проблемы. В результате такой организации, учащиеся приобретают опыт поисковой деятельности, овладевают элементами творчества, но не приобретают опыта проведения целостного исследования процесса и явления, не приобретают способности самостоятельно видеть и эффективно решать познавательно-практические значимые творческие задачи.

При эвристической самостоятельной деятельности применяют последовательность действий, которую поставил перед ним учитель. Учащиеся самостоятельно, путем проб и ошибок, приходят к разрешению проблемы. Большое внимание следует уделять работе, направленной на выработку умений видеть проблему, высказывать свои предложения о путях ее решения, самостоятельно строить доказательства, делать выводы из представленных фактов, строить план их проверки и т.п.
Эвристическая самостоятельная работа имеет свои достоинства и недостатки. Достоинства состоят в том, что она позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся, повысить их интерес, приводят к хорошему усвоению материала, развитию мышления, способностей учащихся.
Недостатки заключаются в следующем: она требуют больше, чем при сообщении готовых знаний, затраты времени; при этом типе особенно сильно сказываются индивидуальные различия учащихся: многие из них не успевают решать поставленные проблемы, отвечать на вопросы учителя; а он на уроке не имеет возможности ждать, пока все самостоятельно придут к нужному выводу.

4) Творческая самостоятельная работа. Этот тип работы учащихся предполагает высокий уровень самостоятельности. В ходе выполнения работы данного типа ученик обучается:раскрывать новые стороны изучаемых явлений, объектов, событий;высказывать собственные суждения, оценки на основе всестороннего анализа исходных данных решаемой задачи;самостоятельно разрабатывать тематику и методику опытной, экспериментальной работы;видеть и формулировать проблему в заданной ситуации, выдвигать гипотезы и обстоятельно разрабатывать планы их решения;применять знания в новых неожиданных ситуациях и т.д.

При творческой самостоятельной работе учащиеся получают возможность реализовать свой творческий потенциал, что стимулирует интерес к изучаемому предмету и повышает мотивацию.

II. В соответствии с возложенной на них задачей: обучающие и контролирующие.

1) Смысл обучающих самостоятельных работ заключается в самостоятельном выполнении школьниками данных учителем заданий в ходе объяснения нового материала. Цель таких работ развитие интереса к изучаемому материалу привлечение каждого ученика к тому, что объясняет учитель. Здесь сразу выясняется непонятое, выявляются сложные моменты, дают о себе знать пробелы в знаниях, которые мешают прочно усвоить изучаемый материал. Самостоятельные работы по формированию знаний проводятся на этапе подготовки к введению нового содержания, также при непосредственном введении нового содержания, при первичном закреплении знаний, т.е. сразу после объяснения нового, когда знания учащихся еще не прочны.

Учителю необходимо знать следующие особенности обучающих самостоятельных работ: их надо составлять в основном из заданий непродуктивного характера, проверять немедленно и не ставить за них плохих оценок.

Так как самостоятельные обучающие работы проводятся во время объяснения нового материала или сразу после объяснения, то их немедленная проверка дает учителю четкую картину того, что происходит на уроке, какова степень понимания учащимися нового материала, на самом раннем этапе его обучения. Цель этих работ - не контроль, а обучение, поэтомуим следует отводить много времени на уроке. К самостоятельным обучающим работам можно также отнести составление примеров на изученные свойства и правила.

2) Контролирующие самостоятельные работы. После того как материал хорошо усвоен и учащиеся без особых затруднений справляются с самостоятельными работами обучающего характера, необходимо проверить и оценить приобретенные ими знания. Контролирующие работы целесообразно проводить после логически завершенных циклов учебного материала, что дает возможность проверить степень усвоения материала учащимися в каждом из этих циклов.

III. В соответствии с формой проведения: устные и письменные;

1) Устная работа- это работа, которая проводится устно. Данный тип работы позволяет учителю сэкономить время, устно проверить, как учащиеся освоили материал (учитель при закреплении изученного материала может задать учащимся вопрос по теме и тем самым посмотреть, кто и в каком объеме освоил материал).

2) Письменная работа- это работа, которая проводиться письменно. С одной стороны, любая письменная работа – это форма учебно-методического воздействия на обучающегося, направленная на формирование у него практических навыков самостоятельной работы, способности логически оперировать ранее приобретенными профессиональными знаниями, умения творчески применять их на практике. С другой стороны, подготовка и написание учащимся той или иной работы, предусмотренной учебным планом школы, является формой контроля его знаний по определенной дисциплине или ее части, а также группе учебных дисциплин. В этом случае оценивается широта знаний обучающегося, глубина его профессиональных умений и навыков, но, в первую очередь, – умение творчески осмыслить, проанализировать теоретическую или практическую проблему и логически изложить ее.

IV. В зависимости от места проведения: классные, домашние;

1) Классная работа- это работа, которая проводится в классе под контролем учителя.

Самостоятельная работа в классе может проявляться в двух вариантах:

· все учащиеся выполняют одно общее задание;

· учащиеся выполняют разные задания, в зависимости от своих возможностей.

В случае затруднений учитель оказывает помощь, сообразно принципу индивидуализации процесса обучения.

2) Домашняя работа - это форма организации самостоятельного, индивидуального изучения школьниками учебного материала во внеучебное время. Выполнение домашних заданий помогает глубже понять учебный материал, способствует закреплению знаний, умений и навыков благодаря тому, что учащийся самостоятельно воспроизводит изученный на уроке материал и ему становится более ясно, что он знает, а чего не понимает.

V. По способу организации класса: коллективные, индивидуальные, групповые;

1) Коллективная работа, по утверждению Х.Й. Лийметса [25,66], возникает только на базе дифференцированной групповой работы. При этом она приобретает следующие признаки: класс осознает коллективную ответственность за данное учителем задание и получает за его выполнение соответствующую социальную оценку; организация выполнения задания осуществляется самим классом и отдельными группами под руководством учителя; действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности; есть взаимный контроль и ответственность каждого перед классом и группой.

В.К.Дьяченко [14,87], активный сторонник коллективного обучения, подчеркивает, что при общеклассной (фронтальной) работе исключается сотрудничество и товарищеская взаимопомощь, определение обязанностей и функций. Все ученики делают одно и то же, они не привлекаются к управлению, так как руководит учебным процессом только один учитель. Коллективное обучение, по его мнению, это такое обучение, при котором коллектив обучает и воспитывает каждого своего члена и каждый член активно участвует в обучении и воспитании своих товарищей по совместной учебной работе.

2) Индивидуальная работа учащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. По своей сущности оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых для всего класса или группы заданий. Однако если ученик выполняет самостоятельное задание, данное учителем с учетом учебных возможностей, то такую организационную форму обучения называют индивидуализированной. С этой целью могут применяться специально разработанные карточки. В том случае, если учитель уделяет внимание нескольким ученикам на уроке в то время, когда другие работают самостоятельно, то такую форму обучения называют индивидуализировано - групповой.

3) При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперировано - групповые и дифференцированно - групповые. Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся.

VI. По способу контроля: взаимопроверка, контроль учителя;

VII. По виду деятельности: работа с учебником и справочной литературой, решение упражнений, математические диктанты и сочинения, практические и лабораторные работы, тестовый опрос, опрос-эстафета, опрос-игра, «экспресс-диктант», подготовка докладов и рефератов.

§5. Виды заданий для самостоятельной работы

 

Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу, которая выполняется учащимися по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме (устный ответ, графическое построение, описание опытов, расчеты и т.д.) результат умственных и физических действий.

Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы.

Рассмотрим различные виды заданий, с которыми



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 1026; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.103 с.)