Основные линии психического развития личности. Развитие интеллекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные линии психического развития личности. Развитие интеллекта



 

Психическое развитие личности, как и его целостное личностное развитие, осуществляется одновременно по линиям:

Познавательной сферы (становление интеллекта, развитие механизмов познания);

• Психологической структуры и содержания деятельности (становление целей, мотивов и развитие их соотношения, освоение способов и средств деятельности);

• Развитие личности (направленности, ценностных ориентации, самосознания, самооценки, взаимодействия с социальной средой)

 

Развитие интеллекта трактуется в отечественной психологии в общем контексте теории развития высших психических функций ВПФ (Выготский). В теории подчеркивается социальная сущность человека и опосредованный характер его деятельности (ее знаковость).

Развитие ВПФ идет:

 

- от непосредственному к опосредованному;

- от общего нерасчлененного к дифференцированному, обобщенному (абстрактному) отражению действительности;

- от непроизвольного к произвольному.

В ходе интеллектуального развития ребенка происходят изменения и самих психических процессов. Они качественно меняются:

 

- от непроизвольных форм запоминания к произвольным;

 

- от наглядно-действенного мышления к отвлеченной и абстрактно-логической его форме, теоретическому мышлению.

 

Всякая психическая функция появляется на сцене дважды – сперва в социальном, потом – в психологическом, сперва между людьми, потом – внутри ребенка.

 

Уровни умственного развития (по Выготскому):

 

Уровень актуального развития – (наличный уровень подготовленности, характеризующийся уровнем интеллектуального развития, определяемым с помощью задач, которые ученик может выполнить самостоятельно).

 

Уровень ближайшего развития – достигается ребенком в сотрудничестве со взрослым, путем решения задач, находящихся в зоне его интеллектуальных возможностей.

 

Основный критерий развития интеллекта ребенка – умение самостоятельно, творчески решать задачи разного типа, переходя от репродуктивных задач к творческим. Существенным показателем развития ребенка, его сознания, является уровень рефлексии, т.е. степень осознания ребенком своих действий, самого себя, своего Я.

 

!(Это просто для прочтения)!Развитие интеллекта как усложняющейся структуры в онтогенезе, начиная с самого раннего этапа — установления сенсомоторного уровня интеллектуального развития ребенка (0-2),— исчерпывающе раскрыто Ж. Пиаже. Он исследовал интеллект, представляющий структуру мыслительной деятельности, на примере развития логического мышления ребенка. Изучение онтогенетического развития логики ребенка основывалось в теории Ж. Пиаже на следующем:

— интеллектуальное развитие стремится к равновесию, где последнее есть уравновешиваемая структура частей и целого;

— каждый уровень интеллектуального развития как приобретенный опыт оформляется в схемы действий;

— новые умственные структуры формируются на основе действия;

— соотношение между 1) функциями (динамическими процессами) как способами взаимодействия субъекта со средой: организацией и адаптацией, состоящей из равновесия ассимиляции и аккомодации, и 2) структурами как прижизненно складывающимися умственными системами «обеспечивает непрерывность, преемственность развития и его качественное своеобразие на каждой возрастной ступени».!(Это просто для прочтения)!

 

22. Двусторонее единство обучения - учения в образовательном проыессе. Общая характеристика и аспекты рассмотрения понятия учение.

В педагогической психологии обязательно различаются две взаимосвязанные стороны образовательного процесса: обучающая, воспитывающая и обучающаяся, т.е. обучение, осуществляемое педагогом, и научение (учение), осуществляемое учеником.

 

Обучение в наиболее употребительном смысле этого термина означает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества. Отметим, что с позиции обучающегося часто фиксируется его способность к присвоению этого опыта в термине «обучаемость» и результат этого процесса в термине «обученность». Человек, занимающий позицию обучающего,— педагог.

Деятельность обучения — это деятельность преподавателя, деятельность преподавания — педагогическая.

 

При рассмотрении этой деятельности возникает целый ряд психологических вопросов: что является содержанием обучения, как соотносятся программа обучения, его содержание и методы; как в обучении реализуется его основная цель — развитие личности обучающегося, как объединяются развитие, обучение, воспитание.

 

Согласно Л.С. Выготскому, психологическая проблема состоит в установлении внутренней структуры учебных предметов с точки зрения развития ребенка и изменения этой структуры вместе с методами школьного обучения.

Содержание и программа обучения:

Аспекты рассмотрения

Исходными для ответа на поставленные вопросы являются сле­дующие положения, сформулированные В.В. Давыдовым:

 

• учебно-воспитательный процесс осуществляется на основе усвоения содержания системы учебных предметов;

 

• каждый учебный предмет представляет собой своеобразную проекцию той или иной «высокой» формы общественного сознания (науки, искусства, нравственности, права) в плоскость усвоения;

 

• стержнем учебного предмета служит его программа, т.е. систематическое и иерархичеЁкое описание тех знаний и умений, которые подлежат усвоению;

 

• программа, фиксирующая содержание учебного предме­та, определяет методы преподавания, характер дидактических пособий, сроки обучения, проектирует тот тип мышления, который формируется у школьников при усвоении ими предлагаемого материала;

 

• содержание учебных предметов необходимо разрабатывать в соответствии с особенностями и структурой учебной деятельности

Если рассматривать проблему учения с т.з психологии- учение рассматривается как активность субъекта, как деятельность, как фактор психического развития. Учение проявляется и ведет к дальнейшим системным изменениям поведения человека. Особое значение с этой позиции придается информационной функции знаково-символических структур, смыслообразованию, изменениям в познавательных и мотивационных структурах.

 

Усвоение - центральное звено учебной деятельности обцчающихся

Усвоение является основным понятием всех теорий обучения.

1. Усвоение — это механизм, путь формирования человеком индивидуального опыта через приобретение, «присвоение», в терминах А.Н. Леонтьева, социо-культурного общественно-исторического опыта как совокупности знаний, значений, обобщенных способов действий (соответственно умений и навыков), нравственных норм, этических правил поведения.

2. усвоение — это сложная интеллектуальная деятельность человека, включающая все познавательные процессы (сенсорно-перцептивные, мнемологические), обеспечивающиеприем, смысловую обработку, сохранение и воспроизведение принятого материала.

3. усвоение — это результат учения, учебной деятельности.

Усвоение определяется как процесс приема, смысловой переработки, сохранения полученных знаний и применения их в новых ситуациях решения практических и теоретических задач, т.е. использования этих знаний в форме умения на основе этих знаний решать новые задачи. По определению С.Л. Рубинштейна, «процесс прочного усвоения знаний — центральная часть процесса обучения. Это психологически очень сложный процесс. Он никак не сводим к памяти или к прочности запоминания. В него включаются восприятие материала, его осмысливание, его запоминание и то овладение им, которое дает возможность свободно им пользоваться в различных ситуациях, по-разному им оперируя, и т.д.».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.009 с.)